Введение....................................................................................................................................................................... 2
Глава 1. Закон экспоненциального роста объема знаний................................................ 2
Виртуальные сетевые сообщества, телеработа. Информационная стратификация 5
Глава 2. Интернет финансы.......................................................................................................................... 9
Интернет-банкинг в России и мире....................................................................................................... 10
Современный интеренет-трейдинг........................................................................................................ 12
Интернет-страхование в мире................................................................................................................... 13
Интернет-расчеты сегодня......................................................................................................................... 15
Глава 3. Практическая часть................................................................................................................... 16
Faktura....................................................................................................................................................................... 16
"ANELIK", "CONTACT", "MONEYGRAM"....................................................................................................... 19
СИСТЕМА "MONEYGRAM" (МанейГрам)...................................................................................................... 20
СИСТЕМА "ANELIK" (Анелик).......................................................................................................................... 21
СИСТЕМА "CONTACT" (Контакт)................................................................................................................... 21
Расчетное обслуживание юридических лиц с помощью системы электронных платежей “Клиент-Банк”.............................................................................................................................................. 22
Заключение............................................................................................................................................................ 23
Список литературы......................................................................................................................................... 26
Введение
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
ü если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
ü если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.
Глава 1. Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”.
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].
Занятость
в ведущей отрасли
50% 1 2 3 4
время
1- материальном производстве (индустриальное общество),
2- сфере услуг (постиндустриальное общество),
3- сфере информационных услуг (информационное общество),
4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг».
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах «постиндустриальное», «информационное» видели альтернативу формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать «рядомположенным» с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.
Информационный обмен в обществе и его эволюция.
Типы обменов в обществе:
ü материальный;
ü энергетический;
ü информационный (актуален с середины ХХ века).
Целостная система характеризуется обменом между элементами ( В.Г.Афанасьев).
Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.
Основными фазами информационного обмена являются:
ü устная фаза;
ü письменная фаза;
ü книжная фаза;
ü компьютерная фаза.
Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация”[10]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом :
Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;
Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации » 109 бит;
Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;
Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;
Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.
Виртуальные сетевые сообщества, телеработа. Информационная стратификация
Сеть Интернет позволила обеспечить достаточно дешевую и простую и техническом отношении коммуникацию для своих участников. Пользователи сети Интернет и других компьютерных сетей могут быть описаны как члены виртуальных сетевых сообществ (коммьюнити). При этом сетевое коммьюнити выступает как некоторая социальная целостность в форме базовой единицы социальной организации пользователей.
ü Основными свойствами такого рода социальной группы являются: наличие членов группы (пользователей ресурсов Интернет), критерии членства (доступ в Сеть), совокупность предписанных ролей (поставщик контента, пользователь, участник чата, конференции и т. п.), наличие норм, которых должны придерживаться члены группы.
ü Сетевые сообщества могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. Необходимо особо отметить, что появление сетевого коммьюнити возможно как результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов в Сети или контактов с поставщиками информации.
ü Первые сетевые сообщества возникли в связи с появлением и 1979 г. открытых электронных Досок объявлений. Дальнейшее развитие это социальное явление получило с Созданием в 90-х гг. групп рассылки электронных сообщений и чат-форумов.
ü Необходимо отметить, по границы сетевых сообществ, как и сферы их интересов, а подавляющем большинстве случаев размыты, структура власти в них также четко не прослеживается. Основными властными функциями в сетевых сообществах, причем в достаточно условной форме, владеют создатели контента, администраторы, модераторы конференций и форумов
ü Членов локальных сетевых сообществ объединяет общая система ценностей, которые могут быть экономическими, культурными, политическими, религиозными и т. п. Важна и коммуникативная составляющая в функционировании сообществ, проявляющаяся в стремлении к активному общению между собой с целью обмена знаниями и опытом, в конечном счете, к социализации участников коммьюнити.
Процесс коммуникация определяет отношение индивида не только к другим членам «своего» сетевого сообщества, но и к структурам, образующим Сеть. Действия личности становятся зачастую коммуникативным актом совершенствования структуры Сети, выработки стандартов социального поведения. Интуитивное начало в вопросах функционирования сетевых сообществ в большинстве случаев превалирует над началами формальной логики социального поведения. В свою очередь Сеть благодаря наличию внутрисистемной коммуникации содействует процессу самообучения и формирования социальных норм. При этом разные группы сетевых сообществ, обладая общими группообразующими признаками, тем не менее, различаются о некоторых аспектах своего социального поведения./6/
В настоящее время торговля, коммуникации и конкуренция в сетевых сообществах переходят на новый качественный уровень е учетом возможностей, предоставляемых сетью во всепланетном масштабе.
Интернет открыл перед миллионами членов своих сообществ возможность работать в любой точки земного шара не покидая своей страны (Transborder telework). Такого рода деятельность является составной частью свободного режима рабочего дня (Flextime). В развитых странах Запада новое явление имеет несколько названий, отличающихся оттенками. Это telecommuting, telework, telejob. В русский язык начинает входить в жизнь слово «телеработа».
Предполагается, что к 2005 г. в развитых странах этим видом труда будет занято 20% работников, а в Великобритании этот процент «телезанятости» уже достигнут. Считается, что 50% всех известных профессий могут с успехом функционировать в рамках телеработы. В первую очередь на такую работу могут рассчитывать программисты, дизайнеры, переводчики, научные работники, редакторы, консультанты и другие специалисты, работающие с информацией в электронном виде. Это может быть работа на фирму (когда рабочее место оборудуется дома у работника с подключением к сети Интернет) или самостоятельная работа (Self employment).
При тслсработе организация труда и форме «рабочего времени», предусматривающая присутствие в офисе, утрачивает экономическое содержание, но сохраняет социальное значение. Появлению и широкому распространению технологий телеработы способствовали следующие социальные факторы:
ü возникновение сетевой экономики (networked economy), в которой телеработа и телеторговля играют центральные роли;
ü усиливающаяся общая необходимость снижения затрат на производство и повышение уровня сервиса для клиентов, а также усиление позиций в экономике предпринимателей малого бизнеса;
ü растущее беспокойство по поводу состояния окружающей среды и особенно негативных последствий от автомобильных выхлопов.
Системообразующим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование компьютеров и телекоммуникаций для изменения принятой географии работы. Массовое применение методов телеработы способно принести существенные социально-экономические выгоды обществу, так и личности. Среди достоинств телсработы:
ü уменьшение остроты транспортных проблем и загрязнения окружающей среды в связи со снижением общего автомобильного трафика;
ü уменьшение безработицы;
ü доступ к работе лиц с ограниченной трудоспособностью или имеющих временные ограничение для выполнения трудовых обязанностей, связанные с воспитанием детей и уходом за больными;
ü уменьшение непроизводительных потерь времени, связанных с переездом на работу.
Информационное неравенство (информационная стратификация) в эпоху формирования информационного общества становиться одним из важнейших факторов дифференциации социальных трупп. В 1997 г Программа развития ООН ввела новое измерение бедности — информационное, характеризующее возможность доступа к информационной магистрали широких слоев населения. В информационном обществе основным конфликтом в системе производственных отношений становится конфликт между знанием и некомпетентностью. При этом в развитых странах феномен зависимости успеха человека в современном мире зависит от его отношения к телекоммуникационной революции, и получил название «цифровой барьер», или «цифровой разрыв» (Digital Drive). Социальные группы, лишенные доступа к информационным ресурсам, оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом.
Информационная стратификация существует и внутри самой сети Интерне. Разными правами по доступу к информации обладают владельцы ресурсов и пользователи, администраторы, модераторы сетей межличностного общения и участники указанных сетей. Наиболее заметным в Интернете является лингвистическое неравенство. Подавляющее большинство ресурсов представлено на английском языке. Таким образом, пользователи, не владеющие этим языком, оказываются в экономически невыгодном положении.
Кроме лингвистического аспекта, существует еще когнитивно-семантический аспект информационной стратификации. Существо когнитивно-семантического аспекта состоит в том, что способность индивида к абстрактному логическому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, которым он свободно владеет.
Информационная стратификация пользователей: может осуществиться и в зависимости от их гражданства. Кроме того, в многопользовательских компьютерных системах существуют различные системы ограничения доступа к информационным ресурсам устанавливаемые владельцами этих систем.
Наиболее значимой и болезненной проблемой, способствующей информационной стратификации для России, с ее территориальной разбросанностью, является проблема доступа к Сети в малонаселенных и географически удаленных от региональных центров населенных пунктах.
Если заглядывать в будущее, то после становления информационного общества информационная стратификация, по всей видимости, будет определяться не столько социальными признаками, сколько соотношением в психике субъектов социальных отношений и политикой государственных или межгосударственных структур./6/
Глава 2. Интернет финансы
Интернет Финансы включают в себя:
ü интернет-банкинг
ü интернет-трейдинг
ü интернет-страхование
ü интернет-расчеты и платежи
Интернет-банкинг в России и мире
Управление банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений.
Классический вариант системы интернет-банкинга включает в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам – физическим лицам в офисах банка, естественно, за исключением операций с наличными деньгами.
Сегодня c помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.
Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.). Системы интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.
Страницы: 1, 2