Рефераты. Художественная культура Древнего Египта






следующее, как гласит надпись: «Я привязан к богу моей любовью, я накормил

голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил

бесприютного». Эти слова, в которых выражено стремление к высшему

нравственному совершенству, являются на этом памятнике не случайным

единичным явлением, говорит Мариэтт, а

встречаются весьма часто на надгробных памятниках, так что их можно считать

обычной повседневной молитвой. Бог Тот изображался всегда в сценах суда над

душами и встречается очень часто на надгробных памятниках. Он часто

изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда,

впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня

правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она

является такою же

ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями, помощниками

далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро

и зло, содеянное этой душой, и бог Тот записывал решение, а Осирис выносил

приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была

воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и

священная лодка отвозила эту душу уже к образе животного на землю среди

живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие,

потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или

утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле. Хотя

Осирис, Исида и Гор - главные египетские боги, но Мемфис и Фивы, бывшие

долгое время столицами двух отдельных царств, имели особенных богов,

которые потом смешались и соединились в египетской мифологии. Птах был

главным богом Мемфиса; он обыкновенно изображался в виде мумии с обритой

головой. Он назывался богом «с красивым лицом, богом, придающим новую жизнь

или новые формы». Птах есть то божество, которое снабдило бога Ра,

сотворившего

Вселенную, всеми элементами, из которых составился мир. Он часто

изображается с символом воскресения на голове - это скарабей, или навозный

жук, - и попирает ногами крокодила, символ мрака. Амон является высшим

божеством Фив; греки отождествляли его с Юпитером. Он главный деятель в

природе и главная причина, заставляющая природу вечно возобновляться. Так

как для Египта высшее проявление могущества этого бога заключалось в

размножении стад, то Амон чаще всего изображался в виде барана, и вот

почему в Фивах к храмам, посвященным этому богу, вели дорожки, украшенные

по обеим сторонам бараньими головами. Это животное было ему посвящено и -

чаще всего приносилось ему в жертву. Когда Амон олицетворял живительную

теплоту солнца, он назывался Амон-Ра. Его супруга - богиня Мут - называлась

царицей неба и владычицей ночи, она же была матерью восходящего солнца.

Обычная одежда Амона - короткая туника, подпоясанная кушаком, его головной

убор - красная корона с двумя большими черными перьями. Богиня Мут всегда

изображалась с двойной короной (пшент)-- эмблемой господства над Верхним и

Нижним Египтом. Её отличительный признак - ястреб, символ материнства.

Египтяне полагали, что все ястребы - самки, и поэтому считали его символом

материнства.

Нил есть только видимое воплощение Амона, которому Египет обязан

своим плодородием. Бог тогда назывался Амоном-Нилом или Кнуфисом. На одном

античном барельефе в храме Дендеры Амон-Кнуфис изображен с бараньей

головою, украшенною перьями; он с распущенными крыльями и держит в одной

руке ключ Нила, а в другой - парусное судно. Многочисленные памятники

Египта изображают этого бога как повелителя Нила, регулирующего разлив его

вод. На одном барельефе в городе Филах изображен египетский фараон Птолемей

III Евергет, приносящий жертву Амону-Кнуфису. Этот бог, по обыкновению,

окрашен в голубую краску, его баранья голова ещё украшена козлиными

рогами, символом размножителя, диском и солнечными лучами; он держит в руке

ключ Нила и жезл милостивых и добрых богов; за ним сидит его супруга,

окрашенная в красную краску: на голове у нее рога, а в руках жезл с цветком

лотоса, отличительный признак египетских богинь, и ключ Нила.

Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали

тогда титул сынов Амона. Александр Великий, говорит один из исследователей

Древнего Египта, будучи умным и хитрым политиком, прекрасно понял, что

самый лучший способ упрочить свою власть над Египтом и приобрести

популярность заключался в том, чтобы воспользоваться некоторыми

религиозными предрассудками, упроченными веками; поэтому он отправился в

оазис Амона, где находился главный храм и оракул этого бога. Оракул

провозгласил его сыном Амона, или солнца, и с тех пор он является в глазах

египтян воплощением солнца, которому они должны были, по своим верованиям,

повиноваться беспрекословно и безропотно. Его потомки Птолемеи продолжали

следовать его примеру, отправляясь в храм Амона за почетным в той стране

титулом - “сын солнца”.

Диодор Сицилийский упоминает в своих сочинениях о праздниках и

торжественных шествиях, во время которых изображение бога Амона несли в

священной лодке. “Статуя бога, говорит он, покрыта изумрудами и другими

драгоценными украшениями. Восемьдесят жрецов несут ее в золотой лодке на

своих плечах; их сопровождают толпы женщин и молодых девушек, поющих

священные песни и стихи”. “Египтяне, говорит Плутарх, уверяли, что солнце и

луна не ездят на колесницах, как то полагали греки, а только в лодках, в

которых они плавают вокруг земли”. И действительно, греки всегда изображали

солнце под видом юноши, голова которого окружена лучами, едущим на

колеснице, которой он управляет, тогда, как египтяне всегда изображали

солнце едущим в лодке. Обыкновенно посредине священной лодки находилось

изображение бога, скрытого от глаз толпы занавесками или дверцами;

всевозможные эмблемы, изображение второстепенных богов и священных сосудов

покрывали нос и корму лодки. Символические лодки, изваянные на стенах

храмов, - копии тех священных лодок, которые несли жрецы на плечах во время

шествия. Эти лодки были украшены драгоценностями и делались из дерева

редких пород, слоновой кости и даже золота и серебра; они все походили друг

на друга и отличались только атрибутами и эмблемами. В храме города Фил

находится изображение символической лодки, посвящённой Исиде; её несут на

плечах жрецы; нос и корму лодки украшают головы Исиды, а над лодкою

изображён диск, окружённый лучами, - символ движущегося солнца. На стенах

Карнакского храма изображена такая же священная лодка; она плавает по Нилу;

украшающие её бараньи головы указывают на то, что она посвящена Амону,

главному божеству Фив. Но эта лодка не сама плавает по священным водам: её

тащит другая, более скромная лодка; она украшена цветами лотоса, и у неё

голова ястреба - перелётника (сокол) - символ восходящего солнца .Каждому

почти египетскому богу придавали, таким образом формы, и каждому из них

посвящено было таким образом какое-нибудь животное. Итак, мы познакомились

с богами древнеегипетского мира, оставившими о себе память своими

делами или мыслями. Это были мужчины и женщины , счастливые и несчастливые,

глупые и мудрые , преступники и жертвы . Но все вместе они составляют мифы

и легенды , которые объясняют нам некоторые явления природы . Таким

образом мифология является одной из самых важных и интересных наук.

АРХИТЕКТУРА.

Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого

периода художественного творчества, является отражением конкретной,

реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это

касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние

египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного

существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и

царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде

всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для

бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов

сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор

времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до

нынешнего времени памятники.

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав

погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее

характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были

классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее

монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для

фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим

до пирамид, были мастабы. Слово «мастаба» относится уже к арабскому времени

и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала

арабам большие скамьи, называвшиеся «мастаба». Общего названия пирамид в

нынешнем значении этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили

названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали и в

написании оканчивались знаком ,. Пирамида Хеопса называлась, например, «Гор

обитает на горизонте», Хефрена — «Велик Хефрен», а Микерина — «Божественен

Микерин». Возможно, что греческое слово «пирамида» происходит от

египетского выражения per-em-us т.е. от термина, означавшего высоту

пирамиды. Выдающийся русский египтолог В. Струве полагал, что греческое

puram…j происходит от древнеегипетского p'-mr.

Древнейшие царские гробницы, относящиеся ко времени 1 династии, имели

форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и

Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где находился главный

некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части

этих построек находились молельни и помещения с погребальным инвентарем, в

подземной — погребальные камеры. Особого внимания заслуживают остатки двух

царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов.

Первая из них, относящаяся ко времени 1 династии, открытая французским

ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступами,

напоминающими фасад царского дворца. Вторая — мастаба Анджиба в Саккаре,

называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии,

первоначально имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой — вид

вертикальной стены. В позднейший период мастаба Небетки была значительно

расширена, а ее наружная стена была украшена выступами, напоминающими

обработку фасада мастабы из Нагада. Ныне считается, что мастабы типа

гробницы Небетки послужили образцом для Имхотепа, строителя знаменитой

ступенчатой пирамиды Джо-сера, второго правителя III династии. Деятельность

Имхотепа, который был верховным сановником и начальником всех строительных

работ Джосера, ценились уже в древнем Египте. В позднейшее же время Им-

хотепа считали прорицателем, покровителем науки и медицины, а греки

отождествляли его с Асклепием.

Комплекс наилучшим образом сохранившихся мастаб тинитских династий, а

также пирамид эпохи Древнего царства, находится на территории крупнейших

царских некрополей на западном берегу Нила, в пустыне, в районе древней

столицы Египта — Мемфиса. Эти некрополи ныне носят названия расположенных

здесь арабских селений, таких как Абу-Роаш, Гизэ, Саккара, Дашур, Медум.

Они тянутся начиная от Дельты Нила вдоль его западного берега в сторону

Фаюмского оазиса — района, где позже сооружались пирамиды фараонов Среднего

царства, расширившие территорию царских некрополей в южном направлении. В

процессе археологических изысканий, проводимых в 1932—1956 годах

английскими учеными С. Фэрсом и У. Эмери, в Саккаре было открыто

четырнадцать больших мастаб. По мнению Эмери, это были гробницы правителей

1 династии, таких как Гор-Аха, Джер, Уаджи и царь Ден.

Трудность определения, были ли эти гробницы действительным местом

погребения царей, заключается в том, что их же гробницы, меньшие по

размерам, но похожие по конструкции, находились также и в Абидосе, где при

некоторых из них были обнаружены царские стелы. Факт, что каждый фараон

имел две гробницы — одну в Нижнем, другую в Верхнем Египте, кажется нам

вполне понятным, поскольку непосредственно после объединения страны

двуединый характер египетского государства по-прежнему отражался в

титулатуре фараонов, в знаках их власти, а также в организации

государственных учреждений. Нельзя, однако, утверждать с полной

уверенностью, что гробницы в Абидосе имели характер кенотафов. Точное

определение места погребения фараона затрудняет также факт существования на

территории самой Саккары двух или даже трех мастаб, приписываемых одному и

тому же фараону. Тем не менее, если даже открытые Эмери мастабы не были

царскими усыпальницами, значение его открытия заключается в том, что

найденные в них печати, а также надписи на предметах погребального

инвентаря, позволяют установить точную датировку этих построек. При III

династии некрополь в Саккаре обогатился новым, доминирующим архитектурным

комплексом, каким стала знаменитая ступенчатая пирамида Джосера вместе с ее

погребальным ансамблем. Археологические изыскания велись здесь уже с начала

XIX века. Пирамида в процессе строительства неоднократно расширялась —

окончательная площадь, которую она занимает, имеет размеры 140 х 118м;

высота пирамиды достигала около 60 м.

Первоначально вход в пирамиду с ее северной стороны вел по лестнице

вниз. Второй вход находился в полу заупокойного храма, примыкающего к

пирамиде также с северной стороны. У ее восточной стены находился сердаб,

выстроенный из блоков известняка, близких по размерам к блокам, которым

была облицована пирамида. В сердабе была найдена статуя сидящего фараона,

находящаяся ныне в собрании Египетского музея в Каире. Погребальная камера

помещалась под первоначальной мастабой, примерно по середине и, таким

образом, к югу от центра позднейшей пирамиды. Возможно, что внутри этой

камеры, выложенной красным гранитом, находился деревянный саркофаг. К

востоку от склепа были открыты два помещения, облицованные великолепными

голубыми фаянсовыми плитками, часть которых ныне хранится в каирском музее.

Под пирамидой были обнаружены также подземные галереи с двумя алебастровыми

саркофагами, кроме этого, там было найдено 30 000 каменных сосудов, многие

из которых были разбиты камнями обрушившегося потолка коридора.

Целый погребальный комплекс пирамиды Джосера занимал площадь в 500 х 280м и

был окружен расчленненой выступами стеной, напоминавшей стены крепостных

сооружений. Кроме одного настоящего входа, эта ограда имела тринадцать

ложных дверей.

Наиболее знаменитый комплекс царских пирамид времени IV династии

находится подле нынешнего селения Гизэ. Этот некрополь египтяне называли—

«на склоне высоты». Три знаменитые пирамиды — усыпальницы Хеопса, Хефрена и

Микерина являются классическими примерами такого рода сооружений. Их

строители вполне овладели техническими и декоративными возможностями камня

— нового материала, введенного в монументальное строительство. Форма этих

пирамид берет свое начало в архитектуре Имхотепа, а одним из этапов ее

формирования была находящаяся в Медуме многократно перестраивавшаяся

пирамида Снофру, первого фараона IV династии (или его отца Хуни).

Грандиозную пирамиду Хеопса греки считали позже одним из семи чудес света.

Когда наклонную плоскость, сооруженную строителями пирамиды Хеопса для

подъема камня, переделывали в пандус, ведущий из нижнего храма Хефрена в

верхний, в ее самом начале была оставлена грандиозная глыба известняка,

напоминающая силуэт лежащего льва. Эта скала была остатком каменоломни,

откуда доставлялся строительный материал при сооружении Большой пирамиды.

Именно таково, по мнению египтологов, происхождение Большого сфинкса.

Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м

высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе —

царском платке.

Таким образом возник символ стража храма, о распространении культа

которого свидетельствуют некоторые мотивные стелы, найденные в Гизэ.

Таинственный образ сфинкса, обращенного лицом к восходящему солнцу, на

протяжении столетий возбуждал беспокойные умы и был предметом самых

разнообразных фантастических толкований. Сфинкс стал синонимом загадочности

и таинственности, а некоторые утверждают, хотя это и сомнительно, что

первоначально облицованный гипсом Сфинкс имел женскую грудь. Археологу

приходится опровергать эти занимательные и романтические толкования, а

поэтому и Сфинкс разделил участь Большой пирамиды, становясь для нас

конкретным археологическим памятником, документом определенного этапа

египетской цивилизации — времени царствования фараона Хефрена.

Пески пустыни уже в древности засыпали Сфинкса и со временем на

поверхности виднелась только одна голова. По всей вероятности он давно

выглядел таким, каким увидели его солдаты армии Бонапарта и каким

запечатлел его Денон. Сфинкс расчищался от песка при Тутмосе IV, который

создал между его лапами нечто вроде молельни, посвященной памяти своих

покойных предков. Этот же фараон приказал построить вокруг Сфинкса стену из

кирпича-сырца. Песчаные бури, однако, по-прежнему засыпали каменную статую,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.