Рефераты. Международные экономические отношения






Из членства во Всемирной торговой орг-ции можно извлечь ряд преимуществ: 1. на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования,  в результате чего она сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран и отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. 2. вступление во Всемирную торговую орг-цию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. 4. членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив в ВТО, Россия в значительной степени должна либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное произв-во, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность. Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию. В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру. В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда произв-в и нарастанию безработицы.


21. Роль мировой торговли в системе международных экономических отношений.

М/н торговля - форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе м/н разделения труда, и выражает их взаимную экон. зависимость.

Развитие торговли между странами способствовали укреплению МХ, повышению зависимости роста нац. пр-ва от стабильности МЭ.

Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает м/н торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансграничных экономических потоков. Совр. вн. торговля во все большей степени нацелена на обмен пром. товарами на базе подетального и постадийного (технологического) разделения труда.


22. Понятие внешней торговли в международных экономических отношениях.

Традиц. и наиболее развитой формой МЭО - внешняя торговля. На ее долю около 80 % ввсего объема МЭО. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деят-ть подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.


23. Концепции мировой торговли (меркантилизм, теория сравнительных преимуществ, парадокс Леонтьева, эффект масштабности пр-ва, теорема Рыбчинского и т.д.).

Меркантелизм. Сторонники этой теории не учитывали той выгоды, которую в ходе МРТ страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничить импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возм-ти накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Гл. недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономическая выгода одних участников товарообменной сделки (в данном случае стран–экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других . К гл. достоинству меркантилизма можно отнести разработанную ими политику поддержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов.

В основе теории сравнительных преимуществ (или сравнительных издержек пр-ва) (СМИТ, Рикардо, Торренс, Милль) - идея о существовании различий между странами в условиях пр-ва и что затраты на выращивание килограмма винограда в Ирландии и в Италии различны. Следовательно, вместо выпуска всех товаров, на которые предъявляется спрос, значительно выгоднее сосредоточиться на произв-ве какого-либо одного, но требующего наименьших затрат. Специализация на этом товаре позволит посредством обмена приобрести на внешнем рынке все другие товары.

Теорией ср. преим-в доказывается выгодность специализации не только в условиях абсол. преимущества одной страны перед другой в произв-ве какого-либо опр. товара, но даже в тех условиях, когда такое преимущество отсутствует.

Классические теории внешней торговли, объяснявшие м/н торговлю различиями в абсолютных и относительных затратах труда на производство товаров в различных странах уже не в состоянии объяснить процессы происходящие во внешней торговле. Так с помощью классических теорий невозможно объяснить влияние на внешнеторговые операции НТП, усиления информационных потоков, конкурентоспособности отдельных отраслей и фирм, увеличение объемов внешней торговли между странами, имеющими близкое социально-экономическое развитие.

Объяснение этих тенденций возможно на основе неотехнологических или альтернативных теорий международной торговли. К основным из них необходимо отнести теории конкурентных преимуществ, жизненного цикла продукта, технологического разрыва, эффекта масштабности производства, подобия стран.

Теория конкурентных преимуществ предполагает, что основным двигателем современной торговли является конкуренция отраслей, фирм. При этом факторами способствующими повышению конкурентоспособности признаются: факторы производства, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли, стратегия фирмы и конкуренция, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли.

Согласно теории жизненного цикла продукта товар в своем развитии проходит четыре стадии и в соответствии с ними объем прибыли изменяется во времени. В соответствии с теорией технологического разрыва выгоды от внешней торговли получают те страны, которые производят высокотехнологичную продукцию, пользующуюся повышенным спросом и не имеющую аналогов в мире.

Суть теории эффекта масштабности производства в том, что страна с большим внутренним рынком, будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве в то время как малые страны должны специализироваться на выпуске продукции не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены

Шв. ученые Хекшер и Олин: разработали теорему "выравнивания цен на факторы произв-ва" (т.е. что нац. произв-венные различия определяются разной наделенностью факторами произв-ва - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах, их ценами).

Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина.  Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работе американского экономиста В. Леонтьева под названием "парадокс Леонтьева". Леонтьев показал, что амер. экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах произв-ва, к-рые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и можно было утверждать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.

Каждая из этих теорий пытается объяснить современное состояние мировой внешней торговли со стороны какого-либо одного явления, но ни одна из них не может предложить теоретически стройную концепцию объясняющую все тенденции современной МТ.


24. Динамика территориально-товарной структуры мировой торговли.

Со второй половины XX в. МТ развивается высокими темпами. В период 1950-1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как "золотой век" в развитии международной торговли., когда был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х годов, в середине 90-х он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы - в среднем 6% в год (см. рис. 3).

 Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилось 1/3 всего мирового экспорта, то к концу 90-х годов - немногим более 1/9. В свою очередь экспорт Германии приблизился к амер., а в отдельные годы даже превосходил его.

В 90-е годы Зап. Европа - главный центр МТ. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США.

В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония.

Россия в соответствии с анализом на 1997 г. Всемирного экономического форума, проведенного по 53 странам, занимает последнее место.

 По прогнозам специалистов в первые годы XXI столетия наиболее конкурентоспособными будут США и азиатские государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства - США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария.


25. М/н торговля услугами.

М/н торг. усл. – специфич. форма мирохоз. связей по обмену усл. между продавцами и покупателями разн. стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общ. виде под услугами принято понимать разнообр виды деят-ти, не имеющ. материального носителя в явн виде. Отличие усл. от товаров в мат форме в том, что 1) они не осязаемы и не видимы 2) не поддаются хранению 3) произв-во и потребление совпадает по времени и месту

Особенности по сравнению с МТ товарами: 1) экспорт(импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя 2) в экспорт услуг включ. оказание услуг иностр. гражданам, находящимся на таможенной терр. страны продавца 3) ассортимент услуг, предл. на мировом рынках меньше ассортимента на внутр. рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеч. в м/н товарооборот 4) имеет специфич. нормативно-прав. базу своего регулирования.

Тенденции развития: 1)снижение доли транспортных услуг, что связ. с уменьш. удельного веса сырья в МТ 2) увеличение доли туризма  в экспорте услуг 3) развитие сегмента «особые частные услуги», куда входят фин. услуги (страховые, аудиторские и тд) 4) сокращение доли офиц. и правительственных услуг.


26. Электронная торговля.

Электронная торговля —  торговля в системе Интернет. Через Инет покупатель при помощи браузера заходит на Web-сайт Инет-магазина. Он содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возм-тью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Инет, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и on-line помощи. Варианты оплата: 1. Наличными при передаче товара покупателю; 2. Оплата через Инет (Вебмани, Яндекс-деньги). 3. Оплата банковским переводом. 4. Система ASSIST (система, которая позволяет в реальном времени осуществлять авторизацию и проведение платежей, совершаемых при помощи кредитных карт или с лицевых счетов клиентов Интернет-провайдеров с любого компьютера, подключенного к Интернет) и др.

Осн. проблемы электронной коммерции лежат на стыках Инета и реальной деят-ти. В обычн. торговле покупатель привык к тому, что есть возм-ть оценить товар визуально, определить его качество и характеристики. В электронной торговле он ее лишен.

Платежеспособный спрос на услуги электронной торговли в данный момент весьма низок, особенно в России.


27. Причины возникновения и особенности противоречий в международной торговле.

Противоречия в развитии процессов МТ— объект-й фактор. В международной торгово-экономической политике долгие годы сохраняются две взаимосвязанные тенденции. 1-я — стремление к либерализации МТ, к уничтожению торговых барьеров, привносимых процессами углубления МРТ, интернационализацией производительных сил. Вторая — одновременное усиление протекционизма, попытки ограничить проникновение «чужого» капитала и товаров в «свою» страну.

Помимо явной, открытой протекционистской политики некоторые страны применяют формы скрытого протекционизма. Многие государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их так называемыми нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному произв-ву, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. Например, значительная часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов или монополизируют определенные рынки. Выступая за либерализацию международной торговли, многие экономисты все чаще связывают ее с понятиями "добросовестной", "справедливой" торговли.

Пытаясь решить противоречия торговой политики, в ведущих странах Запада обычно говорят о «взаимности», требуя уступок от партнеров, часто — слабых, и возводят новые протекц. барьеры на пути товаров из тех стран, которые закрывают перед ними свои рынки. Чаще всего к такой аргументации прибегают США.


28. Регулирование международной торговли м/н орг-циями.

Важную роль в регул. торг играют м/н эк. орг-ции , которые можно разд. на 2 группы: а) м/н орг-и, занимающиеся ?? м/н торговли в целом (ВТО, ЮНКТАД, МТП, ЮНСИТРАЛ) б) м/н орг-и, заним. ?? м/н торг одним или несколькими связанными товарами (АПЕФ, ОПЕК, СИПЕК, ЕОУС).

Гл. роль в рег. м/н торг играет ГАТТ/ВТО. Её задача – либерализация м/н торговли путём сокр. импортных пошлин, а так же устранения внутритарифных барьеров. Осн. инструмент – многосторонние соглашения. Цель – разработка единообр. норм права в таких обл., как м/н купля-продажа товаров, м/н платежи, м/н торг арбитраж и м/н зак-во в обл. морских перевозок. В осн. деят. ГАТТ положены след принципы: 1 Тарифные меры призн. в кач-ве единственного приемлемого ср-ва рег. внеш. торг-ли. 2 Фиксация тарифа на уровне, опред. договорами сторон. 3. Прогр. снижения тарифов. 4. Взаимность в предост. торгово-полит. уступок. 5 Принцип наиб. благоприятствования.

ЭКОКОС - экономический и социальный совет ООН создан в 1946 году с целью осуществления координирующей функции в области м/н и социального сотрудничества. В сферу деят-ти ЭКОКОС входит, в т.ч., решение вопросов состояния мирового экономического и социального положения и международной торговли.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - м/н орган, призванный регулировать всемирные торговые отношения. В 1964 году была создана комиссия по торговле и развитию как автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области. Главный орган ЮНКТАД - конференция, которая собирается на сессии дважды в год. Чаще созываются сессии комитетов Совета по торговле и развитию - по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развив. странами и др.


29. Роль ВТО (ГАТТ) в международной торговле.

Важную роль в регулировании МТ, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют МЭО. Одна из основных орг-ций такого рода это ГАТТ (1947-95) -  Генеральное соглашение о тарифах и торговле. ГАТТ - многостороннее м/н соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и гос. регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических орг-ций, сфера деят-ти которой охватывала 94% объема мировой торговли.

С января 1996 г. ГАТТ заменила ВТО. В сферу деят-ти ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Всемирная торговая орг-ция регулирует м/н обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.


30. Регионализм и м/н торговля.

Т.н. регионализм — соглашение об особенно тесном сотрудничестве отд. стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли. Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, ЕС, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Орг-ция Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.

Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей св. торговли. Дилемма "свободная торговля" или протекционизм не перестает существовать, но переносится на иной уровень внешнеторг. отношений. Даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в т.н. "торговые войны" (например, тресковые, виноградные, масляные "войны" между странами-членами ЕС).

Региональные торговые группировки, по мнению ВТО, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми для присоединения к ним других стран.


31. Осн. региональные блоки.

Т.н. регионализм — соглашение об особенно тесном сотрудничестве отд. стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли. Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, ЕС, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Орг-ция Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.

Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков:

1. Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.