Посещение бань с женщинами подтверждалось только предположениями
полицейских агентов, которые следили за Распутиным. Григорий Ефимович
действительно часто посещал баню, иногда его сопровождали и женщины, но в
любой бане есть мужские и женские отделения, а не только семейные номера.
Несмотря на все старания, полицейским агентам не удалось получить показания
банщиков, что Распутин мылся с женщинами в одном помещении. А ведь для
этого у полицейских агентов были все возможности, включая денежные фонды
полиции.
Родзянко обманывает царя своим утверждением, что Распутине, судили за
хлыстовство. Дело до суда не могло быть доведено из-за отсутствия, так
сказать, состава преступления. Выдумкой оказывается факт о проведении
хлыстовских радений на квартире издателя журнала “Экономия России”
Сазонова. Ни Родзянко, ни полиция этот факт больше не используют, так как
не имеют никаких доказательств, кроме беспочвенных домыслов и слухов.
Это вскроется позже, а пока царь дает Родзянко поручение произвести
расследование по делу Распутина. Он получает возможность изучить то самое
тобольское дело о хлыстовстве и целый ряд других документов, позволявших
сделать вывод о том, что кампания против Распутина намеренно сфабрикована.
Но Родзянко не интересует истина. Запряженный в колесницу своих
политических устремлений, он продолжает намеренно искажать факты. Вот как,
например, он представляет уже известное нам дело о принадлежности Распутина
к секте хлыстов. Миссионер Тобольской епархии “представил обширный доклад,
изобилующий документальными данными, сделал обыск в квартире Распутина,
произвёл несколько выемок вещественных доказательств и раскрыл много бывших
неясными обстоятельств, несомненно изобличающих принадлежность Распутина к
хлыстовству. Некоторые из этих подробностей, указанных в докладе, были до
того безнравственны и противны, что без отвращения нельзя было их читать”.
Так намеренно производится шельмование неугодного человека, создается миф о
Распутине.
Однако царь параллельно с Родзянко поручает разобраться в деле
Распутина и другим, более честным, людям, а также сам затребовал и изучил
обвинительные материалы. В результате царь, всегда доверявший Родзянко,
после этого стал относиться к нему холоднее и даже некоторое время
отказывался его принимать. Это недоверие к нему он сохранил до конца своих
дней.
При дворе оружием враждебных Распутину сил стала фрейлина царицы София
Ивановна Тютчева, тесно связанная с окружением Великого князя Николая
Николаевича. Тютчева собирает о Распутине компрометирующие материалы
(слухи, “одна дама сказала”) и передает их царице, которая, проверив их,
убеждается в их вымышленности.
Фрейлина Тютчева с удивительной настойчивостью продолжает распускать
слухи о том, что Распутин чуть ли не ежедневно бывает во дворце, купает
Великих княжон. Дошло до того, что царь был вынужден пригласить Тютчеву к
себе и сделать ей внушение.
Однако и после беседы с царем Тютчева продолжала распускать слухи и
интриговать. Как рассказывает Вырубова, “она бегала жаловаться семье Её
Величества на неё же. Она повлияла на фрейлину княжну Оболенскую, которая
ушла от Государыни, несмотря на то, что служила много лет и была ей
предана. В детской она перессорила нянь, так что Её Величество, которая
жила с детьми, избегала ходить наверх, чтобы не встречаться с надутыми
лицами. Когда Великие княжны стали жаловаться, что она восстанавливает их
против матери, Её Величество решила с ней расстаться (это произошло в 1912
г.). В глазах московского общества Тютчева прослыла “жертвой Распутина”, в
самом же деле все нелепые выдумки шли от неё, и она сама была главной
виновницей чудовищных сплетен на семью их Величеств”.
В те же годы распространяются слухи, что Распутин соблазнил нянюшку
царских детей М.И. Вишнякову. Распускается сплетня, что в этом она якобы
каялась своему духовному отцу, признавалась, что ходила со своим
соблазнителем в баню, но потом одумалась, поняла своей грех и во всём
призналась царице. Разбирательство этого дела, проведенное по приказанию
царя, показало, что речь идёт о больном воображении психически
неуравновешенного человека. При допросе она не подтвердила фактом ни
интимной связи с Распутиным, ни хождения с ним в баню, зато рассказала, что
слышала о его якобы безнравственном поведении от других лиц. В Центральном
государственном архиве РФ сохранилась её маленькая записочка, в которой она
перечисляла лиц, якобы соблазненных Распутиным (Решетникова в Москве
(семидесятилетняя старуха) и баронесса Врангель в Ялте). В конце концов её
отправили на лечение.
Как подавалось в высших придворных сферах дело Распутина, можно судить
по секретному донесению, хранящемуся ныне в Центральном государственном
архиве. Донесение напечатано на хорошей бумаге, написано обтекаемым языком,
рассчитанным на деликатную публику (избегаются резкие выражения,
скабрезности передаются эзоповым языком), датировано февралём 1912 года.
“По кулуарным слухам, - сообщается в донесении, - история Григория
Распутина представляется к данному моменту в следующей схеме: значение
Распутина двояко, оно заключается, во-первых, в политическом влиянии на
Государыню.
Политические учения Распутина изложены в его сочинении, посвященном
киевским торжествам, где проводится мысль о государстве как полном
народовластии, “единственным выразителем которого является царь,
представляющий собой наиболее совершенное выражение народного разума,
народной совести и народной воли”.
По мнению “секретного доносителя”, это учение принадлежит не самому
Распутину, а приготовлено для него “Союзом русского народа”.
“Секретный доноситель” сообщает о якобы покровительстве Распутина со
стороны графа Витте, в последнее время весьма стремящегося к примирению с
“Союзом русского народа”, что, по мнению правых членов Думы, “возможно,
хотя и трудно”.
Влияние Распутина на Императрицу, по мнению “доносителя”, можно
понять, прочитав трактат Блаженного Августина “О граде Божием”, в котором
грехопадение трактуется как нарушение гармонии между духовным и
физиологическим. Свою теорию восстановления гармонии между духовным и
физиологическим началами человеческой природы Распутин осуществляет столь
изощрёнными способами, что многие из жертв добросовестно заблуждаются в
истинном значении производимых над ними манипуляций (намёк на “развратное”
поведение Распутина, хождения с женщинами в баню).
При дворе идёт борьба двух империатриц. Против Распутина выступает
вдовствующая императрица с генералом Дедюлиным, которая стала побеждать,
чему способствовала жалоба горничной государыни Вишняковой, которую
Распутин якобы хотел соблазнить.
“Доноситель” сообщает подробности отъезда Распутина в Тобольск. На
вокзале его провожали Вырубова и Пистолькорс, а перед самым отправлением
поезда лейб-казак привез Распутину из царского дворца букет белых роз.
Распутин беседовал с сотрудником газеты “Новое время” и якобы сказал ему,
что едет в Тобольск за дочерью, которую Государь обещал воспитать вместе с
Великими княжнами (чистой воды вымысел газетчика), а затем вместе с царской
семьей поедет в Крым.
“Доноситель” зловеще заявляет, что “последнее слово по распутинской
эпопее будет сказано именно в Крыму, вдали от Правительства и от русского
общества и его представителей”. Нет ли здесь намека на готовящееся
покушение, которое хотел организовать ялтинский градоначальник Думбадзе? Во
всяком случае, совпадение поразительное!
В конце 1911 года Гермоген и Илиодор в присутствии ещё нескольких лиц
пытаются по-свойски разделаться с Распутиным. По рассказам участников этой
истории, Гермоген пригласил к себе Распутина и заявил ему:
“Ты обманщик и лицемер, ты изображаешь из себя святого старца, а жизнь
твоя нечестна и грязна. Ты меня обошёл, а теперь я вижу, какой ты есть на
самом деле, и вижу, что на мне лежит грех - приближения тебя к царской
семье. Ты позоришь её своим присутствием, своим поведением и своими
рассказами, ты порочишь имя Царицы, ты осмеливаешься своими недостойными
руками прикасаться к её священной особе. Это нельзя терпеть дальше. Я
заклинаю тебя именем Бога живого исчезнуть и не волновать русского люду
своим присутствием при царском дворе”. После этих слов Распутин высказал
резкое несогласие с несправедливыми выпадами и выводами в свой адрес. Тогда
Илиодор, келейник Гермогена и ещё один участник встречи кинулись его
избивать.
Слежка за Распутиным была заведена ещё при Столыпине. Тогда её
организовал П.Г. Курлов. Однако делалось это очень незаметно,
сверхсекретно.
После известной речи Гучкова и депутатского запроса в Государственной
думе, выступления с клеветническими обвинениями в адрес Распутина царь
приказывает принять меры к охране его жизни. Дается соответствующий приказ
министру внутренних дел А.А. Макарову.
Но под предлогом охраны враждебно настроенные к Распутину чиновники
разрабатывают систему слежки за всей жизнью и деятельностью Распутина,
стремясь всеми возможными способами найти в ней криминал, не гнушаясь идти
даже на обман и фальсификацию. На первых порах подобный подход был задан
А.А. Макаровым. Позднее, при министре Маклакове Н.А., - масоном
Джунковским, который, по словам Белецкого, “с первых своих шагов...
относился к нему отрицательно демонстративно”.
Как показал на допросе чрезвычайной комиссии Временного правительства
Белецкий, и это подтверждается другими показаниями, был выработан план,
сводившийся к командированию развитых и конспиративных филеров, которым
было поручено, кроме охраны Распутина, тщательно наблюдать за его жизнью,
вести подробный дневник, на основании которого составлялись сводки обзора.
В Покровское был командирован филер на постоянное жительство, но не для
охраны, а для всестороннего шпионажа.
Причем с самого начала у полиции возникли трудности.
Прикомандированные к Распутину агенты для охраны сошлись с ним довольно
близко, вели разговоры, пили чай, читали ему газеты и тенденциозный
компромат на него давать, судя по всему, отказывались. Из показаний
Белецкого видно, что этим агентам в плане сбора сведений они не доверяли.
Местной агентуры в Покровском завести не удалось. Как пишет Белецкий,
“служащий элемент, поставленный Распутиным, держался им и мог бы ему
передать и специальные наблюдения за ним, а правительство местное жило с
ним в хороших, добросовестных отношениях, и он многое сделал для своего
селения”.
Сведения о Распутине в письменной форме представляли министрам и их
заместителям. С самого начала большой интерес к этим сведениям проявлял
председатель Совета министров (1911 - 1914 гг.) В.Н. Коковцов.
Полиция использует самые недозволенные приёмы. Министр внутренних дел
Макаров, получив в руки несколько писем Царицы Распутину, пытается сыграть
на этом и дискредитировать его в глазах царской семьи. Письма были украдены
у Распутина и вложены в руки Илиодора некими Каробовичем из Вильно и
Замысловским.
То есть Илиодор здесь был использован для интриги против Распутина. Но
такое грубое вмешательство в личную сферу царской семьи вызвало крайне
отрицательную реакцию с её стороны и, естественно, окончилось отставкой
Макарова.
За спиной этих людей стоял тот же масон Гучков А.И. Бывший глава
правительства России Коковцов В.Н. пишет об этом:
“Особенное обострение получил этот вопрос (о влиянии Распутина на
царя) в связи с именем Гучкова А.И. В начале декабря или в конце ноября
(1912 г.) стали распространяться по городу отпечатанные на гектографе копии
4-х или 5-ти писем - одно императрицы Александры Федоровны, остальные от
Великих княжон, к Распутину. Все эти письма относились к 1910 или 1909
году, и содержание их, и в особенности отдельные места и выражения из
письма императрицы, составляющие, в сущности, проявление её мистического
настроения, давали повод к самым возмутительным пересудам”.
Когда о Распутине поползли слухи как о хлысте и некоторые доверчивые
люди стали остерегаться знакомства с ним, царская чета, по-видимому, по
совету вдовствующей императрицы посылает на родину Григория своего
ближайшего друга Анну Вырубову “посмотреть, как он живет у себя” Вырубова
поехала не одна, а ещё с тремя дамами и своей горничной. Из Петербурга
поездом до Тюмени. Там их уже встречал Распутин на тарантасе, запряженном
сильными лошадьми, и повез их по пыльной дороге 80 вёрст до села
Покровского. Вырубову поражала зажиточность сибирских крестьян. У многих
были двухэтажные дома, довольно много земли, крепкое хозяйство.
В последние годы Распутин купил и перестроил двухэтажный дом, скромно
украшенный резными наличниками и балясинами, как это принято в Сибири. Дом
был достаточно вместителен. Несколько комнат на первом этаже, несколько
комнат на втором. Сам Григорий жил на втором, эти же комнаты отводились
почетным гостям. Семья и работники жили на первом этаже. Кроме того, во
дворе главного дома стоял ещё один старый одноэтажный домик, в котором жил
отец Распутина.
Второй этаж главного дома был хорошо, по крестьянским меркам отделан:
цветные обои, расписанные потолки, дорогие иконы и царские портреты (и те,
и другие - все подарки). Зашторенные окна, кресла, диван, большой стол, за
которым собирались гости. В гостиной висело жутковатое изображение
страшного суда Господня, так, как оно часто изображается на западной стене
русских церквей со всеми муками ада для грешников.
В этот дом и приехала Вырубова.
“Встретила нас, - пишет она, - его жена - симпатичная пожилая женщина,
трое детей, две немолодые девушки-работницы и дедушка-рыбак. Все три ночи
мы, гости, спали в довольно большой комнате наверху, на тюфяках, которые
расстилали на полу. В углу было несколько больших икон, перед которыми
теплились лампады. Внизу, в длинной тёмной комнате, с большим столом и
лавками по стенам обедали; там была огромная икона Казанской Божьей Матери,
которую они считали чудотворной. Вечером перед ней собирались вся семья и
“братья” (так называли четырех других мужиков-рыбаков), все вместе пели
молитвы и каноны.
Водили нас на берег реки, где неводами ловили массу рыбы и тут же, ещё
живую и трепетавшую, чистили и варили из неё уху; пока ловили рыбу, все
время пели псалмы и молитвы. Ходили в гости в семьи “братьев”. Везде
сибирское угощение: белые булки с изюмом и вареньем, кедровые орехи и
пироги с рыбой. Крестьяне относились к гостям Распутина с любопытством, к
нему же безразлично, а священники враждебно. Был Успенский пост, молока и
молочного в этот раз нигде не ели; Григорий Ефимович никогда ни мяса, ни
молочного не ел. По возвращении я рассказывала всё, что видела”.
В 1912 году против Распутина пытаются сфабриковать ещё одно дело о
хлыстовстве.
Содержание этого дела передают воспоминания семинариста, учившегося в
Тобольской семинарии в 1907-1913 годах, некоего М.В. Андреева. В 1913 году
он был семинаристом выпускного курса, на котором вел занятия некто
священник Юрьевский. И вот однажды этот Юрьевский пришел к семинаристам
очень расстроенный и начал жаловаться, что Владыко Алексий бросил в горящую
печь его трехмесячный труд о Распутине, выполненный им по заказу епископа
Евсевия.
Юрьевский пересказывает семинаристам свой доклад, содержащий
откровенно фантастические сведения. 30 молодых людей, затаив дыхание ловят
каждое его слово.
Начал он с того, что Распутин был конокрадом, его поймали, избили и
только после этого он стал ходить по богомольям. Легко опровергаемая ложь,
ибо если бы этот факт действительно был, его бы использовали ещё в деле
1907 года, но ни один недоброжелатель об этом не сказал, а на селе такие
вещи не забываются. Нет ни одного документа, который хотя бы косвенно
говорил о конокрадстве Распутина.
Более того, в 1915 году, когда слухи о “конокрадстве” Распутина стали
распространяться ещё шире и “Сибирская торговая газета” напечатала об этом
информацию, редакция получила от Распутина такую телеграмму:
“Тюмень, редактору Крылову. Немедленно докажи, где, когда, у кого я
воровал лошадей, как напечатано в твоей газете; ты очень осведомлён; жду
ответа три дня; если не ответишь, я знаю, кому жаловаться и с кем говорить.
Распутин” Через некоторое время газета напечатала опровержение о том, что
не имеет доказательств обвинения Распутина в конокрадстве (но очень мелким
шрифтом и мало понятным языком).
“Странствовал Распутин вместе с Варнавой года три, а впоследствии он
сделал его епископом”, - продолжал свой рассказ Юрьевский. Это тоже
выдумка, легко опровержимая, так как Распутин познакомился с Варнавой,
когда тот был уже в высоком духовном чине настоятеля монастыря.
Далее Юрьевский рассказывает семинаристам настоящие скабрезности,
фантастические детали, не имеющие никакой документальной основы.
Кто был заказчиком этой истории - сегодня мы можем только
предполагать. Но одно определенно ясно: она сильно способствовала развитию
мифа о Распутине, внеся в него множество новых, неприличных деталей,
ставших объектом самого широкого обсуждения. Следующим шагом в развитии
этого мифа был переход от приписывания Распутину разврата на религиозной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8