Рефераты. Налогообложение России (анализ, реформы, планирование)






Vэтап – налоговые реформы Российской Федерации (1990 – начало XXI в). в этот период вносятся изменения в законодательство, устанавливающие новый порядок налогообложения физических лиц, принимается целый ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога. В это же время формируется Государственная налоговая служба               (с 1998 г. – министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году – вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства, что, в первую очередь, связано с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.

Понятие налогов и сборов, их виды

 

I Понятие и функции налога и сбора


Законодательное определение налога дано в статье 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Исходя из этого определения следует, что налог носит принудительный и односторонне установленный характер, взимание которого является элементом управленческой деятельности государства. Посредством налога оно изымает часть денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам. При этом одновременно устанавливается обязательность и индивидуальность его уплаты.

Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Основные статьи государственных расходов не могут зависеть от того или иного источника. Задача налогового законодательства – «изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности…».

Налог также следует рассматривать как средство регулирования финансовых отношений между плательщиками налога и государством.

Установленное Налоговым кодексом Российской Федерации определение понятия налога в целом включило в себя его основные правовые и экономические признаки и функции.

Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная.  Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами.

Другой функцией является регулирующая, сущность которой выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений используются государством и органами самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для сдерживания его отдельных отраслей, с их помощью можно регулировать потребление населения, его доходы.

В зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, его потребностей на данном этапе изменяется соотношение между этими двумя функциями. Успех проводимой налоговой политики во многом определяется тем, насколько государству удается сочетать фискальную и регулирующую функции налогов и сборов в своей политике.

Французский философ Ш.Монтескье отмечал: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается». В условиях становления рыночных отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента государственного воздействия на экономику страны.

Налоги выполняют и свойственную финансам контрольную функцию, в частности, они способствуют государству контролировать законность хозяйственной деятельности субъектов, правильное распределение их доходов.

В налоговое законодательство включены также понятия сбора и пошлины.

Сборы и пошлины не имеют финансового значения, присущего налогам, хотя некоторые их черты являются общими.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные Налоговым кодексом (ст. 13 – 15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

Пошлина – особый вид налога и сбора, взимаемый с юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой и государством в лице государственных органов.

Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения в связи с его деятельностью. Пошлина или сбор выплачивается не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действую в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно-полезной функцией суда – поддержанием режима законности.


II Классификация налогов и сборов


Налоги и сборы можно классифицировать по различным основаниям. Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет только одно классифицированное деление по степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов. К их числу относятся государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет – они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

В соответствии со статьей 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1.                  налог на добавленную стоимость (НДС);

2.                  акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3.                  налог на прибыль (доход) организаций;

4.                  налог на доходы от капитала;

5.                  подоходный налог с физических лиц;

6.                  взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7.                  государственная пошлина;

8.                  таможенная пошлина и таможенные сборы;

9.                  налог на пользование недрами;

10.              налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11.              налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12.              сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13.              лесной налог;

14.              водный налог;

15.              экологический налог;

16.              федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты Российской Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. Налоговый кодекс определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют налоговые  льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются  Налоговым кодексом РФ, т.е. на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой Кодекса).

Статьей 14 НК РФ к региональным налогам и сборам отнесены:

1.                  налог на имущество организаций;

2.                  налог на недвижимость;

3.                  дорожный налог;

4.                  транспортный налог;

5.                  налог с продаж;

6.                  налог на игорный бизнес;

7.                  региональные лицензионные сборы.

Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В исключение из этого правила в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.

Статья 15 НК РФ установила следующие виды местных налогов и сборов:

1.                  земельный налог;

2.                  налог на имущество физических лиц;

3.                  налог на рекламу;

4.                  налог на наследование и дарение;

5.                  местные лицензионные сборы.

Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты. Отсюда следует, что бюджет, в который зачисляется конкретный налог, не является критерием для отнесения налога к категории федеральных, региональных или местных налогов. Например, налог на прибыль предприятий, являющийся федеральным налогом, частично поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации и  местные бюджеты.

В зависимости от характера взимания и использования налоги подразделяются на общие и целевые.

Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Такими налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.

Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма взимания средств. Для этого учреждается дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога.

Если на финансирование отдельного мероприятия установлен целевой налог, то проведение мероприятия всецело зависит от этого налога. Целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы.

Также к целевым налогам следует отнести взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, земельный налог и некоторые другие.

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми признаются налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления, материальных благ и непосредственно обращены к доходам, к имуществу и т.п. Так, подоходный налог взимается при получении дохода, налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это примеры прямых налогов.

Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров, работ и услуг и уплачиваются в процессе их реализации фактически покупателем. Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара. В настоящее время к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

По периодичности взимания налоги и сборы бывают регулярными и разовыми.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, либо осуществления плательщиком какого-либо вида деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость – помесячно или квартально.

Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими систему. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта экспорта или импорта товара. Для конкретного плательщика экспортно-импортная операция может иметь непостоянный случайный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

В зависимости от субъектного состава налоги и сборы подразделяют на три вида:

1.                  уплачиваемые только юридическими лицами (например, налог на прибыль, налог на игорный бизнес);

2.                  уплачиваемые только физическими лицами (налог на доходы, налог на имущество физических лиц);

3.                  смешанные налоги и сборы, уплачиваемые всеми категориями субъектов (транспортный налог, земельный налог, государственная, таможенная пошлина и др.).

III Принципы налогообложения

Принципы налогообложения – основные исходные положения системы налогообложения.

В Налоговом кодексе Российской Федерации декларированы в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» следующим образом:

1.      Принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2.      Принцип учета возможностей налогоплательщика по уплате налога – при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

3.      Принцип недискриминации, принцип нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4.      Принцип обоснованности норм налогового законодательства, принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав - налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

5.      Принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров или финансовых средств.

6.      Принцип разграничения полномочий в сфере налогового законодательства – федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах соответственно НК.

7.      Принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы не предусмотренные НК.

8.      Принцип определенности правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

В мировой практике налогообложения и построения используются такие принципы и правила: презумпция невиновности, правила совершившегося факта, принцип обложения реально полученного дохода, принцип достаточной информированности налогоплательщика, принцип обложения чистых доходов налогоплательщика, принцип стабильности налогового законодательства, принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков, принцип доступности и открытости информации по налогообложению.

Налоговая политика и налоговое планирование


Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Проведение конкретной налоговой политики связана с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. С помощью централизованных ресурсов государство способствует сбалансированному производству и благоприятным структурным сдвигам, поддерживает социальную сферу и сохраняет политическую стабильность. Изымаемые из производства средства направляются на финансирование непроизводственных отраслей и в значительной своей части расширяют совокупный спрос и двигают производство. Стимулирующее значение фискальной составляющей налоговой политики выражается в снижении общего налогового бремени и расширении потенций экономического роста. На каждом конкретном историческом отрезке налоговая политика участвует в решении и тактических задач, проявляясь в отклонении от общего порядка обложения. Исходя из классических принципов налогообложения, справедливость налогов изначально состоит в их равенстве. Поэтому только с проведением определенной налоговой политики возникает необходимость в дифференциации налогообложения. Налоговое регулирование сводится, таким образом, к налоговым льготам. Активная налоговая политика предполагает широкое использование льгот. Однако налоговые льготы имеют негативные стороны – освобождение от налогов одних ведет к переобложению других. Современные теории налогообложения рекомендуют ограничить налоговые привилегии, полностью отказаться от индивидуальных льгот. Практическая реализация той или иной налоговой политики в зависимости от ее целей включает маневрирование соотношением прямых и косвенных налогов, использование налогов разной степени прогрессии, применение различных моделей фискального федерализма и др. История налогов знает примеры ярко выраженного профессионального, сословного, классового, национального характера обложения. Налоговая политика может иметь и межгосударственный аспект: протекционизм, фритредерство, таможенные союзы. Налоговая политика во многом обуславливается общеэкономической политикой государства и часто подвергается незаслуженной критике. В частности, в России на налоги возлагается вся вина за экономический кризис, развал производства, рост цен, бедность. Тесная связь налогов с доходами населения и самыми острыми гранями жизни общества делает их ареной политического противоборства, в ходе которого налогам часто вменяются несвойственные им функции. Поэтому для налоговой политики всегда актуальны проблемы сохранения научной обоснованности тех или иных мер и предотвращения сползания ее в русло популизма и субъективизма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.