Рефераты. Сальвадор Дали






сжимается шишковатой рукой. Публику в самом деле больше ужаснул реализм

Дали, чем символические абстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали

удалось найти сильный образ, выражающий ужасы войны, символизируемые

простыми вареными бобами,- едой бедных. К тому же позади скрюченной руки на

переднем плане мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру простого

человека, изображенного художником и в "Химике Ампурдана в поисках

абсолютно ничего" как символ нигилизма современной жизни.

Хотя Дали часто выражал мысль о том, что события мировой жизни, такие

как войны, мало касались мира искусства, его сильно волновали события в

Испании. Свои непроходящие страхи он выразил в "Осеннем каннибализме"

(1936), где переплетенные пальцы едят друг друга. Ужас художника смягчен

здесь привычным пейзажем Кадакеса на втором плане как выражение мысли о

том, что такие события, даже гражданская война, преходящи, а жизнь все

равно продолжается.

Комментарий Дали гражданской войны в Испании был назван просто

"Испания". Картина была написана в 1938 году, когда война достигла

кульминационного момента. На этой двусмысленной, параноидально -

критической работе изображена фигура женщины, опирающейся локтем на комод с

одним открытым ящиком, из которого висит кусок красной ткани. Верхняя часть

тела женщины соткана из маленьких фигурок, большая часть которых - в

воинственных позах, напоминая о группах Леонардо да Винчи. На втором плане

изображена пустынная песчаная равнина.

Многие друзья Дали стали жертвами гражданской войны на его родине. По

привычке он старался не думать о плохом. Одним из способов забыть была

анестезия разума, для которой идеально подходил сон. Это отражено в картине

"Сон" (1937), где художник создал один из самых сильных образов. Голова без

туловища покоится на непрочных подпорках, которые могут обломиться в любой

момент. В левом углу картины изображена собака, которую тоже поддерживает

подпорка. Справа вырастает деревня, похожая на одну из деревень побережья

Коста Брава. Остальное пространство картины, кроме далекой маленькой

рыбацкой лодки, пусто, символизируя беспокойство художника.

В другой группе картин, где проявилось беспокойство Дали по поводу явно

приближающейся мировой войны, использовалась телефонная тема. В "Загадке

Гитлера" (около 1939) изображены телефон и зонтик на пустынном пляже.

Картина намекает на неудачную встречу премьер-министра Великобритании

Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером. Как в "Возвышенном моменте", так и

в "Горном озере", написанных в 1938 году, художник использовал (кроме

телефона) изображение костыля, типичный для Дали символ дурных

предчувствий.

Во время гражданской войны в Испании Дали и Гала посетили Италию, чтобы

посмотреть работы художников эпохи Возрождения, которыми Дали больше всего

восхищался. Они также побывали на Сицилии. Это путешествие вдохновило

художника написать "Африканские впечатления" (1938). Семейная пара

вернулась во Францию, где ходили слухи о скорой войне в Европе, и нашла

время, чтобы еще раз побывать в Соединенных Штатах в первой половине 1939

года.

Неумолимо надвигающийся ужас тревожил Дали. Сразу же после начала войны

в сентябре 1939 он оставил Париж и отправился в Аркашон, что на морском

побережье южнее Бордо. Отсюда Гала и он перебрались в Лиссабон, где среди

бегущих от войны они встретили знаменитого дизайнера Эльзу Скьяпарелли, для

которой он уже разрабатывал платья и шляпы, и кинорежиссера Рене Клера.

Анаграмма "Авида Долларз" была сделана в 1941 году из имени Сальвадора Дали

Андре Бретоном как насмешка над суетой Дали по поводу зарабатывания денег.

Но в ней скрывалось что-то, гораздо большее, чем укол зависти, вызванной

растущим успехом Дали, взлет которого начался в 1936 году, и удивительно

теплым приемом, оказанным художнику в Соединенных Штатах как богатыми

меценатами, так и простыми зрителями,

В художественных кругах Европы Дали не считали серьезным претендентом

на корону эстета, так как он был погружен в экзотерические теории

искусства. Но в США, где искусство еще руководствовалось традиционными

установками и за традиционным европейским искусством охотились миллионеры и

короли бизнеса, Дали встречали с энтузиазмом. Его картины, хоть и с

загадочным содержанием, были доступны для визуального восприятия, так как

на них были изображены понятные предметы, поэтому эта импульсивная

личность, всюду отталкиваемая и всех раздражающая в Европе, была принята в

Соединенных Штатах, которые гордились своими откровенными,

твердохарактерными, всеобъемлющими персоналиями и шоуменами.

АМЕРИКАНСКИЕ МЕЧТЫ

Дали и Гала нехотя покинули Европу, но вскоре удобно устроились в

Фридриксбурге, штат Вирджиния, в Хэмтон Мэнор, в доме Карее Кросби,

авангардного издателя. Здесь Гала начала вить для Дали уютное гнездышко,

реквизировав библиотеку и заказав необходимые для живописи принадлежности

из близлежащего города Ричмонда. За ее хлопотами наблюдала и позже

вспоминала присутствовавшая там писательница Анаис Нин.

Спустя год Дали и Гала переехали с миссис Кросби через Соединенные

Штаты в Монтерей, неподалеку от Сан-Франциско, штат Калифорния. Дом в этом

городе стал их основным прибежищем, хоть они и жили подолгу в Нью-Йорке,

купаясь в роскоши. За восемь лет, проведенных Галой и Дали в Америке, Дали

нажил состояние. При этом, как утверждают некоторые критики, он поплатился

своей репутацией художника.

В мире художественной интеллигенции репутация Дали всегда была

невысокой. Он не только вел себя вызывающе, что приносило ему какие-то

рекламные дивиденды, но рассматривалось любителями искусства как простое

кривляние для привлечения внимания к своим работам. Он еще и не работал в

существующих в искусстве направлениях. Если брать шире, то большинство

художников и любителей видели искусство того времени как поиск нового

языка, при помощи которого нашли бы свое выражение современное общество и

все новые идеи, которые в нем рождаются. Старая техника, как в литературе,

так и в музыке или пластических видах искусства, по их мнению, не подходила

для двадцатого века.

Многим казалось, что традиционный стиль письма Дали не сочетался с

работой по поиску нового языка живописи, отразившейся на картинах таких

мастеров двадцатого века как Никассо и Матисс. Однако у Дали были

последователи из числа европейских любителей искусства, особенно тех, кто

интересовался движением сюрреалистов, кто видел в его работах уникальный

способ выражения скрытых частей духа человека.

АМЕРИКАНСКИЕ ИНЦИДЕНТЫ

Дали во время своего пребывания в Америке участвовал в многочисленных

коммерческих проектах: в театре, балете, в области ювелирных украшений,

моде и даже издавал газету в целях саморекламы (вышло всего два номера).

Так как со временем число проектов росло, он казался скорее массовиком-

затейником, чем серьезным художником, занятым исследованием выразительных

средств. Хоть популярность его и росла, Дали начал терять, по крайней мере

в Европе, поддержку художественных критиков и историков, от которых

зависела репутация художника на протяжении его жизни.

Из своей тихой гавани в Вирджинии, а затем в Калифорнии, Дали начал

триумфальное покорение мира искусства нового континента. Американские

друзья были готовы и дальше помогать художнику в его карьере. Одним из

первых его заказов стало оформление павильона "Мечта Венеры" на

Международной нью-йоркской выставке в 1939 году. Дали планировал построить

бассейн внутри павильона, в который он намеревался поместить русалок. На

фасаде же он хотел изобразить фигуру Венеры в стиле Боттичелли, но с

головой трески или подобной рыбы. Дирекция выставки не утвердила эти планы,

и павильон не был сооружен, но у Дали появилась возможность опубликовать

свой первый американский манифест: "Декларация независимости воображения и

прав человека на собственное сумасшествие".

Случай с Бонуитом Тэллером произошел до инцидента с Международной

выставкой. Дали заказали оформление витрин универмага Бонуита Тэллера в Нью-

Йорке. Дали выполнил этот заказ в своем неподражаемом экстравагантном

стиле, выставив черную атласную ванну и навес из головы буйвола с

окровавленным голубем в зубах. Эта композиция привлекла столько публики,

что было невозможно пройти по тротуарам Пятой авеню. Администрация закрыла

композицию. Это так расстроило Дали, что он перевернул ванну, разбив при

этом зеркальное стекло окна, и вышел через него на улицу, где его

арестовала нью-йоркская полиция.

Дали вынесли приговор с отсрочкой исполнения. Это привлекло столько

внимания к его личности, что следующая его выставка в нью - йоркской

галерее пользовалась безумным успехом. Такие случаи, иногда шокирующие,

создали хорошую рекламу Дали среди обычной публики, которая видела в

художнике воплощение свободы личности, которой так гордились Соединенные

Штаты и которую, как он заявлял, можно найти только в Америке (то есть не в

Европе).

Когда некоторые журналисты усомнились во вменяемости Дали и

целесообразности его кривляний, он принял вызов. Отвечая на статью в "Арт

Дайджест", интересующуюся, просто ли он сумасшедший или обычный удачливый

бизнесмен, художник ответил, что не знает сам, где начинается глубокий,

философствующий Дали и где заканчивается сумасшедший и абсурдный Дали.

МИР РАБОТЫ

Все это было частью духа Нового Света того времени и сделало из Дали

пользующийся спросом товар вне поля деятельности дилеров и художественных

галерей. Он уже разрабатывал модели для Эльзы Скьяпарелли. Теперь же он

начал изобретать более фантастические предметы моды, которые попадали на

страницы "Вог" и "Харперз базар" и завоевывали ему популярность среди

богатой и изысканной публики. Маркиз де Куэвас, основатель балета Монте-

Карло, тоже ввел Дали в свой мир, заказав оформление сцены для "Вакханалии"

с костюмами от Коко Шанель. Другими заказами на оформление сцены для балета

от Маркиза де Куэваса были "Лабиринт" (1941) с постановкой хореографии

Леонидом Массином, "Сентиментальный разговор, Китайское кафе" и

"Разрушенный мост" (1944).

В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где

художник создал свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис

Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также

работал над дизайном ее квартиры), миссис Лютер Грин.

К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с

энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел

царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад

кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую

последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945

году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как

учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев,

поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник

начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению,

не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по

сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году.

Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой,

постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам

Америки как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобы

написать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второй

мировой войны.

БЕСПОКОЙСТВО И СОБЛАЗНЕНИЕ

Тем временем за картины Дали выкладывали крупные суммы. Их популярность

объяснялась отчасти тем, что они выглядели как работы старых мастеров,

старательно и на совесть сделанные. Важно было и то, что их написал

человек, хоть иногда и эксцентричный во время своего появления на публике,

но симпатичный, воспитанный, хорошо одетый и скорее всего не революционер и

не коммунист.

Такая значительная работа Дали как "Рынок рабов с исчезающим бюстом

Вольтера", написанная в 1940 году, была наполнена отголосками последних

европейских картин. Картина похожа на сцену с полуобнаженной Галой в левом

нижнем углу. Она смотрит на группу персонажей на фоне разрушенного здания.

Среди фигур выделяются две женщины в голландских платьях, которые,

благодаря великолепному умению художника создавать двойственные образы,

являются также бюстом Вольтера работы скульптора Гудона. Позади них

изображенные в темных тонах рабы, о которых и говорится в названии картины.

Они свидетельствуют о настроении Дали, Полного вольтеровского самосомнения,

до того как влияние Галы придало ему свободу и уверенность в себе.

Другая картина, свидетельствующая о том, что Дали не чувствовал себя

совершенно свободно вдали от привычного ландшафта Коста Брава, называется

"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения". На

этой картине, написанной в 1944 году, Дали изобразил Галу лежащей на

каменной плите. Работа напоминает портреты его сестры Анны-Марии,

написанные в Кадакесе. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба.

Все это - типичный для Дали кошмар. Вся картина кажется немного

легковесной, как рекламная графика.

Картина наводит на мысль о том, что Дали временно потерял связь с

подсознательным слоем своего вдохновения. Однако вскоре она была

восстановлена, когда художник принял участие в конкурсе на лучшую картину

для фильма "Бель Ами" (примечание переводчика: "бель ами" - на французском

означает "милый друг"), организованном Лоев Левин Студи-ос. Предметом

картины должно было быть искушение святого Антония. И хотя в конкурсе

победил Макс Эрнст, у художника появились новые идеи, отразившиеся в новой

серии картин.

В "Искушении святого Антония" (1946) Дали поместил святого в левый

нижний угол. Над ним плывет цепочка слонов, возглавляемая лошадью. Их

длинные, болтающиеся, похожие на ходули ноги делают их похожими на

воздушные шарики. Слоны несут на спинах храмы с обнаженными телами. Видимо,

художник хочет сказать, что искушения находятся между небом и землей.

Теперь значение не так трудно понять, ведь для Дали секс был сродни

мистике. Еще один ключ к пониманию картины лежит в благочинном появлении на

облаке испанского Эль Эскориаля, здания, которое для Дали символизировало

закон и порядок, достигаемый через слитие духовного и светского. Таким

образом, "Искушение святого Антония" является ключом, открывающим космос

Дали, так как эта картина подтверждает растущий интерес художника к миру

духовности и материи. Корни этого дуализма лежат в семейном воспитании Дали

в провинциальном Фигерасе.

АБСОЛЮТНОЕ ВИДЕНИЕ

Новое видение мира, как утверждал Дали, родилось во вспышке

просветления, явившейся еще одним последствием, кроме грохота и

радиоактивного свечения, взрыва атомной бомбы над Хиросимой 6 августа 1945

года. Дали искал мистический ответ в черных тучах, поднятых взрывом.

Абсолютное видение значения всего этого должно быть даровано, как он

считал, Божьей милостью и милостью правды. Идея Божьей милости была

взращена в нем еще в детстве во время религиозного воспитания. Что же

касается милости правды, то художник рассчитывал найти ее в открытиях

современной физики.

Хоть представления Дали о жизни, Боге и современной науке начали

созревать в мозгу художника еще в Соединенных Штатах и стали проявляться в

его работах того периода, они окончательно созрели и стали приносить плоды

лишь после возвращения на родину в Кадакес в 1948 году.

Дали был настолько потрясен атомной бомбой, что написал целую серию картин,

посвященных атому. Первой из этой серии была "Три сфинкса атолла Бикини",

созданная в 1947 г. "Сфинксы" - это три грибовидных тела, похожих на

грибовидное облако, образующееся после взрыва этого оружия массового

уничтожения. Первый гриб на переднем плане вырастает из шеи женщины, как

облако волос, второй -появляется в центре и похож на листву дерева, третье,

самое отдаленное, облако встает из-за пейзажа Кадакеса.

МОЗГ МИСТИКА

Это была первая работа из серии картин и рисунков, с ними Дали

обратился к разрушительному послевоенному миру, на который художник смотрел

с беспокойством и который подтолкнул его к мистическому подходу в работе.

Это была одна из сторон личности Дали, проявившаяся еще в "Искушении

святого Антония".

После окончания войны в 1945 году Дали решил остаться в Соединенных

Штатах, где он готовился к своему художественному возрождению. Теперь он

был как никогда уверен, что художники периода Возрождения были правы, рисуя

на религиозные темы, причем так, как они это делали. Он объявил войну

академическому стилю письма, предпочитаемому традиционными салонами,

африканскому искусству, которое оказало глубокое влияние на такие важные

фигуры в европейском искусстве, как Модильяни, Пикассо и Матисс, и

декоративному плагиату художников, ставших абстракционистами потому, что им

на самом деле нечего было сказать. Дали заявил, что собирается возродить

испанский мистицизм и показать единство Вселенной, изобразив духовность

материи.

Одной из первых картин, несущих его новое видение мира, стала

"Дематериализация возле носа Нерона" (1947). На ней изображен рассеченный

куб под аркой, в изгибе которой плавает бюст Нерона. Рассечение

символизирует расщепление атома. Дали стал постоянно пользоваться этим

приемом.

Вскоре после возвращения в Испанию Дали начал работу над двумя

заказами. Для Питэра Брука, английского театрального режиссера, который

ставил "Саломею" Штрауса, и для Лукино Висконти, итальянского

кинорежиссера, делающего новую версию шекспировского "Как вам это

нравится". Он также работал над эскизами к "Мадонне Порт Лигат", где Гала

изображалась в виде Мадонны. Однако прежде всего он завершил другую свою

важную работу с изображением Галы: "Леда Атомика" (1949), эскизы к которой

начал делать еще с 1947 года. Кроме того, остался незаконченным вариант

этой картины, начатый в 1948 году.

В "Леде Атомике" обнаженная Гала парит на пьедестале. Позади нее

распростерты крылья лебедя. Под пьедесталом и вокруг него парят невесомые

предметы. На втором плане видны утесы Кадакеса. Миф о Леде был очень важен

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.