Рефераты. Культура майя






носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «Циновка

Ягуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят

о том, что это животное было тотемом — амулетом удачи в племени.

Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства,

и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были

знаменитые пророки — Чиланы, которые умели рассчитывать время прихода

засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгах

имеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая из

которых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются не

только в книгах «Пророчества Ягуара» и в «Книге народов», но и у соседних

индейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год.

В «Книге народов» описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-

наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в

полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение — доставить «знаки

отличия» — когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким

испытаниям подвергался будущий правитель или жрец.

Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность к

нефриту. Наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской.

Пожалуй, ни один народ древней Америки не оставил такого количества изделий

из нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. Из него

изготавливались статуэтки (среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3

кг); маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита;

украшения — бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качестве

монет.

В классический период широкое распространение получают различного рода

нефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефными

изображениями человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей. Высота

одной из них — 20 см. На лицевой стороне бледно-зеленого нефрита изображен

торжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. На

обратной стороне вырезаны даты — приблизительно 320 г. н. э. Может быть,

такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобных

изделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится в

Национальном музее в Мексике.

Скульптура

Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным ее

материалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененное

известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда

изготавливались из разных пород дерева, в то время как статуи богов

делались исключительно из кедра, причем только когда разрешал жрец, и перед

началом работы постились. В середине 16 в. было уничтожено более Ь тыс.

деревянных идолов, которым поклонялись майя. Сохранившиеся единичные

деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и

техническом уровне мастеров. Деревянные скульптуры передавались по

наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались

останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались

тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями.

Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым:

стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов, возвеличивали

правителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение.

Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображениями правителя на

левой стороне и иероглифическими надписями на других. Плоские рельефы до 4

в. н. э. выполнены под сильным влиянием техники деревянной скульптуры:

пропорции фигур неточны, а позы статичны и безжизненны. Примерно с середины

4 в. в рельефах совершенствовались пропорции фигур, все реалистичнее

передавалось тело, тогда же появились более объемные рельефы с фигурами

анфас, постепенно превратившиеся в почти круглую скульптуру.

В VII-начале VIII в. (второй период) фигуры на плоских рельефах

получили естественные анатомические пропорции, более жизненной стала

передача движений. Усложнилась композиция: помимо фигуры правителя или

Бога, появляются второстепенные персонажи. В рельефе, тяготеющем к круглой

скульптуре, скованность фигуры была творчески переосмыслена: правитель

изображался в торжественной и величественной позе. К концу периода в

скульптуре различных городов появились стилистические различия, приведшие

поздней к возникновению местных « школ ».

Третий период (2-я половина VIII—IX в.) явился вершиной в развитии

скульптуры майя. В это время формировались школы Пьедрас-Не-грас, Яшчилана,

Паленке, Копана и Киригуа. Появились многофигурные композиции, часто

плоский рельеф свободно комбинировался с го--рельефом.

Скульптурная школа Пьедрас-Неграс замечательна живой естественностью

передачи фигур и их движений, мягкостью очертаний, умелым комбинированием

низкого и высокого рельефа, гармоничностью и уравновешенностью композиции.

Встречаются памятники и иных стилей, что свидетельствует о различных

художественных направлениях. До 687 г. красный цвет был единственным в

окраске скульптур. Позже в Пьедрас-Неграс появляются многоцветные окраски

стел.

Близка к ней скульптура школы Паленке, отмеченная тонкостью

моделировки, тщательной проработкой деталей. Игра низкого и высокого

рельефа, характерная для скульпторов Пьедрас-Неграс, не привлекала мастеров

Паленке — их рельефы менее выпуклы. Большое внимание уделяется деталям

костюмов божеств: сандалии, пышные головные уборы из перьев, расшитые

драгоценными камнями одежды, браслеты изображаются скульптором с величайшей

тщательностью, доходящей порой до педантизма. Рельефы школы Паленке оказали

большое художественное влияние на памятники искусства соседних с ним

городов.

Стела из Копана.

Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры, хотя

полностью не достигли этого. Для копанских памятников характерны грузные

стелы с горельефным (почти 3/4 полного объема) изображением правителя в

торжественной статичной позе. Внимание скульптора устремляется на

изображение лица, часто — на передачу деталей костюма, тело же

непропорционально коротко и тяжеловесно. Чрезмерное внимание к деталям,

излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными элементами

затрудняют восприятие копанской скульптуры. Именно из-за этих характерных

черт некоторые зарубежные исследователи сравнивают копанскую крупную

пластику с памятниками «цветущей» готики; в действительности отдельные

произведения копанской школы могут быть сопоставлены с лучшими

произведениями скульптуры Древнего Востока. Такова, например, статуя Бога

Кукурузы.

Стелы Киригуа отличаются от стел других школ совершенно иным

соотношением ширины и высоты. Так, одна из стел имеет высоту Ими весит 65

т. Отличается и форма стелы. Если в Ко-пане она приближается почти к

круглому столбу, то здесь четырехгранная форма чувствуется совершенно

определенно. Отдельные стелы по своим очертаниям напоминают памятники

Копана. На стелах Киригуа имеется целый ряд прекрасных портретов. Фигура

правителя почти неразличима из-за огромного количества украшений. Их

отделка, однако, не достигает той степени совершенства, которую можно

наблюдать на копанских памятниках.

Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые

скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они

изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из

Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура.

Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе.

Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов

разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие

рельефы Яшчилана кажутся «переводами» с дерева на камень.

Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых

статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти

изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией

образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники

крупной пластики. Центры их изготовления не совпадают с центрами

монументальной скульптуры. На острове Хайна (штат Кампече в Мексике),

известном лучшими образцами терракот, монументальная скульптура почти

отсутствует.

Чичен-Ица. Чичен-Ица.

Астрономическая башня Караколь. Фигура из Храма

Воинов.

Чичен-Ица — священная столица майя. Среди ее развалин Храм Ягуара,

названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов,

Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных Панелей, Храм Кукулькана,

Священный Колодец. Раскопки города завершились в 1936 г. В одном из храмов

найдена надпись с датой, соответствующая примерно 879 г. н. э. Город Чичен-

Ица пережил свой расцвет примерно в то же время, что и Копан, Тикаль,

Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собой

некоторый парадокс — больше половины здания города коренным образом

отличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов были

высечены десятки необычных мотивов — фигуры воинов в доспехах из стеганой

хлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер не

соответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд новых типов

построек. Одна из них — совершенно круглое здание, известное под названием

Караколь (улитка). Исследователи предполагают, что тут могла находиться

обсерватория. Другие постройки города имели длинные ряды колонн. А большой

открытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь же

необычны колонны по бокам дверных проемов и лестниц, украшенные

скульптурами змеев, а также длинные ряды настенных рельефов с изображениями

грифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся к

прыжку.

Чичен-Ица. Храм Воинов.

Статуя Чакмоола.

Недалеко от главной площади города находилось несколько каменных

мужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, так

называемых Чакмоолов — божеств, связанных с культом воды. На животе у них

высечены чашевидные углубления для жертвенной крови. Археологами сделан

вывод, что все эти «новшества» — неизгладимый след вторжения тольтекских

племен, которые захватили город примерно в X в. В священной книге майя «Чи-

лам-Балам» также даны подробные описания чужеземцев и столицы, которую они

основали в Чичен-Ице. Сообщается, что «ицы» пришли сначала из далекого

Толлана и что создателями этого города были тольтеки. Действительно,

археологами было обнаружено много общего между культурой Чичен-Ица и

городом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Туле

были найдены фигуры воинов, которые украшали и Чичен-Ицу. А на стенах

пирамид Тулы — фрески, до мельчайших деталей совпадающие с юкатанскими. Они

изображали ягуаров, стервятников, пожирающих человеческие сердца. Были в

Туле точные копии колонн Чи-чен-Ицы, у основания одной из пирамид — статуя

полулежащего на спине Чакмоола. Оба города разделяло 800 миль

труднопроходимых джунглей.

Любопытным памятником культуры майя был Священный Колодец, или Колодец

Жертв, в Чичен-Ице. Он был 20 м глубиной до воды, пласт воды достигал 10 м,

ширина колодца — 60 м. У индейцев существовала легенда, что тут приносились

в жертву самые красивые девушки. Жертвоприношения делались, когда возникала

крайняя надобность в дожде. Считалось, что девушки могут выпросить у богов

счастливый год, так как в колодце жил Бог Дождя. Из самых далеких уголков

страны ежегодно к колодцу шли паломники, чтобы бросить свои дары богу Чаку

— покровителю земледельцев. Главный храм в Чичен-Ице посвящен Богу Ветра

Кукулькану, одному из главных в пантеоне майя. Он изображался в виде

пернатого змея. Храм обращен фасадом к колодцу и соединен с ним особой

«Дорогой Жертв», выложенной каменными плитами. Испанские историки XVI в.

сообщают, что сам город к моменту их прихода был уже мертв, но

жертвоприношения людей продолжали осуществляться.

Чичен-Ица. Храм Кукулькана.

Поздней Э.Томпсон произвел раскопки этого места. Было найдено большое

количество украшений, скульптурных фигурок из драгоценных и полудрагоценных

материалов — нефрита, золота, останки людей, оленей, ягуаров, глиняные

чаши, топоры.

В одной из древних хроник XII в. сообщается, что мужчина по имени Хунак

Кеель, приносимый в жертву этому колодцу, спасся, после чего был избран

правителем города.

В XIX в. Чичен-Ица продолжал оставаться местом религиозного

паломничества индейцев.

Рисунки из древней рукописи майя «Чилам-Балам» не уступают по

художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый

материал для изучения культуры древних майя. Некоторые разделы рукописей

восходят к очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в

классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией,

охватывающей все стороны жизни индейцев.

С помощью этих рукописей жрецы ориентировались в ритуалах

многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками,

которые дают пояснения к тексту. Четыре цвета фона рисунков, видимо, имеют

отношение к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков — бог с

поднятыми руками (Ицамна) держит в руках раму с тканью и большую иглу с

ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон голубой. Бог с

головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон красный. Бог с головой

грифа сидит, подняв руку ладонью вверх, и т.п.

Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной

кисточки различными красками. Умерших жрецов хоронили с их рукописями. Сами

рукописи представляли собой длинные полосы бумаги, сложенные складками.

После завоевания территорий майя испанцами древнее письмо было полностью

утрачено.

К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя

жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и

дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами.

Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города

окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы,

разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее

густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались

поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет

дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а

позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя.

Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к

гибели культуры. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть

хозяйственно-экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими

ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается

загадкой для ученых до сих пор.

Майя сегодня

Индейцы, принадлежащие к лингвинистической группе майя, живут в

настоящее время на территории трех современных государств Центральной

Америки. Эта языковая семья разделяется на три главные ветви: майя, киче,

хуастекс-кая.

Современные майя в сельской местности сохраняют традиционную культуру.

Они занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на

плантациях кофе. Женщины нанимаются прислугой в городах. Развито

пчеловодство, птицеводство, животноводство — майя разводят коров, свиней,

лошадей, коз, ослов, в горах — овец. Сохраняются ремесла: гончарство,

вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах — узорное

ткачество на вертикальных ткацких ручных станках, производство украшений,

музыкальных инструментов, изделий из перьев, черепицы, лодок. Преобладает

прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой

пальмовыми листьями, часто беленное изнутри и снаружи. Пол земляной, покрыт

циновками. В доме имеются большой глиняный сосуд для воды, каменная

зернотерка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу очаг из трех камней с

глиняной сковородой.

Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят

узорные пояса, женщины — запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и

верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев,

креста, аграрная и поминальная обрядность, шаманство, колдовство,

знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранились

мифология, песни, легенды, сказки, танцы. Язык майя существовал до

запрещения его церковью в XVI в. Современные майя пользуются письменностью

на основе латинского алфавита

Литература:

1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-

сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.

3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.

4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.