Рефераты.  Объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации 
 
2.    
Оплата работ
по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в
порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной
власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены
организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств,
израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей
продукции, относится на ее себестоимость. <В ред. Федерального закона от 31
июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588> 
1.3  ДОБРОВОЛЬНАЯ
сертификация 
Статья
17. Добровольная сертификация
1.    
Добровольная
сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов,
исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям
стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых
заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между
заявителем и органом по сертификации. 
2.    
Добровольная
сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить
обязательную сертификацию такой продукции. <В ред. Федерального закона от 31
июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588> 
Статья
18. Организация добровольной сертификации
1.    
Добровольная
сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в
систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом,
зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально
уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации
в установленном им порядке. Органом по добровольной сертификации может быть
юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также
юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации
на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему. Орган по
добровольной сертификации: осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты,
а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение
знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных
сертификатов. 
2.    
Юридическое
лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила
проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и
определяет участников системы добровольной сертификации. 
3.    
Добровольная
сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если
это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в
данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия
добровольной сертификации. <В ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N
154-ФЗ; НГР:Р9803588> 
Статья
19. Права заявителя
При
заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от
органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах
сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
1.4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА 
Статья
20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность
Юридические
и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в
нарушении правил обязательной сертификации, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо
гражданско-правовую ответственность. <В ред. Федерального закона от 31 июля
1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>
 Президент
Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН 
2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ
 2.1 Введение: Стандартизация
является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного
аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо
от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и
международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной
экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации во
многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные
предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но
и на внутреннем.
Стандартизация основывается на последних
достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а
также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых
и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и
прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему
внедрению научных достижений в практическую деятельность. 
Стандартизация создает
организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции,
специализации и кооперирования производства, придает ему свойства
самоорганизации. 
Стандарт – это образец, эталон, модель
принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как
нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил,
требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами. 
Стандарт разрабатывается на материальные предметы
(продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного
характера. 
Итак, переход страны к рыночной экономике с
присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет
специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в
своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров,
работ и услуг.  
 2.2 Понятие стандартов и стандартизации.
Система стандартов Российской Федерации 
Стандартизация  – деятельность, направленная на достижение
упорядочения в определенной области посредством установления положений для
всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и
потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании
применении стандартов. 
Цель стандартизации  – достижение оптимальной степени упорядочения
в той или иной области посредством широкого и многократного использования
установленных положений, требований, норм для решения реально существующих,
планируемых или потенциальных задач. 
 Аспект стандартизации 
– направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее
определенное свойство  ( или группу свойств) данного объекта. 
Так, аспектами
стандартизации конкретной продукции являются: 
 Термины и определения; Условные обозначения и
     сокращения; Классификация,
     требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или
     функционального назначения); Требования к основным
     показателям уровня качества (полезности); Требования к основным
     показателям уровня экономичности; Требования к
     комплектности продукции; Требования к методам  и
     средствам хранения и т ранспортировки;Требования безопасности
     продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и
     потреблении; 
 Требования охраны окружающей
     природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при
     ее производстве, обращении и потреблении); 
 Требования к правилам и
     средствам приемки продукции; 
 Требования к маркировке
     продукции; 
 Требования к упаковке
     продукции, транспортной и потребительской таре. 
 
Основными результатами  деятельности
по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг),
процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в
международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и
сотрудничество в различных областях.
Стандартизация осуществляется на
разных уровнях:
·       
международная
стандартизация;
·       
региональная
стандартизация;
·       
национальная
стандартизация – в одном конкретном государстве;
·       
административно-территориальная
стандартизация.
Стандарт 
Виды стандартов:
·       
государственные стандарты;
·       
международные стандарты;
·       
отраслевой стандарт;
·       
стандарты предприятий;
·       
стандарты общественных
объединений (научно-технические общества)
·       
(стандарты на новые
продукции и услуги);
Объектом
стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу
многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах
регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции.
Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и
регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах
устанавливаются требования  к выпускаемой продукции, соблюдение которых 
позволяет считать эту продукцию качественной.
Показателями
стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с
помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в
виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных
качеств, экономичности, надежности, долговечности.
В настоящее время
сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации
(ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения
стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
Нормативные документы по стандартизации делятся на
следующие разновидности:
-     государственные стандарты России (ГОСТ);
-     отраслевые стандарты (ОСТ);
-     стандарты научно-технических и инженерных
объединений;
-     технические условия (ТУ);
-     стандарты предприятий.
Государственные стандарты России содержат обязательные
и рекомендационные требования. К обязательным относятся:
-     требования, обеспечивающие безопасность
продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и
взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний
этих показателей;
-     требования техники безопасности и гигиены
труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
-     метрологические нормы, правила, требования и
положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
-     положения, которые обеспечивают техническую
совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
Рекомендационные требования государственных
стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:
-         
это предусмотрено
соответствующими законодательными актами;
-         
эти требования включены в
договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
-         
изготовителем
(поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим
стандартам.
Обязательные требования
государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами
государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями,
организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на
деятельность которых распространяется действие стандартов. 
Отраслевые стандарты разрабатываются на
продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае
необходимости установления требований, которые превышают или дополняют
требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых
стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и
организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил. 
Стандарты научно-технических и инженерных
объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов
фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты
могут использоваться на основе добровольной договоренности.
2.3  Международная стандартизация 
Международная
стандартизация – это совокупность международных организаций по стандартизации и
продуктов их деятельности – стандартов, рекомендаций, технических отчетов и
другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная
организация по стандартизации – ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия –
МЭК (IEC), международный союз электросвязи – МСЭ (ITU). 
Международная организация
по стандартизации – самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная ее
цель сформулирована в Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в
мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а
также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной,
технической и экономической деятельности”.
О масштабе
деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс.
экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187
технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных
странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических
органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется
свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.
Основные объекты
стандартизации , количество стандартов ( в % от общего числа) характеризуют
диапазон интересов организации.
 
 
  
  Машиностроение
   
  
  29%
   
  
 
  
  Химия
   
  
  13%
   
  
 
  
  Неметаллические
  материалы
   
  
  12%
   
  
 
  
  Руды и металлы
   
  
  9%
   
  
 
  
  Информационная
  техника
   
  
  8%
   
  
 
  
  Сельское хозяйство
   
  
  8%
   
  
 
  
  Строительство
   
  
  4%
   
  
 
  
  Специальная
  техника
   
  
  3%
   
  
 
  
  Охрана здоровья и
  медицина
   
  
  3%
   
  
 
  
  Основополагающие
  стандарты
   
  
  3%
   
  
 
  
  Окружающая среда
   
  
  3%
   
  
 
  
  Упаковка и
  транспортировка товаров
   
  
  2%