Рефераты. Конституционно-правовой статус Президента. Усыновление, опека (попечительство)






 

Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.


«Права Президента, изложенные в данной статье, прямо вытекают из его обязанности обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти»[9].

Поскольку в Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, то  Президент может выбрать из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в предложении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласованного решения.

Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но он не может приостановить действие актов их органов законодательной власти.

 

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.


В этой статье определены основные полномочия Президента в сфере внешней политики Российской Федерации. Наиболее существенным является тот факт, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Президент проводит регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участвует в важнейших международных дипломатических форумах, а также достаточно часто обменивается мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями по телефону и лично.

«Руководство внешней политикой со стороны Президента Российской Федерации в значительной степени проводится через федеральное Министерство иностранных дел, глава которого - министр иностранных дел - в соответствии со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без специальных полномочий»[10].

 

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.


Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.

Президент утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. С одной стороны министр обороны Российской Федерации входит в состав Правительства и работает под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. С другой стороны, Министерство обороны входит в число федеральных органов исполнительной власти, которые подведомственны Президенту России по вопросам, закрепленным за ним федеральной Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Практическая деятельность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства обороны.

В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, Положения о территориальной обороне, планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории страны.

Президент проводит переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

Военное положение объявляется указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением Совету Федерации и Государственной Думе. Детально режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

 

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.


Для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи Президент Российской Федерации вправе ввести чрезвычайное положение. Основания для введения  чрезвычайного положения определены в Законе "О чрезвычайном положении". Указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться Советом Федерации.

 

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.


В этой статье перечислены полномочия Президента в отношении личности - гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без гражданства. Указанные в статье полномочия традиционно относятся к компетенции главы государства. Важнейшим среди этих полномочий является решение вопросов гражданства Российской Федерации.

 

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.


В данной статье определены полномочия Президента по изданию правовых актов в виде указов и распоряжений, установлены пределы действия таких актов, их соотношение с российской Конституцией и федеральными законами.

Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.

«Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов»[11].

Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Правовые акты, которые издает Президент, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, т.е. носят подзаконный характер. Правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию.

 

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Тот факт, что Президенту Российской Федерации предоставлены гарантии неприкосновенности, обусловлен, прежде всего, чрезвычайной важностью и ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта Конституции, а также тем, что он избран всенародным голосованием.

«Гарантия неприкосновенности, установленная ст. 91 Конституции, означает, что Президент не может быть привлечен к любой установленной федеральным законом ответственности, в том числе уголовной, административной и гражданской, подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту, задержанию или иному ограничению его личной свободы»[12].

Гарантия неприкосновенности действует только в период нахождения в должности.

 

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.


«Указание, что Президент приступает к исполнению обязанностей "с момента" принесения присяги и прекращает их исполнение опять же "с момента" принесения присяги вновь избранным Президентом, подчеркивает очень важное для государства обстоятельство, которое заключается в том, что исполнение обязанностей Президента, в принципе, вообще не прекращается. Меняются только лица, исполняющие обязанности Президента»[13].

Т.к. исполнение полномочий Президента не должно прерываться, в п. 3 данной статьи предписано, что в случае досрочного их прекращения обязанности Президента временно, т.е. до избрания нового Президента, исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

 

Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.


Отрешение от должности Президента предусматривает особый порядок и связанные с этим процедуры, в которых участвуют Государственная Дума, Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, а также Совет Федерации.

Процесс выдвижения обвинения и отрешения от должности Президента состоит из нескольких этапов. Обвинение против Президента Российской Федерации может выдвинуть только Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в Верховный Суд Российской Федерации, который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения. По запросу Совета Федерации Конституционный Суд дает свое заключение. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения.



Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.




2. Усыновление, опека (попечительство)

Усыновление (удочерение) детей

Усыновлению (удочерению) детей посвящена глава 19 Семейного кодекса РФ. Усыновление (удочерение) - наиболее предпочтительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В статье 124 главы 19 указано, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей. Это связано с тем, что целью усыновления является обеспечение детям семейного воспитания и наделение усыновителей родительскими правами и обя­занностями. Недопустимо усыновление  братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Иностранные граждане или лица без гражданства могут усыновить ребенка только в случаях, если не представляется возможным передать этого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

В статье 125 рассматривается порядок усыновления ребенка. Наиболее важными моментами являются следующие:

1.  Основанием возникновения усыновления является решение суда.

2. Волеизъявление усыновите­ля обычно рассматривается как одно из условий усыновления.

3. Правовые последствия усыновления воз­никают лишь с момента вступления решения суда в законную силу.

4. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.


Согласно статье 126.1  посредническая деятельность по усыновлению детей недопустима.

Статья 127 Семейного кодекса содержит целый перечень лиц, которые не могут быть усыновителями:

- лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

- лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

- лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.;

- лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

- лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

- лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.


Кроме того лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Необходимо также учитывать, что разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (ст. 128 СК). Тем не менее, суду предоставлено право сократить эту разницу, если этого тре­буют интересы ребенка. Если усыновление производится от­чимом или мачехой ребенка, наличие указанной разницы в возрасте не требуется.

Поскольку усыновление затрагивает интересы самого широкого круга лиц, Семейный кодекс, чтобы не допустить неоправданного нарушения их прав, обязывает к соблюдению ряда условий усыновления. Условием усыновления является получение согласия всех предусмотренных законом лиц: самого ребенка, его родителей или заменяющих их лиц, супруга усыновителя, если он не явля­ется усыновителем ребенка.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления (ст. 129 СК).

В ст. 130 перечислены случаи, когда согласие родителей не требуется:

- родители неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

- родители признаны судом недееспособными;

- родители лишены судом родительских прав;

- родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания по причинам, признанным судом неуважительными.


В отношении детей, лишенных родительского попечения, согласие на усыновление дается их опекунами или попечителя­ми, приемными родителями или руководителями детских уч­реждений, в которых находится ребенок. Получение согласия этих лиц необходимо исключительно в целях защиты интере­сов ребенка, поэтому в тех случаях, когда их отказ в даче согла­сия представляется необоснованным, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о вынесении решения об усы­новлении без их согласия (ст. 131 СК).

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка. что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего воз­раста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено (ст. 132 п.1). С целью сохранения тайны усыновления предусмотрено ис­ключение в отношении получения согласия детей, которые до оформления усыновления проживали в семье усыновителей и считали их своими родителями (ст. 132 п. 2).

Если ребенок усыновляется лицом, состоящим в браке, не­обходимо также согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. Необходимость в получении согласия супруга усы­новителя отпадает, если супруги прекратили супружеские от­ношения, не проживают совместно более года и место житель­ства другого супруга неизвестно (ст.133 СК).

За усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия (ст. 134). По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя, однако если ребенок достиг возраста десяти лет, то необходимо его согласие.

Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца и только при усыновлении ребенка в возрасте до года, а также место его рождения (ст. 135).

По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка, однако если ребенок достиг возраста десяти лет, то необходимо его согласие (ст. 136).

В статье 137 указаны правовые последствия усыновления ребенка. «В силу п.1 и 2 ст.137 СК усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству полностью приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению и одновременно утрачивают указанные выше права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и другим родственникам. Это происходит как в случае усыновления ребенка супругами, так и одним из них либо лицом, не состоящим в браке. Указанные выше последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка (п.6 ст.137 СК)»[14].  

В качестве исключения можно рассматривать случаи, когда один из родителей усыновленного ребенка умер и дедушка или бабушка со стороны этого родителя просят о сохранении прав и обязанностей родственников умершего по отношению к усыновленному, если судом будет установлено, что этого требуют интересы ребенка (п.4 ст.137 СК).

В соответствии со ст. 138 факт усыновления не влияет на уже возникшее к моменту усыновления право ребенка на получение пенсий и пособий в связи со смертью родителей.

В соответствии с ч. З ст. 263-4 ГПК для обеспечения охраняе­мой законом тайны усыновления суд рассматривает дела данной категории в закрытом су­дебном заседании. С этой же це­лью участвующие в деле лица пре­дупреждаются о необходимости сохранения в тайне сведений об усыновлении и о возможности привлечения к уголовной ответ­ственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усы­новителя, совершенное из коры­стных или иных низменных по­буждений, либо за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя лицами, обязанны­ми хранить факт усыновления как служебную или профессиональ­ную тайну.

Статьи 140 и 141 рассматривают вопросы об отмене усыновления ребенка и об основаниях для этого. Отмена усыновления производится только в судебном по­рядке. Дело об отмене усыновления ребенка рассматривается с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Отмена усыновления по общему правилу возможна только до совершеннолетия ребенка. Основаниями к отмене усыновления являются, прежде всего, обстоятельства, при наличии которых родители могут быть лишены родительских прав: уклонение от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком, хронический алкого­лизм или наркомания родителей. Однако, если перечень осно­ваний для лишения родительских прав сформулирован как ис­черпывающий, перечень оснований к отмене усыновления яв­ляется открытым. Усыновление может быть отменено и при наличии иных обстоятельств, в частности при неполучении со­гласия указанных в законе лиц.

Правом на предъявление иска об отмене усыновления закон наделяет родителей усыновленного ребенка, усыновителей ре­бенка, самого усыновленного ребенка, достигшего 14 лет, орга­ны опеки и попечительства и прокурора (ст. 142).

Согласно статье 143 СК, правоотношения между ребенком и его родителями и кровными родственниками в случае отмены усыновления восстанавливаются не автоматически, а только в случае, если это отвечает интересам ребенка. В случае отмены усыновления суд вправе взыскать с бывше­го усыновителя алименты в пользу ребенка. При отмене усыновления возникает вопрос о сохранении за ребенком присвоенных ему при усыновлении новых имени, фа­милии и отчества, измененных даты и места рождения, этот вопрос также решается судом в интересах ребенка.


Опека и попечительство над детьми


Данному вопросу посвящена глава 20 Семейного кодекса РФ.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет),  а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

«Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются Гражданским кодексом Российской Федерации»[15].

Согласно статьи 146 опекунами (попечителями) детей могут быть только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. В п.3 данной статьи также указаны лица, которые не назначаются опекунами (попечителями): «… лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка»[16].

Обязанности опекунов (попечителей) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения возлагаются на администрации этих учреждений (ст. 147).

Статьи 148 и 149 указывают, что как дети, находящиеся под опекой (попечительством), так и дети, находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения имеют право на:

- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Кроме того, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя),  а также защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя). А дети, находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения имеют право на льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.

Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка перечислены в статье 150 СК. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, вправе самостоятельно определять  способы воспитания ребенка и выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования, а также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Опекун (попечитель) не может препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если только такое общение не отвечает интересам ребенка.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.







Список использованной литературы.

1. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ (Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А.) - Спарк, 2002 г.

2. Конституция РФ 1993.

3. Конституция РФ. Научно-практический комментарий. М. 1997.

4. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001 г.

5. Семейный кодекс РФ.

6. Трудовой кодекс РФ. М. 2002.



[1] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[2] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[3] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[4] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[5] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[6] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[7] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[8] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[9] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[10] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[11] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[12] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[13] Конституция РФ. Научно-практический комментарий.М.1997.

[14] Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации (А.М.Эрделевский) - Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", М., 2001 г.

[15] Семейный кодекс РФ.

[16] Семейный кодекс РФ.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.