Рефераты. Муниципальное управление в социальной сфере







2.2.1 Анализ рынка труда в станице Старощербиновская Щербиновкого района Краснодарского края

При достаточно низком официально регистрируемом уровне безработицы найти работу, что называется «по душе и по деньгам» в провинции, особенно в ее сельской глубинке, проблематично. Но и в этом случае нет ничего невозможного, если быть настойчивым, целеустремленным, заряженным на работу. Тем более, что гражданин, ищущий ее, не одинок в своих поисках. Ему готовы прийти на помощь специалисты службы занятости.

Государственным учреждением Краснодарского края Центр занятости населения Щербиновского района подведены итоги работы за 2006 год и поставлены задачи на 2067 год. Уровень регистрируемой безработицы за прошедший год по Щербиновскому району колебался в пределах 1,1-1,0 процента, тогда как по Краснодарскому краю он составлял 0,6-0,7 процента. Основной причиной безработицы является структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. За прошедший год в Центр занятости обратились за консультацией 5673 человека, т.е. каждый третий гражданин, находящийся в трудоспособном возрасте. Многие воспользовались услугами Центра занятости неоднократно. И служба занятости бесплатно оказывала им помощь в трудоустройстве, в получении новой профессии.

При содействии службы занятости было трудоустроено более 1010 человек. Рост обращений к нам населения вызван в первую очередь поиском работы, а не получением пособия по безработице. Были признаны безработными в течение года 467 человек.

В течение 2006 года работодатели заявили в службу занятости 1866 вакансий. Это не так много, если учесть, что в качестве ищущих работу в Центр занятости обратились 1564 человека. Если проследить статистические данные за последние годы, то наблюдается незначительный рост вакансий, заявленных работодателями. В картотеке Центра занятости в настоящее время насчитывается 192 предприятия и организации различных форм собственности, почти 75 процентов из них регулярно предоставляют информацию об имеющихся вакансиях. Но также имеются случаи, когда предприятия представляют информацию лишь о тех вакансиях, которые они длительное время не могут заполнить самостоятельно по причине либо низкой заработной платы, либо тяжелых условий труда.

На рынке труда в Щербиновском районе более 80 процентов составляют вакансии рабочих специальностей. Большей частью это работники сельского хозяйства (животноводы, механизаторы, рабочие полеводства). Кроме того, требуются сторожа, грузчики, водители, электрогазосварщики, продавцы, санитарки, дворники. По уровню оплаты труда около 50 процентов заявленных вакансий составляют те, где заработная плата ниже прожиточного минимума, что снижает возможности службы занятости при трудоустройстве. При этом постоянно существует спрос на специалистов с высшим образованием: бухгалтеров, экономистов, программистов, психологов и т.д. Кроме того, в Центре занятости постоянно размещается на стендах информация о вакансиях из других регионов – вакансии по Южному федеральному округу, в том числе в курортную зону на сезонные работы, по Калининградской области, районам Крайнего Севера[7].

В службе занятости Щербиновского района существует несколько программ активной политики занятости. Одной из самых доступных не только для безработных граждан, но и для любого жителя района, который ищет работу или хочет сменить ее на лучшую, являются ярмарки вакансий. Цель ярмарок – расширение для граждан возможности получения необходимой информации, что повышает для них вероятность трудоустройства. Для работодателей ярмарки представляют собой хорошую возможность подбора квалифицированного персонала или молодых специалистов. При этом обе стороны – те, кто ищет работу, и те, кто ее готов предоставить, – общаются напрямую, без посредников. За 2006 год Центром занятости было проведено восемь ярмарок, которые посетили 764 человека. Кроме того, ярмарки решают и другую важную задачу – по информированию и профессиональной ориентации молодежи на востребованные профессии. В сентябре 2006 года в селе Шабельском работал мобильный центр занятости населения, специалисты которого оказали профориентационные услуги по выбору профессии учащимся средней школы № 11 и учащимся школы-интерната. Следующие направления активной политики занятости – это трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Всего было трудоустроено в течение 2006 года 411 человек. При помощи службы занятости организовали собственное дело пять человек. Пять выпускников учебных заведений в рамках программы «Первое рабочее место» были трудоустроены и получили первый опыт работы. Это важно, потому что многие работодатели отказывают соискателям из-за отсутствия опыта работы по специальности.

Те безработные, которые не смогли трудоустроиться из-за потери профессиональных навыков, из числа длительно неработающих или из-за несоответствия спросу имеющегося образования, были направлены за счет федерального бюджета на профессиональное обучение. Таких безработных в 2006 году было 88 человек.

Многие граждане чувствуют себя на рынке труда неуверенно. Для них действует программа «Клуб ищущих работу». В этой программе приняли участие 75 человек, при этом 13 человек после завершения занятий были трудоустроены. Кроме того, существует программа трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста). Всего было трудоустроено безработных данных категорий 13 человек.

Услуги следующих видов службы занятости предоставляются бесплатно:

– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

– информирование о положении на рынке труда;

– организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора в сфере деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

– психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

– осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

– организация проведения оплачиваемых общественных работ;

– организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

– социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости населения.

Центр занятости оказывает услуги и работодателям. Получателями государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица. Для получения государственной услуги содействия в подборе необходимых работников работодатели, впервые обратившиеся в государственное учреждение службы занятости (Центр занятости населения), представляют следующие документы:

– заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников (бланки предоставляются в Центре занятости);

– заявление-анкета заверяется подписью работодателя или его представителя, уполномоченного им на совершение соответствующих действий;

– заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» (бланки предоставляются в Центре занятости);

– копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенную печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя) и содержащую запись «копия верна», дату, фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя, осуществившего ее заверение, или засвидетельствованную в нотариальном порядке, – работодатели–юридические лица и индивидуальные предприниматели;

– паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий, –работодатели – физические лица, имеющие гражданство РФ;

– документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, – работодатели – физические лица, имеющие иностранное гражданство;

– документы, удостоверяющие личность, – работодатели – физические лица, не имеющие гражданства.

Для получения государственной услуги содействия в подборе необходимых работников при последующих обращениях работодатели представляют заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».


2.3 Муниципальное управления в сфере образования


Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах:

– гуманистический характер образования,

– приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,

– свободного развития личности;

– общедоступность образования,

– адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

– светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода и плюрализм в образовании.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12- летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях – от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовании, учреждениями соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование – участки земли.

При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.

На территории муниципального образования может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.

Изменения в системе образования требует совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, дающих поднять эффективность образования на должный уровень.

Таким образом, уровень населения является одной из важнейших характеристик муниципального образования. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики. Система управления образованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов: образовательных стандартов различного управления и направленности, сети реализующих им образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.


2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский район Краснодарского края

Реализация нацпроекта «Образование» началась с декабря 2005 года, когда были определены направления всей работы, в системе образования. Это коснулось прежде всего стимулирования труда педагогов, осуществляющие функции классного руководителя. И с января 2006 года всем им – а в районе это 238 человек – стала начисляться премия президента от 214 до1000 рублей за классное руководство в зависимости от количества учащихся в классе.

На следующем этапе работы, связанном с нацпроектом, провели конкуре на лучшее общеобразовательное учреждение района, успешно внедряющее ииновационные проекты, или, говоря проще, современные педагогические технологии. В результате, исходя из положений, установленных законодательством, в районе определились две такие школы – это СОШ №1 и 6 станицы Старощербиновской и села Екатериновка.

Образование сегодня, безусловно, является государственным приоритетом, и доказательство тому – национальный проект «Образование», ставший основой в работе отрасли в 2006 году. По итогам работы в 2006 году можно отметить, что все, что было намечено в рамках национального проекта на этот год, реализовано в полном объеме. Достаточно сказать, что это позволило привлечь в район около 10 миллионов рублей средств консолидированного бюджета. Однако нацпроект стал не только и не столько фактором, обеспечивающим финансирование сферы образования: можно в полной мере оценить стимулирующую роль национального проекта как для учителей, так и для образовательных учреждений.

Реализация национального проекта «Образование» в Щербиновском районе шла по нескольким направлениям.

Основное направление – это вознаграждение педагогов, выполняющих функции классных руководителей, которое получают 238 учителей. На эти цели затрачено более 3,4 миллиона рублей, а сумма вознаграждения в зависимости от количества учащихся в классе составляет от одной тысячи до 240 рублей.

Сегодня нужно ставить вопрос не столько о выплате вознаграждения как такового, сколько об эффективности работы классного руководителя.

Второе направление – поощрение лучших учителей.

Здесь уместно будет сказать, что установленную Президентом России В.В. Путиным премию в размере 100 тысяч рублей в крае получили 406 учителей, в том числе учитель истории средней школы №5 О.Б. Шейкин.

Победителями районного этапа конкурса стали учитель начальных классов средней школы №5 Н.Б. Березина, учителя: биологии – Е.В. Маракуша (СОШ №10), английского языка – И.А. Ильичева (СОШ №2), математики – Л.А. Вивчарь (СОШ №1), русского языка и литературы – Е.Л. Карпенко (СОШ №7) и учитель истории СОШ №3 Т.А. Васькова. Этим педагогам главой района В.П. Филоновым вручены грамоты и денежные премии на августовском совещании учителей.

В этом году необходимо значительно увеличить число участников конкурса и всемерно популяризировать работу лучших учителей района в средствах массовой информации, а также через методические объединения. Задача эта крайне важная, поскольку в конечном итоге речь идет об обобщении передового опыта и повышении профессионального уровня учительства района.

Третье направление – конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы и технологии.

Здесь безусловным лидером в районе стал коллектив средней школы №1 имени А.В. Ляпидевского, руководит которым опытный педагог Л.В. Макаренко. В качестве премии этому коллективу вручен грант Президента России в размере одного миллиона рублей.

Школа распорядилась такой солидной суммой очень толково. В рамках реализации программы развития школы уже закуплены такие необходимые учебные кабинеты, как начальной школы, русского языка и литературы, иностранного языка, истории, географии, математики, универсальный интерактивный предметный кабинет. Все эти приобретения, безусловно, скажутся на улучшении качества образовательного процесса, достижении хороших результатов, что, кстати, уже нашло свое подтверждение: школа заняла в этом учебном году первое место по результатам районного и зонального этапов краевых предметных олимпиад.

Очередное направление – информатизация образования. По району затраты на эти цели уже составили 320 тыс. рублей, которые выделены их средств краевого бюджета (по краю эта цифра составляет около 30 миллионов рублей). В школы района поставлено 11 автоматизированных рабочих мест, к скоростному интернету по графику подключена средняя школа №5 районного центра. Отдел образования изыскал средства на приобретение компьютеров для средних школ № 4 и № 11. И делается все это для повышения качества общего образования за счет информатизации и переоснащения учебно-демонстрационной базы. Кроме того, 2006-2007 учебный год должен стать годом ликвидации компьютерной безграмотности среди учительства района. Эта задача уже успешно решается в школах №1, 5, 6 и других.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.