Рефераты. Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии






Вслед за работами основателя символического интеракционизма — американского психолога и социолога Д. Мида (1863— 1931) — широкий резонанс получили исследования представите­ля чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает актив­ные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматривае­мый период показывает, что они формировались в русле традици­онных направлений психологии, отражая теоретические конст­рукции, свойственные данному течению. Эти подходы стали ос­новой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40—45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902—1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрас­судкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о на­рушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

·                   теоретико-игровое (М. Дойч);

·                   теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

·                   теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт,

Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко кон­тролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американ­ского социального психолога М. Дойча. Его концепция представля­ет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе кон­фликта лежит несовместимость целей участников межличност­ного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мо­тивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции [12].

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что кон­фликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследова­тели создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения мо­жет иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними [12]. Ситуа­ция кооперативного обучения дает больший эффект, чем тради­ционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта кон­цепция появилась как альтернатива теории игр и результат кри­тики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет со­бой оригинальную программу исследования стилей конфликт­ного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания уста­новок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избе­гание, компромисс, сотрудничество.

В целом исследователи стремятся к изучению реального пове­дения. В то же время опросные методы, используемые для диаг­ностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение. Опраши­ваемые испытывают трудности в разграничении некоторых кате­горий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценка­ми и оценками экспертов [17].

На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоя­тельное направление по изучению переговорного процесса как час­ти конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследо­вания сосредоточены на решении двух проблем: выявлении со­вокупности условий, способствующих принятию конфликтую­щими сторонами решения приступить к переговорам, и изуче­нии процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наибо­лее разработана технология переговорного процесса.

Социал-дарвинизм. Первые попытки создать социологиче­скую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине XIX в. В этот период появились работы английского социолога Герберта Спенсера (1820—1903), например «Основы социоло­гии», где развивался тезис о всеобщности и универсальности конфликта.

Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты меж­ду индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Г. Спенсер был сторонником социал-дарвинизма, получившего развитие в дан­ный период. Социал-дарвинисты утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом. Это дает возможность объяс­нить социальную жизнь биологическими закономерностями. Яр­кими представителями этого учения, наряду со Спенсером, были У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкнове­нии интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекли внимание к проблеме конфликта.

Марксистская теория. Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818—1883), откры­тие которым материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных от­ношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с дру­гом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования со­циальной субстанции, общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, которые в этом обществе представлены боль­шими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях — система распределения ресурсов. Исходя из этого формулируются основные тезисы марксовой концепции конфликта:

·                   Чем более неравномерно распределяются в системе дефи­цитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствую­щими и подчиненными классами.

·                   Чем глубже подчиненные классы начнут осознавать свои ис­тинные интересы, тем более вероятны их сомнения в законно­сти существующей формы распределения ресурсов.

·                   Чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и начнут сомневаться в законности существующего распределе­ния, тем более вероятно, что они должны будут сообща всту­пить в открытый конфликт с господствующими классами.

·                   Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных классов, тем более развита их структура политического руко­водства, тем сильнее поляризация противостоящих классов.

·                   Чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем насильственнее будет конфликт.

·                   Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурных изменений системы он вызовет и тем большее перераспределение недостающих ресурсов в результате про­изойдет.

Исследователи наследия К. Маркса обратили внимание на то, что классовый конфликт рассматривался им без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм. Указывается на абсолютизацию роли экономических отношений в возникновении социального конфликта. Маркс считал, что каждая из конфлик­тующих сторон имеет лишь одну цель — стремление к распоряже­нию дефицитными ресурсами, что было опровергнуто социальной практикой. Несмотря на это теория Маркса получила широкое рас­пространение.

Функциональная теория конфликта. Заметным шагом в изуче­нии конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля (1858—1918). Автора опубликованной в 1908 г. «Социологии» по праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Согласно Зиммелю, кон­фликт — универсальное явление; более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом самораз­вития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными.

Важное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. В экстремальных ситуациях, например в случае войны, усиливается тенденция к централизации вплоть до установления деспотического режима. Возникнув, централизованная структура стремится к самосохра­нению и с этой целью склонна выискивать нового противника для создания новых внешних конфликтов. Вкладом Зиммеля в теорию конфликта является включение третьей стороны. Отно­шения в диаде допускают возможность лишь прямолинейного конфликта. С появлением «третьего» открывается возможность для многоплановых отношений, осознания различий, формиро­вания коалиций, становления групповой солидарности, т.е. возможность сложного социального взаимодействия.

Таким образом, в период со второй половины XIX в. и до начала XX в. функциональные концепции признавали соци­альный конфликт нормальным явлением общественного бы­тия, неотъемлемым свойством социальных отношений. Кон­фликтам отводилась важная позитивная роль в общественном процессе. Общим для рассмотренных концепций было то, что конфликт анализировался на макроуровне (класс, народ, госу­дарство).

Структурный функционализм. В первой половине XX в. про­блема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. В этот период интенсивно развивались прикладные социологические исследования, направленные на выявление условий возникновения и протекания конфликтов на микроуровне — в малых группах и между отдельными индиви­дами. Задачей практической социологии был поиск эффектив­ных методик разрешения конфликтных ситуаций в организаци­ях, на производстве. Эти конфликты рассматривались как нега­тивные процессы, сдерживающие развитие общества. Внимание социологов занимали забастовки, демонстрации протеста, бун­ты, военные конфликты и другие «аномалии» социальной дейст­вительности.

Данная переориентация в подходе к изучению социального конфликта была обоснована американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902—1979) в работе «Структура социального действия». Анализируя функциональную модель общества, ,Т. Парсонс рассматривал конфликт как причину дестабилизации и дезорганизации общественной жизни. Определив конфликт как социальную аномалию, главную задачу он видел в поддер­жании бесконфликтных отношений между различными элемен­тами общества, что обеспечивало бы социальное равновесие, взаимопонимание и сотрудничество. На уровне социальной сис­темы интегративную функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере развития общество повышает «обобщенную адаптивную способность» и становится менее конфликтным.

Концепция Т. Парсонса обоснованно подвергалась критике за ее «нежизнеспособность» и в 50-е годы в западной социоло­гии произошел возврат к конфликтной модели общества.

Теория «позитивно-функционального конфликта». Выход в свет в 1956 г. работы американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта» заложил основы современ­ной западной социологии конфликта. В концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козер обосновал положитель­ную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Развивая идеи Зиммеля, Козер утверждал, что нет и не может быть социальных групп без конфликтных отношений. В данной теории конфликт рассматривается как борьба за ценно­сти и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные блага. Это борьба, в которой целями сторон являют­ся нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение против­ника.

По мнению Козера, борьба между социальными группами и от­дельными индивидами за перераспределение материальных ценно­стей и власть выполняет позитивные функции. Во-первых, разряжая напряженные отношения между участниками и давая выход нега­тивным эмоциям, завершившийся конфликт позволяет сохранить взаимоотношения между конфликтующими сторонами, т. е. вер­нуть их в исходное состояние. Во-вторых, в ходе конфликтного взаимодействия люди больше узнают друг друга, так как конфликт выполняет тестирующую функцию. Взаимное познание способству­ет трансформации враждебных отношений в отношения сотрудни­чества.

Л. Козер отмечает неоднозначную роль внешнего конфликта для сплочения группы. Внутренняя сплоченность возрастает, если группа достаточно интегрирована и если внешняя опасность уг­рожает всей группе, а не ее части, и воспринимается всеми чле­нами группы именно как общая угроза. Для недостаточно интег­рированных групп характерна жесткость по отношению к несо­гласным членам, стремление подавить проявления внутренних конфликтов. Позитивной функцией социального конфликта Ко­зер считал то, что он стимулирует социальные перемены, появле­ние новых общественных порядков, норм и отношений.

«Конфликтная модель общества». В конце 50-х годов немец­кий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) обосновал новую тео­рию социального конфликта, которая получила название «конфликтная модель общества» («Классы и классовый кон­фликт в индустриальном обществе», 1957). В ней сказывается влияние идей К. Маркса о классовой поляризации, борьбе и разрешении классового конфликта революционным путем. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы не может объяснить конфликты современного капитализма [8].

Р. Дарендорф утверждает, что общество в каждый момент подвержено изменениям и эти изменения всепроникающи. По­этому любое общество испытывает социальные конфликты, происходящие на различных уровнях. Любое общество опирает­ся на принуждение одних его членов другими. Поэтому классо­вый конфликт определяется характером власти. Р. Дарендорф считает бесполезными попытки ликвидировать глубинные при­чины социальных антагонизмов и допускает возможность влиять на изменение специфического течения конфликта. Это открыва­ет перед современным обществом перспективу не революцион­ных переворотов, а эволюционных изменений.

Общая теория конфликта. В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универ­сальное учение о конфликте — «общую теорию конфликта» («Конфликт и защита: общая теория», 1963). В соответствии с ней конфликт — всеобщая категория, присущая живому и нежи­вому миру, выступающая базовым понятием для анализа про­цессов социальной, физической, химической и биологической среды. Все конфликты имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения. По мнению Боулдинга, в природе человека лежит стремление к постоянной борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Однако кон­фликты нужно преодолевать, существенно ограничивать.

В теории рассматриваются две модели конфликта — статиче­ская и динамическая. В статической модели Боулдинг анализи­рует «стороны конфликта» и систему отношений между ними. Эти отношения строятся на принципе конкуренции. В динами­ческой модели Боулдинг рассматривает интересы сторон как по­будительные силы в конфликтном поведении людей. Используя идеи бихевиоризма, он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из реакций противоборствующих сто­рон на внешние стимулы. Поэтому общественные столкновения являются «реактивными процессами».

В отличие от психологии и социологии, где концепции кон­фликта стали уже классическими, в политологии собственно конфликтологические теории выделить сложно. Проблема кон­фликта, как правило, включается в более обширную теорию. Поэтому правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в обществе, их причинность, управление политиче­скими конфликтами. Часто политологическими называют социо­логические теории конфликта, разработанные Козером, Боулдин-гом, Дарендорфом [2, 18]. Несмотря на указанные трудности, можно все же выделить три направления исследования конфликтов политологами: теории политических структур (групп); теории поли­тической стабильности; этнополитические теории.

Теории политических групп. Итальянский исследователь Вильфредо Парето (1848—1923) — создатель теории элиты — считал, что социальное поведение людей зависит от разума и от иррациональных уровней психики. Как люди отличаются по био­психологическим качествам, так и общество социально неоднород­но. Социальная изменчивость означает деление общества на массу индивидов управляемых и небольшое число управляющих, которое называется элитой. Борьба между элитами и их смена составляют сущность любого общества.

Если господствующая элита начинает деградировать и не стремится этому противодействовать путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих соответствующими ка­чествами, то наступает социальный конфликт в виде революции. Весь смысл ее заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки — элиты общества. Кроме революций, в обществе возможны и другие социальные конфликты, которые обеспечивают процесс постоянного круговорота элит.

Один из создателей политологии Гаэтано Моска (1858—1941), автор известной работы «Элементы политической науки» (1896), считал важным деление общества на два класса: господствующий «политический класс», который берет на себя государственные функции и пользуется привилегиями, и управляемый класс, неор­ганизованное большинство. Реальная власть всегда в руках полити­ческого класса. В обществе всегда существуют силы, готовые сме­нить старое правящее меньшинство. Смена происходит в виде со­циальных конфликтов.

Французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847— 1922) (основная работа «Размышление о насилии» опубликована в 1907 г.) отвергал рационалистическую интерпретацию общества в истории, идею социального прогресса. Стихийное, иррациональ­ное движение масс Сорель противопоставлял организованной по­литической борьбе, а насилие (как высшее творческое начало ис­тории) — силе (как выражению авторитарной государственности). Только с помощью насилия и социальных конфликтов (революций, всеобщих забастовок) рабочий класс может реализовать свои стремления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.