Рефераты. Понятие, сущность, содержание и особенности воинской дисциплины






Однако проведенные социологические исследования свидетельствуют о том, что у многих военнослужащих, в том числе у командиров и начальников, отсутствует четкое представление о том, какие же конкретные противоправные действия образуют нарушения общественного порядка, влекущие привлечение виновного к дисциплинарной ответственности. К их числу нередко относят воровство, нарушение правил дорожного движения и т.п. В результате подчиненные нередко неоправданно привлекаются к дисциплинарной ответственности за любые проступки вне службы, ставшие известными их начальникам2.

Общественный порядок – явление многофакторное. Он понимается и в значении идентичном общественному устройству и как область волевых общественных отношений, обеспечивающих элементарные условия человеческого общежития. В военно-юридической науке нарушение общественного порядка как составляющей воинского дисциплинарного проступка рассматривается лишь в смысле нарушения правил поведения в общественных местах, т.е. утвержденных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления правил поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, кинотеатров и других подобных случаях.

В связи с этим предлагается абзац 1 ст. 48 ДУ ВС РФ изложить в следующей редакции: «За нарушение воинской дисциплины или утвержденных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления правил поведения в общественных местах военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность».

Вместе с тем, воинская дисциплина не регулирует порядок тех отношений, в которые военнослужащие во внеслужебной деятельности вступают наравне с другими гражданами и которые регулируются иными видами государственной и общественной дисциплины. К нарушениям воинской дисциплины нельзя относить, к примеру, несвоевременное внесение военнослужащими квартирной платы, ненадлежащее воспитание детей в семье, несоблюдение требований правовых норм в области брачно-семейных, гражданско-правовых отношений и т.п. Представляется, что на основании вышеизложенного в ст. 1 ДУ ВС РФ необходимо включить второй абзац следующего содержания: «Требования воинской дисциплины распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, а также при нахождении в общественных местах вне расположения воинской части, правила поведения в которых утверждены соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления». 

Дисциплинарный устав ВС РФ (ст.2) подчеркивает сознательный характер воинской дисциплины, которая основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отчества, на его беззаветный преданности своему народу.

В науке под сознательной дисциплиной понимают адекватно мотивированное общественно-групповыми интересами, базирующееся на идейных установках нормативное поведение1. Сознательность здесь противостоит вынужденности подчинения, мотивам своекорыстного расчета, страха и т.д.

Распространено и несколько иное понимание сознательности, характеризующее не мотивационную, а исполнительную часть структуры поведения (поступка). Сознательность в этом смысле соотносится с навыками и другими поведенческими автоматизмами. В одних случаях сознание и навыки рассматриваются в комплексе, как взаимодополняющие звенья, выполняющие различные поведенческие функции, в других – противопоставляются друг другу. Часто мотивационный аспект сознательности смешивается с исполнительным2.

Таким образом, сущность воинской дисциплины заключается в соблюдении порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников), в сознательном выполнении всеми военнослужащими своего воинского долга.

Установленный порядок, основываясь на общих правилах поведения и деятельности в обществе, отвечает интересам и воле народа, политике государства, отражает специфику военной организации, особенности отношений между военнослужащими, вытекает из задач, требований военной службы в настоящее время и является обязательным для соблюдения в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Государство устанавливает для воинской дисциплины, как одного из видов государственной дисциплины, определенный правовой режим (требования, обязанности), определяет круг лиц, на которых распространяются ее правила, а так же устанавливает средства поддержания воинской дисциплины, предупреждения ее нарушений и порядок применения этих средств в законах и нормативных подзаконных актах, которые составляют ее правовую основу. К их числу относятся Конституция Российской Федерации, законодательные акты ( прежде всего федеральные законы «О Государственной границе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др.), Указы Президента и постановления правительства России, общевоинские уставы.

Правила воинской службы, определяющие особенности задач, выполняемых военнослужащими органов и войск ФПС России и устанавливающие права и обязанности органов, частей, подразделений, отдельных категорий военнослужащих и должностных лиц по обеспечению надежной защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, содержатся в нормативных актах Директора и органов военного управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации – приказах, распоряжениях, наставлениях, положениях, инструкциях, руководствах и т.д. Они могут устанавливаться и в локальных подзаконных актах, издаваемых соответствующими правомочными командирами и начальниками в региональных управлениях (группах) и частях, для решения своих внутренних вопросов и действующих лишь в их пределах. Такие нормативные акты должны строго соответствовать законам и уставам, приказам вышестоящих должностных лиц, издаваться только на их основе, конкретизируя их положения применительно к создавшейся обстановке (например, при установлении распорядка дня части).

Содержащиеся в законах и нормативных подзаконных актах нормы права регулируют основные сферы деятельности военнослужащих, те их качества, которые государство считает необходимыми для успешного выполнения воинского долга. С помощью правовых норм государство направляет действия и поведения военнослужащих, определяет границы и характер должного и возможного поведения, наделяет их субъективными правами и возлагает определенные обязанности.

Основная масса правовых норм, относящихся к воинской дисциплине, носит регулятивный характер. Эти нормы закрепляют требования, предъявляемые к военнослужащим, регулируют их деятельность, поведение, взаимоотношения между ними путем определения прав и возложения на них обязанностей по соблюдению и поддержанию крепкой воинской дисциплины.

Наиболее многочисленную группу регулятивных норм составляют нормы обязывающие, которые выражены в категорической форме и не допускают каких-либо отступлений от содержащихся в них предписаний, исключают возможность решения вопроса об их соблюдении в зависимости от усмотрения лиц, на которых они распространяются.

К регулятивным нормам относятся и нормы запрещающие, которые требуют от военнослужащих воздержаться от совершения определенных действий. Эти нормы могут относиться ко всем военнослужащим или к определенным их категориям, к лицам, выполняющим специальные обязанности по военной службе. Например, согласно ст. 68 УВС ВС РФ запрещается всем военнослужащим держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для этой цели.

Статьей 91 ДУ ВС РФ установлено, что командиру (начальнику) запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать дисциплинарному взысканию-аресту без определения его срока.

Нормы права, относящиеся к регулятивным нормам, могут быть также управомочивающими. Они устанавливают право различных категорий военнослужащих на совершение активных действий (в том числе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка) и определенный порядок их поведения в особых условиях (при отдаче и выполнении приказа, исполнении ареста в дисциплинарном порядке, задержании военнослужащих при нарушении ими воинской дисциплины и общественного порядка и т.д.). Так, командиры (начальники) в зависимости от занимаемой должности и выполняемых задач наделены определенными правами, необходимыми им для выполнения обязанностей в различных сферах своей служебной деятельности. Обязанностям военнослужащих соблюдать правила воинской дисциплины соответствует право начальников требовать их исполнения.

Кроме регулятивных норм к воинской дисциплине относятся также нормы поощрительные и нормы охранительные, определяющие средства, используемые командирами и начальниками для укрепления воинской дисциплины и правопорядка, предупреждения правонарушений, и порядок их применения. В современных условиях все большую роль начинают играть охранительные нормы, ибо они помогают защитить права воинов, их личное достоинство.

Поскольку условия жизни и деятельности военнослужащих многообразны, не всегда возможно в законодательном порядке установить варианты поведения в каждом конкретном случае. Поэтому требования воинской дисциплины конкретизируются в зависимости от выполняемых задач и обстановки, в соответствии с духом и буквой закона и воинских уставов индивидуальными правовыми актами (актами применения права), издаваемыми командирами (начальниками) в ходе практической деятельности (приказы, приказания, указания и др.). С помощью индивидуальных правовых актов реализуются юридические нормы применительно к конкретному случаю, определенной жизненной ситуации. Если нормы права обладают общим характером и распространяются на всех военнослужащих, то индивидуальные властные предписания рассчитаны только на решение конкретного вопроса, конкретной ситуации, на однократное действие, и их сила исчерпывается наступлением тех факторов, последствий, которые ими предусмотрены1. Как правило, индивидуальные правовые акты персонифицированы – обращены к определенным лицам, подразделениям, частям. Иногда в этих актах могут частично регламентироваться, конкретизироваться права и обязанности военнослужащего при выполнении данного предписания (например, при направлении в командировку для выполнения служебного задания.)

Воинская дисциплина включает в себя также правила поведения и деятельности, вытекающие из технических норм. Например, необходимо соблюдать технические нормы, обеспечивающие сбережение и правильную эксплуатацию боевой и другой техники, военного имущества.

Содержание некоторых общих требований дисциплины, например, «быть честным, дисциплинированным, храбрым»; «крепить войсковое товарищество»; «стойко переносить трудности военной службы»; «добросовестно изучать военное дело» имеют не только юридический, но и ярко выраженный моральный характер2.

Таким образом, воинская дисциплины не сводится только к соблюдению правовых норм. Она включает в себя также правила поведения, вытекающие из индивидуальных правовых актов, норм морали, а также технических норм и правил, в том числе не имеющих правового характера. И в этом проявляется еще одно отличие воинской дисциплины и законности .

Рассмотрим далее требования воинской дисциплины, изложенные в указанных нормах. Общее их содержание, как установленных и обязательных для исполнения военнослужащими порядка и правил, раскрывается прежде всего в ст. 3 ДУ ВС РФ. В ней определенно, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

- быть верным Военной присяги, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

-выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

- стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

- быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

- поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимо-отношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

- с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

Из перечисленных обязанностей только одну, а именно – не допускать самому недостойных поступков, можно отнести к числу «запретов». Остальные обязанности имеют «позитивную» направленность, что свидетельствует о гуманном характере обязанностей российских воинов, основанных на сознательном отношении военнослужащих к своему воинскому долгу.

Эти обязанности практически охватывают все основные сферы деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти и выражены в обобщенном виде. Ими содержание требований воинской дисциплины не исчерпывается. Общие обязанности военнослужащих содержатся также в Военной присяге, в законах (к примеру, в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), Указах Президента и постановлениях Правительства России, конкретизируются в других нормах общевоинских уставов (например, в ст.ст. 13-20 УВС ВС РФ) и в зависимости от обстановки и выполняемых задач в приказах командиров (начальников).

Наряду с общими для всех категорий военнослужащих, независимо от воинского звания и занимаемой должности, обязанностей, законами и общевоинскими уставами установлены также должностные и специальные обязанности военнослужащих, которые в ряде случаев конкретизируются нормативными актами ФПС России, региональных управлений, оперативных групп (руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями) или письменными приказами прямых начальников1. Требования воинской дисциплины содержатся и в этих обязанностях военнослужащих.

Должностные обязанности определяются должностью, которую занимает военнослужащий в организационной структуре воинской части, учреждения, заведения и регулируют объем и пределы практического выполнения порученных ему в соответствии с этим функций и задач. Различаются должностные обязанности общие (например, всех прямых начальников2) и конкретные (например, начальника пограничного отряда3, комендант погранкомендатуры 4, начальника заставы 5 ).

Специальные обязанности военнослужащих, как правило, носят временный характер или связаны с взаимоотношениями военнослужащих, равных по воинскому званию. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, которое выходит за пределы его постоянных обязанностей и прав. Например, военнослужащие, назначенные в состав пограничного наряда и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением данного наряда.К числу специальных также относятся обязанности начальников и подчиненных, старших и младших по воинскому званию.

Воинская дисциплина предполагает подчинение единой воле- воле командира-единоначальника. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Поэтому одним из важных требований воинской дисциплины является строгое соблюдение установленного в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти порядка подчиненности, приказов командиров и начальников. Обязанность повиноваться является первостепенной в воинской дисциплине, а подчинение представляет собой основу отношений внутри военной организации.

Воинская дисциплина обязывает военнослужащих повиноваться всем прямым начальникам и начальникам по воинскому званию, а в случаях, указанных в ст. 34 УВС ВС РФ, и старшим по воинскому званию, не являющимися для них начальниками.

Обязанность повиновения приказам начальников является необходимым условием любого предприятия, учреждения, организации. Однако только в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти данное требование приобретает безусловный характер, что объясняется особыми задачами, стоящими перед ними, и особым характером служебной деятельности личного состава, решающих эти задачи специфическими средствами и методами.

В соответствии со ст. 40 УВС ВС РФ приказ командира  (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок (см. также ст.13,31,36 УВС ВС РФ, ст.9 ДУ ВС РФ). Это означает, что начальники имеют право отдавать приказы и требовать их исполнения от подчиненных, а последние обязаны беспрекословно повиноваться, что является основными принципами единоначалия. Данное положение влечет за собой следующие юридические последствия: а) за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; б) полученный приказ не может быть обжалован до его исполнения, а подача жалобы не приостанавливает исполнения приказа; в) в случае открытого неповиновения начальник не только вправе, но и обязан принять все установленные законами и воинскими уставами меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечение его к уголовной ответственности, причем оружие может быть применено в исключительных случаях, жестко регламентированных ст. 9 ДУ ВС РФ и ч.5 ст. 11 УВС ВС РФ.   

Когда в уставе говорится о беспрекословном выполнении приказа начальника, то имеется в виду его распоряжение, обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающих какой-нибудь порядок, положение1.

Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. При этом отдельные приказы (о назначении на должность, привлечении к материальной ответственности военнослужащего и т.д.) должны обязательно отдаваться в письменной форме. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).

Беспрекословность повиновения не подавляет, не унижает личность военнослужащего, поскольку он подчиняется лицу, уполномоченному государством, - командиру или начальнику, действующему в переделах предоставленных прав для выполнения, возложенных на него функций. Такое повиновение является одной из форм подчинения личных интересов военнослужащего интересам государства, всего общества.

Поскольку уставы требуют беспрекословного выполнения приказов подчиненными, то это налагает на командиров и начальников, обладающих правом их отдачи, ответственные обязанности. Используя право требовать беспрекословного повиновения, командиры (начальники) обязаны при этом не выходить за пределы компетенции, установленной законами, воинскими уставами, соответствующими руководствами, наставлениями, положениями и инструкциями1. В противном случае в зависимости от тяжести совершенного для них наступает ответственность вплоть до уголовной.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.