Рефераты. Аналитическая работа в ОВД






Носителями информации как правило, являются какие - либо докумен­ты: заявления, постановления, решения, экспертные заключения, различ­ные обзоры, аналитические справки, нормативно-методические документы, направляемые по подчиненности нижестоящим органом. Они играют важную роль в контроле за исполнением ранее принятых решений, наполняют коор­динационные и субкоординационные связи органов управления информацион­ным содержанием.

Таким образом, система информации (информационная система) - это организованная в соответствии со специально разработанными классифици­рованными признаками деятельность по сбору, хранению, обработке, ана­лизу и выдаче информации получателям в целях обеспечения нормального функционирования субъекта управления и эффективного воздействия на объект управления.

Все виды и источники информации о деятельности органов внутренних дел и ее результаты должны отвечать определенным требованиям. К ним, в частности, относятся требования объективности, комплексности, опти­мальности, конкретности, непрерывности и др. Главным из этих требова­ний является требование объективного подхода, которое предъявляется ко всей социальной информации, отражающей общественные и личные интересы и потребности. Это означает, что любая информация служащая базой для выработки управленческих решений, должна отражать реальное положение дел в правоохранительной сфере государственного управления, действи­тельное состояние борьбы с преступностью, охраны прав и свобод и законных интересов граждан.

Решение проблем укрепления законности и правопорядка на любом уровне управления предполагает учет и анализ как позитивных так и не­гативных обстоятельств, факторов и явлений, глубокое, всестороннее и непредвзятое их изучение. Иными словами, информация должна быть объек­тивна и служить гарантией выработки обоснованном управленческого реше­ния, а в конечном счете - правильной организации управленческого про­цесса.

Отсюда вытекает следующее важное требование к социальной информа­ции - комплексность, системный подход к оценке социальных явлений и процессов. Это требование применительно к организации управления орга­на внутренних дел находит свое выражение, в частности в том, что при оценке состояния оперативной обстановки нельзя опираться на отдельно взятые, быть может даже весьма веские факты. Необходимо выявить приро­ду возникновения этих фактов причем это относится ( к положительным и отрицательным фактам), ответить на вопрос, образуются и складываются ли за ними те или иные явления, тенденции и лишь после этого принимать во внимание при выработке управленческих решений.

При сборе и анализе информации, используемой в процессе управле­ния органами внутренних дел, следует руководствоваться требованием оп­тимальности и, в частности, избегать двух крайностей - обилия и дефи­цита информации. Иными словами, с одной стороны, нельзя подменять ка­чество информации ее количеством, а с другой - переоценивать значение каких-либо данных и сведений в ущерб другим, необоснованно суживать информационную базу анализа состояния правопорядка. Полнота, репрезен­тативность информации дают возможность отразить главные стороны изуча­емого вопроса, повышают качество управленческих решений за счет учета различных факторов, прямо или косвенно влияющих на результативность работы органов внутренних дел.

Следует отметить, что определение оптимума информации в смысле обеспечения ее полноты во многом обусловлено уровнем профессиональной подготовки, жизненным опытом, стажем службы в органах внутренних дел и другими личностными характеристиками объекта управления.

Как видно с требованиями оптимальности органически связано требо­вание конкретности информации. Для организации управленческой деятель­ности - это требование особенно актуально. Неопределенные, непроверен­ные данные будучи положенные в основу оценки оперативной обстановки, приводя к принятию неверных содержащих серьезные ошибки управленческих решений, которые подчас,  могут иметь  отрицательные  последствия  для всей управляющей системы, а в конечном счете - для выполнения конкрет­ных задач, стоящих перед данным органом внутренних дел.

Конкретность информации нельзя рассматривать в отрыве от требова­ния непрерывности ее поступления. Только лишь при данном условии можно говорить о достаточно высоком уровне организации системы информации и действительности информационных потоков. Вне регулярного, системати­ческого поступления информации (как от субъекта управления к объекту управления, так и наоборот) процесс управления начинает терять эффек­тивность, поскольку становится затруднительно, а порой и просто невоз­можно, выявлять тенденции и причины позитивных и негативных явлений, своевременно разрабатывать и принимать меры по оперативному реагирова­нию на осложнение оперативной обстановки.

По существу информационное обеспечение управления представляет собой специфический вид управленческой деятельности по созданию, орга­низации функционирования и развития информационных систем.

Понятие информационное обеспечение может иметь отношение к управ­ленческому процессу в целом (например, информационное обеспечение на уровне ГОРОВД, ГУВД и т.п.) к отдельным функциям управления (например, информационное обеспечение планирования), к деятельности структурных подразделений органа внутренних дел (например информационное обеспече­ние отдела муниципальной милиции административного округа в городе ли­бо к деятельности отдельных должностных категорий сотрудников ОВД (например, информационное обеспечение начальника горрайоргана).

Информационное обеспечение крайне важно для главного субъекта уп­равления - руководителя органа внутренних дел, координирующего дейс­твия подчиненных, эффективность деятельности которого находится в пря­мой зависимости от имеющихся в его распоряжении и удовлетворяющих его информационные потребности информационных систем.

Информационное обеспечение управленческой деятельности руководи­теля предполагает решение следующих основных вопросов по созданию не­обходимых информационных систем:

- установить источники, виды и переодичность поступления информа­ции;

- наметить и осуществить сбор, обработку и анализ информации;

- определить круг потребителей каждого вида информации и их об­ратные связи и т.д.

Повышение уровня информационного обеспечения во многом зависит от  качества работы информационных центров, деятельность которых направлена на проектирование, организаций функционирования и совершенство­вания информационных систем.

К сожалению проектирование информационных систем, как правило, отстает от реорганизации систем управления в органах внутренних дел, что приводит на этапе становления вновь образованию субъекта управле­ния к дефициту необходимой информации, с одной стороны и к избытку ус­таревшей и непригодной информации с другой. Все это, естественно сни­жает эффективность функционирования нового органа управления, создает дополнительное напряжение в разработке информационных систем, удовлет­воряющих новые задачи управления.

В современных условиях совершенствования информационных систем невозможно без использования электронно-вычислительной техники и авто­матизированных банков данных.

Объективными предпосылками компьютеризации управленческих процес­сов являются усложнение и растущее многообразие функций управления, образование потребности в обработке крупномасштабных массивов социаль­ной информации, создание широко развитых каналов по обмену информаци­онными потоками и др.

Использование вычислительной техники в органах внутренних дел не только значительно снижает трудоемкость обработки учетных материалов, ускоряет документооборот и т.п., что заметно приводит к повышению ка­чества управленческой деятельности, а в конечном счете - к активизации борьбы с преступностью.

ВЫВОД: Сказанное позволяет прийти к выводу, что процесс управле­ния неосуществим без соответствующего информационного обеспечения как всего управленческого цикла, так и отельных его стадий.


2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ)


Социальная информация имеет большое научное и практическое значе­ние для разработки эффективных систем управления органами внутренних дел (милицией), формирование стиля и методов планирования, принятия и исполнения решений, контроля и оценки эффективности работы.

Деятельность органов внутренних дел (милиции) по обеспечению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан должна быть соци­ально оцениваемой, что необходимо для реализации управленческих право­охранительных функций в единой и целостной системе. Основное содержа­ние системы составляет "сама деятельность органов внутренних дел (ми­лиции) по укреплению правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, состояние правопорядка (оперативной обстановки в регионе) как часть социальной действительности.

Данная система состоит из ряда элементов.

Первым элементом системы является сбор информации о ней: наблюде­ние, анализ документов, опросы, описание опыта работы органов внутрен­них дел (милиции), результатов их деятельности, обобщение складываю­щейся практики.

Следующий элемент - это аналитические (социологические, кримино­логические) исследования, происходящие в органах внутренних дел (либо в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), про­цессов.

С помощью социологических, социально-психологических, правовых, экономических, статистических и других методов исследований становится возможным выявить и сформулировать закономерности формирования и ре­альное состояние оперативной обстановки, особенности стиля организа­торской деятельности аппаратов и служб органов внутренних дел, причины и условия, способствующие эффективной деятельности органов внутренних дел; результативность мер по предупреждению и раскрытию преступлений и других правонарушений.

Количественные характеристики исследуемых явлений позволяют на основе сравнительного анализа, определения этапов в развитии тех или иных проблем увидеть конкретные формы, проявления известных тенденций, дают возможность руководству МВД,УВД горрайорганов более эффективно организовать охрану общественного порядка и обеспечить общественную безопасность.

К целесообразным и необходимым относится проведение исследований общественного мнения, ориентированных на описание соответствующего объекта, когда возможны коррекция либо опровержение распространенного представления о чем-либо. Исследования общественного мнения, например, позволяют уточнить представления о состоянии сознания отдельных соци­альных групп об актуальных потребностях и интересах населения данного региона в сфере правопорядка. Описание населения к тому или иному со­бытию или явлению имеет характер прикладных разработок и их применение ограничено сравнительно узкой сферой, как правило, общими представле­ниями об общественном мнении.

Задачей исследования может быть выявление причинно-следственной связей и зависимостей объекта изучения, раскрытие тенденций и закономерностей его  существования  и  развития.  Особенности исследования в этой связи обусловливается спецификой предмета отражения (сфера право­порядка, обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью), субъекта отражения (например, соци­альные группы, коллективы). Предметом отражения общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка выступает правоохранительная по­литика как сложное общественное явление, включающее как совокупность идей, отношений ( в том числе регулируемых нормами права), органов, организаций, учреждений и отдельных граждан.

Отношения в сфере правопорядка всегда динамичны и развиваются в результате разрешения тех или иных противоречий, а актуальные стороны этих отношений (соотношение государственных и общественных начал в ох­ране общественного порядка и борьба с преступностью, пути совершенс­твования деятельности органов милиции, упрочения их связи с населением и т.д.) являются предметом заинтересованного обсуждения населения.

Изучение общественного мнения по вопросам обеспечения правопоряд­ка предполагает характеристику особенностей его субъекта, т.е. целесо­образно выделять внутри общественной структуры отдельные группы с уче­том их различий в характере и содержании труда, уровне профессиональ­ной квалификации и т.п. с тем, чтобы наиболее полно охарактеризовать их интересы в сфере правопорядка.

Исследования общественного мнения органами внутренних дел (мили­цией) целесообразно проводить по двум основным направлениям:

а) анализ состояния общественного мнения и процесс его функциони­рования в социальных группах регионов;

б) анализ процесса формирования общественного мнения (информиро­вание населения органами милиции) по вопросам охраны общественного по­рядка и обеспечению общественной безопасности.

Характеристика состояния общественного мнения по вопросам обеспе­чения правопорядка в регионе и социальных группах предполагает выявле­ние сформировавшегося по какому-либо вопросу, правоохранительной поли­тики и практики общественного мнения коллективным мнениям определенной социальной группы на материалах средств массовой информации.

Практическое значение исследований общественного мнения по вопросам обеспечения правопорядка состоит в повышении научного уровня теку­щего и перспективного планирования, в построении эффективной системы информационного обеспечения управленческой деятельности в целом, пос­кольку общественная критика работы милиции существенно обогащает ин­формационную базу принятия управленческих решений. кроме того, общест­венное мнение по вопросам обеспечения правопорядка наряду с теорети­ческой и практической значимостью играет важную роль в формировании правовой культуры населения.

Граждане, зная заинтересованность милиции в информации, характе­ризующей ее деятельность по обеспечению правопорядка, охотнее оказыва­ют помощь милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступ­ностью, становятся нетерпимее к различного рода правонарушениям. На важность учета социальной информации обращается внимание в актах орга­нов внутренних дел: указаниях, инструкциях и методических рекомендаци­ях, в частности по приему граждан, работе с письмами, реагированию на критические публикации в печати, по анализу оперативной обстановки в регионе, по изучению общественного мнения о работе милиции и др.

С учетом социальной информации о деятельности органов внутренних дел принимается конкретное управленческое решение, являющееся формой, содержащей модель определенной деятельности в конкретных условиях. Уп­равленческое решение претворяется в жизнь практической правоохрани­тельной и иной деятельности сотрудниками органов внутренних дел. Эта деятельность образует новое состояние правопорядка (оперативной обста­новки), которое вновь становится объектом изучения: описания, аналити­ческого исследования, в результате чего выявляются новые общественные интересы, уточняются задачи деятельности, используются новые формы и методы работы и т.д.

Практика показывает, что только в условиях честного диалога орга­нов внутренних дел с населением, в разумном взаимодействии со средс­твами массовой информации не остается места слухам, сплетням, провока­ционным версиям. К сожалению не всегда органы внутренних дел благоже­лательно относятся к критическим выступлениям, ими не используются в полной мере возможности газет, радио и телевидения в формировании по­зитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. Безразличное отношение к критики, игнорирование критических замечаний, непринятие практических мер по устранению недостатков, ошибок, непри­нятие практических мер по устранению недостатков, не способствует улучшению этой работы органов внутренних дел. Кроме того общественная критика не  всегда  включается  в  систему контроля органов внутренних дел, а в том случае, когда включается, ей не придается должного значе­ния. В этой связи важное значение приобретает совершенствование меха­низмов включения (учета) общественной практики в систему ведомственно­го контроля.

3. Аналитическая работа в ОВД

Министерство внутренних дел Российской Федерации в последнее вре­мя уделяет большое внимание совершенствованию деятельности горрайли­норганов внутренних дел, справедливо считая их основным звеном системы органов внутренних дел.

Решению этой задачи во многом способствует приказ МВД России  420 - 1993 г. " О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте", которым определены шесть примерных моделей оргштатного построения горрайлинорганов, приведенных в соответствии с реальными нагрузками и условиями работы, приближенных к населению. Приказом чет­ко определен круг полномочий начальника горрайлиноргана (в том числе и как старшего оперативного начальника), расширены его права по оргштат­ной и кадровой работе, объявлены типовые положения об управлении (от­деле) внутренних дел города (района, района в городе) и линейном уп­равлении (отделе, отделении) внутренних дел на транспорте, о штабе УВД (ОВД), города (района, района в городе) линейного УВД (ОВД) на транс­порте, примерный перечень основных обязанностей руководителей этого звена.

Образование штабных  подразделений  и  тылового   обеспечения   в  структуре горрайлинорганов позволит повысить эффективность управления и усовершенствовать работу по материально-техническому, финансовому и хозяйственному обеспечению.

В это же время улучшение организации деятельности горрайлинорга­нов немыслимо без информационного обеспечения процесса управления, так как руководителю нужна постоянная информация об организации и функцио­нировании управляемой системы.

Процесс информационного обеспечения руководителя можно предста­вить в виде следующих пяти этапов:

- выявление и изучение информационных потребностей начальника ГРОВД с учетом решаемых задач, функциональных обязанностей, индивиду­альных интересов и других особенностей;

- определения на этой основе содержания, тематической направлен­ности, объема и видов информации;

- формирование подразделений и установление круга лиц, ответс­твенных за обеспечение информацией, определение и разграничение их компетенции;

- регламентация форм, методов, средств представления информации;

- организация фактического обеспечения начальника необходимой и достаточной информацией.

Весь смысл информационного обеспечения работы начальника горра­йоргана состоит в том, чтобы из общей совокупности информации с учетом ее источников, сложившейся периодичности поступления отобрать только те сведения, которые ему необходимы и достаточны для выполнения своих функций.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что руково­дителям ГРОВД обычно не хватает: А) сведений о перспективном социаль­но-экономическом и демографическом развитии города, района; прогноза преступности; обобщенной статистической информации о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутрен­них дел республики, края, области; Б) методических материалов по орга­низации работы органов внутренних дел; В) материалов о передовом опыте организаторской работы, в том числе и о передовом опыте зарубежных ор­ганов внутренних дел; Г) сведений о новейших научных методах и техни­ческих средствах, применяемых для решения задач органов внутренних дел.

В тоже время не должно быть и избыточности информации. Стремление отдельных начальников в деталях ознакомится со всей информацией, пос­тупающей в горрайорган, не оправдано. Избыточная информация зачастую приносит не пользу,  а вред так как в обильном потоке частностей можно упустить главное.

В этом отношении своевременными являются меры МВД России, направ­ленные на сокращение документооборота путем решительного пресечения фактов истребования из горрайорганов сведений, не предусмотренных ус­тановленными формами статистической отчетности, ограничения количест­ва истребуемых и направляемых управленческих документов структурным подразделениям МВД, ГУВД, УВД.

Начальник горрайоргана внутренних дел должен обеспечиваться, как правило материалами обобщенного характера, реферативного. При этом же­лательно, чтобы информация о возникающих проблемах и задачах содержала определенные оценки, предложения.

Информационные документы предназначенные для начальника, должны быть краткими по содержанию, но отражающими все необходимые сведения, т.е. они должны быть информационно емкими.

В решении задач по информационному обеспечению начальников гор­райлинорганов главная роль принадлежит вновь созданным штабам, обеспе­чивающим сбор и анализ основной информации об оперативной обстановке, подготовку проектов управленческих решений по комплексным проблемам борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, а также связь со средствами массовой информации.

Наряду со штабом информационное обеспечение деятельности началь­ника осуществляется дежурной частью, секретариатом, всеми отраслевыми службами горрайоргана внутренних дел. Его текущая работа связана с ре­шением разнообразных и многочисленных задач оперативного управления, основывается прежде всего на ежесуточной информации, которая концент­рируется в дежурной части и секретариате.

Изучение опыта информационного обеспечения деятельности начальни­ка горрайоргана позволяет назвать следующие сведения, необходимые ему для оперативного повседневного управления горрайорганами и представля­емые дежурной частью за сутки:

- о чрезвычайных происшествиях и тяжких преступлениях в соответс­твии с перечнем оперативной информации объявленным приказом МВД России 170 - 1993 год "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел;

- о факторах среды функционирования, могущих осложнить оператив­ную обстановку в городе, районе;

- об указаниях местных органов власти и  управления,  МВД,  ГУВД,

УВД по различным вопросам (о вызове на совещание, представлении спра­вок и отчетов, проведения общегородских, районных мероприятий и др.);

- о количестве и характере заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях;

- о характере и результатах действия личного состава по заявлени­ям и сообщениям о преступлениях, происшествиях;

- о раскрытии ранее совершенных преступлений, задержании лиц, на­ходящихся в розыске;

- о результатах работы по административным правонарушениям;

- о расстановке сил и средств горрайорган, сил общественности, участвующих в охране общественного порядка;

- о нарушении законности и дисциплины личным составом;

- о результатах проверки деятельности служб и подразделений. Важное место в информационном обеспечении работы  начальника горрайоргана занимает секретариат, который реализует функцию документаци­онного обеспечения деятельности горрарайоргана внутренних дел. Через секретариат проходит значительная часть информации циркулирующей в горрайоргане внутренних дел. Задача его заключается в том, что предуп­редить информационную перегрузку начальника горрайоргана. Это достига­ется путем "фильтрации", "процеживания" поступающей информации секре­тарем, распределения документов между начальником и его заместителем, начальниками служб и подразделений в соответствии с перечнем разрабо­танным начальником ГРОВД, и функциональными обязанностями руководящего состава. для этого заводятся специальные папки для начальника, его за­местителей, начальников служб и подразделений.

Важное место в деятельности начальника ГРОВД занимают анализ и оценка оперативной обстановки. Информационной базой этой работы явля­ется главным образом статистическая информация о состоянии преступнос­ти и результате оперативно-служебной деятельности.

Накопителями указанной информации являются:

1. Единый журнал учета преступлений, уголовных дел (материалов, протоколов) и лиц совершивших преступления. Информация в нем формиру­ется на основании статистических карточек формы 1 - на выявленное преступление; формы 1.1 - о результатах расследования преступления; формы 1.2 - об установлении лица, совершившего преступление; формы 2 - на лицо, совершившее преступление; статистический талон формы 3 - о принятом решении по уголовному делу.

2. Журнал регистрации материалов, по которым вынесено постановле­ние об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях.

4. Журнал учета информации, поступившей в ОВД по телефону, телег­рафу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигна­лов о происшествиях.

5. Статистические отчеты о следственной работе (форма 1-Е, 1-ЕМ), о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е).

С созданием штабов появилось возможность наиболее рационально ор­ганизовать информационное обслуживание начальника горрайоргана внут­ренних дел.

Ежемесячно с нарастающим итогом штабом составляется для начальни­ка справка о состоянии преступности, в которой предусматриваются дан­ные по видам преступлений общеуголовной направленности, экономической направленности, совершенных в отчетном месяце. В преступлениях обще уголовной направленности выделяются тяжкие, менее тяжкие, другие прес­тупления. Указываются преступления, по которым уголовные дела приоста­новлены по п.п. 1-3 ст. 195 УПК РСФСР, окончены расследованием и нап­равлены в суд.

Сведения о состоянии, структуре, динамике преступности даются по городу району в целом, отдельно выделяется городская преступность, преступность в сельской местности, по населенным пунктам района, тер­ритории обслуживания городскими, поселковыми отделениями милиции (если таковые имеются), участкам участковых инспекторов милиции, зонам опе­ративного обслуживания.

Выделяются преступления совершенные в условиях неочевидности, в общественных местах (в том числе уличные), несовершеннолетними, лицами в нетрезвом состоянии, ранее совершившими преступления, нераскрытые, из них количество тяжких, проценты нераскрыты тяжких преступлений, об­щий процент нераскрытых тяжких преступлений, общий процент нераскрытых преступлений.

Все эти сведения даются в сравнении с аналогичным периодом прош­лого года. Штабом также ежемесячно готовятся данные о количестве лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в которых предусматриваются следующие позиции:

- всего привлечено за преступления общеуголовной направленности, в том числе рабочих и служащих, колхозников, учащихся, студентов, частных предпринимателей, кооперативов, несовершеннолетних, ранее судимых, лиц  без постоянного источника дохода,  безработных,  беженцев, лиц в нетрезвом состоянии,  жителей другой области,  края, республики, входящей в состав РФ,  жителей другого государства,  без определенного места жительства и занятий.

Ежемесячно для начальника готовятся данные о раскрытии преступле­ний с учетом участия конкретных служб и подразделений.

Отдельно показывается работа по преступлениям, регистрируемым по линии аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями.

Рассмотренная информация дает возможность начальнику ежемесячно видеть, как работает горрайорган, какие изменения происходят в геогра­фии, динамике, структуре преступлений и лиц, их совершающих, работу по раскрываемости преступлений, работу с отдельной категорией лиц(несо­вершеннолетние, ранее судимые, неработающие),по линии ОБЭП и др., что позволяет своевременно концентрировать внимание на этих проблемах, принимать решения по рациональной расстановке сил и средств, а также меры по повышению эффективности деятельности отдельных служб и сотруд­ников.

Кроме общего анализа и оценки оперативной обстановки по городу (району) начальник должен анализировать и оценивать конкретные направ­ления борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Источником для такого анализа в дополнение к цифровой статистической информации являются аналитические справки, подготавливаемые отраслевыми службами.

Периодичность представления информации отраслевыми службами на­чальнику горрайоргана, а также позиции по которым она может быть представлена, зависят от актуальности той или иной проблемы на терри­тории города, района, от того, какое внимание придают ей центральные и местные органы самоуправления, МВД России, МВД, ГУВД, УВД, от задач, решаемых начальником горрайоргана, характера решения, для принятия ко­торого требуется информация.

Рационализация информационного обеспечения начальника ГРОВД долж­на начинаться с изучения сложившейся практики, что позволит определить, насколько достаточно и полно начальник снабжается информацией, оценить ее с точки зрения не только достаточности, но и избыточности, выявить дублирование в различных документах, внести предложения по упорядоче­нию информационных потоков, разработать перечень необходимой информа­ции.

Для обеспечения полноты оценки складывающейся оперативной обста­новки сегодня не обойтись без привлечения на постоянной основе дополнительной информации, прежде всего социального, экономического, демог­рафического характера, а также материалов научных криминологических исследований и результатов опроса общественного мнения.

Важное значение имеет обеспечение регулярного поступления инфор­мации из таких служб местных органов, как налоговая инспекция, комитет по делам молодежи, архитектурное управление, комиссии по приватизации, земельной реформе, бюро по труду и занятости, миграционная служба, бюд­жетная комиссия и др.

Наряду с традиционными формами накопления информации (книги, жур­налы, картотеки, отчеты о результатах деятельности, аналитические справки по оценке оперативной обстановки и др.) практике известны и такие формы, как информационно-справочное дело горрайоргана, оператив­ный блокнот начальника, журнал оперативного слежения за обстановкой, картографический метод накопления информации, создание кабинетов уп­равления в крупных городских органах внутренних дел.

Совершенствование информационного обеспечения начальника связано также с применением технических средств, которые позволяют ускорить ин­формационные процессы. Это достигается при помощи современных средств связи, использования промышленного телевидения в крупных ГРОВД.

Большие перспективы в совершенствовании информационного обеспече­ния деятельности начальника горрайоргана открываются в связи с внедре­нием автоматизированных информационных систем на базе ЭВМ как на уров­не МВД, ГУВД, УВД, так и на уровне ГРОВД.

В этой связи в приказе МВД России N 420-1993 г. внимание главы управлений МВД России и управлений министерства, научно-исследователь­ских учреждений обращено на обеспечение единой политики компьютериза­ции горрайлинорганов, изучение опыта использования ЭВМ и оказание по­мощи МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в разработке и внедрении информационных сис­тем в горрайлинорганах.

Определенный интерес представляет опыт Зеленоградского ОУВД Моск­вы в применении средств обработки и передачи информации. С 1990 г. в ОУВД активно ведется работа по информатизации и автоматизации как в аппарате, так и в подчиненных подразделениях. На начальном этапе работа велась отделением информатики, структурно находящимся в составе штаба, а в 1993 г. в рамках АСУ "Патруль" был создан отдел автоматизации, ко­торый продолжил начатую работу, определяя техническую политику ОУВД, направленную на применение современных средств обработки и передачи информации. В рамках этой работы отделом совместно с другими фирмами  была создана локальная вычислительная сеть, выполненная на базе пакета фирмы Novell-Netware v. 311, и внедрено прикладное программное обеспе­чение, работающее под управлением MS-DOS с использованием СУБД Btrie­ve. На основе этой локальной сети были созданы и функционируют следую­щие системы и комплексы:

1.Информационная система "Поиск", которая ориентирована на сбор, хранение и обработку информации в рамках вычислительной сети в таких подразделениях, как начальник УВД, медвытрезвитель, дежурная часть му­ниципальных и городских отделений, дежурная часть ГАИ, группа регист­рации ГАИ, паспортный отдел, группа по лицензионно-разрешительной рабо­те, служба участковых инспекторов, отдел дознания, ИВС.

В этой системе содержится информация в формализованном виде по следующим объектам: Лица", "Уголовные дела", "Система учета", "Автот­ранспорт", "Оружие", "Вещи", "Объекты" и т.д. Система обеспечивает оперативный доступ пользователей к базам данных различного назначения непосредственно с рабочих мест сотрудников независимо от удаленности их рабочих мест сотрудников независимо от удаленности их рабочего мес­та от места формирования и хранения данных.

Система предусматривает разграничение доступа пользователей к ин­формации как средствами парольной защиты, так и средствами администра­тора данных. Последний позволяет создать на конкретном месте строго ог­раниченный набор функций, разрешенных к использованию.

2.Комплекс контроля дислокации и приданных сил ОУВД.

3.Комплекс ведения и контроля выполнения оперативно-тактических планов ОУВД.

4.Комплекс ввода и отображения оперативной информации по ОУВД и автоматизированного формирования оперативной сводки по ОУВД.

5.Комплекс ведения журнала инспекции и проверок ОУВД.

6.Комплекс накопления и использования неформализованной оператив­ной информации в подразделениях службы криминальной милиции ОУВД.

7.Комплекс "Финансовая часть ОВД". Помимо разработанного отделом совместно с другими фирмами программного обеспечения в ОУВД находятся в эксплуатации следующие системы, переданные отделу вышестоящими орга­низациями:

-система проверки угнанного автотранспорта в рамках АСУ "Патруль";

-дактилоскопический комплекс;

-программный комплекс для связи с ЗИЦ ГУВД;

-база данных абонентов Московской ГТС "Соната", позволяющая оперативному дежурному быстро узнать номер абонента МГТС;

-программный комплекс "Сводка ГУВД", благодаря которому оператив­ный дежурный формирует сводку происшествий в рамках требований ГУВД.

В настоящее время активно ведутся работы по созданию системы оп­ределения местоположения подвижного объекта и автоматизированного уп­равления нарядами "Гранит", цифровой карты для нужд правоохранительных служб и информационного поля дежурной части ОУВД.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Таким образом, из вышесказанного следует, что подготовка любого рода решений, планов органов внутренних дел должна осуществляться с учетом интересов населения, а недостаток соответствующей социальной информации целесообразно восполнять научной оценкой сложившейся обста­новки. Теория и практика социального управления требуют, чтобы основу разрабатываемых решений, планов, определяющих деятельность органов внутренних дел, составляла информация, достоверно отражающая общие и специфические интересы населения.

Литература:

 
Основная

1.                 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. ИКД «Зеркало-М», 2001.

2.                 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

3.                 Коренев А.П. Административное право России. ч.1. Учебник. М.,2001.

4.                 Основы управления в ОВД: Учебник/ Под общ. Ред. В.П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.


Дополнительная

1.                 Федеральный закон от 18 апреля 1991 г.  "О милиции".

2.                 Приказ от 20 ноября 2002 года № 1120дсп «Об организационных вопросах и структурном построении аппаратов, подразделений и организаций системы ОВД РФ».

3.                 Приказ от 23 ноября 2002 г. № 1150 «О введении в действие систем оценки деятельности ОВД, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования»



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.