Рефераты. Прокуратура РФ и её роль в надзоре за исполнением законов






Как отмечалось, проверяя прекращенные уголовные дела, прокурор обязан обратить внимание на правильность составленного по этому поводу постановления: его содержание, структура, реквизиты должны соответствовать требованию закона (ст.208 - 209 УПК РФ). Копию такого постановления в каждом случае следует направлять прокурору. Прокурор, признав прекращение уголовного дела производством законным и обоснованным, должен истребовать из оперативно-розыскных органов оперативно-поисковое дело, проверить его и дать указание о прекращении осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Начиная с 1992 г., когда деятельность оперативно-розыскных органов получила законодательную регламентацию, результаты этой деятельности стали шире и более эффективнее использоваться органами дознания и предварительного следствия при раскрытии и расследовании преступлений. Оперативные сведения предоставляются органам дознания и предварительного следствия на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой порядок установлен ведомственными нормативными актами.

Определяя процессуальное значение результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий в раскрытии и расследовании преступлений, Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" 1995 г. предусматривает, что "результаты оперативно-розыскной деятельности могут... использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств" (ч.2 ст.11). В отличие от ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности 1992 г., согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности рассматривались в качестве самостоятельного доказательства (ст.69 УПК РФ), Закон 1995 г. устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности приобретают характер доказательства по уголовным делам после соответствующего их процессуального оформления.

Сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности, могут быть использованы в качестве доказательства только после их проверки следственным путем в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Например, по поручению следователя оперативно-розыскные органы произвели прослушивание телефонных переговоров обвиняемого, вымогавшего у потерпевшего взятку за выполнение какой-либо акции, выгодной потерпевшему. Телефонные переговоры были зафиксированы на магнитной ленте, которая была передана следователю. Содержание зафиксированных переговоров следователь должен проверить путем допросов обоих абонентов - обвиняемого и потерпевшего. Лишь после этого магнитная лента будет признана доказательством и приобщена к уголовному делу (ст.69 УПК РФ).

Прежде чем признать сведения, полученные оперативно-розыскным путем, доказательством по уголовному делу, следователь и прокурор должны убедиться в их достоверности. Затем определяются процессуальное значение упомянутых сведений и их отношение к конкретному уголовному делу. После этого намечается процессуальный порядок оформления таких сведений в виде доказательства. При этом не подлежат расшифровке действия оперативно-розыскных органов и лица, оказавшие содействие названным органам на конфиденциальной основе.

Если принято решение о процессуальном оформлении сведений, полученных оперативно-розыскными органами, в качестве доказательства по уголовному делу, то прокурор совместно со следователем, а при необходимости и с руководителем оперативно-розыскного органа, должен решить вопрос о приобщении к уголовному делу итоговых документов в виде справок, протоколов или актов. Помимо этого, если важное доказательственное значение имеют средства осуществленного мероприятия, то следует решить вопрос о приобщении к уголовному делу полученных результатов. В данном случае речь чаще всего идет о видео- и аудиозаписи, кино-и фотосъемке, записях на магнитную пленку.

Тактика и методика прокурорского надзора за соблюдением закона о розыске обвиняемого, когда он скрылся от следствия либо суда или когда по иным причинам не установлено его местопребывание (ч.1 ст.195 УПК РФ), содержит в себе много общего с деятельностью прокурора по раскрытию преступления и установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч.3 ст.195 УПК РФ), о чем шла речь ранее. Поэтому мы остановимся на тех особенностях в надзорной деятельности прокурора, которые характерны для этой категории уголовных дел.

Розыск скрывшихся обвиняемых в деятельности следователей и оперативно-розыскных органов занимает значительное место: достаточно сказать, что начиная с 1992 г. ежегодно скрываются от уголовного преследования свыше 50 тыс. обвиняемых. Причем из года в год возрастает число лиц, остающихся безнаказанными, поскольку разыскивается и привлекается к уголовной ответственности менее 20% из тех, на кого объявлен местный или общероссийский розыск. Большинство скрывшихся преступников - это лица, безусловно уличенные в совершении тяжких и особо опасных преступлений. Среди них есть и обвиняемые, ранее судимые и даже признанные особо опасными рецидивистами. Установить место нахождения скрывшихся преступников трудно прежде всего из-за того, что указанные лица без всяких препятствий меняют место жительства, приобретают фальшивые документы, а некоторые из них укрываются в странах ближнего и дальнего зарубежья, откуда их этапировать весьма сложно.

Решение о приостановлении предварительного следствия следователь принимает самостоятельно, санкции или согласия прокурора на принятие следователем этого решения тоже не требуется. Приостановление производства по уголовному делу не освобождает следователя от выполнения процессуальных действий по его розыску (ст.196 УПК РФ). Следователь вправе поручить производство розыска обвиняемого оперативно-розыскным органам, давая соответствующие поручения и указания и отразив их или в постановлении о приостановлении предварительного следствия, или в специально вынесенном по этому поводу постановлении. Прокурор санкционирует проведение по уголовному делу оперативно-розыскных действий для розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда.

Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть вынесено следователем по истечении установленного законом (ст.133 УПК РФ) срока на его производство. В отдельных случаях розыск обвиняемого может быть объявлен еще до окончания предварительного следствия, в связи с чем следователь вправе воспользоваться помощью оперативно-розыскных органов. До приостановления производства предварительного следствия следователь обязан выполнить все необходимые процессуальные действия. Генеральный прокурор Российской Федерации в Приказе N 31 от 29 июня 1994 г. требует от подчиненных прокуроров обращать особое внимание на то, что следователи и оперативно-розыскные органы не должны бездействовать при розыске преступников, необоснованно приостанавливать и прекращать уголовные дела.

В обязанности прокурора вменяется надзор за исполнением закона по каждому приостановленному производством уголовному делу. Объем этой деятельности, тактику и методику осуществляемого прокурорского надзора можно охарактеризовать следующим образом.

1. Прежде всего прокурору необходимо установить в пределах поднадзорного ему региона количество приостановленных уголовных дел, обвиняемые по которым скрылись от следствия или суда. Эти исходные данные прокурор использует для изучения деятельности следственного аппарата и оперативно-розыскных органов по раскрытию и расследованию преступлений.

2. Задача прокурора состоит в том, чтобы, изучив причины и условия, позволившие обвиняемому скрыться от следствия и суда, предупредить в будущем подобные факты. Проанализировав приостановленные уголовные дела, Главное следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации пришло к выводу: основная причина такого осложнения производства по уголовным делам состоит в том, что органы дознания и следователи не выполняют требования закона (ст.96 УПК РФ) о заключении под стражу лиц, совершивших тяжкие преступления и безусловно уличенных в этом.[29]

По итогам изучения приостановленных производством уголовных дел прокурор принимает соответствующие меры по устранению недостатков при избрании по отношению к обвиняемым меры пресечения в виде содержания под стражей.

3. Прокурору необходимо убедиться в том, что обвиняемый умышленно уклоняется от явки в органы следствия или в суд. Иногда обвиняемые и не думают уклоняться от следствия или суда; просто они не смогли явиться по повестке следователя или судьи из-за того, что они заболели, переменили место жительства, находились в командировке либо до них вообще не дошли извещения о явке в следственные органы или в суд. Некоторые же следователи, не убедившись в истинной причине неявки обвиняемого в следственные органы, выносят постановление о приостановлении производства предварительного следствия, объявляют розыск этого обвиняемого, а при наличии признаков тяжкого преступления выносят постановление о заключении его под стражу.

4. Проверяя приостановленное уголовное дело, прокурор должен убедиться в том, то следователь выполнил все предусмотренные законом процессуальные действия, обеспечивающие доказанность совершения обвиняемым преступления (ст.68 УПК РФ). Прокурор, выявив, что следователем не выполнены какие-либо из упомянутых процессуальных действий, своим постановлением отменяет постановление следователя о приостановлении производства предварительного следствия и предлагает выполнить необходимые следственные действия. При этом в соответствии со ст.133 УПК РФ прокурор продлевает срок производства предварительного следствия. Прокурор проверяет законность и обоснованность вынесенных следователем постановлений о приостановлении производства предварительного следствия, а также о поручениях и указаниях оперативно-розыскным органам о розыске скрывшегося обвиняемого. Постановления следователя должны отвечать требованием закона (ст.119 и 195 УПК РФ) относительно их структуры, содержания и реквизитов. Особое внимание прокурору следует обратить на специальные постановления следователя, в которых содержатся его поручения и указания оперативно-розыскным органам - именно на этих органах лежит основная тяжесть по розыску скрывшихся обвиняемых. Поручения и указания следователя должны быть четкими, определенными, следователь устанавливает срок их исполнения и обязует названные органы информировать его о ходе и результатах розыска обвиняемого.

5. Осуществляя надзор за законностью деятельности органов дознания, прокурор должен проверить исполнение этими органами требований Инструкции "Об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел", утвержденной Приказом министра внутренних дел Российской Федерации N 213 от 5 мая 1993 г. и согласованной с Генеральным прокурором Российской Федерации. В Инструкции предусмотрен порядок розыска обвиняемых, скрывшихся от следствия или суда или совершивших побег из-под стражи. Особые требования предъявляются к розыску скрывшихся преступников, имеющих при себе огнестрельное или холодное оружие, взрывоопасные механизмы, ядовитые вещества, наркотические средства

6. При проверке розыскных дел в отношении обвиняемых, совершивших побег из следственных изоляторов (СИЗО), из камер предварительного заключения (КПЗ) или из-под конвоя, прокурору необходимо затребовать и исследовать материалы служебного расследования, проведенного инспекцией органов МВД и дать оценку принятым мерам дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников, допустивших побег обвиняемых из-под стражи или из-под конвоя. Если таких мер не принято или принятые меры дисциплинарного воздействия, по мнению прокурора, являются недостаточными, он вносит соответствующее представление руководству отдела или управления органов внутренних дел области, края или республики. Кроме того, прокурор проверяет, приняты ли меры по предотвращению подобных инцидентов.

В оперативно-розыскных делах должны быть отражены: обстоятельства, связанные с побегом обвиняемых; сведения, полученные путем опроса сотрудников оперативно-розыскных органов и подозреваемых или обвиняемых, содержащихся в одной камере с бежавшими преступниками; связи последних, их точные анкетные данные, результаты осмотра их личных вещей и одежды; иная информация, имеющая значение для их успешного розыска.

7. Прокурор проверяет эффективность взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами. Это взаимодействие должно носить целеустремленный и творческий характер с выполнением каждым присущих ему полномочий, подчиненных общей задаче - успешному розыску скрывшегося от следствия или суда обвиняемого. Успех розыска обвиняемых во многом зависит от того, в какой мере следователю удастся организовать эффективное взаимодействие с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. С этой целью следователь наряду с вынесенным постановлением направляет имеющуюся у него информацию о личности обвиняемого с подробным указанием всех необходимых данных (приметы обвиняемого, его связи, места возможного пребывания, характеристика, а при ее отсутствии фоторобот и подробное описание внешности разыскиваемого и т.п. - словом, все то, что может способствовать его розыску и задержанию). В целях согласования проведения оперативно-розыскных мероприятий следователи и оперативно-розыскные органы обмениваются информацией, совместно планируют проведение мероприятий по розыску обвиняемого.

По истечении срока давности уголовного преследования, указанного в ст.78 УК РФ, следователь вправе самостоятельно прекратить уголовное дело в порядке ст.209 УПК РФ. Копия постановления направляется немедленно прокурору, который обязан проверить законность и обоснованность принятого следователем решения. Если прокурор сочтет прекращение уголовного дела незаконным или необоснованным, он отменяет постановление следователя и предлагает продолжать работу по розыску обвиняемого.[30]

Организуя проверку законности и обоснованности деятельности следователей и оперативно-розыскных органов по розыску обвиняемых, скрывшихся от следствия или суда, прокурору необходимо исходить из требований Приказа Генерального прокурора Российской Федерации N 10 от 21 февраля 1995 г. о том, что все приостановленные производством по указанным основаниям уголовные дела следует проверять не позднее одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления. В этом Приказе предлагается также систематически, не реже одного раза в квартал, осуществлять проверки исполнения требований закона о мерах по розыску преступников, анализировать причины и условия, способствовавшие уклонению обвиняемого от следствия и суда.


3.3 Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и задержанных и заключенных под стражу

Предметом надзора данного направления прокурорской деятель­ности являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение уста­новленных законодательством Российской Федерации прав и обя­занностей задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся под стражей и отбывают наказание осужденные (исправительные, воспитательные колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся под следствием и подсудимые (изоляторы временного содержания, следст­венные изоляторы); опрашивать задержанных, арестованных, осужден­ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержа­ны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принуди­тельного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержан­ных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений ад­министрации мест лишения свободы и других учреждений, обеспечи­вающих исполнение мер принудительного характера; требовать объяснений от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестован­ного акта администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно осво­бождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изоля­тора.

Как видим, и в этой отрасли надзора прокурор обладает властно-рас­порядительными полномочиями. Поэтому прокурор обязан «...немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, пред­варительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение» (ст. 33 закона «О прокуратуре РФ»).

Закон «О прокуратуре РФ»[31] (ст. 34) гласит, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных зако­ном порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осуж­денных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному испол­нению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.[32]

Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ[33]  ряд статей отводит вопросам прокурорского надзора в этой отрасли, в частности, задачам и полномочиям прокурора (ст. 22, 24, 139).[34]

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"[35] (в ред. от 17 ноября 1995 г.), в гл. 4 которого определены предмет и полномочия органов прокуратуры в указанной сфере деятельности .

Согласно ст. 32 Закона предметом надзора являются законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях и иных местах отбывания наказания, соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей осужденных, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм УИК, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предоставил широкие полномочия при проверке соблюдения законов (ст. 33). Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.