Рефераты. Налогообложение малого бизнеса






При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетными периодами считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения. Если таким объектом являются доходы, ставка единого налога равна 6 процентам. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов, налог взимается по ставке 15 процентов. Напомним, что Закон № 222-ФЗ предусматривал более высокие ставки: 10 и 30 процентов соответственно.

На практике возможна ситуация, когда произведенные налогоплательщиком расходы превышают или равны полученным доходам. При этом либо объект налогообложения не возникает совсем (налоговая база равна нулю), либо сумма налога, исчисленная по ставке 15 процентов от разницы между доходами и расходами, будет неприлично мала. Для таких случаев в главе 26.2 введена норма об уплате минимального налога (ст. 34618 Налоговый Кодекс Российской Федарации). Минимальный налог рассчитывается по ставке 1 процент от налоговой базы в виде доходов.

Глава 26.2 предусматривает уплату единого налога в виде авансовых платежей. Под авансовыми платежами в данном случае подразумевается их перечисление по итогам каждого отчетного периода. Порядок исчисления авансовых платежей зависит от выбранного объекта налогообложения. Разница в этих порядках состоит и в способе зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обращаем ваше внимание на то, что плательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3461).

Поскольку реализация при упрощенной системе не облагается налогом на добавленную стоимость, предприниматель может выставить на рынок продукцию по цене ниже рыночной до 20 процентов, что значительно повышает привлекательность этих товаров.

Таким образом, при отсутствии дальнейших изменений и дополнений к   упрощенной системе налогообложения, она действительно предоставляет значительные выгоды субъектам малого бизнеса и может получить широкое применение. [35, с.409]

 

 

Глава III. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯМАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА "Северок"


3.1. Определение налоговой базы и расчет единого налога на вмененный доход


Магазин "Северок" розничное торговое предприятие, действующее на рынке с 1998 года. Он расположен по адресу: Комсомольский проспект, 110; общая площадь магазина 100 кв.метров, в том числе торговая 55. Магазин "Северок" расположен на первом этаже двухэтажного отдельно стоящего здания и относится к смешанному типу магазинов, в котором наряду с продовольственными товарами представлены и непродовольственные товары. Расположение магазина "Северок" позволяет максимально приблизить торговую сеть к покупателям. Размещение магазина "Северок" позволяет учитывать влияние транспортных, социальных и других факторов. Транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта. К социальным факторам относится необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение магазина, достижения высокого уровня торгового обслуживания. Данный магазин отвечает ряду требований: технологических, архитектурно – строительных, экономических и санитарно – гигиенических требований. Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово – технологического процесса магазина с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются: состав помещения магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков. Архитектурно – строительные требования предполагают прочность здания, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания гармонично сочетается с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат при эксплуатации магазина. Для розничной торговли промышленными товарами магазину "Северок" в лице Миних Т.Я. выдан Аттестат Администрации Курчатовского района г. Челябинска, а также выдано Свидетельство №14377 ОТ 6.07.98г. о Государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, с правом осуществлять следующие виды деятельности: торгово – закупочная, розничная торговля с использованием личного автотранспорта. В Инспекции Министерства налогов и сборов РФ по Калининскому району директору магазина "Северок" Миних Т.Я. выдано Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Малое предприятие магазин «Северок» в связи с изменением закона Челябинской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности » с 1 января 2002 года ЧП Миних Т.Я. был переведен на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Определение налоговой базы и расчет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности

«Таблица 5»

крупненные сектора деятельности

Физические показатели, характеризующие данный вид деятельности

Базовая доходность единицы физического показателя, рублей на единицу в год

Корректирующий коэффициент подвидов деятельности

Корректирующий коэффициент по месту деятельности





региональный

тип населенного пункта дислокации предприятия

дислокация предприятия внутри населенного пункта

A

Розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 3 человек

B

Общая площадь используемая хозяйственой деятельности 55 кв.м

C

36000

D

1-1,2

E

0,5 - 3

F

0,2 – 1,4

J

1-2


 Непосредственно основная формула расчета единого налога на вмененный доход выглядит следующим образом:

М = C х N х D х E х F х J

V = M х 0,2, где

М - сумма вмененного дохода;

V - сумма единого налога на вмененный доход;

 C - базовая доходность на единицу физического показателя;

 N - количество единиц физического показателя;

D, F, J, E - повышающие (понижающие) коэффициенты;

0,2 - ставка единого налога на вмененный доход (20 процентов).

При определении суммы единого налога для организаций (предпринимателей) рекомендуется использовать следующие повышающие (понижающие) коэффициенты:

D - учитывающий особенности подвидов деятельности; E - учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в различных группах регионов;

F - учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта; J - учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от дислокации предприятия.

Для исчисления суммы единого налога на вмененный доход могут быть использованы следующие методы расчета:

·                    Метод А - основан на обработке существующей статистической информации о результатах хозяйственной деятельности организаций (предпринимателей), осуществляющих определенные Законом виды деятельности.

·                    Метод Б - основан на обработке информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей от организаций (предпринимателей), осуществляющих определенные Законом виды деятельности, и данных статистического учета.

·                    Метод В - основан на использовании рекомендуемых показателей базовой доходности единицы физического параметра и повышающих (понижающих) коэффициентов.

Метод А:

·                    По данным государственных органов статистики определяется величина прибыли (убытков) от реализации, полученной организациями (предприятиями), осуществляющими определенные Законом виды деятельности. (Если, в соответствии с Законом, единый налог на вмененный доход применяется только к субъектам малого предпринимательства, следует исключить из расчета результаты хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий.)

·                    Полученный результат следует скорректировать с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС) с коэффициентом досчета - 1,12.

·                    Далее полученный результат следует скорректировать с учетом объемов нерегистрируемого товарооборота для каждой сферы деятельности. (Так, например, по данным Госкомстата России, нерегистрируемый оборот в сфере розничной торговли составляет около 50%.)

·                    Величина базовой доходности на единицу физического показателя определяется путем деления полученного результата на количество единиц выбранного физического показателя.

Базовая доходность на 1 кв.м. (С) =432000 руб. в год;

 Общая площадь (N) = 55 кв.м.

 Коэффициент D=1

Коэффициент E=0,5

Коэффициент F=0,2

Коэффициент J=1

(Берутся наименьшие из диапазонов коэффициенты)

Вмененный доход (М) равен:

М= C х N х D х E х F х J= 432000 руб.*55 кв.м.*1*0.5*0.2*1= 2376000руб.

Тогда годовая сумма единого налога на вмененный доход:

Vгод = M х 0,2=2376000 руб.*0,2=475200 руб.

Соответственно месячная сумма единого налога на вмененный доход:

Vмес=Vгод : 12 = 475200 руб.: 12 =36900 руб.

         

3.2. Пути оптимизации единого налога вмененный доход


В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, как я уже упоминала, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на вмененный доход.

В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому я считаю, что для смягчения кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Думается, что здесь не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими: ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”; постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

·                    резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

·                    расширить права местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

·                    унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);

·                    расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

·                    усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания

налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков: ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков; упрощение налоговой системы; налоговое стимулирование производства и реализации конкурентоспособных отечественных товаров; совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам.

В настоящее время существует ряд предложений по совершенствованию закона о едином налоге на вмененный доход. Одно из низ заключается в предоставлении льготы по налогу на вмененный доход, если сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП.

Такое предложение связано, прежде всего, с тем, что сегодня большая часть (80-90 %) заработной платы выплачивается вчерную и официально показывается по документам совершенно незначительная ее часть. Это приводит к огромным недоплатам в подоходный налог с физических лиц и во все внебюджетные фонды. Этим самым вольно-невольно предприниматели входят в криминальную систему бизнеса. Поскольку им надо для этого скрыть часть доходов, отмыть и обналичить деньги. Потом эти деньги надо передать своим работникам, которые таким образом тоже оказываются вовлеченными в круговую поруку. В результате практически все оказываются в криминальной сфере.

Чтобы вытащить всех из этой среды необходимо заинтересовать предпринимателей платить зарплату легально. По мнению специалистов, этого можно добиться, если перенести центр тяжести налоговых сборов с юридических лиц на лиц физических. Для этого следует узаконить такой подход: если сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого Малого Предприятия, то предприятию предоставляется льгота по налогу на вмененный доход. Это прямо заинтересует предпринимателя в том, чтобы увеличивать зарплату своим работникам и показывать ее всю целиком. Если ж эту меру подкрепить введением личных счетов в Пенсионном фонде, как это предлагается сделать в ходе пенсионной реформы, то и у рядовых работников получится двойная заинтересованность в том, чтобы не иметь дела с зарплатой, выплачиваемой вчерную.

Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.