Рефераты. Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики






Важную роль в отрасли играют донорские институты. Это разнообразные международные организации, оказывающие помощь в создании инфраструктуры туризма в республике и помогающие в продвижении национального турпродукта на международном рынке Среди наиболее активных организации можно назвать такие, как ГТЦ (GTZ), ТАСИС (ТACIS), Xельветас (Helvetas), ПРАГМА, Фонд Aга Хана и некоторые другие, имеющие представительства в Кыргызстане. Среди иностранных организации, не имеющих представительств в Кыргызстане, но активно оказывающих помощь, можно отметить CBI (Голландия). GTZ (Общество немецкой технической помощи) реализовало за последние восемь лет несколько крупных проектов по туризму, базирующихся на оказании консультативной и технической помощи в области маркетинга и информации. Неоценимую помощь в становлении туристической отрасли республики оказал консультант ГТЦ Макс Хаберштро, проработавший в Кыргызстане с 1994 по 2002г. Первые два года Макс Хаберштро работал с Госкомтурспортом, но с 1997 г. из-за отсутствия понимания и поддержки его инициатив со стороны руководства Госкомтурспорта сконцентрировался на работе с частным сектором. Программа TACIS в последние годы реализовала и реализует несколько проектов в области туризма. При этом сотрудничество идет в основном с производителями туруслуг и их профессиональными объединениями. Усилия Helvetas сосредоточены на развитии туристических услуг среди сельского населения[21]. Практически все донорские органи­зации концентрируют свою деятельность на кооперации с предпринимательским сектором и очень мало уделяют внимания совершенствованию работы госу­дарственных институтов. Причины этого часто лежат в неприятии государственными институтами тех нов­шеств и идей, которые идут от донорских организаций, как, например, это было в случае с работой Мак­са Хаберштро. В то же время именно от качества ра­боты государственных институтов, формирующих нормативно-правовое поле отрасли, зависит качество функционирования отрасли в целом.

Существует несколько ассоциаций, объединяющих в своих рядах предпринимательские структуры, связанные с туристической отраслью. Это Кыргызская ассоциация туроператоров, Ассоциация туризма Шелкового пути, Ассоциация экотуристов, Конгресс бизнес-ассоциаций туризма, Кыргызская Ассоциация Туризма, основанного на Сообществах (КАТОС). На стадии формирования находится  ассоциация пансионатов и курортов.

Что отличает их сегодняшнее состояние? На сколько представители бизнеса готовы участвовать в реализации программ, определенных Концепцией развития туризма, неважно существующей, или той, которая будет написана?

Небольшие ассоциации, объединяющие, прежде всего посредников на рынке туристических услуг, предпринимают попытки консолидироваться … с целью?

Создание различного рода ассоциаций предпринимателей, работающих в сфере туризма, консолидированные выступления по защите прав туристических операторов на свободную предпринимательскую деятельность обнадеживают, но этого явно недостаточно и не конструктивно.

Складывается впечатление, что представители туристического бизнеса, представленные, прежде всего посредниками, стоят на позиции просителя, или вернее даже требователя, и требуют от государства – а создайте-ка нам условия для нашего процветания.

В высказываниях  многих представителей туристических ассоциаций так и слышно – дайте, создайте, обеспечьте, вы обязаны.

Необходим новый подход к формированию  позиции предпринимательства в туризме.

Ассоциации туризма должны стать теми, кто будет локомотивом продвижения и развития туристической отрасли в Кыргызской Республике.

Бизнес должен участвовать в формировании нормативной правовой базы, осуществлять инвестиционную деятельность. Предприниматели должны осознать, что только с их подачи, при их настойчивости, возможны сдвиги в сфере придания туристической деятельности экономических стимулов, позволяющих получать доход и приносить благо государству в целом.

Инициатива должна исходить от предпринимателей. Роль бизнеса в реализации Концепции является самой существенной. Бизнес должен стать двигателем всех тех программ, которые должны быть  выработаны с их непосредственным участием.

Создание действенной ассоциации туризма, основанной на профессионализме ее участников, финансируемой за счет поступлений от предпринимательских структур, должно стать приоритетной задачей представителей бизнеса, конечно в том случае, если они готовы.

В качестве примера рассмотрим КАТОС, которая была зарегистрирована в январе 2003 года.[22] КАТОС - членская национальная организация, которая продвигает услуги предприятий, занимающихся туризмом, основанным на сообществах, и представляет интересы своих членов. КАТОС поддерживается Проектом поддержки туризма, основанного на сообществах (ППТОС), который был инициирован в мае 2000 г. Данная инициатива нашла поддержку со стороны местного населения, и на сегодняшний день в Кыргызстане активно работают 10 групп развития туризма на основе сообществ.

Своей основной целью Ассоциация ставит повышение жизненного уровня в отдаленных горных регионах посредством развития инфраструктуры и объектов туризма без ущерба для окружающей среды и культуры местных жителей. Ассоциация предоставляет поддержку своим членам - организациям посредством разработки и реализации маркетинговых стратегий, продвижения товаров и услуг, обучения основам туризма и бизнеса, помощи в организационном развитии своих членов, а также путем представления интересов своих членов в разработке политики отрасли на национальном уровне и в переговорах с представителями базовой индустрии туризма. 
КАТОС также проводит активную обучающую и просветительную политику, направленную прежде всего на приобретение практического опыта туритической деятельности членами Ассоциации. Среди методов обучения широко применяются разнопрофильные тренинги, семинары и ознакомительные мероприятия для сельских сервис-провайдеров и партнеров организации. КАТОС содействует созданию дополнительных рабочих мест внутри  Ассоциации через прием новых членов (в настоящее время в Ассоциацию входят 10 НПО - общественные объединения, что составляет более 170 человек), и путем привлечения средств в регионы через туризм, что повышает уровень доходов и самих сельских сервис-провайдеров, и местного населения этих районов.

2.2 Оценка потенциала ресурсов Кыргызстана для развития туристической отрасли

Кыргызстан издревле входил в зону среднеазиатской цивилизации и являлся важным узлом на оживленных трассах международных, дипломатических и культурных коммуникаций между Востоком и Западом. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях, он впитывал в себя культурные достижения Востока и Запада.

В настоящее время Кыргызстан становится все более привлекательным для любителей экстремального отдыха, бизнесменов, ученых, спортсменов, а также для людей интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

Кыргызстан  обладает уникальными  природными ресурсами, историко-культурными достопримечательностями мирового масштаба, а также, необходимыми условиями для развития международного туризма.

Опыт развития зарубежных стран показывает, что международный туризм является крупным источником пополнения бюджета многих государств и играет роль стимулятора внешней и внутренней торговли.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1.           Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;

2.           Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны;

3.           Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;

4.           С ростом занятости в сфере туризма, растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.


В мировой практике въездной туризм считается основным генератором поступлений иностранной валюты, поэтому необходимо рассмотреть динамику прибытий и доходов от въездного туризма в Кыргызстане (Таблица 2.21).


Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма в Кыргызстане с 1999 по 2003 г.

Таблица 2.21

Год

Число прибытий, человек

Среднегодовые

изменения, %

Поступления,

мл. долл.

Среднегодовые

изменения, %

1999

48272

-

14,1

-

2000

58756

21,7

15,3

8,5

2001

98558

67,7

24,4

59,4

2002

139589

41,6

35,7

46,3

2003

144100

3,2

30,8

-13,7

Источник: Нацстатком КР


Согласно данным, представленным в Таблице 2.21,  число прибытий за пять лет возросло почти в 3 раза, и достигло 144100 человек (График 2.21). Поступления за этот же период, возросли более чем в два раза и составили 30,8 миллионов долларов, что составляет примерно 213 долларов за одно туристское прибытие[23] (График 2.22). Вышеизложенные данные свидетельствуют о росте, как числа прибытий в Кыргызскую Республику, так и о росте денежных поступлений от туризма.

В 2002 году удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта услуг составил 25,8 процента (в 1998г. – 13,4 процентов).[24]

Прибывающих в Кыргызстан туристов можно разделить на туристов из стран СНГ и туристов из стран вне СНГ. Так в 2002 году Кыргызскую Республику посетило 80,5 тыс. граждан из 11 стран СНГ и 59,1 тыс. граждан из 118 стран мира. Таким образом, в 2002 году число прибытий составило 139589 человек.[25]


              Диаграмма 2.21                                           Диаграмма 2.22

Поступления от экспорта туристических услуг также делятся  на поступления из стран СНГ и из стран вне СНГ. В 2002 году поступления из стран СНГ составили 16,9 миллионов долларов США, а из стран вне СНГ – 18,8 миллионов долларов США. Динамика поступления доходов, как из стран СНГ, так и из стран вне СНГ имеет положительную тенденцию.[26]

Итак, объединив вышеназванные два показателя, то есть число прибытий и доход от экспорта туристских услуг можно получить такой показатель, как средние расходы одного туриста за время пребывания в Кыргызской Республике. Проанализируем средние расходы одного туриста из стран СНГ (Таблица 2.22).

Средние расходы одного туриста из СНГ за время пребывания в КР

Таблица 2.22

Годы

Количество прибывших из стран СНГ, чел.

Доход, млн. долл. США

Средние расходы одного туриста за время пребывания в КР, долл. США

1998

1999

2000

2001

2002

42027

31180

40355

68279

80457

2,4

6,0

8,8

14,5

16,9

57,10

192,43

218,06

212,36

210,05

Источник: Нацстатком КР


Таким образом, средние расходы одного туриста из стран СНГ за период с 1998 года по 2002 год возросли более чем в 3,5 раза, с 57,1 до 210,05 доллара США.

Рассмотрим средние расходы одного туриста из стран вне СНГ (Таблица 2.23).

Средние расходы одного туриста из стран вне СНГ за время пребывания в КР

Таблица 2.23

Годы

Количество прибывших из стран вне СНГ, чел.

Доход, млн. долл. США

Средние расходы одного туриста за время пребывания в КР, долл. США

1998

1999

2000

2001

2002

17336

17092

18401

30279

59132

6,0

8,1

6,5

9,9

18,8

346,10

473,90

353,24

326,95

317,93

Источник: Нацстатком КР


Несмотря на то, что средние расходы одного туриста из стран вне СНГ больше, чем средние расходы одного туриста из стран СНГ, за этот же период, средние расходы одного туриста из стран вне СНГ сократились с 346,1 до 317,93 доллара США.

Диаграмма 2.24

 
На основе вышеизложенных таблиц можно составить наглядные диаграммы (Диаграмма 2.23, диаграмма 2.24).

Диаграмма 2.23

 
 

Основываясь на вышеприведенных данных можно прийти к заключению, что количество прибытий и доходы от экспорта туристических услуг из стран СНГ и вне СНГ имеют тенденцию роста. 

Диаграмма 2.24 показывает, что средние расходы одного туриста из стран вне СНГ имеет ярко выраженную тенденцию спада. В то время как, средние расходы одного туриста из стран СНГ довольно стабильны, и спад практически не заметен.

Самые большие расходы были зарегистрированы в 1999 году, когда один турист из стран вне СНГ за время пребывания в КР тратил в среднем 473 долл. США. (Для сравнения: по данным Всемирной Организации Туризма средние расходы одного туриста в стране пребывания в 1999 году составляли 650 долл. США.) К сожалению, к 2002 году этот показатель снизился до 317,93 долл. США. Хотя, турист из стран СНГ в 1999 году расходовал в среднем 192 долл. США, в 2002 году это показатель увеличился до 210 долл. США.

Для оценки воздействия международного туризма на экономику Кыргызстана, кроме основных показателей, таких как, число прибытий и поступления в страну от международного туризма,  необходимо рассмотреть более подробно такие экономические показатели, как доля туризма в ВВП,  занятость населения, объем инвестиций в отрасль.

Валовой выпуск в сфере туристической деятельности в 2002 году составил 6873,1 млн. сомов, а валовая добавленная стоимость составила 3203,2 млн. сомов. Таким образом, доля сферы туристической деятельности в ВВП составила 4,3%, что на 0,1% больше, чем в рекордном 2001 году. Эта цифра незначительна, однако за последние пять лет, наблюдается рост данного показателя. (Диаграмма 2.25)

Среднегодовая численность рабочих занятых напрямую в сфере туризма составляет 6872 человека, включая занятых в гостиничном хозяйстве, специализированных средствах размещения и непосредственно в отрасли туризма.

Диаграмма 2.25

Исходя из того, что среднегодовая численность занятых в экономике составляет 1,8 мл. человек, доля занятых в сфере туризма составляет 0,37%. Данная цифра говорит о недостаточности человеческих ресурсов в туристской отрасли. Так, средняя величина этого показателя по всему миру составляет 2,8%, в Испании - 9%, в Австрии - 7%, во Франции и Греции - 6%, в США – 5%.[27]

Привлечение иностранных инвестиций и туристов стало важной стратегией развития туризма Кыргызстана. Это полностью оправдано тем фактом, что ежегодно количество отдыхающих иностранных туристов увеличивается на 15 - 30 %.[28]

По данным Комитета по туризму, спорту и молодежной политике КР в  2003 году всего в сферу туризма привлечено инвестиций на сумму 14.7 миллионов долларов США.

Прямые иностранные инвестиции поступают как из стран СНГ, так и из стран вне СНГ. Согласно данным Национального статистического комитета КР в 2002 году из стран СНГ поступило 1,9 миллионов долларов США в виде прямых иностранных инвестиций, а из стран вне СНГ – 10,8 миллионов долларов США, что в совокупности составило 12,7 миллионов долларов США.[29]

Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Кыргызстана представлена в таблице 2.24. На основе данной таблицы построена наглядная диаграмма (Диаграмма 2.26). На диаграмме наблюдается тенденция увеличения поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Кыргызстана, несмотря на спад в 2001 году.


Динамика поступления прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Кыргызстана

Таблица 2.24

Год

1999

2000

2001

2002

2003

Объем инвестиций,

тыс. долл.

1,204,700

14,338,000

9,375,300

14,145,800

14,795,859


Источник: Данные Комитета по туризму, спорту и молодежной политике КР

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.