Рефераты. Моделирование потребительской функции






Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного украинского профессионального обучения) на рынке рабочей силы.

А если учесть такую особенность национальной безработицы как - предельно низкий процент зарегистрированных безработных, станет понятным необходимость корректировки данного показателя, естественно, в направлении его увеличения. Таким образом, в нашей стране практически каждый четвертый трудоспособный гражданин - безработный! Это страшные цифры. Тем более, что основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной, перспективной прослойки населения - из молодых людей (20-40% от общего числа зарегистрированных безработных, как в капиталистических странах Европы, так и у нас в стране, составляет молодежь в возрасте до 29 лет).

Подобная ситуация чревата самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Не стоит говорить о том, что безработица сама по себе является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных социально-экономических проблем современности. С одной стороны, сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой.

За последнее десятилетие - с 1995 по 2005 гг. - число безработных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в мире выросло с 74 до 85 млн. человек. Такие данные приводятся в новом докладе Международной организации труда (МОТ).

По информации этой организации, из 1,1 млрд. молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в мире каждый 3-й либо ищет, либо не может найти работу, либо совершенно прекратил ее поиски, либо трудится, но при этом живет на менее чем 2 долл. в день. Как отмечается в докладе, в период с 1995 по 2005гг. численность молодежи возросла на 13,2%, при этом занятость в этой группе увеличилась лишь на 3,8%. Численность безработных среди молодежи составляет 44% от общего числа безработных, в то время как доля молодых людей в общей численности населения трудоспособного возраста равняется лишь 25%.

Уровень безработицы среди молодежи вырос с 12,3% в 1995г. до 13,5% в 2005г., в то время как безработица среди взрослых работников составляет 4,6%. При этом, согласно докладу, более 300 млн. молодых людей трудились, но не могли выбраться за черту бедности (их заработок не превышал 2 долл. в день).

Самый высокий уровень безработицы среди молодежи - 25,7% - был отмечен в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Вторым по этому показателю стал регион Центральной и Восточной Европы (не члены Европейского союза) и СНГ (19,9%). Рост молодежной занятости наблюдался в последние 10 лет в развитых государствах и странах ЕС.

В Украине по состоянию на 1 октября 2006г. в Государственной службе занятости было зарегистрировано 0,7 млн. безработных.

Самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ровенской области (4,3%), самый низкий - в Киеве (0,4%). По данным Госкомстата, в августе государство выделило помощь безработным в размере 121,7 млн. гривен. Ее получили 532,1 тыс. безработных. Средний размер пособия на одного безработного в августе составил 228,61 гривен. На 1 октября в Украине было 237,9 тыс. вакансий.

По данным Госкомстата, на 1 декабря 2007 года было зарегистрировано 587 тысяч безработных. Их число уменьшается с каждым годом – 1 декабря 2006 года в стране было 700 тысяч безработных, а на 1 января 2007 года – 800 тысяч. 587 тысяч, в том числе 369 тыс. женщин. Среди безработных 299,4 тыс. – сельское население.

В конце ноября 2007г. на учете в государственной службе занятости находилось 619,9 тыс. чел (месяцем ранее - 578,5 тыс.) при потребности предприятий в работниках на замещение свободных рабочих мест и вакантных должностей в 195,3 тыс. чел. (207,4 тыс.). Нагрузка на одно свободное рабочее место (вакантную должность) составляет 3 человека (март-апрель - 4 чел. на место, январь-февраль - 5 чел.).

Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта “надежда” не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Безработица среди молодого населения ведет:

ü    к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

ü    снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

ü    усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации. В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из “безработного” кризиса. С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, “залатав дыры” в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом. Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:

ü    молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;

ü    наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;

ü    чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;

ü    отсутствие четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;

ü    отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;

ü    слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

 1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

·       пересмотреть и доработать законодательную базу;

·       откорректировать политику в области трудоустройства;

·       найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

·       разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

2. Во -вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

a.     способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

b.    следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

c.     формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

d.    обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

e.     стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:

· выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - “Планирование профессиональной карьеры”);

· выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

· вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е.  на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные “просветы” в “темных туннелях рядов безработных”.

Решение проблемы занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволит не только поднять экономику любой страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и поднимет престиж государства в международных масштабах.

Заключение


Каждый индивид, используя блага для удовлетворения своих потребностей, выступает в роли потребителя. Осуществляя выбор необходимых ему товаров и услуг по сложившимся рыночным ценам, он оценивает деятельность их производителей. Такая оценка конкретного блага дана в объеме его продажи. От этой оценки зависит судьба производителей данных благ. Поэтому спрос на товары и услуги определяет их производство. Имея в виду данный факт, экономисты говорят о суверенитете потребителя, т.е. его способности определять производство. Таким качеством потребители обладают только в условиях свободного выбора.

Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), другие - в ограниченном. Последние называются экономическими благами.

Нормальные блага - когда рост доходов приводит к росту спроса. Основная масса потребительских товаров относится к нормальным - с ростом доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания и т.п. Низшие блага - если с ростом доходов спрос падает, сюда относятся все уцененные товары, а также крупы, сахар, хлеб и т.п.

Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.

Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность – понятие сугубо индивидуальное. Ограничителями в приобретении даже полезного товара являются доход и цена. Таким образом, три аксиомы потребительского выбора определяются как полезность, доход и цена.

Потребление разных благ и услуг – одно из условий человеческой жизни. Потребление – сумма денег, которая тратится населением на приобретение благ и услуг.

По уровню потребления можно судить о развитости экономики, чем больше развито общество, тем больше количество материальных благ и услуг поступает в потребление населения, следовательно, тем выше уровень жизни. Приоритеты в потреблении разные в каждой стране и между странами. Но есть стабильные группы расходов: питание, одежда, жилье и т.д.

Уровень потребления зависит от: доходов населения (люди с низким доходом тратят свои сбережения на питание и на все необходимое), но по мере роста дохода возрастают и расходы, достигая своего разумного предела, по мере дальнейшего роста доходов растут сбережения. Функция потребления показывает, какую сумму семья потребляет в общей массе своих доходов. Потребление продуктов питания в домохозяйствах – среднедушевое потребление продуктов питания за месяц в натуральных единицах измерения (кг, шт.). При расчетах этого показателя продукты питания перечисляются в первичный продукт, например,  масло животное – в молоко, колбаса – в мясо. В показатель "потребления сахара" включен сахар, использованный на кондитерские изделия и мед. К употребленным продуктам питания отнесены, употреблены продукты, которые были в отчетном периоде купленные, полученные из личного подсобного хозяйства, от самих заготовок (на охоте, рыбалке, в лесу и тому подобное), а также  полученные в подарок и из других источников.

Расчеты наличия в домохозяйствах товаров длительного пользования, проведенные за результатами выборочного опроса, учитывают фактическое наличие этих товаров независимо от срока эксплуатации, источников поступления (купленные, подаренные и тому подобное), состояния (учитываются как исправные, так и временно неисправные товары, которые находятся в текущем ремонте или ожидают ремонта).

Развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уро­вень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской мест­ности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация.

Достижение  высокого  уровня  занятости  -  одна  из   основных   целей макроэкономической политики государства.  Экономическая  система,  создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу  увеличить  количество общественного  продукта  и  тем  самым  в  большей   степени   удовлетворить материальные потребности населения.  При  неполном  использовании  имеющихся ресурсов  рабочей  силы  система  работает   не   достигая   границы   своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и  жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде  деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить  себя,  или  же  лишая  их таковой возможности, из-за чего  люди  переносят  серьезный  психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод,  что  показатель  безработицы является одним из ключевых  показателей  для  определения  общего  состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме со­кращения потребительского и инвестиционного спроса рост безра­ботицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих пе­риодов.


Список использованной литературы

 

1.                 “Бюджетний механізм забезпечення зростання суспільного добробуту” – Гордей О. Д., Василик Д. О. // Фінанси України. - №4. -  2003

2.                 “Зміцнення соціальної бази реформ – шлях до подолання бідності” – В. Куценко // Економіка України. - № 2. – 2002

3.                 „Макроєкономіка у запитаннях та відповідях” – О.С. Кривцов, В.М. Бережний, В.М. Онегіна. – Київ: Центр навчальної літератури, 2004. – 200 с.:іл.

4.                 ”Мароэкономика” – С. Панчишин. – Киев, изд. 2-е, ”ЛИБІДЬ”, 2002г.

5.                 Нестерова Л.И., Аширова Г.Т. Методологические проблемы совершенствования статистики национального богатства. // Вопросы статистики. -2001. -№10. -С.3-9.

6.                 “Організація і розвиток соціальної сфери (зарубіжний і вітчизняний досвід)” – В.Новіков, Київ: Інститут економіки НАН України, 2000 – 246 с.

7.                 “Подолання бідності – першочергове невідкладне завдання” – В. Латік, Н. Підлужна // Праця і зарплата. - № 2. – 2002.

8.                 Расулев А. Индикаторы и варианты достижения устойчивого экономического роста. // Общество и экономика. -2001. -№10. -С.29-47

9.                 Статистичний щорiчник Украiни за 2006 рiк. /За ред. О.Г.Осауленка. – К.:Технiка,2006. – 644 с.

10.            Україна: утвердження незалежної держави (1991-2001) – Н. П. Барановський, В. Ф. Верстюк, С. В. Віднянський та ін. під ред. В. М. Литвина. – К., Видавничий дім “Альтернативи”, 2001. – 704 с.

11.            „Фінансовий словник” – А.Г. Загородній, Г.Л. Вознюк, Т.С. Смовженко, 4-те видання, виправлене та доповнене. – Київ „Знання”, Львів „ЛБІ НБУ”, 2002г.

12.            “Фінансова оцінка суспільного добробуту” – Гордей О. Д. // Фінанси України. - №7. – 2001

13.            Экономика: Учеб. Пособ. /М.И. Плотницкий, М.Г. Мутадимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. — М.: Новое знание, 2002, — 431с.

14.            Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб: СПбГУЭФ, ПИТЕР, 2002. – 544с.

15.            Экономическая теория: Уч. Пособ. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Книжный дом, Экоперспектива, 2004. – 637с.

16.            Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714с.

17.            Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640с.

18.            Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. Часть 1» - составители: доценты Л.С. Бацманова, Н.Н. Скороход. -  Луганск: Альма-матер, 2004

19.            Юрченко В.В., В.О.Романишин. Рынок труда Украины: современное положение и пути реформирования// Актуальные проблемы экономики,2004, №6. – С.214-219.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.