носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «Циновка
Ягуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят
о том, что это животное было тотемом — амулетом удачи в племени.
Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства,
и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были
знаменитые пророки — Чиланы, которые умели рассчитывать время прихода
засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгах
имеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая из
которых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются не
только в книгах «Пророчества Ягуара» и в «Книге народов», но и у соседних
индейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год.
В «Книге народов» описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-
наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в
полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение — доставить «знаки
отличия» — когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким
испытаниям подвергался будущий правитель или жрец.
Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность к
нефриту. Наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской.
Пожалуй, ни один народ древней Америки не оставил такого количества изделий
из нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. Из него
изготавливались статуэтки (среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3
кг); маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита;
украшения — бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качестве
монет.
В классический период широкое распространение получают различного рода
нефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефными
изображениями человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей. Высота
одной из них — 20 см. На лицевой стороне бледно-зеленого нефрита изображен
торжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. На
обратной стороне вырезаны даты — приблизительно 320 г. н. э. Может быть,
такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобных
изделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится в
Национальном музее в Мексике.
Скульптура
Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным ее
материалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененное
известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда
изготавливались из разных пород дерева, в то время как статуи богов
делались исключительно из кедра, причем только когда разрешал жрец, и перед
началом работы постились. В середине 16 в. было уничтожено более Ь тыс.
деревянных идолов, которым поклонялись майя. Сохранившиеся единичные
деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и
техническом уровне мастеров. Деревянные скульптуры передавались по
наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались
останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались
тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями.
Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым:
стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов, возвеличивали
правителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение.
Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображениями правителя на
левой стороне и иероглифическими надписями на других. Плоские рельефы до 4
в. н. э. выполнены под сильным влиянием техники деревянной скульптуры:
пропорции фигур неточны, а позы статичны и безжизненны. Примерно с середины
4 в. в рельефах совершенствовались пропорции фигур, все реалистичнее
передавалось тело, тогда же появились более объемные рельефы с фигурами
анфас, постепенно превратившиеся в почти круглую скульптуру.
В VII-начале VIII в. (второй период) фигуры на плоских рельефах
получили естественные анатомические пропорции, более жизненной стала
передача движений. Усложнилась композиция: помимо фигуры правителя или
Бога, появляются второстепенные персонажи. В рельефе, тяготеющем к круглой
скульптуре, скованность фигуры была творчески переосмыслена: правитель
изображался в торжественной и величественной позе. К концу периода в
скульптуре различных городов появились стилистические различия, приведшие
поздней к возникновению местных « школ ».
Третий период (2-я половина VIII—IX в.) явился вершиной в развитии
скульптуры майя. В это время формировались школы Пьедрас-Не-грас, Яшчилана,
Паленке, Копана и Киригуа. Появились многофигурные композиции, часто
плоский рельеф свободно комбинировался с го--рельефом.
Скульптурная школа Пьедрас-Неграс замечательна живой естественностью
передачи фигур и их движений, мягкостью очертаний, умелым комбинированием
низкого и высокого рельефа, гармоничностью и уравновешенностью композиции.
Встречаются памятники и иных стилей, что свидетельствует о различных
художественных направлениях. До 687 г. красный цвет был единственным в
окраске скульптур. Позже в Пьедрас-Неграс появляются многоцветные окраски
стел.
Близка к ней скульптура школы Паленке, отмеченная тонкостью
моделировки, тщательной проработкой деталей. Игра низкого и высокого
рельефа, характерная для скульпторов Пьедрас-Неграс, не привлекала мастеров
Паленке — их рельефы менее выпуклы. Большое внимание уделяется деталям
костюмов божеств: сандалии, пышные головные уборы из перьев, расшитые
драгоценными камнями одежды, браслеты изображаются скульптором с величайшей
тщательностью, доходящей порой до педантизма. Рельефы школы Паленке оказали
большое художественное влияние на памятники искусства соседних с ним
городов.
Стела из Копана.
Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры, хотя
полностью не достигли этого. Для копанских памятников характерны грузные
стелы с горельефным (почти 3/4 полного объема) изображением правителя в
торжественной статичной позе. Внимание скульптора устремляется на
изображение лица, часто — на передачу деталей костюма, тело же
непропорционально коротко и тяжеловесно. Чрезмерное внимание к деталям,
излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными элементами
затрудняют восприятие копанской скульптуры. Именно из-за этих характерных
черт некоторые зарубежные исследователи сравнивают копанскую крупную
пластику с памятниками «цветущей» готики; в действительности отдельные
произведения копанской школы могут быть сопоставлены с лучшими
произведениями скульптуры Древнего Востока. Такова, например, статуя Бога
Кукурузы.
Стелы Киригуа отличаются от стел других школ совершенно иным
соотношением ширины и высоты. Так, одна из стел имеет высоту Ими весит 65
т. Отличается и форма стелы. Если в Ко-пане она приближается почти к
круглому столбу, то здесь четырехгранная форма чувствуется совершенно
определенно. Отдельные стелы по своим очертаниям напоминают памятники
Копана. На стелах Киригуа имеется целый ряд прекрасных портретов. Фигура
правителя почти неразличима из-за огромного количества украшений. Их
отделка, однако, не достигает той степени совершенства, которую можно
наблюдать на копанских памятниках.
Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые
скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они
изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из
Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура.
Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе.
Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов
разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие
рельефы Яшчилана кажутся «переводами» с дерева на камень.
Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых
статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти
изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией
образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники
крупной пластики. Центры их изготовления не совпадают с центрами
монументальной скульптуры. На острове Хайна (штат Кампече в Мексике),
известном лучшими образцами терракот, монументальная скульптура почти
отсутствует.
Чичен-Ица. Чичен-Ица.
Астрономическая башня Караколь. Фигура из Храма
Воинов.
Чичен-Ица — священная столица майя. Среди ее развалин Храм Ягуара,
названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов,
Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных Панелей, Храм Кукулькана,
Священный Колодец. Раскопки города завершились в 1936 г. В одном из храмов
найдена надпись с датой, соответствующая примерно 879 г. н. э. Город Чичен-
Ица пережил свой расцвет примерно в то же время, что и Копан, Тикаль,
Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собой
некоторый парадокс — больше половины здания города коренным образом
отличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов были
высечены десятки необычных мотивов — фигуры воинов в доспехах из стеганой
хлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер не
соответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд новых типов
построек. Одна из них — совершенно круглое здание, известное под названием
Караколь (улитка). Исследователи предполагают, что тут могла находиться
обсерватория. Другие постройки города имели длинные ряды колонн. А большой
открытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь же
необычны колонны по бокам дверных проемов и лестниц, украшенные
скульптурами змеев, а также длинные ряды настенных рельефов с изображениями
грифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся к
прыжку.
Чичен-Ица. Храм Воинов.
Статуя Чакмоола.
Недалеко от главной площади города находилось несколько каменных
мужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, так
называемых Чакмоолов — божеств, связанных с культом воды. На животе у них
высечены чашевидные углубления для жертвенной крови. Археологами сделан
вывод, что все эти «новшества» — неизгладимый след вторжения тольтекских
племен, которые захватили город примерно в X в. В священной книге майя «Чи-
лам-Балам» также даны подробные описания чужеземцев и столицы, которую они
основали в Чичен-Ице. Сообщается, что «ицы» пришли сначала из далекого
Толлана и что создателями этого города были тольтеки. Действительно,
археологами было обнаружено много общего между культурой Чичен-Ица и
городом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Туле
были найдены фигуры воинов, которые украшали и Чичен-Ицу. А на стенах
пирамид Тулы — фрески, до мельчайших деталей совпадающие с юкатанскими. Они
изображали ягуаров, стервятников, пожирающих человеческие сердца. Были в
Туле точные копии колонн Чи-чен-Ицы, у основания одной из пирамид — статуя
полулежащего на спине Чакмоола. Оба города разделяло 800 миль
труднопроходимых джунглей.
Любопытным памятником культуры майя был Священный Колодец, или Колодец
Жертв, в Чичен-Ице. Он был 20 м глубиной до воды, пласт воды достигал 10 м,
ширина колодца — 60 м. У индейцев существовала легенда, что тут приносились
в жертву самые красивые девушки. Жертвоприношения делались, когда возникала
крайняя надобность в дожде. Считалось, что девушки могут выпросить у богов
счастливый год, так как в колодце жил Бог Дождя. Из самых далеких уголков
страны ежегодно к колодцу шли паломники, чтобы бросить свои дары богу Чаку
— покровителю земледельцев. Главный храм в Чичен-Ице посвящен Богу Ветра
Кукулькану, одному из главных в пантеоне майя. Он изображался в виде
пернатого змея. Храм обращен фасадом к колодцу и соединен с ним особой
«Дорогой Жертв», выложенной каменными плитами. Испанские историки XVI в.
сообщают, что сам город к моменту их прихода был уже мертв, но
жертвоприношения людей продолжали осуществляться.
Чичен-Ица. Храм Кукулькана.
Поздней Э.Томпсон произвел раскопки этого места. Было найдено большое
количество украшений, скульптурных фигурок из драгоценных и полудрагоценных
материалов — нефрита, золота, останки людей, оленей, ягуаров, глиняные
чаши, топоры.
В одной из древних хроник XII в. сообщается, что мужчина по имени Хунак
Кеель, приносимый в жертву этому колодцу, спасся, после чего был избран
правителем города.
В XIX в. Чичен-Ица продолжал оставаться местом религиозного
паломничества индейцев.
Рисунки из древней рукописи майя «Чилам-Балам» не уступают по
художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый
материал для изучения культуры древних майя. Некоторые разделы рукописей
восходят к очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в
классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией,
охватывающей все стороны жизни индейцев.
С помощью этих рукописей жрецы ориентировались в ритуалах
многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками,
которые дают пояснения к тексту. Четыре цвета фона рисунков, видимо, имеют
отношение к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков — бог с
поднятыми руками (Ицамна) держит в руках раму с тканью и большую иглу с
ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон голубой. Бог с
головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон красный. Бог с головой
грифа сидит, подняв руку ладонью вверх, и т.п.
Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной
кисточки различными красками. Умерших жрецов хоронили с их рукописями. Сами
рукописи представляли собой длинные полосы бумаги, сложенные складками.
После завоевания территорий майя испанцами древнее письмо было полностью
утрачено.
К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя
жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и
дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами.
Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города
окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы,
разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее
густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались
поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет
дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а
позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя.
Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к
гибели культуры. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть
хозяйственно-экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими
ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается
загадкой для ученых до сих пор.
Майя сегодня
Индейцы, принадлежащие к лингвинистической группе майя, живут в
настоящее время на территории трех современных государств Центральной
Америки. Эта языковая семья разделяется на три главные ветви: майя, киче,
хуастекс-кая.
Современные майя в сельской местности сохраняют традиционную культуру.
Они занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на
плантациях кофе. Женщины нанимаются прислугой в городах. Развито
пчеловодство, птицеводство, животноводство — майя разводят коров, свиней,
лошадей, коз, ослов, в горах — овец. Сохраняются ремесла: гончарство,
вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах — узорное
ткачество на вертикальных ткацких ручных станках, производство украшений,
музыкальных инструментов, изделий из перьев, черепицы, лодок. Преобладает
прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой
пальмовыми листьями, часто беленное изнутри и снаружи. Пол земляной, покрыт
циновками. В доме имеются большой глиняный сосуд для воды, каменная
зернотерка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу очаг из трех камней с
глиняной сковородой.
Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят
узорные пояса, женщины — запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и
верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев,
креста, аграрная и поминальная обрядность, шаманство, колдовство,
знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранились
мифология, песни, легенды, сказки, танцы. Язык майя существовал до
запрещения его церковью в XVI в. Современные майя пользуются письменностью
на основе латинского алфавита
Литература:
1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.
2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-
сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.
3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.
4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4