Рефераты. Исследование эффективности работы добровольных объединений предприятий






научно-технологическое обеспечение — Государственный трубный  институт, ДонНИИчермет, Институт электросварки им. Е.О. Патона, ЦНИИЧМ; финансовое обеспечение — Проминвестбанк Украины, Первый украинский международный банк.

Создание ТНК «Трубтранс» позволяет объединить усилия участников в обеспечении рационального развития и использования производственного потен­циала по изготовлению труб, согласован­ного взаимодействия в научно-техническом, инвестиционном и других видах деятельности, направленных на повыше­ние качества и конкурентоспособности трубной продукции, эффективности производства, сохранение и расширение рынков сбыта, сохранение и создание но­вых рабочих мест.

Предлагаемая к созданию транснациональная корпорация по производству и поставкам труб большого диаметра может представлять собой любую известную или возможную форму взаимодействия предприятий с созданием или без создания юридического лица.

За основу формирования и функционирования предлагаемой корпорации могут быть приняты основные положения создания и деятельности транснациональной  корпорации,  установленные Конвенцией о транснациональных корпорациях, ратифицированной Украиной Законом Украины № 921 от 13 июля 1999 г. [14]

В отсутствие синхронного государственного регулирования организационно-правовых вопросов создания транснациональных корпораций на территории СНГ возникает ряд задач, требующих решения при создании конкретных ТНК. Приведенные положения и понятие транснациональной корпорации позволяют  выделить и рекомендовать для решения  участниками при создании ТНК на основе сопоставления законодательства сторон следующие принципиальные задачи механизма формирования:

определение места регистрации корпорации (страны  базирования);

выбор способа создания корпорации на основе межправительственного соглашения или иным способом);

выбор   организационно-правовой формы деятельности.

При определении места регистрации корпорации (страны базирования) рекомендуется учитывать следующие основные факторы: место пребывания ведущего участника группы, инициирующего формирование транснациональной корпорации, вокруг которой выстраивается объединение; правовые возможности либеральность законодательства страны

Пользуясь терминологией Р. Гиль-фердинга и учитывая выявленную им  тенденцию к «комбинации» предприятий, «обусловленную различиями нормами прибыли в различных сферах промышленности», при которой «менее доходная в данный момент отрасль производства присоединяет к себе более доходную» [15, с.223; 15, с.25], можно сказать, что «толчок» к интеграции предприятий для создания ТНК «Трубтранс» исходит от ОАО «Харцызский трубный завод» как менее благополучного в экономическом отношении предприятия в рассматриваемой технологической цепи. Это делает целесообразным определение Украины в качестве страны базирования ТНК «Трубтранс».

Правовые возможности у Украины как страны базирования ТНК для консолидации предприятий имеются. Украинское законодательство позволяет сформировать ТНК «Трубтранс» в разных формах — как с созданием, так и без создания юридического лица.

В новом  Гражданском кодексе Украины такая консолидация определена так же, как и в российском законодательстве — «простое товарищество», является самым доступным механизмом объединения   [16].

Реализация ТНК в форме договора о совместной деятельности позволяет вычленить из общей массы ресурсы (мощности, произведенную продукцию, структурные части предприятий и т. п.), находящиеся в распоряжении участников и относящиеся непосредственно к сфере деятельности ТНК, устранить запирающие эффекты для беспрепятственного движения внутренних потоков ресурсов между переделами, рационально использовать и маневрировать ресурсами.

В соответствии с украинским законодательством ТНК «Трубтранс» может быть сформировано с созданием юридического лица в форме добровольного объединения предприятий, руководствуясь Законом Украины «О предприятиях в Украине», а после вступления в силу в 2004 г. — Хозяйственным кодексом Украины.

Законодательство позволяет создавать хозяйственные объединения в таких организационно-правовых формах, как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, и др.

Анализ организационно-правовых форм объединений предприятий в Украине и состава участников формируемого ТНК показывает, что такие объединения, как концерн и холдинговые компании, характеризующиеся высокой степенью централизации управления и участия в капитале, которые делают юридические лица, входящие в ТНК, экономически зависимыми и практически уничтожают их самостоятельность, в данном случае неприемлемы. Неприемлем и консорциум как временное объединение, создаваемое для реализации дискретной цели.

В наибольшей степени особенностям формируемой ТНК по производству и поставкам труб большого диаметра отвечает такое договорное объединение, как корпорация. Это наиболее характерная рыночная структура, в которой могут сочетаться различные формы собственности, принципы организационного построения и механизмы реализации, ори­ентированные на достижение единой цели.

В соответствии с Законом Украины «О предприятиях в Украине» (ст. 3, п. 1) и Хозяйственным кодексом Украины (ст. 120, п. 3) корпорацией считается договорное объединение, созданное на основе соединения производственных, научных и коммерческих интересов предприятий, которые объединились, с делегированием ими отдельных полномочий централизо­ванного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации [4, 17].

При формировании ТНК «Турботранс» в форме корпорации как объединения предприятий в соответствии с украинским законодательством участники совместно на основе договора учреждают центральную компанию (ТНК «Турботранс»), которой передают )делегируют) полномочия по централизованному управлению производством и поставкой потребителю конкурентноспособных труб для нефтегазопроводов, финансовым и научно-технологическим обеспечением производства труб, стали и штрипсов для них в соответствии с мировыми стандартами. Схема ТНК «Туботранс» в форме корпорации представлена на рис. 3.1

ТНК «Трубтранс» в форме корпорации представляет собой интеграционное взаимодействие юридических лиц, связанных между собой координационными отношениями, предполагающее передачу центральной компании возможность определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности других участников в пределах общей хозяйственной цели.

 


















Рис. 3.1      Организационно-правовая  схема  создания  транснациональной корпорации

 


Имущество корпорации, созданное за счет ее доходов (дополнительно приобретенное оборудование и другое), используется в производственной сфере направляется на технико-экономическое :совершенствование производства продукции в соответствии с перспективной стратегией и инвестиционной политикой.

Рекомендуемая схема формирования имущества корпорации приведена на рис. 3.2.

Полученная в результате деятельности корпорации прибыль распределяется между участниками пропорционально стоимости их вкладов. За счет целевых отчислений участников в центральной компании могут быть созданы централизованные фонды, в том числе инновационного развития, резервный фонд для покрытия убытков деятельности ТНК и др.

Выбор организационно-правовой формы корпорации как объединения предприятий для создания и функционирования ТНК «Трубтранс» является оптимальным как в интересах самой интеграции, так и в интересах ее участников. Во-первых, в отличие от договора о совмест­ной деятельности, в корпорации координация в управлении достигается за счет создания нового юридического лица и требуемой для этого консолидации капитала. Наличие центральной компании усиливает степень централизации в управлении. Корпорация позволяет перейти от скоординированного сотрудничества к более тесным управляемым взаимоотношениям. Это  гарантирует большую прочность интеграции. Во-вторых, несмотря на некоторые ограничения, предприятия, входящие в корпорацию, остаются юридически и экономически самостоятельными. Корпорация не отвечает по обязательствам его участников, а участники не отвечают по по обязательствам корпорации  [18].

Для стимулирования создания ТНК в Украине может быть рассмотрен альтернативный межправительственному соглашению вариант, в соответствии с которым предлагается принять соответствующие нормативно-правовые акты для реализации в Украине положений Конвен­ции о транснациональных корпорациях, в которых предусмотреть государственную поддержку ТНК и внести соответствующие изменения в законодательную базу.

В результате совместной интегра­ционной деятельности все участники ТНК «Трубтранс» достигнут основополагающей цели – повышение

– Имущественный вклад участников, передаваемый для совместной деятельности

 
 




Рис. 3.2. Схема формирования имущества корпорации


эффективности бизнеса – за счет ряда факторов, основными из которых являются:

улучшение финансово-хозяйственной деятельности на основе гарантированного сбыта продукции и стабилизации взаимных поставок сырья, материалов, услуг и прочее;

увеличение прибыли каждого участника в результате роста объемов произ­водства и оптимизации внутренних цен на промежуточную продукцию с учетом конкурентоспособных оптовых цен на конечную продукцию – трубы большого диаметра;

уменьшение суммы требуемых оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости и упорядочения взаиморасчетов;

финансовое обеспечение инвести­ционной деятельности на более выгодных условиях в результате участия в ТНК "внутреннего" коммерческого и банковского капитала и др.

Способствуя решению важнейшей государственной задачи, участники корпорации могут рассчитывать в своей хозяйственной деятельности на соответствующую поддержку государства.

ВЫВОДЫ

 

1.Одним из очевидных путей преодоления проблем, которые возникают перед предприятиями различных отраслей народного хозяйства и промышленности в современных условиях становится развитие интеграционных процессов в разнообразных организационно-правовых формах.

2. Интеграция как процесс добровольного объединения деятельности предприятий для решения производственных и социальных заданий набирает силу. В этом проявляется потребность в непосредственном взаимодействии с другими предприятиями и коллективном использовании научно-технического, производственного, финансового, информационного потенциала каждого из них.

3. Наиболее распространенными формами добровольных объединений в Украине являются корпорации.

4. За основу формирования и функционирования ТНК могут быть приняты основные положения, установленные Конвенцией о транснациональных корпорациях – базового документа сотрудничества стран СНГ в области создания и деятельности транснациональных корпораций. Вместе с тем в отсутствие синхронного государственного регулирования организационно-правовых вопросов создания ТНК на территории СНГ возникает необходимость в решении таких принципиальных задач механизма формирования конкретных ТНК, как определение страны базирования, выбор способа создания, выбор организационно-правовой формы деятельности.

5. Основными факторами, которыми рекомендуется руководствоваться при определении страны базирования, являются место пребывания ведущего участника группы, вокруг которого выстраивается объединение, правовые возможности и либеральность законодательства страны.

6. Законодательство Украины позволяет сформировать ТНК в разных формах – как с созданием, так и без создания юридического лица. При выборе формы ТНК рекомендуется руководствоваться положением о приемлемой для ее участников степени  централизации управления и участия в капитале, ограни­чивающих самостоятельность интегри­руемых участников.

7. Для создания ТНК оптимальной организационно-правовой формой в интересах самой интеграции и ее участников является корпорация как объединение предприятий в соответствии с украинским законодательством. Наличие центральной компании усиливает степень централизации в управлении, гарантирует большую прочность интеграции и, в то же время, оставляет ее участников экономически самостоятельными Этому способствует и схема формирования имущества в корпорации, в которой имущество, относящееся к сфере деятельности корпорации и обеспечивающее достижение общей хозяйственной цели, передается в централизованное управление с сохранением права собственности.

8. Стимулированию создания ТНК в Украине будет способствовать принятие соответствующих нормативно-правовых актов для реализации в стране положений Конвенции о транснациональных корпорациях, в которых в числе мер государственной поддержки будет предусмотрено распространение на участников–нерезидентов норм законодательства, установленных для резидентов, выведение из-под налогообложения операций внутриинтеграционного движения имущества финансовых ресурсов.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Прутник Э.А. Общие методические положения по формированию стратегии диверсификации развития межотраслевых объединений с участием углеобогатительных предприятий / Институт Экономики промышленности НАН Украины. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2003. – 82 с.

2.                 http://www.glossary.com.ua/ekonomika/12/3611.html

3.                 Федулова Л. Проблема інноваційних трансформацій у копроративному секторі економіки України // Економіст. – 2005 .– № 2. – С.38-40

4.                 Закон України «Про підприємства в Україні»//Ведомости Верховного Совета Украины. – 1991. –№24. – Ст.272. – – (Із змін. і допов.).

5.                 Науково-практичний коментар Господарського кодексу України /За заг. ред. В.К.Мамутова. – К.: Юрінком Інтер, 2004. – 688 с.

6.                 Бутенко А.И., Ягорлицкий  В.А. Мотивация предпринимательской деятельности: проблемы и пути совершенствования // Экономические инновации. – Выпуск 12. – 2001. – С.12-17.

7.                 Мельникова М.В. Обоснование инвестиционных решений в организациях типа “холдинг” // Экономика промышленности. Сб.науч. тр.– Донецк: ИЭП НАН Украины. – 2001. –  С.175- 181.

8.                 Гацура В. Мотіваційне управління в контексті посилення інтеграційних процесів//Економіст. – 2001. – № 11. – С.68-70.

9.                 Страхова Л.П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №5. – С.23–36.

10.            Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, 1995. – 502 с.

11.            Достанко П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №4. – С.87–92.

12.            Закон Украины "О промышленно–финансовых группах в Украине" // Відомості Верховної Ради Украни. – 1996. – №23. – Ст. 88–89. – С.301–307.

13.            Коваль М. Проблемы создания финансово–промышленных групп в Украине // Экономика Украины. – 1996. – №10. – С.39–44.

14.            Закон України «Про ратифікацію Конвенції про транснаціональні корпорації» II Відомості Верховної Ради України.–1999. – №36.–Ст.323.

15.            Гильфердинг Р. Финансовый капитал. (Новейшая фаза в развитии капитализма): Пер. с нем. – М.: Гос. изд-во, 1922.–496 с.

16.            Цивільний кодекс України // Офіційний вісник України. – 2003. –№11. – Ст.461.

17.            Господарський кодекс України // Офіційний вістник України. – 2003. – №11. –Ст.462.

18.            Тараш Л.И., Дерментли Ф.С. Интегрированные корпоративные структуры: сущность, содержание, классификация // Економіка промисловості. – 2002. – №2 (16).–С. 3–12.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.