Рефераты. Приватизационные стратегии ряда стран: опыт Центральной и Восточной Европы






Таблица 1. Доля государственного  сектора в добавленной стоимости до проведения приватизации в некоторых странах ЦВЕ.   


Страна

Доля (%)

СССР

96,0

Чехословакия

97,0

Польша

81,7

Венгрия

73,6


Цифры, приведенные в таблице, показывают, насколько экономика страны зависела от государственной системы распределения ресурсов. Если сравнить эти данные с нынешним  положение в этих странах, то можно  проследить четкую тенденцию: чем выше была доля государственного сектора в добавленной стоимости, тем тяжелее проходят реформы в данной стране.

В таблице 2 оценка масштабов  de novo частного сектора дается как процент от ВВП для каждой из переходных стран ЦВЕ в 1995 г.,  за вычетом долей, относящихся к недавно приватизированным предприятиям, из полных долей частного сектора в ВВП.

Таблица 2. Страны с переходными экономиками -

доля de novo сектора в ВВП, 1995 г.

 

Страна

Доля de novo сектора (процент от ВВП)

Албания

50

Болгария

40

Хорватия

45

Чешская Республика

30

Венгрия

45

Македония

40

Польша

50

Румыния

35

Словацкая Республика

25

Словения

45

Эстония

50

Латвия

50

Литва

40

Молдова

20

Россия

20

Украина

30


Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, Украина и Словакия имели значительно низкий уровень частного сектора по сравнению с такими странами, как Польша и Латвия, что можно объяснить тем, что в России, Украине, Словакии и др. странах приватизация еще только набирала обороты. Это лучше прослеживается в модели, представленной рисунком 1, где процесс приватизации показан в динамике.

Рисунок 1. Доля частного сектора в ВВП

(В процентах)

Всемирный банк выделяет следующие  способы приватизации в пост-социалистических странах:

-         прямая  продажа активов,

-         массовая приватизация по  ваучерным схемам,

-         выкуп контрольного  пакета  акций  менеджментом  и/или  работниками,

-         публичное предложение, 

-         ликвидация, 

-         безвозмездная передача муниципальным  органам, 

-         акционирование, 

-         акционерное государственное предприятие с  участием  иностранного  капитала. 

В принципе,  все разнообразие методов может быть  сведено к следующим:

-         прямая продажа за  деньги активов и ценных бумаг (продажа аутсайдерам),

-         льготная  продажа или бесплатная передача активов  работникам компаний (продажа инсайдерам),

-         массовая ваучерная  приватизация,

-         реприватизация. 

Ключевой вопрос здесь - может ли метод приватизации оказаться оптимальным с позиции достижения эффективности. При этом оказывается вполне уместной так называемая проблема "представительства" из теории промышленной организации: поскольку собственники обычно не могут стать еще и менеджерами, возникает вопрос, выразит ли агент-представитель (назначенный менеджер) достаточно полно интерес собственника в максимизации прибыли. Многие экономисты считают, что, так как в странах с переходной экономикой механизмы внешнего управления (аутсайдеров), такие как внешняя конкуренция, рынки ценных бумаг, а также директорский корпус и рынок талантливых менеджеров  в значительной степени неэффективны, то оптимальная приватизация должна иметь прямой контроль собственника. По их представлениям, массовая приватизация также менее желательна, если не созданы адекватные механизмы для управления через инвестиционные фонды.        

Весьма остро перед  началом приватизации во всех странах стоял  вопрос о том, кто может претендовать на  имущество приватизируемых  государственных предприятий — все  граждане, только члены трудовых  коллективов, обладатели  достаточных  для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в пост-социалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации. Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех пост-социалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной  справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ  раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Оценивая  результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

На практике в странах с переходной экономикой использовались самые разнообразные методы и их комбинации, которые привели к радикально противоположным  результатам, как в терминах структуры собственности, так и в отношении достижения совокупной эффективности. Мировой Банк (1996) приводит данные (табл. 3), выделив главные методы приватизации, применяемые в разных странах с переходными экономиками. 

Таблица 3: Методы приватизации средних и крупных предприятий (в %)

Страна

Продажи аутсайде-рам

Выкупы ме-неджерами и служащими

Ваучерная при-ватизация с рав-ным  участием

Реституция

Дру-гое

Остаются в госсобст-венности

Чехия

Число фирм

Стоимость фирм

 

32

5

 

0

0

 

22

50

 

9

2

 

28

3

 

10

40

Эстония

Число фирм

Стоимость фирм

 

64

60

 

30

12

 

0

3

 

0

10

 

2

0

 

4

15

Венгрия

Число фирм

Стоимость фирм

 

67

34

 

13

3

 

0

0

 

0

5

 

3

7

 

17

51

Латвия

Число фирм

Стоимость фирм

 

< 1

< l

 

3-5

3-5

 

70

66

 

0

0

 

0

0

 

25

35

Польша

Число фирм

 

3

 

15

 

6

 

0

 

17

 

59

Россия

Число фирм

 

0

 

55

 

11

 

0

 

0

 

34

Можно заметить, например, что, если продажи внешним собственникам играли важную роль в Эстонии и Венгрии, то в других случаях это было не так. С другой стороны, выкупы менеджерами и служащими охватило более половины приватизированных в России фирм, а в Чешской Республике этот метод не применялся вообще. Ваучерная приватизация с равным участием всего населения проводилась в Чешской Республике и Литве, в то время как в Венгрии этого совершенно не практиковалось. Реституция, видимо, окажется значительным механизмом приватизации только в Эстонии. Наконец, в большинстве стран, исключая Эстонию, очень большой процент капитала средних и крупных предприятий  осталось в руках государства. Во множестве стран из числа приведенных в таблице частный сектор, однако, расширился быстро. Интересно также обратить внимание, что в Чешской Республике — в стране, старающейся сохранить за собой статус одной из наиболее продвинутых в развитии частного сектора стран с переходной экономикой — государство продолжает играть главную роль. Государство сохраняет все, или  большую долю в большинстве  предприятий коммунального обслуживания; контрольные пакеты в 40 крупных фирмах и банках, принятых в качестве "стратегических"; большинство в 30 нестратегических фирмах; некрупные пакеты в около 300 других фирм; и непрямое владение и контроль, как через портфели банковских институтов, так и через инвестиционные фонды приватизации, многие из которых принадлежат подконтрольным государству банкам.

 А теперь рассмотрим поподробнее преимущества и недостатки различных методов приватизации, используемых при проведении приватизации в странах ЦВЕ.

2.1 Прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг

В начале процесса перехода большинство стран намеревалось  провести приватизацию через прямые продажи, следуя, таким образом, известному примеру таких стран, как Великобритания и Чили. Начальная цель состояла в том, чтобы продать государственные активы внешним инвесторам, учитывая слабое развитие внутренних рынков капитала. Затем рассчитывалось получить доступ на  западные товарные и финансовые рынки, внедрить западный менеджмент, что в конечном итоге привело бы к росту рыночной стоимости компаний. Вывод: этот метод имеет следующие преимущества:

È     получение денег, которые  могут стать источником как поступлений в  бюджет, так и инвестиций в  приватизируемую компанию,

È     аукционы и конкурсы способствуют  выявлению рыночной оценки  приватизируемых активов на уровне  максимально  прибыльной;

È     приватизация методом прямых продаж  способствует быстрому прогрессу  финансовых рынков и, что особенно важно,  создает  благоприятный  климат для роста вновь образуемых частных  предприятий  на национальном, иностранном или смешанном  капитале;

È     первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от  распыленности ваучерного метода).

Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь не идет о сделках,  растягивающихся  на многие годы). Большинство же предприятий  реализуется  по заниженным ценам, и результативность  сделок  купли-продажи  для продавца состоит главным образом в  смене государственной собственности на частную. Для покупателя результат  определялся способностью извлечь прибыль  из приобретенных активов.

Преобладающим метод прямых продаж был в  Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в  недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности (Албания, Болгария и Македония также, прежде всего, использовали эту технику приватизации). Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых  условий приватизации, хотя  реальные инвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики. Этот метод обычной продажи в целом гарантирует, что государственные активы выкуплены пользователями по самым высоким ценам.

Вообще, даже в успешных случаях прямые продажи осуществлялись по очень высокой стоимости с точки зрения квалифицированных трудовых ресурсов и условий предоставления субсидий покупателям. Польша имела наибольшие успехи, выставляя на продажу акции (активы) предприятий, хотя число фирм, которые использовали такой подход, остался очень маленьким.

Однако, этот подход имеет и много недостатков:

-       нехватка отечественного капитала,

-       слабый интерес со стороны иностранных инвесторов,

-       искаженная информация о предприятиях.

Все это тормозит продажи. Кроме того, общественность может расценить такой процесс как несправедливый. Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий.

В начале перехода из-за того, что большинство активов было в собственности государства, размер частных средств для приобретения государственного имущества был недостаточен. Хотя дефицит накоплений домашних хозяйств не обязательно оказывается проблемой при приватизации через прямую продажу - это просто означает более низкие цены на госпредприятия - возможность такой покупки государственных активов по аукционным ценам доступна лишь крошечной доле населения (или иностранным покупателям). Это предполагает, что такой подход к приватизации был политически неосуществим в многих странах с переходной экономикой.

В середине 90-х  годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На  этот раз она была связана с острейшим  бюджетным кризисом, поразившим почти все восточноевропейские страны. Причина кризиса—в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет  высокие обязательства перед производством  и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном  объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря  высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямо пропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных  расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).

 Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., что еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для всех переходных  экономик.

В 1995—1996 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше, и в Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой  промышленности и транспорта. Главная трудность состояла в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз. В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы, —электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального комплекса. Из-за высокой стоимости эти предприятия и компании достались, главным образом, иностранному капиталу. Для некоторых стран, например для  Болгарии, было характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быстрее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государственной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологических мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.