Анализ поведенческих теорий и связанных с
ними исследований
позволяет выявить несколько общих тем. Каждая теория пытается выявить общие
аспекты поведения лидера. Логика такого подхода основана на том, что
многоаспектный подход затрудняет истолкование поведения лидера и усложняет план
исследования для проверки конкретной теории.
Оценка стиля лидерства в рамках этих
теорий производится чаще всего с помощью письменных ответов на вопросники.
Разумеется, такой метод оценки ограничен и спорен.
Полученные данные послужили основой для
разработки программ подготовки лидеров. К работе привлекались специалисты,
ученые, исследователи, консультанты, которые изучали различные организации в
различных областях человеческой деятельности. Однако никто не смог установить
четкую связь между эффективностью лидера и его основными поведенческими
чертами, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворением от
выполненной работы, с другой.
Неудачи, постигшие традиционные концепции
в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили, ученых к
разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали, искать в рамках
ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение,
что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Наиболее
известными концепциями в рамках ситуационного подхода являются следующие:
№1.
Модель ситуационного лидерства Фидлера,
№2.
Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда,
№3.
Модель «траектория – цель» Хауза,
№4.
Модель Врума-Йеттона-Яго.
Характеристика
основных ситуационных моделей дана в таблице 2.
Таблица 2.
Сопоставление четырех
основных ситуационных моделей лидерства
Переменные
Модель
Фидлера
Модель
«траектория-цель» Хауза
Теория
Херсея и Бланшарда
Модель
Врума-Йеттона-Яго
Качества
лидера
Лидеры,
ориентированные на отношения или поучение. Работу следует построить с учетом
стиля лидерства.
Лидеры
способны повысить результативность ведомых путем применения правильных
стимулов.
Лидер
должен адаптировать свой стиль с учетом задания и отношений с ведомыми.
Лидер
должен применять различные процедуры принятия решений в различных ситуациях
Ситуационные
факторы
Отношения
«лидер - последователь».
Структурированность
работы.
Властная
позиция лидера в организации.
Характеристики
последователей.
Организационные
факторы.
Степень
зрелости последователей: Зрелость в работе; психологическая зрелость.
Качество
решения.
Обязательства
последователей по решению.
Время.
Стоимость.
Развитие.
Допущения
относительно ведомых.
Ведомые
предпочитают различные стили лидерства в зависимости от задания, отношений с
лидером и структуры власти.
У
ведомых различные потребности, которые следует удовлетворить с помощью
лидера.
Зрелость
(готовность) ведомых взять на себя ответственность и их способности влиять на
применяемый стиль лидерства.
Участие
в принятии решений повышает приверженность к решению
Эффективность
лидера.
Эффективность
лидера определяется взаимодействием внешних и личностных факторов.
Эффективны
те лидеры, которые подсказывают ведомым наиболее подходящую линию поведения.
Эффективные
лидеры способны менять стиль руководства, поддержки и делегирования с учетом
степени зрелости ведомых.
Эффективный
лидер учитывает роль участия подчиненных в принятие решений, а также
мотивацию работников.
История
исследований: проблемы.
При
проведении исследований другими учеными результаты противоречат выводам
модели.
В
истекшие два десятилетия модель вызвала небольшой интерес у исследователей.
Не
проведено достаточно исследований, чтобы можно было прийти к выводам о
прогнозной силе модели.
Модель
является ограниченной, так как допускает только ответы «ДА» и «НЕТ».
Эта
модель достаточно сложная.
Ситуационные модели имеют существенные
отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных
факторов и путей нахождения связи между ними. По-разному в моделях определяется
эффективность лидерства. Однако все модели ситуационного лидерства, обращая
главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в
понимании феномена лидерства.
Традиционные и ситуационные концепции
предполагали, что лидерство и управленческий эффект могут быть изменены и легко
определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Это и дало толчок к
появлению новых концепций лидерства. Наиболее известными из этих концепций
являются следующие:
1.
Концепция
атрибутивного лидерства
2.
Концепция
харизматического лидерства
3.
Концепция
преобразующего лидерства
Атрибутивный подход к лидерству
исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение
исследователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних.
Рассматриваемый подход
предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское
понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. В рамках данного
подхода лидер, главным образом, выполняет роль информационного процессора, т.е.
он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос –
почему то или иное происходит? Найденное объяснение направляет его лидерское
поведение.