Рефераты. Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития русского народного танца






Первая четверть. Первая восьмая -

шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая рука заводится за спину.

Вторая восьмая - левая нога на низких полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая  его.

Вторая четверть -

первая восьмая - притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается.

Вторая восьмая  - пауза.

5. С переступанием.

Движение занимает один такт. И.П.- I прямая.

Первая четверть

первая восьмая - небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.

Вторая восьмая - левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога сгибается в колене и приподнимается над полом.

Вторая четверть -

первая восьмая - правая нога подводится к левой и мягко опускается на пол на всю стопу в первую прямую позицию.

Вторая восьмая - пауза.

          Дроби

Дроби состоят из удара всей стопой - притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции - дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.

1. Дробная дорожка.

Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед.

Первая четверть

первая восьмая - небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении.

Вторая восьмая - удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции.

Вторая четверть - движение повторяется.

2. Дробь с подскоком.

Движение занимает 1/2 такта.

Затакт - одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола.

Первая четверть

Первая восьмая - одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а левая отделяется от пола.

Вторая восьмая - небольшой подскок на правой ноге.

          Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

         

          В) Основные движения русского народного танца.

          «Гармошка».

          Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«И» - каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«1» - Каблук и носок опускаются на пол,  носки соприкасаются.

«И» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«2» - Каблук и носок опускаются на пол,  каблуки соприкасаются.

          «Ковырялочка»

          Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо.

«1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.

 «И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .

«2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.

          «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой»,  припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

          «Веревочка»

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

          Простая.

«И» - с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад.

«1» - правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение.

«И 2» - движение повторяется.

          «Маятник».

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

          «Моталочка»

И.П. - I прямое. Движение занимает один такт.

«1» - левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад.

«И» - правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о.

«2» - небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется.

Движение повторяется с другой ноги.

          «Молоточки».

          Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I прямое.

«1» - после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад - вверх, носок направлен в пол.

«И» - короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении назад - вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой.

          «Хлопушки».

«Хлопушки» характерны для мужской пляски.

Виды: одинарные хлопки и удары - фиксирующие, одинарные хлопки и удары - скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары.

Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.

          «Полуприсядка».

1. С открыванием на ребро каблука,

2. С открыванием ноги на воздух,

3. Разножка - в стороны, на ребро каблука,

4. Разножка - вперед - назад.

Движение занимает один такт. И.П. - I прямое.

«И» - небольшой подскок на обеих ногах.

«1» - резкое и глубокое полное приседание.

«И» - пауза.

 «2» - одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая -

назад на полупальцы.

«И» - пауза.

          Виды полной присядки: «Гусиный шаг», «Мяч», «Ползунок», «Закладки».

          Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами. Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами - «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.

         

Выводы.

1.   Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы   изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце. Как нам кажется в этой работе хорошо удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

2.   Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из имеет свои особенности. Мы думаем, что во второй главе довольно тщательно и скурпулезно описаны отличительные черты форм русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях имеет между собой много отличий.

3.   Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.



























Заключение.

          Глубинные истоки национальной культуры просматриваются прежде всего в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

          Однако нельзя оставить в стороне вопросы, связанные с жизнью народного хореографического искусства в условиях города. Начиная с середины  XVIII начали складываться особые жанры городского танцевального фольклора. Они развивались по своим законам и проявлялись совершенно в иных формах, нежели жанры крестьянской хореографии. Причем резкие изменения жизненного уклада городского населения вследствие бурных темпов индивидуализации, появление таких новых, форм как кино, телевидение, привело к отмиранию привычных ранее способов культурного общения и взаимодействия жителей городов. К тому же в результате притока в русские города инонационального населения и благодаря смешанным по национальному признаку дракам возникли и новые культурные потребности у достаточной большой части горожан. Все это требует поисков особых охранительных мер для еще теплящихся, но быстро угасающих традиций народной хореографии.

          Молодые люди, переехавшие из сел в города, внешне как будто стыдятся своего происхождения. В действительности же где-то в самых глубинах их души спрятана тяга ко всему укоренившемуся в их сознании в отчем доме, к истокам свей национальной культуры.

          Появление множества самодеятельных ансамблей вызвано в первую очередь, как своего рода реакция на деятельность профессиональных коллективов, стремящихся в большинстве своем к эстрадной развлекательности, почти полному исключению народных плясок.


   - 45 -

          Требуются поиски таких новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Проведение праздников и смотров народного искусства могло бы заметно украсить и обогатить культурную жизнь. И все это не единственный возможный путь, надо искать и другие.

          Специального внимания заслуживает проблеме сохранения и поддержки современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.

          Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родном, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь. Мы считаем, что этими словами подтверждается поставленная гипотеза.















Список литературы.

1.   Бархушин Ю.А. «История русского балета», - М.,-1977

2.   Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни»,М.-Л.,Музгиз,1958

3.   Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность», М., Искусство, 1987

4.   Бочаров А., Лопунов А., Ширяев А. «Основы характерного танца», М.-Л., Искусство, 1939

5.   Голейзовский К. «образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964

6.   Захаров Р. «Беседы о танце», М.,1976

7.   Захаров Р. «Записки балетмейстера», М., Искусство, 1976

8.   Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978

9.   Карп П. «Младшая муза», М., Современник, 1997

10.Казьмин П. «100 русских народных песен», М., Музгиз, 1958

11.Карамзин Н.М. «История государства Российского», СПб.,1833

12.Князева О.Н. «Танцы Урала», Свердловск, 1962

13.Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981

14.Надеждина Н. «Русские танцы», М., 1951

15.Надеждина Н., Эльми  «Большой балет»,М., Знание, 1964

16.Руднева А.В. «Курские танки и карагоды», М.,1975

17.«Русские кадрили», М., 1956

18.«Русские народные танцы», М., 1949

19.«Русские народные хороводы и танцы», М., 1948

20.«Русский балет»: Энциклопедия, М.,1997

21.Сахаров И. «сказания русского народа», СПб, 1841

22.Сергеев К. «Сборник статей», М., Искусство, 1978

23.Советский балет 1/87 «Славная страница», С.

24.Советский балет 4/88 «Не иссякает красота и мудрость народа», А. Климов

25.Терещенко А. «Быт русского народа», СПб., 1848

26.Ткаченко Т. «Народный танец», М., Искусство, 1967

27.Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство,  1976

28.Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца», М., Молодая гвардия, 1959

29.Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996

30.Фаминцын А. «Скоморохи на Руси», СПб.,  1889

31.Чижова А. «Танцует «Березка»», М., Искусство, 1967

32.Чудновский М. «Ансамбль И. Моисеева», 1972

33. Эльяш Н. «Образцы танца», М., Знание, 1970

34. Эльяш Н. «Русская терпсихора», М., «Советская Россия», 1965














Приложение

«Тверская кадриль»

          Кадриль Тверской области отличается жизнерадостностью, задором и удалью. В основном исполняется на простых шагах. Но очень часто исполнители, сохраняя точный рисунок танца, создают собственные импровизации, проявляя мастерство и фантазию. Четкая и разнообразная дробь девушек и лихая присядка юношей, оригинальные «коленца» являются украшением тверской  кадрили. Танец состоит из 5 фигур. Каждая из них имеет в народе свое название: первая - «Проходка», вторая - «Коситься», третья - «Цепочка», четвертая - «Весенняя» и пятая - «Прощальная».

          При смене фигур меняется и музыка. Танцуют этот  танец под народные плясовые, шуточные песни, которые исполняются на баяне, гармонике или каком-нибудь другом музыкальном инструменте.

Костюмы исполнителей

          У девушек разноцветные сарафаны, низ которых отделан двумя- тремя рядами лент. Кофты с широкими вышитыми рукавами. Цветные фартуки завязаны на талии. В косах ленты, на головах - яркие платки.

          Юноши в цветных рубашках- косоворотках с вышивкой на груди. Черные брюки заправлены в сапоги.

Описание танца

          Перед началом танца 4 пары выходят друг за другом на сцену и становятся квадратом лицом к центру: первая пара - в левый передний угол, вторая пара - в правый передний угол, третья - в правый задний угол и четвертая - в левый задний угол, против второй пары.

Первая фигура - «Проходка»

          Фигура эта называется так потому, что она похожа на «проходку» (прогулку); ходят, приплясывая, девушки и юноши, как бы прогуливаясь; меняются местами, знакомятся друг с другом и снова возвращаются к своим парам. Исполняется в умеренном темпе мелодия русской народной песни «Девушки не сидеть пришли№. Музыкальный размер - 4/4.

 Первая часть мелодии (4 такта).

1-2 такты - приветливо улыбаясь друг другу, юноши идут в правую сторону, девушки впереди юношей - в левую, меняясь местами, руки раскрыты в стороны (движение 1 - «гармошка»).

3-4 такты - танцующие возвращаются на свои места.

          Вторая часть мелодии (4 такта).

1-2 такты- юноши первой и третьей пары правой рукой левую руку своей девушки и идут, начиная с правой ноги, к центру сцены, навстречу друг другу (7 простых шагов). Свободная рука отведена в сторону.

          На последнюю четверть 2 такта танцующие ударяют левой ногой об пол.

          Вторая и четвертая пары приплясывают на месте. Поводя плечами то вправо, то влево, одновременно раскрывают обе руки в стороны или попеременно то правую, то левую руку.

3-4 такты - Встретившись в центре сцены, первая и третья пар отходят назад на свои места (8 шагов). Одновременно вторая и четвертая пары идут к центру простыми шагами. На последнюю четверть 4 такта ударяют левой ногой об пол.

          Первая часть мелодии.

1-2 такты - вторая и четвертая пары возвращаются на свои места. В то же время девушки первой и третьей пары проходят через центр, меняясь местами.

3-4 такты - девушки первой и третьей пары делают полуповорот в право и возвращаются на свои места. Вторая и четвертая пары приплясывают на месте.

          Вторая часть мелодии.

1-2 такты - за девушками юноши первой и третьей пары также меняются местами: юноша первой пары приходит на место юноши третьей, пары и наоборот.

3-4 такты- юноши первой и третьей пары делают полуповорот вправо и возвращаются на свои места, проходя один мимо другого с правой стороны. Вторая и четвертая пары приплясывают на месте.

          Первая часть мелодии.

1-4 такты - юноши первой третьей пары снова направляются к центру, обходят друг друга и, возвращаясь к девушкам своих пар, кружатся с ними вправо. Танцующие становятся друг к другу лицом, почти соприкасаясь правыми локтями. Делают шаг правой ногой вперед, шаг левой ногой вперед; шаг правой ногой вправо, шаг левой ногой назад.

          Вторая часть мелодии.

Во время танца 2 и 4 пары 1 и 3, раскрыв руки в стороны, расходятся «гармошкой» то вправо, то влево.

1-2 такт - девушки 2 и 4 пары идут на встречу друг другу, меняясь местами.

3-4 такты - тоже делают и юноши этих пар.

          Первая часть мелодии.

1-2 такты - девушки 2 и 4 пары направляются к центру сцены, делают перед друг другом притоп правой ногой.

3-4 такты - юноши меняются местами проходя между девушками.

          Вторая часть мелодии.

1-4 такты - юноши направляются к центру, обходят друг друга и направляются на противоположные места.

1 такт - девушки подходят друг к другу.

2-3 такт - девушки обходят друг друга.

4 такт - девушки кружатся на месте вправо.

          Первая честь мелодии.

1 такт - девушка 2 пары идет к юноше 4, делая притоп правой ногой. Девушка 4 пары идет к юноше 2 пары.

2 такт - девушки отходят назад (4 шага).

3-4 такт - мелкими шагами девушки подходят к юношам.

          Вторая часть мелодии.

1-2 такты - повернувшись лицом к центру девушки, 2 и 4 пары возвращаются к центру сцены и подходят справа друг к другу.

3-4 такты - девушки обходят друг друга и оказываются лицом к юношам своих пар.

          Повторяется вторая часть мелодии.

1-2 такты - девушки 2 и 4 пары подходят к юношам своей пары.

3-4 такты - 2 и 4 пары кружатся вправо. Так же кружатся 1 и 3 пары.

Вторая фигура - «Коситься»

Исполняется в умеренном темпе мелодия русской народной песни «Отдает меня батюшка замуж». Музыкальный размер 2/4.

          Эту фигуру исполняют 1 и 3 пары; 2 и 4 стоят на месте.

          Первая часть мелодии.

Все пары двигаются «гармошкой» в сторону.

5-8 такты - пары возвращаются на свои места «гармошкой» влево.

          Вторая часть мелодии.

1-4 такты - юноша 1 пары исполняя «мелкую дробь», идет на встречу девушке 3 пары, которая исполняют «дробь в три ножки»

5-8 такты - исполнители переходят на противоположные места.

          Первая часть мелодии.

1-8 такты - юноша 2 пары и девушка 3 пары возвращаются в центр и отступают назад.

          Вторая часть мелодии

1 такт - юноша 1 пары делает сильный притоп правой ногой, приглашая девушку 3 пары плясать с ним.

2-4 такты - девушка, отвернувшись от юноши, идет влево, делая небольшой полукруг - «гармошка».

5 такт - юноша продолжает делать притопы правой ногой.

6 такт - девушка гордо делает поворот вправо.

7-8 такты - девушка 3 пары подходит к девушке 1 пары, а юноша 1 пары подходить к юноше 3.

          Первая часть мелодии.

1-4 такт - девушки 1 и 3 пары, став лицом друг к другу, раскрывают руки в стороны. Одну руку   кладут на талию подруге, и обе кружатся вправо.

5-8 такты - взявшись за руки, юноши образуют «воротца» и направляются к центру.

          Вторая часть мелодии.

1-4 такт - девушка 3 пары идет на свое место и проходит в «воротца».

5-8 такт - пройдя в «воротца», она доходит до своего места. Одновременно юноши, находящиеся в  центре обходят друг друга; затем, сделав полуповорот вправо, каждый идет к девушке своей пары. Пары кружатся на месте.

Т. Устинова «Избранные русские народные танцы»




Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.