Рефераты. Проблемы сохранения культурного наследия в деятельности международных организаций






Проблемы сохранения культурного наследия в деятельности международных организаций












КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004 г

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 3

1.Деятельность международных организаций в сохранении  культурного наследия......................................................................................................................................................... 5

1.1.Понятие, виды и международно-правовой статус  культурного наследия..................... 5

1.2. Международные организации  в системе Всемирного культурного наследия.......... 11

Глава 2. Сохранение культурного наследия в деятельности международных организаций (на примере Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия)........................................................................ 15

2.1.Миссия и цели Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия....................................................................................................................................................... 15

2.2.Программы пропаганды защиты культурного наследия................................................ 16

2.3.Обзор выставки «МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»............................................................... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................... 22

 

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и взаимного сотрудничества, каждое государство стремится к сохранению этих предметов для последующих поколений.

В начале девяностых годов в России наметилась стабильная тенденция к утрате культурных ценностей. Из-за повышенной потребительской стоимости, неподверженной инфляции, они стали наиболее выгодным средством вложения капитала. В короткие сроки получил широкий размах и приобрел устойчивые формы нелегальный бизнес, связанный с ними, и особенно - с их перепродажей за границу. Незаконный оборот культурных ценностей по масштабам встал практически на один уровень с теневым оборотом оружия и наркотиков. Достаточно сказать, что сумма прибылей, извлекаемых преступным миром от их продажи, исчисляется несколькими миллиардами долларов в год. В результате стремительного роста преступной деятельности значительная часть культурных ценностей была разграблена и вывезена за границу. По оценкам экспертов, Россия потеряла до восьмидесяти процентов произведений искусства допетровской Руси.

Между тем, именно от состояния культурных ценностей, составляющих национальное богатство государства, зависит духовное здоровье нации и будущее народов России на рубеже нового тысячелетия.

К проблемам сохранения культурного наследия следует отнести, прежде всего, отсутствие должного внимания к данной проблематике со стороны академической правовой науки, отсутствие комплексного подхода и крайняя непоследовательность в создании законодательной и нормативной базы в сфере сохранения и использования культурных ценностей.

Пожалуй, единственным, в отечественной юриспруденции, фундаментальным исследованием, посвященной проблематике сохранения культурных ценностей, является книга профессора Богуславского М.М. «Международная охрана культурных ценностей» .( М., МО., 1979 г.). Можно назвать еще две-три фамилии авторов, касавшихся данной тематики - и это все, что имеется в отечественной библиографии на сегодняшний день.[1]

Лишь недавно учреждения культуры по всему миру осознали необходимость донести до самой широкой аудитории, включая политиков, идею о том, насколько важна защита культурного наследия для качества повседневной жизни людей. Зачастую наше восприятие культуры столь непосредственно, что мы принимаем культурное наследие как должное, не отдавая себе отчета в том, насколько оно хрупко и подвержено разного рода угрозам, исходящим от природы и людей. К их числу относятся: бесконтрольная коммерческая деятельность, вечный недостаток средств, необходимых для сохранения и поддержания памятников культуры, а также - безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача.

Хотя сохранение культурного наследия стало рассматриваться правительствами многих стран как задача большой общественной значимости, в общественном сознании понимание важности защиты памятников культуры пока что сильно отстает от понимания необходимости защиты окружающей среды и дикой природы.

Несмотря на определенный интерес, проявляемый в последнее время отечественными учеными к рассматриваемой теме, проблемы охраны культурных ценностей в деятельности международных организаций на современном этапе до сих пор не получили должного освещения в литературе.

Эти факторы в совокупности обусловили цель курсовой работы, которая стоит в анализе основных направлений деятельности международных организаций по сохранению культурных ценностей.

1.Деятельность международных организаций в сохранении
культурного наследия

1.1.Понятие, виды и международно-правовой статус
культурного наследия


Круг предметов, относящихся к культурным ценностям, широк и разнообразен. Они различаются по природе происхождения, по форме воплощения, по значению, представляемому для общественного развития, и многим другим критериям. Естественно, все эти отличия отражаются и на правовом регулировании культурных ценностей.

С социально-правовой точки зрения представляет интерес деление указанных предметов на: духовные и материальные; движимые и недвижимые; по значению - на ценности общечеловеческого, федерального и местного значения; по форме собственности - на ценности, находящиеся в федеральной, муниципальной и частной собственности; по назначению - на ценности, которые в связи со своими качественными характеристиками должны быть использованы в основном в научно-исследовательских, а также в культурно-просветительных и воспитательных целях, ценности культуры, главной целью организации использования которых является обеспечение их оптимальной сохранности с одной стороны, и доступности для экскурсионных осмотров и туристов с другой и ценности, достаточно хорошо сохранившие свое функциональное назначение, которые на этом основании могут использоваться в тех же или близких к ним общественных, хозяйственных или иных целях в современных условиях.

Рассмотрение культурных ценностей с позиции философии позволяет говорить о том, что ценности культуры являются величиной, производной от соотношения мира и человека, и включают и то, что есть в мире, и то, что создает человек в процессе истории.

Политика государства по отношению к культурным ценностям носит, как правило, охранительный характер. Исключение составляют лишь короткие периоды революций и реформ[2]. В советский период российской истории приоритеты культурной политики определяло исключительно государство, с началом реформ все большую значимость в деле сохранения культурного наследия приобретает деятельность общественных социальных систем и, прежде всего, международных организаций, но государство при этом не утратило своей охранительной функции.

Законодательство РФ и ее субъектов, а также местное законодательство о сохранении и использовании культурных ценностей необходимо рассматривать в контексте международной нормативной системы, в контексте концепции всемирного культурного наследия (достояния), нормативно закрепленной в современном международном праве.[3] Ее суть можно изложить следующим образом:

1. Государства в соответствии со своим внутренним законодательством имеют право объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми (п. d ст. 13 Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.).

2. Культурные ценности, являющиеся национальным культурным наследием (достоянием) признаются всемирным наследием( достоянием ) человечества. Право собственности на эти ценности не может быть передано или присвоено другим народом (государством) ( п.1 ст.6 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.).

3. Государства обязаны содействовать возвращению заинтересованным государствам ценностей незаконно вывезенных с их территории.

Исходным пунктом становления этой концепции стало выдвижение во второй половине 60-х годов ХХ века в международном публичном праве понятия «общее наследие человечества» применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной юрисдикции и несколько позже - в начале 70-х годов - в отношении Луны и других небесных тел и их ресурсов.

В 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО принята Конвенция о всемирном культурном и природном наследии, а также Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане, в которых вышеназванные термины впервые применены в свете стройной концепции.[4]

Российская Федерация участвует в вышеназванной конвенции и несет вытекающие из нее обязательства в порядке общего правопреемства по договорам СССР.

Данная концепция нашла соответствующее преломление на региональном общеевропейском уровне. Согласно конвенциям 1969 и 1985 гг., принятых в рамках Совета Европы, архитектурное и археологическое наследие Европы признано «общим наследием всех европейцев»[5]. Российская Федерация с февраля 1996 г. является полноправным членом этой авторитетной международной организации и участвует в вышеуказанных конвенциях.

Культурная программа Совета Европы направлена на:

→ содействие осознанию и развитию этой самобытности, которая составляет культурную мозаику нашего континента;

→ поиски совместных решений проблем таких, например, как глобализация экономики и ее последствия, с которыми сталкиваются государства-члены при проведении их культурной политики.

На основе анализа законодательства ряда государств (США, Англии, ФРГ, Франции), а также принципов и норм международного права, можно прийти к выводу, что в вышеуказанных странах, а также в практике деятельности международных организаций, в частности, ЮНЕСКО и Совета Европы для обозначения культурных ценностей используются два наиболее распространенных понятия: cultural heritage - das Kulturerbe (культурное наследие) и cultural property - das Kulturgut - patrimoine culturel (дословно: культурная собственность). При этом термин «cultural property» по своему содержанию в одном из значений является эквивалентом понятия «национальное богатство» и поэтому полностью обоснованно переводится на русский язык как  «культурное достояние»[6].

Свидетельством заботы мировой общественности о культурном наследии являются важнейшие международно-правовые акты в данной сфере - конвенции об охране культурных ценностей: Конвенция об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 г., Конвенция об охране всемирного  культурного и природного наследия 1972 г. и др.

Например, в соответствии со Статьей 4 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14.11.1970 г. по закрепленному в этом международно-правовом документе критерию - по источнику происхождения и создания - выделяются пять групп движимых культурных ценностей, относимых к культурному наследию. К первой группе относятся «культурные ценности, созданные отдельными лицами или коллективами лиц, являющихся гражданами данного государства, и культурные ценности, имеющие важное значение для данного государства и созданные на территории данного государства иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории данного государства». Ко второй группе отнесены ценности, обнаруженные на национальной территории. К третей - культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности. В четвертую группу входят ценности, приобретенные в результате добровольных обменов. И, наконец, в пятую - культурные ценности, полученные в качестве дара или законно купленные с согласия компетентных властей страны, откуда они происходят.

В целом, анализ литературы и правовых актов, в том числе и международно-правовых, касающихся сохранения культурного наследия, позволяет классифицировать культурные ценности по ряду критериев, а именно:

1.Культурные ценности в философском аспекте  представляют собой конкретно выраженный, наилучший творческий результат общественного труда определенной исторической эпохи, признаваемый национальным или всеобщим ориентиром человеческой деятельности на протяжении многих поколений.   

2.Культурные ценности в правовом аспекте - это уникальные предметы материального мира, являющиеся результатом человеческой деятельности прошлых поколений или тесно связанные с ней,  имеющие общенациональное или общечеловеческое культурное значение. Они обладают следующими признаками: а) обусловленность человеческой деятельностью или тесная связь с ней; б) уникальность; в) всеобщность; г) особая значимость для общества; д) возраст.           

 3.Культурные ценности по внутреннему ценностному содержанию классифицируются: 1) по родовому признаку -  на научные ценности и ценности искусства; 2) по  видовому признаку -  на исторические, археологические, палеонтологические, филателистические, нумизматические и т.д. (научные ценности); художественные, музыкальные, кинематографические, ценности архитектуры и скульптуры и т.п. (ценности искусства).


1.2. Международные организации
в системе Всемирного культурного наследия


В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные[7]) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН.[8] Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.).

Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях.[9]

Система Всемирного наследия состоит из нескольких структур:

         ⌂ Фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО

         ⌂ Комитет Всемирного наследия

         ⌂ Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО

         ⌂ Бюро Всемирного наследия

Фонд Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО имеет выдающуюся ценность. Этот Фонд, согласно соответствующим статьям Положения о финансах Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, является целевым фондом.[10]


Структурно Фонд выглядит следующим образом:


При этом Отдел внешних связей взаимодействует с:

ЮНЕСКО;

Международными организациями системы Всемирного наследия;

Государственными организациями;

Православными организациями;

Партнерами.

Комитет может внести объект Всемирного наследия, соответствующий определению, данному в Статьях 1 и 2 Конвенции об охране Всемирного наследия, в Список Всемирного наследия, находящегося под угрозой, если выясняется, что состояние данного объекта соответствует, по крайней мере, одному из критериев, приведенных для любого из перечисленных ниже случаев.

Для объектов культурного наследия:

Установленная опасность - Объекту угрожает конкретная серьезная опасность, существование которой доказано, к примеру:

·        серьезное разрушение материалов;

·        серьезное повреждение конструкции и/или декоративных элементов;

·        серьезное нарушение архитектурной и/или градостроительной связности;

·        серьезное ухудшение состояния городского, сельского или природного окружения;

·        значительная утрата характеристик исторической подлинности;

·        значительная утрата культурной значимости.

Потенциальная опасность - На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:

·        изменение юридического статуса объекта и связанное с этим снижение категории охраны;

·        отсутствие охранной политики;

·        пагубные последствия хозяйственного развития региона;

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.