Рефераты. Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации






15.            Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздорови­тельных центров граждан пожилого возраста и инвалидов»

16.            Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения»

17.            Приказ Минздрава РФ и Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельство­вание в учреждения медико-социальной экспертизы»

18.            Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»

19.            Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»

20.            Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г. №268/146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 (12) классов общеобразовательных учреждений»

21.            Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын­ках труда»

22.            И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

III. Практические меры социальной защиты инвалидов

3.1. Создание среды обитания без барьеров


Критерием оценки политики в отношении инвалидов может слу­жить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информа­ции и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Од­нако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соот­ветствующие меры.

В России сформирована и реализуется фе­деральная целевая программа «Формирование доступной для инва­лидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная база — всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализа­цию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально-про­странственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.

На сегодняшний день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предпри­ятий — производителей технических средств для реабилитации ин­валидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвали­дов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим — «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла — коляски с изме­няемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствован­ные модели тростей и костылей.

Закон «О социаль­ной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфра­структуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректирован­ных с целью учета в них требований доступности зданий и сооруже­ний для инвалидов. В регионах России местными экспертными орга­нами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооруже­ний в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружени­ям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.

В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказыва­ются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным пла­ном благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что «организации неза­висимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспече­нию доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмот­рены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социаль­ной инфраструктуры.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдель­ные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Таким образом, на сегодняшний день основы формирования сре­ды жизнедеятельности инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельно­сти» был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой сре­ды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроитель­ных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.

Чтобы социальное обслуживание инвалидов осуществлялось в цивилизованных условиях, вопрос среды обитания требует своего немедленного решения. Необходимо всячески привлекать к нему внимание общественности, властей и журналистов.

3.2. Льготы и компенсации


В соответствии с законодательством о социальной защите инвали­дов им предоставляется значительное количество прав, льгот и ком­пенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.

По форме предоставления:

·                   Имеющие «моральную» форму (преимущественное или перво­очередное право в чем-либо).

·                   Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарства­ми или бесплатное пользование поликлиниками).

·                   Имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).

По периодичности предоставления:

·                   Имеющие одноразовый характер или предоставляемые с боль­шой периодичностью (бесплатная установка телефона, капиталь­ный ремонт или предоставление жилой площади).

·                   Имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных услуг).

·                   Имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или в два года в междугородном транспорте, санаторно-курорт­ное лечение или его компенсация).

·                   Имеющие постоянный характер (льготы на проезд в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).

По категориям льгот:

·                   По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате посо­бий.

·                   По получению, приобретению, строительству и содержанию жи­лых помещений.

·                   По коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию.

·                   По медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, са­наторно-курортному   лечению,   обеспечению   лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

·                   По обеспечению транспортными средствами и оплате проезда.

·                   По трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда.

·                   По пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ­ных и спортивно-оздоровительных учреждений.

·                   По получению услуг учреждений социального обслуживания, со­циальной и юридической помощи.

Реалии же таковы, что значительное количество инвали­дов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются.

В России права людей с ограниченными возможностями на уча­стие в жизни общества и защита их интересов закреплены федераль­ным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет усло­вий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудо­ваны (хотя право на образование гарантировано Конституцией Рос­сийской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образо­вании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причи­нам не в полной мере реализованы и иные права и возможности ин­валидов.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

3.3. Медицинское обслуживание


В соответствии с основами законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г., ста­тья 27, люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-ин­валиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, про­тезно-ортопедическими  изделиями,  средствами передвижения  на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и пе­реподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бес­платную медико-социальную помощь в учреждениях государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной за­щиты населения.

Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной меди­цинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом норма­тивных актов Правительства Российской Федерации.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией диф­ференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий позволил провести рациональную медицин­скую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инва­лидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-ку­рортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и ме­дицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной путевки ин­валидами нередко растягивается на годы.

Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособ­ности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вто­рая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором — государственные и муниципальные органы здравоохранения.

Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказыва­ются как в стационарах, так и на дому. К стационарным учреждени­ям относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, геронтологические центры, пси­хоневрологические и другие стационарные учреждения. С 1997г. при центрах социального обслуживания стали разви­ваться специализированные отделения социально-медицинского об­служивания на дому.

В области реализации инвалидами своего права на здоровье необ­ходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не ми­нистерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, граждан­ским и профессиональным кодексами на врачей возложены не толь­ко лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.

3.4. Обеспечение жильем


Конституция Российской Федерации, провозглашает в числе основных прав и свобод человека и граждани­на право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов — важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.

Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граж­дан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплат­но или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, отно­сятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к за­кону было принято Постановление Правительства РФ «О предо­ставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммуналь­ных услуг» от 27.07.1996г. № 901.

Основные положения таковы:

·                   льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидно­сти;

·                   инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;

·                   при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индиви­дуальной программы реабилитации (ИПР), состояние их здоро­вья, а также другие обстоятельства;

·                   дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;

·                   предоставление инвалиду жилого помещения в домах государст­венного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет — защита их прав на жилье.

Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая об­становка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жи­лищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содей­ствии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права лю­дей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъ­ектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям.

3.5. Занятость и обучение инвалидов


Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно­стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — пра­во на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населе­ния в Российской Федерации», направленными на создание инвали­дам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей до­ход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима актив­ная государственная политика, направленная на содействие занято­сти инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными воз­можностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость — неоправданно низкой.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.