*Составлено автором по
информации, предоставленной городской налоговой инспекцией
Выполненные расчеты доказывают, что кадастровая система
действительно является эффективной и самоокупаемой, она принесла доход в 8 раз
больше чем затраты на ее создание.
В
отношении использования средств, поступающих от платы за землю, Закон РФ
"О плате за землю" определяет, что земельный налог и арендная плата
учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и
используются исключительно на следующие цели:
- финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра,
мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на
компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд,
выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на
эти цели расходуются по соответствующим нормативам;
- инженерное и социальное обустройство территории. Оно включает создание
необходимых условий для предоставления земель, рационального и эффективного
использования их по назначению (строительство дорог, линий связи,
электроснабжения, водопровода, канализации, газоснабжения).
В
Екатеринбурге в бюджете на 2001 год, запланированный расход на финансирование
мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования от земельных
платежей составляет 32,5% [22].
Ежегодно
землеустроительными и финансовыми органами разрабатывается и утверждается
главой города программа расходования средств, поступающих от платы за землю.
В программе устанавливаются объемы финансирования конкретных объектов.
Большая часть средств используется для финансирования работ по созданию
земельного и городского кадастра, инженерное обустройство территории, охрану
земель.
В
2001 году средства, поступившие от платы за землю на территории города Екатеринбург,
планируется расходовать следующим образом:
- землеустройство – 2,05 %;
- земельный и городской кадастр - 31,35 %;
- мониторинг земель - 0,13 %,
- повышение плодородия почв – 2,94 %
- освоение новых земель – 22,14 %;
- инженерное обустройство территории – 31,32 %;
- охрана земель - 10,08 %.
При этом службами, выполняющими указанные мероприятия и ответственными за
финансирование, выступают Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.
Екатеринбурга, Главное управление архитектуры и регулирования земельных
отношений, районные службы, Управление капитального строительства, Управление
благоустройством, Управление здравоохранения, Комитет по экологии и другие.
3.2.
Развитие земельного рынка в Екатеринбурге
С
1992 г. в Екатеринбурге начал формироваться рынок земли, в частную
собственность в основном предоставляются небольшие по площади земельные участки
(до 1000 кв.м.) с целевым назначением только для индивидуальной жилой застройки
и садово-огороднических хозяйств. С началом земельной реформы в Екатеринбурге
резко активизировался процесс предоставления земли в частную собственность
физическим лицам по землеотводным документам – первичный рынок земли (с 1993 г.
по 1999г. – 36473 сделки), а на базе первичного рынка формируется вторичный
рынок земли, основой которого является купля-продажа земельных участков. Сделки
купли-продажи увеличиваются каждый год, что также видно в таблице 3.
Таблица 3
Развитие земельного рынка в Екатеринбурге*
Тип
сделки
1997
год
1998
год
1999
год
Всего
с 1993 по 1999 гг.
Первичный
рынок: землеотводные документы
2700
1418
581
36473
Вторичный
рынок земли: купля-продажа
146
599
1381
2540
Постоянное
(бессрочное) пользование
617
406
310
2095
Долгосрочная
аренда
464
609
1140
2526
Краткосрочная
аренда
705
563
365
2384
*Составлено
автором по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга.
В
таблице используются данные с 1993 г. по 1999 г., так как только до 1999 г.
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга
регистрировались все права на земельные участки, с 2000 г. эта функция была
передана “Регистрационной палате” обмен данными, с которой не находится на должном
уровне. На сегодняшний день только 3 предприятия выкупили свою землю в частную
собственность (“ВИЗ”, “Калина”). Поэтому в Екатеринбурге аренда остается почти
единственным механизмом, способствующим обороту земель, предоставленных
предприятиям и другим юридическим лицам, с каждым годом увеличивается
количество сделок с долгосрочной арендой если в 1997г. – 464 сделки, то в 1999
г. – 1140. Количество сделок по краткосрочной аренде ежегодно уменьшается,
потому что договора краткосрочной аренды в основном заключались под киоски и ларьки,
максимальное количество которых было в начале 90-х годов и постепенно их число
стало уменьшаться, им на смену пришли магазины, встроенные в первые этажи
зданий.
Уменьшается
количество сделок, связанных с предоставлением земельных участков постоянное
(бессрочное) пользование, чаще всего это право заменяют либо правом
долгосрочной аренды, либо правом частной собственности.
Вся
информация по проходящим сделкам с земельными участками фиксируется в земельном
кадастре. Без кадастровой системы невозможно развитие земельного рынка. В г.
Екатеринбурге первый шаг в этом плане уже сделан, земля входит в оборот
земельного рынка. Кадастровая система позволяет вести учет предоставляемых
земель (для того чтобы предоставить землю ее необходимо учесть). Ситуация с развитием
земельного рынка осложняется еще тем, что до сих пор не принят Земельный Кодекс
(15 июня 2001 г. он прошел первое чтение Государственной Думой), в котором
будут закреплены правила предоставления земель в частную собственность.
Принятие Земельного Кодекса также позволит привлечь инвестиции в экономику
города, сегодня много потенциальных инвесторов (особенно иностранных) готовы
вкладывать инвестиции в нашу экономику, но им необходимы гарантии в частности
предоставление земли в частную собственность.
Таким
образом, формирование рынка земли, правильный учет стоимости земли, адекватная
земельная ценовая и налоговая политика и ее полноценное информационное
обеспечение, что невозможно без кадастра, позволяют существенно повлиять на
экономическое развитие города.
3.3. Влияние кадастра на социальные процессы в
городе
Пополнение
бюджета за счет земельных платежей можно также рассматривать как фактор,
влияющий на социальное развитие города, так как определенная доля от земельных
платежей (около 18%) в бюджете может расходоваться на социально-направленные
отрасли хозяйства такие как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное
хозяйство и др.
Создание кадастра в Екатеринбурге позволяет обеспечить
интересы физических и юридических лиц, которым кадастровая информация
необходима для инициируемых ими действий в сфере гражданского оборота земли
(купля-продажа, дарение, завещание, ипотека и т. д.), а также для
информационного обеспечения предпринимательской деятельности банков, страховых
компаний, оценщиков, нотариусов, инвесторов и др. Активизировался оборот
большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность гражданам
для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали
возникать постоянные межевые споры, решение которых возможно цивилизованным
путем с помощью сведений находящихся в земельном кадастре (о местоположении на
местности границ, разделяющих смежные земельные участки; о правовом режиме
использования земельных участков и т. д.) В Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
г. Екатеринбурга регулярно поступают запросы из судов для предоставления
информации, необходимой для разрешения споров (в среднем 50 запросов в месяц).