Рефераты. Политэкономия






5.       Какие, на Ваш взгляд, конкретные виды безработицы характерны для последних десятилетий?

6.       В условиях современной рыночной экономики задачу трудоустройства людей выполняют как предприятия, так и государство. Перечислите практические меры, предпринимаемые государством при осуществлении им политики занятости.

7.       Почему высокий уровень безработицы приводит к снижению объема валового национального продукта?

8.       Какие экономические и социальные издержки общества приносит безработица?

9.       Прокомментируйте такое выражение: " Кадры решают все!".

10. От чего зависит "естественный " уровень безработицы?

11. Какова роль государства на рынке труда?

12. Почему в Украине существует "скрытая" безработица? Работники формально не уволены с предприятия, но и не работают, так как нет работы.


Тесты для самопроверки знаний


1.       Естественный уровень безработицы - это:

А) общая величина структурной и фрикционной безработицы;

Б) общая величина структурной и циклической безработицы;

В) общая величина фрикционной и циклической безработицы.

2.       Какая безработица обусловлена сдвигами в технологии и изменениями спроса:

А) циклическая;

Б) структурная;

В) фрикционная.

3.       Какая безработица является не только неизбежной, но и приемлемой для работников:

А) циклическая;

Б) структурная;

В) фрикционная.

4.       Какая безработица увеличивается на фазе перепроизводства:

А) циклическая;

Б) структурная;

В) фрикционная.

5.       Что является решающим средством защиты безработных:

А) пособия;

Б) общественные работы;

В) повышение квалификации и переподготовка.

6.       Скрытая форма безработицы - это когда:

А) безработным не выплачивается пособие по безработице;

Б) предприятие не увольняет работников, а вынуждает идти их в административный отпуск;

В) безработные перепрофилируются.

ТЕМА 17. Хозяйственный механизм в системе регулирования общественного производства


Программная аннотация


Хозяйственный механизм, его сущность и элементы. Особенности хозяйственного механизма рыночной экономики. Хозяйственный механизм: система управления экономикой. Государственное регулирование общественного воспроизводства и его формы. Планирование и программирование.

Финансовая система и финансовая политика в государстве. Необходимость и сущность финансов. Государственные финансы.

Фискальная политика. Способы сбалансирования государственного бюджета. Фискальные методы регулирования производства.

Механизм денежно-кредитного регулирования. Влияние денежно-кредитной политики на уровень общественного производства.

Совершенствование механизма хозяйствования в Украине.


Опорный конспект


Хозяйственный механизм, его сущность и элементы


Хозяйственный механизм - это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом конкретно складывающейся обстановки.

Через хозяйственный механизм осуществляется регулирование процесса воспроизводства, согласование экономических интересов, экономическая реализация собственности на средства производства.

Для современных условий хозяйствования характерно переплетение рыночных и государственных методов регулирования, их разумное сочетание.

 Общий принцип хозяйственного механизма в современной экономике: необходимо и возможно использовать все формы хозяйственной деятельности, которые доказывают свою эффективность в тех или иных сферах экономики и не находятся в противоречии с властью.


Финансовая система. Сущность и функции финансов


Финансы - это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой.

Финансы выполняют ряд функций:

1. Аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства.

2. Регулирующая заключается в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов.

3. Распределительная - в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т.д.

4. Контрольная - в обеспечении правильности взимания налогов

и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются:

государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:

1. Между государством и предприятиями. Охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

2. Между фирмами. Строятся на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

3. Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

4. Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

5. Между государством и общественными организациями.

13. Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т.д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т.п.

В ФИНАНСАХ РАЗЛИЧАЮТ ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ:

1. Финансы населения.

2. Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов,

т.е. децентрализованные финансы.

3. Общегосударственные, т.е. централизованные финансы.

ФИНАНСЫ НАСЕЛЕНИЯ состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ (государственные) финансы - это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет.

Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

БЮДЖЕТ - это смета (баланс) доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета:

- налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда .

Расходные статьи бюджета:

- финансирование экономики, социально-культурные программы, НИОК- и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

В организации финансовой системы существует два принципа:

ПЕРВЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ЦЕНТРАЛИЗМОМ и присущ административно-командной системе (в прошлом-СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП НАЗЫВАЕТСЯ ФИСКАЛЬНЫМ ФЕДЕРАЛИЗМОМ. Он утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т.д.

Различают два состояния госбюджета.

НОРМАЛЬНОЕ, если расходная часть госбюджета равна доходной.

ДЕФИЦИТНОЕ, если расходы превышают доходы.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБА ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА:

1) выпуск госзаймов,

2) ужесточение налогообложения,

3) производство денег, или "сеньораж", т.е. печатание денег.

Однако в настоящее время "сеньораж" не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный "сеньораж" выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция, следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно, либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: Бюджет балансируется не за 1 год, а в период цикла.

ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - ЭТО СУММА НАКОПЛЕННЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ИМЕВШИХСЯ В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ САЛЬДО БЮДЖЕТА.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

Внутренний долг - это задолженность правительства данной страны ее гражданам.

Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижения может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

3.Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

14. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.


Налоги и фискальная политика государства


Основным источником доходов государства являются налоги.

Налог - это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.


Современные налоговые системы используют целый ряд принципов.


ВСЕОБЩНОСТЬ, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы.

СТАБИЛЬНОСТЬ, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.

ОБЪЕКТ НАЛОГА, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).

ИСТОЧНИК НАЛОГА - это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества.

СТАВКА НАЛОГА - это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем, с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы - это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:

- прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

- регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

- пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.


Фискальная политика и способы сбалансирования государственного бюджета


Фискальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем самым, сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.