Содержание данной управленческой деятельности заместителя начальника по кадрам включает в себя:
а) определение целей и задач воспитательной работы для каждого руководителя службы, подразделения, разработку и доведение до них четких критериев оценки уровня воспитательной работы в подразделении;
б) анализ уровня воспитанности различных категорий личного состава, сотрудников отдельных служб и подразделений, выявление причин возникновения и путей преодоления просчетов в воспитательной работе;
в) планирование воспитательной работы с руководящим составом;
г) инструктирование начальников служб и подразделений по вопросам организации, и проведения воспитательной работы с подчиненными, оказание им необходимой методической и практической помощи, создание необходимых условий, обеспечивающих их успешную воспитательную деятельность;
д) организацию и осуществление обучения руководящего состава методике проведения воспитательной работы, основам педагогики и психологии, повышению своего педагогического мастерства;
е) организацию обмена опытом работы начальников и командиров по обучению и воспитанию подчиненных, изучение и распространение положительного опыта этой деятельности;
ж) доведение до руководителей информации о состоянии дел в коллективе, о требованиях руководящих документов МВД России по вопросам воспитательной работы, проведение собеседований с этой категорией должностных лиц по их знанию и выполнению;
з) принятие мер по укреплению авторитета руководителей, особенно из числа младшего начальствующего состава, в первую очередь путем оказания им доверия, недопущения мелочной опеки в работе;
и) осуществление систематического контроля за воспитательной работой начальников служб и подразделений (особенно индивидуальной), организация заслушивания отчетов руководителей, имеющих подчиненных, на оперативных совещаниях при начальнике органа внутренних дел, ведение учета результатов этой деятельности;
к) внесение предложений начальнику органа об обоснованности дисциплинарной практики руководящего состава.
Средства и формы воспитательной работы, которые могут быть использованы руководящим составом служб и подразделений, весьма многообразны. Среди них можно выделить:
- проведение в разнообразных формах индивидуальной воспитательной работы с подчиненными. При этом особое внимание обращается на лиц, склонных к совершению проступков, имеющих упущения в служебной деятельности, молодых сотрудников;
- тщательный подбор наставников, их инструктирование, оказание помощи в воспитании и обучении молодых сотрудников, контроль за этой работой;
- систематический контроль за деятельностью подчиненных и оптимальное использование дисциплинарных мер воздействия к ним;
- проведение занятий в системе общественно-государственной подготовки;
- выступление с лекциями, беседами, докладами по различным Проблемам служебной деятельности, укреплению дисциплины и законности, соблюдению профессионально-нравственных норм Кодекса чести;
- оказание помощи подчиненным в решении разнообразных вопросов служебной и общественной деятельности, обеспечения необходимых условий труда и быта.
Приоритетным направлением совершенствования оперативно-служебной деятельности, укрепления дисциплины и законности в органах внутренних дел является обучение руководителей всех уровней формам и методам воспитания сотрудников, организации работы с личным составом.
На местах в органах внутренних дел прошел апробацию ряд направлений и форм учебы руководящего состава, отвечающих реалиям современного периода, требованиям руководящих документов МВД России. Среди них в первую очередь можно назвать организацию работы постоянно действующих семинаров руководящего состава по проблемам воспитания подчиненных, организации их социально-правовой защиты, укрепления морально-психологического климата в коллективах. Подобные семинары (школы) именуются по-разному и охватывают различные категории руководящего состава (в том числе и заместителей начальников органов внутренних дел по кадрам). Их главное предназначение - обучить слушателей наиболее эффективным приемам, способам и методам воспитания сотрудников, ознакомить с научными рекомендациями и позитивным опытом работы в этой сфере.
Только в течение года в УВД Воронежской области в подобных семинарах проходят обучение руководители 5-7 служб, в УВД Владимирской области - до 20 разовых семинаров с различными категориями руководителей (от начальников органов до младших командиров строевых подразделений), во время которых детально разбираются вопросы индивидуально-воспитательной работы, морально-психологической подготовки, социально-правовой защиты сотрудников. В УВД Чукотского автономного округа в силу региональной специфики организуются полугодовые учебно-методические сборы руководящего состава горрайорганов внутренних дел. По окончанию сборов слушатели сдают зачеты и нормативы по боевой, служебной и физической подготовке, результаты которых напрямую влияют на установление для этих лиц размеров должностных окладов. В МВД Республики Коми руководителей обучают непосредственно в органе, учреждении, подразделении внутренних дел. Для этой цели из состава аппарата МВД формируются рабочие группы для выезда и проведения на местах инструктивно-методических занятий с руководителями, в том числе и по овладению эффективными приемами воспитания личного состава. Усилия руководства УВД Ульяновской области направляются на внедрение системы "воспитание воспитателей". При этом главное внимание уделяется обучению среднего звена - начальников отделений, караулов, постов, командиров строевых подразделений, а также актива общественных объединений сотрудников органов внутренних дел.
Важной формой работы, направленной на обучение руководителей методам воспитания подчиненных, является стажировка вновь назначенных руководителей органов (учреждений) и их заместителей по кадрам в отделах (отделениях) по работе с личным составом (воспитательной работе) кадровых аппаратов МВД, УВД, УВД.
В одних МВД, УВД введен порядок приема экзаменов на персональной ЭВМ для вновь назначенных на должность руководителя opгaна внутренних дел по знанию ими нормативно-правовых актов в работе с личным составом, форм и методов воспитания сотрудников, в других подобные зачеты принимаются не только от лиц, прошедших стажировку, но и периодически от всего руководящего состава.
Действенным направлением работы с руководителями является повышение их роли и ответственности за уровень воспитания подчиненных в коллективе. Организаторская деятельность по решению данного вопроса реализуется через:
а) внесение в функциональные обязанности руководителей всех уровней положений о личном участии и ответственности за состояние воспитательной работы среди подчиненных.
Практически во всех МВД, ГУВД, УВД, УВДТ подобные дополнения и уточнения внесены в должностные инструкции и функциональные обязанности руководящего состава всех уровней. Так, в УВД Красноярского края несколько изменили критерии оценки деятельности руководителя органа (учреждения). Руководителю не стали ставить в вину большое число дисциплинарных взысканий в подчиненном коллективе в случае, если нарушения выявлены руководящим составом органа, по ним приняты адекватные проступку меры воздействия и при этом не допущено среди личного состава чрезвычайных происшествий по вине сотрудников, а также сокращается число грубых дисциплинарных нарушений, в том числе и случаев пьянства;
б) усиление ответственности руководителей за состояние дисциплины и законности, результативность воспитательной работы среди личного состава.
За состояние воспитательной работы, морально-психологический климат в коллективе, личное участие в организации и проведении этой работы на уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ руководители систематически отчитываются на коллегиях, оперативных совещаниях при заместителе начальника органа по кадрам, в аттестационных комиссиях. На уровне ГРОВД, ЛОВД, подразделений ГПС введены ежемесячные отчеты начальников служб и отделений о работе с кадрами на оперативных совещаниях при начальнике органа, подразделения либо также в аттестационном порядке;
в) совершенствование стимулирования служебной деятельности руководящего состава;
г) использование научных методик по изучению личностных качеств руководителей.
Как правило, анкетирование и тестирование проводятся при комплексном и контрольном инспектировании органа, подразделения. Помученная информация способствует более объективной оценке профессиональной подготовки, организаторских способностей, воспитательных, коммуникативных и моральных качеств руководителей. В УВД Курской области течение 1999 г. были проведены исследования по определению рейтинга руководителей Обоянского, Кореневского, Суд-жанского, фатежского и Золотухинского ГРОВД. Ранее подобные социологические опросы были проведены в большинстве ГРОВД УВД Архангельской области. Подобный подход позволил сформулировать практические рекомендации конкретным должностным лицам по корректировке их управленческой и воспитательной деятельности.
Повышение ответственности руководителей за состояние воспитательной работы осуществляется и путем:
- отчетов на общих собраниях сотрудников. В УВД Тамбовской области практикуются отчеты руководящего состава УВД на общих собраниях личного состава об оперативно-служебной деятельности, решении кадровых и финансовых вопросов. Аналогичные отчеты начальников практикуются и в горрайорганах внутренних дел;
- проведения встреч с различными категориями личного состава. Периодические встречи первых руководителей органов, учреждений и подразделений, кадровых аппаратов с молодыми сотрудниками, воинами-интернационалистами, офицерами Вооруженных Сил, перешедшими на службу в органы внутренних дел, позитивно воспринимаются личным составом, способствуют формированию здорового морально-психологического климата в коллективе, позволяют своевременно отслеживать и оценивать изменения в настроениях сотрудников, хорошо знать "болевые" проблемы личного состава и оперативно принимать меры к их разрешению.
Итак, вышеназванные формы и методы воспитательной работы при условии соблюдения комплексного подхода к их проведению способствуют повышению роли руководителей всех уровней в воспитании личного состава. Последнее, в свою очередь, положительно сказывается на результатах оперативно-служебной деятельности, укреплении дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел.
Заключение
Воспитательная работа - это важнейшая составная часть всей управленческой, организаторской деятельности в органах внутренних дел. Ее постоянное, целенаправленное проведение с личным составом с учетом специфики отдельных категорий сотрудников является тем главным внутренним резервом, который способен значительно повысить эффективность всей оперативно-служебной деятельности.
Работа с людьми в современных условиях призвана помочь сотруднику правильно ориентироваться в жизни, добросовестно выполнять возложенные на него служебные обязанности, сформировать у него любовь к своему Отечеству, уважительное, доброжелательное отношение к гражданам, высокие профессионально-нравственные качества, внутреннюю потребность соблюдать Закон.
Конкретная программа совершенствования воспитательной работы в органах внутренних дел определена в Концепции кадровой политики МВД России, Директиве МВД России N 1 от 19 июня 1996 г. "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации". Эти документы требуют от каждого руководителя активного личного участия в воспитании подчиненных, творческого, инициативного подхода к использованию различных форм и методов индивидуальной и массовой воспитательной работы. Успех этой деятельности немыслим без постоянного анализа эффективности проводимых мероприятий, точного определения ближайших и долгосрочных перспектив в работе с людьми, четко налаженной системы контроля за воспитанием сотрудников.
В работе с личным составом органов внутренних дел сегодня еще много нерешенных проблем, недостатков. Главные из них - это неумение и нежелание руководящего состава заниматься работой с подчиненными, формализм при ее проведении, отсутствие индивидуального подхода к сотрудникам.
Данное пособие подготовлено в соответствии с заданием Управления воспитательной работы Главного управления кадров и кадровой политики МВД России. Полагаем, что творческий подход к освоению и осмыслению изложенного в нем материала руководителями, сотрудниками кадровых и воспитательных аппаратов поможет им ознакомиться с основами теории воспитательной работы, современными требованиями к ее проведению, положительным опытом данной деятельности, накопленным в органах внутренних дел, избежать ошибок и упущений в будущей практической работе по воспитанию личного состава.
Список использованных источников
Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие воспитательную работу в органах внутренних дел
1. Об основах государственной службы РФ. ФЗ. 2000
2. О милиции. Закон РФ. 1999
3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. ФЗ. 2002
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
1. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации.
2. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы.
Нормативные правовые акты МВД России
1. О состоянии и мерах совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
2. О неотложных мерах по улучшению работы с личным составом Министерства внутренних дел РФ
3. О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России
4. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
5. О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте
6. Положение о наставничестве в органах внутренних дел
7. О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России
8. О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел и укреплению собственной безопасности
9. Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России
10. О героико-патриотическом воспитании личного состава органов внутренних дел и внутренних войск МВД России
11. О культуре поведения в обращении с гражданами
12. Методические рекомендации по организации и планированию индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел
13. Об организации системы государственно-правового информирования личного состава МВД России
Литература
1. Организация работы с личным составом горрайлиноргана в современных условиях. Управление МВД России воспитательной работы ГУК и КП. Академия управления России. 2001
2. Понятие, сущность и методы информационно-аналитической работы в ОВД. – М., 2003
3. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. Управление МВД России воспитательной работы ГУК и КП. Академия управления России. В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт. 2000
Страницы: 1, 2, 3, 4