Рефераты. Новации в процессе обучения иностранным языкам






технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для

конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность

дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой

информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более

высокую стоимость по сравнению с книгой.

2.1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы,

например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как

назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению,

особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна

следующая классификация:

• традиционные алгоритмические языки;

• инструментальные средства общего назначения;

• средства мультимедиа;

• гипертекстовые и гипермедиа средства;

Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных

групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM

совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и

имеющиеся в распоряжении университета.

ТРАДИЦИОННЫЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ

Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого

программирования:

• разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс,

структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);

• сложность модификации и сопровождения;

• большие затраты времени и трудоемкость;

• отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания

ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для

создания ЭУ пользователями, не являющимися квалифицированными

программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило,

обеспечивают следующие возможности:

• формирование структуры ЭУ;

• ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый

редактор);

• подготовка статической иллюстративной части (графический

редактор);

• подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и

анимационных фрагментов);

• подключение исполняемых модулей, реализованных с применением

других средств разработки и др. К достоинствам инструментальных средств

общего назначения следует отнести:

• возможность создания ЭУ лицами, которые не являются

квалифицированными программистами;

• существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;

• невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:

• далеко не дружественный интерфейс;

• меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами,

возможности;

• отсутствие возможности создания программ дистанционного

обучения.

В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис,

АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя

множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения

материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время

спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его

объема. Если информация была представлена визуально - около 1\3. При

комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось

до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе

изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи

информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии),

движущиеся изображения.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты.

Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя.

По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим

количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы

статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика

(рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные

рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй -

фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из

последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три

типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12

фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды

предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование

аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана

и количество цветов, а также объем информации.

Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов

информационных ресурсов является заметно больший информационный объем,

поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является

оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных

применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewriteable, DVD и

др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВА

Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при

котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие

привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь

не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от

линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом

выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут

использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику,

видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким

предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в

обращении. При необходимости такой учебник можно "выложить" на любом

сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны

неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.

В настоящее время существует множество различных гипертекстовых

форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

2.1.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ

При выборе средств необходима оценка наличия:

• аппаратных средств определенной конфигурации;

• сертифицированных программных систем;

• специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ,

необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем

памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и

гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на

большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие

аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

2.1.4.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

УЧЕБНИКА

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число

обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают

споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции

"вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление

учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована

и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом

новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию

в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для

живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого

места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых

лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,

должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с

движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,

чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными

перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой

информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может

быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной

области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые

трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для

пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным

учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их

не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб

времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной

съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является

основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

2.1.5.РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

1. обучение без проверки;

2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы

(параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов,

позволяющих определить степень усвоения материала;

3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний

с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного

материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно

использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так

как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое

время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило,

проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные

методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая,

что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование,

сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых

технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы

заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться, что

применение новых информационных технологий способствуют повышению

эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при

самостоятельной подготовке обучающегося.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью

необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки

в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели

изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и

реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ

включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию

структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их

понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного

мышления.

. В последние годы все мы стали свидетелями появления сначала

англоязычных, а затем и отечественных электронных энциклопедий,

предоставляющих пользователям принципиально новые "степени свободы" нежели

их традиционные, "бумажные" аналоги. Отсюда уже один шаг оставался до

попыток создать принципиально новые учебные пособия - электронные учебники.

В настоящее время, когда процесс создания таких учебников уже вышел за

рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные

попытки внедрить их в учебный процесс, и на этом пути уже накоплен

некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого

термина "электронный учебник" и его концепция, которую первопроходцы-

энтузиасты нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться.

Результат проделанной работы - электронный учебник, выполненный в

двух вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть

Internet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной

сети). Он обладает современным дизайном и соответствует эргономическим и

кинесиологическим требованиям к компьютерным средствам обучения.. Первое,

это возможность включать в них современные (в том числе мультимедийные)

способы представления информации, в виде обучающих программ, использующих,

в том числе средства анимации. Второе, возможность включать интерактивные

средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки, и

третье, при сегодняшнем сложном состоянии с учебниками, электронную версию

легко "сбросить" на дискету и пользоваться им на домашнем компьютере. Если

при этом учебник положить на сервер, то к нему может быть обеспечен

неограниченный доступ.

2.2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых

информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические

средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу

обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование

и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому

овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического

овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения,

которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё

творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность

учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные

педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная

методика, использование новых информационных технологий, Интернет -

ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении,

обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом

способностей детей, их уровня обученное™, склонностей и т.д.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках

иностранного языка включают:

изучение лексики;

отработку произношения;

обучение диалогической и монологической речи;

обучение письму;

отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная

сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и

учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:

страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и

журналов, необходимую литературу и т.д.

В настоящей работе поставлена цель: привести методику преподавания

английского языка в школе в соответствие с развитием современных

информационных технологий. На уроках английского языка с помощью Интернета

можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения

чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения

письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать

у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того,

работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для

расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и

контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах,

конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со

сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в

данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских

школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

2.2.1. Новые информационные технологии в обучении английскому языку

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия,

которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало

создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что

буквально означает "международная сеть" (англ, international net).

Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях

является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики,

так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса,

начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к

академическому уровню обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования,

безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой

эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом

его проявлении. Р. Вильяме и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе"

пишут: "Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при

использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в

приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.