Рефераты. Объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации
2.
Оплата работ
по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в
порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной
власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены
организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств,
израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей
продукции, относится на ее себестоимость. <В ред. Федерального закона от 31
июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>
1.3 ДОБРОВОЛЬНАЯ
сертификация
Статья
17. Добровольная сертификация
1.
Добровольная
сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов,
исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям
стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых
заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между
заявителем и органом по сертификации.
2.
Добровольная
сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить
обязательную сертификацию такой продукции. <В ред. Федерального закона от 31
июля 1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>
Статья
18. Организация добровольной сертификации
1.
Добровольная
сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в
систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом,
зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально
уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации
в установленном им порядке. Органом по добровольной сертификации может быть
юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также
юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации
на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему. Орган по
добровольной сертификации: осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты,
а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение
знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных
сертификатов.
2.
Юридическое
лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила
проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и
определяет участников системы добровольной сертификации.
3.
Добровольная
сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если
это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в
данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия
добровольной сертификации. <В ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N
154-ФЗ; НГР:Р9803588>
Статья
19. Права заявителя
При
заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от
органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах
сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
1.4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья
20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность
Юридические
и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в
нарушении правил обязательной сертификации, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо
гражданско-правовую ответственность. <В ред. Федерального закона от 31 июля
1998 г. N 154-ФЗ; НГР:Р9803588>
Президент
Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
2 СТАНДАРТИЗАЦИЯ
2.1 Введение: Стандартизация
является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного
аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо
от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и
международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной
экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации во
многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные
предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но
и на внутреннем.
Стандартизация основывается на последних
достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а
также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых
и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и
прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему
внедрению научных достижений в практическую деятельность.
Стандартизация создает
организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции,
специализации и кооперирования производства, придает ему свойства
самоорганизации.
Стандарт – это образец, эталон, модель
принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как
нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил,
требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы
(продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного
характера.
Итак, переход страны к рыночной экономике с
присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет
специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в
своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров,
работ и услуг.
2.2 Понятие стандартов и стандартизации.
Система стандартов Российской Федерации
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение
упорядочения в определенной области посредством установления положений для
всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и
потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании
применении стандартов.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения
в той или иной области посредством широкого и многократного использования
установленных положений, требований, норм для решения реально существующих,
планируемых или потенциальных задач.
Аспект стандартизации
– направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее
определенное свойство ( или группу свойств) данного объекта.
Так, аспектами
стандартизации конкретной продукции являются:
Термины и определения;
Условные обозначения и
сокращения;
Классификация,
требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или
функционального назначения);
Требования к основным
показателям уровня качества (полезности);
Требования к основным
показателям уровня экономичности;
Требования к
комплектности продукции;
Требования к методам и
средствам хранения и т ранспортировки;
Требования безопасности
продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и
потреблении;
Требования охраны окружающей
природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при
ее производстве, обращении и потреблении);
Требования к правилам и
средствам приемки продукции;
Требования к маркировке
продукции;
Требования к упаковке
продукции, транспортной и потребительской таре.
Основными результатами деятельности
по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг),
процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в
международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и
сотрудничество в различных областях.
Стандартизация осуществляется на
разных уровнях:
·
международная
стандартизация;
·
региональная
стандартизация;
·
национальная
стандартизация – в одном конкретном государстве;
·
административно-территориальная
стандартизация.
Стандарт – нормативный документ, разработанный на
основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным
органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы,
характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов
стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в
определенной области.
Виды стандартов:
·
государственные стандарты;
·
международные стандарты;
·
отраслевой стандарт;
·
стандарты предприятий;
·
стандарты общественных
объединений (научно-технические общества)
·
(стандарты на новые
продукции и услуги);
Объектом
стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу
многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах
регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции.
Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и
регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах
устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых
позволяет считать эту продукцию качественной.
Показателями
стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с
помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в
виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных
качеств, экономичности, надежности, долговечности.
В настоящее время
сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации
(ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения
стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
Нормативные документы по стандартизации делятся на
следующие разновидности:
- государственные стандарты России (ГОСТ);
- отраслевые стандарты (ОСТ);
- стандарты научно-технических и инженерных
объединений;
- технические условия (ТУ);
- стандарты предприятий.
Государственные стандарты России содержат обязательные
и рекомендационные требования. К обязательным относятся:
- требования, обеспечивающие безопасность
продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и
взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний
этих показателей;
- требования техники безопасности и гигиены
труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;
- метрологические нормы, правила, требования и
положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;
- положения, которые обеспечивают техническую
совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.
Рекомендационные требования государственных
стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:
-
это предусмотрено
соответствующими законодательными актами;
-
эти требования включены в
договора на разработку, изготовление и поставку продукции;
-
изготовителем
(поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим
стандартам.
Обязательные требования
государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами
государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями,
организациями и гражданами – субъектами предпринимательской деятельности; на
деятельность которых распространяется действие стандартов.
Отраслевые стандарты разрабатываются на
продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае
необходимости установления требований, которые превышают или дополняют
требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых
стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и
организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.
Стандарты научно-технических и инженерных
объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов
фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты
могут использоваться на основе добровольной договоренности.
2.3 Международная стандартизация
Международная
стандартизация – это совокупность международных организаций по стандартизации и
продуктов их деятельности – стандартов, рекомендаций, технических отчетов и
другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная
организация по стандартизации – ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия –
МЭК (IEC), международный союз электросвязи – МСЭ (ITU).
Международная организация
по стандартизации – самая крупная и авторитетная из вышеназванных. Основная ее
цель сформулирована в Уставе ИСО: “…содействие развитию стандартизации в
мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а
также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной,
технической и экономической деятельности”.
О масштабе
деятельности организации свидетельствуют следующие факты: свыше 30 тыс.
экспертов участвуют в технической работе, которая осуществляется в рамках 187
технических комитетов, 576 подкомитетов, 2057 рабочих групп. Ежегодно в разных
странах мира проводятся более 800 заседаний упомянутых выше технических
органов. Парк стандартов ИСО превышает 14 тыс. единиц, ежегодно публикуется
свыше 800 новых и пересмотренных стандартов.
Основные объекты
стандартизации , количество стандартов ( в % от общего числа) характеризуют
диапазон интересов организации.
Машиностроение
29%
Химия
13%
Неметаллические
материалы
12%
Руды и металлы
9%
Информационная
техника
8%
Сельское хозяйство
8%
Строительство
4%
Специальная
техника
3%
Охрана здоровья и
медицина
3%
Основополагающие
стандарты
3%
Окружающая среда
3%
Упаковка и
транспортировка товаров
2%