Доходы
организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом увеличились
на 439615 тыс. рублей, что составило
рост на 32,651%. Наибольший удельный вес в доходах занимает выручка от продаж
(94% в прошлом году и 96% в отчетном году). На втором месте стоят проценты к
получению (3,003 % в прошлом году и 1,929 % в отчетном году). Удельный вес
внереализационных доходов составляет (2,014% в прошлом году и 1,48% в отчетном
году).
Расходы
организации увеличились на 419331 тыс.рублей, т.е. на 34,187%. Наибольший удельный вес в расходах занимает
себестоимость продукции (93,005% в прошлом году и 91,358% в отчетном году).
Далее стоят внереализационные расходы (1,723% в прошлом году и 2,08% в
отчетном году). Остальные расходы еще менее значительны.
Используя данные
формы № 2, можно оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от
продаж и чистой (нераспределенной) прибыли, т.е. конечные финансовые результаты
деятельности организации. Как свидетельствует информация таблицы 10, выручка от
продажи продукции является основным источником доходов ОАО «Агат». В отчетном
году выручка от продаж увеличилась по сумме на 35,473%, и увеличилась по
структуре на 2%. Одновременно с ростом выручки наблюдается увеличение
показателя себестоимости по сравнению с прошлым годом по сумме на 31,811%, но
наблюдается сокращение ее по структуре на 1,646 %.
Превышение роста выручки от
продаж над показателем себестоимости повлияло на разницу между доходами и
расходами – она увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 10,588%, или на
9044 тыс. руб.
На изменение
прибыли оказали отрицательное влияние следующие факторы:
- снижение прочих
операционных доходов на 20,349%;
- увеличение
прочих операционных расходов на 347,067%;
- снижение
внереализационных доходов на 2,498%;
- увеличение
внереализационных расходов на 61,98%.
Финансовые
результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и
уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень
рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его
финансовое состояние.
Существуют
следующие показатели прибыли:
- валовая
(маржинальная) прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми
производственными затратами по реализованной продукции;
- прибыль от
реализации продукции, товаров, услуг – разность между суммой маржинальной
прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
- общийфинансовый
результат до налогообложения – финансовые результаты от реализации продукции,
работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности,
внереализационные доходы и расходы;
- чистая прибыль
– та ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех
налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
Рентабельность
– это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в
целом, доходность различных направлений деятельности (производственной,
инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль характеризуют
окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает
соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Существуют
следующие показатели рентабельности:
- рентабельность
продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции (работ,
услуг) к выручке от реализации (без налогов). Рентабельность продаж исчисляется
для всей проданной продукции или для отдельных изделий. Показывает сколько
прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
- рентабельность
активов – это отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости
активов предприятия. Имеет важное значение для обобщающей оценки эффективности
использования вложенных в предприятие средств.
- рентабельность
собственного капитала исчисляется путем отношения чистой прибыли к
среднегодовой стоимости собственного капитала организации. Позволяет определить
эффективность использования инвестированных собственниками средств в
предприятие и сравнить ее с альтернативными источниками получения дохода. В
странах с развитой рыночной экономикой рентабельность собственного капитала
служит важным критерием при оценке уровня котировки акций на фондовой бирже.
- рентабельность
доходов – это отношение чистой (нераспределенной) прибыли к общей величине
доходов.
- рентабельность
расходов исчисляется путем отношения чистой (нераспределенной) прибыли к сумме
расходов предприятия.