Рефераты. Анализ конкурентоспособности продукции на производственном предприятии







Табл. 2.2 - Анализ ритмичности выпуска продукции (по декадам)

Декады месяца

Выпуск продукции, тыс. р.

Удельный вес продук­ции, %

Выполение плана

по ритмичности

 

 

по

плану

фактически

по плану

фактически

тыс. р.

%

I квартал

1343625

1346542

25

26

1343625

25

IIквартал

1254500

1287400

24

23

1254500

24

IIIквартал

1472175

1400478

27

26

1400478

26

IVквартал

1304200

1351750

24

25

1304200

24

Итого

5374500

5386170

100

100

5302803

29


Коэффициент ритмичности равен 99%. Данные таблицы показывают, что предприятие в течение года работало ритмично, допускались незначительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в третьем квартале, что пришлось компенсировать в четвертом квартале года.


Табл.2.3 - Анализ факторов изменения объема реализации, тыс. р.

Показатели

По плану

По отчету

Влияние факторов на объем реализации

А

1

2

3

1.Остаток готовой продукции на начало отчетного года

207000

213000

+6000

2.Выпуск продукции

5374500

5386170

+11670

3.Остаток готовой продукции на конец года

390000

429000

+39000

4.Отгрузка продукции

5191500

5170170

-21330

5.Остаток товаров отгруженных:

а) на начало года

150000

214000

+64000

б) на конец года

1584000

1486000

-98000

6.Разные поступления

-

-

-

7.Реализация продукции за год

3757500

3898170

+36330


Данные табл. 2.3 показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продук­ции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остат­ков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влия­ние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.

Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, группо­вые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции (табл.2.4).

Единичные показатели  отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем:

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам():

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.


Таблица 2.4 – Единичные и групповые показатели конкурентоспособности двигателя автомобиля «ВАЗ 2110»

Показатель

Оцениваемый вариант изделия

Изделие конкурента

G

Технические параметры

Число цилиндров

5

5

1

0,15

0,15

Диаметр цилиндров, мм

93

93

1

0,25

0,25

Ход поршня, мм

92

93

0,99

0,2

0,198

Рабочий объем, л

2.0

2,2

0,9

0,1

0,09

Итого

-

-

-

-

0,688

Экономические параметры

Цена, т.р.

45

49

0,92

0,6

0,552

Итого

-

-

-

-

0,552

 

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что оцениваемый двигатель уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: .

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долго рынка, контролируемую данной фир­мой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспо­собность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, зани­маемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

Важное направление повышения конкурентоспособности про­дукции - совершенствование организации торговли, сервисного об­служивания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

Глава 3. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Фаворит»

 

Повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления:

первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Анализ конкурентным позиций предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и сторону ее снижения. Как правило, предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности предприятия.

Под резервами предприятия понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные с сокращением затрат в самом производстве и по обеспечению деятельности на конкурентном рынке с целью повышения конкурентоспособности. Специфика таких резервов и их образования заключается в том, что они выступают как результат взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации в производстве и управлении предприятием обусловливают возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления и изучения. Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами во всех областях деятельности, но оно может направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. В этих целях необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и позволяющей наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.

Реализуя комплексный подход к конкурентоспособности, основанный на базе учета трех основных факторов: степени удовлетворения потребителя продукцией, конкурентного потенциала предприятие и эффективности стратегии для определенного сегмента рынка, резервы повышения конкурентоспособности предприятия можно разделить на три группы.

Первая группа резервов включает мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции исходя из предпочтений потребителей. К ней отнесены: снижение уровня издержек на единицу продукции; диверсификация ассортимента; улучшение вкусовых характеристик, повышение срока годности; совершенствование тары и упаковки; формирование позитивного имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями и товарами-аналогами и пр.

Ко второй группе отнесены мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы; совершенствование уровня патентно-правовой работы и др.

Третья группа содержит мероприятия по повышению конкурентного потенциала предприятия по направлениям: совершенствование производственного процесса и организационной деятельности; улучшение использования финансового потенциала, совершенствование социальной политики

Из приведенного перечня мероприятий по совершенствованию продукции наиболее целесообразно применить совершенствование социальной политики ОАО «Фаворит».

Совершенствование социальной политики ОАО «Фаворит» предполагает; сокращение потерь рабочего времени; повышение квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового состава предприятия на основе совершенствования мотивационного механизма (табл. 3.1).


Таблица 3.1 - Возможное увеличение выпуска продукции за счет лучшего использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда (тыс. руб.)

Показатель

Трудовые ресурсы

Средства труда

Предме6ты труда

Рост кол-ва рабочих мест, укомплектование их оборудованием

48

33

-

Ликвидация потерь рабочего времени и времени работы оборудования

72

135

-

Повышение производительности труда и оборудования

112

45

-

Снижение норм расходов материалов

-

-

340

Итого

232

216

340

Проведенный анализ позволяет оценить возможность предприятия ОАО «Фаворит» увеличить выпуск продукции, а также выявить диспропорции в использовании ресурсов, которые приводят к снижению финансовых результатов.

Как видно из таблицы 3.1 резервы роста выпуска продукции по каждому виду ресурсов неодинаковы, если в результате расширения и лучшего использования трудовых ресурсов выпуск продукции может возрасти на 232 тыс. руб. Таким образом, реальное увеличение объема выпуска продукции возможно только в объеме 216 тыс. руб. Это значит, что часть трудовых ресурсов будет использоваться неэффективно, следовательно, необходимо либо увеличить количество средств труда, либо сократить трудовые ресурсы.

Заключение

 

О конкурентоспособности продукции сегодня говорят все больше и больше руководителей предприятий. Однако до сих пор для многих из них точное значение этого понятия остается неопределенным.

Термин «конкурентоспособность» применяют относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности занимаются специалисты в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро и макроэкономики. Тем не менее, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает прибыль. Следовательно конкурентоспособность именно продукции является базовым понятием конкуренции.

В курсовой работе был рассмотрен комплексный целевой анализ производства и реализации продукции, а также выявление основных показателей влияющих на конкурентоспособность продукции ОАО «Фаворит».

В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты анализа конкурентоспособности продукции: оценка технического уровня и качества продукции, анализ ритмичности работы предприятия, анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции, процесс изучения и оценки рынка.

Во второй главе был проведен анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии: выявлена маркетинговая стратегия, которая отражает интересы и особенности потребителей, характер конкурентных преимуществ продукции предприятия; были сопоставлены параметры анализируемого изделия и товара – конкурента, которые определили, что оцениваемый товар уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономическим параметрам.

Третья глава содержит мероприятие по совершенствованию социальной политики предприятия ОАО «Фаворит», которое предполагает возможное увеличение выпуска продукции за счет лучшего использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда.


Список использованной литературы

 

1.                 Абрютина М.С. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия» //М: Дело и сервис, 2002.

2.                 Басовский Л.Е. «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» //М: ИНФРА-М, 2006.

3.                 Булатова З.Г. «Технико – экономический анализ хозяйственной деятельности» //Москва, 2003.

4.                 Грачев А.В. «Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия» //М: Финпресс, 2002.

5.                 Ковалев В.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» //М: Проспект,2004.

6.                 Любушин Н.П. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия» // ЮНИТИ, 2001.

7.                 Маркин Ю.П. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» //М: Финансы и статистика, 2001.

8.                 Прыкина Л.В. «Экономический анализ» // ЮНИТИ, 2006.

9.                 Хотинская Г.И. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» //М: Дело и сервис, 2004.

10.            Чечевицына Л.И. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия» // Феникс, 2005.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.