|
||||
2) Бюджеты не используются в управлении |
Может возникнуть такая ситуация, когда разработанные бюджеты фактически не отслеживаются, не корректируются, по ним не проводится план-фактный анализ, а следовательно не применяются соответствующие управленческие мероприятия. |
|||
3) Несогласованность плановых финансово-экономических показателей |
Плановые показатели должны быть согласованы как между собой, так и с руководителями подразделений. Причинами несогласованности плановых показателей могут быть: неисполнение регламента бюджетирования, отсутствие методики подготовки плановых и фактических показателей, отсутствие эффективного координатора и контролера процесса бюджетирования. |
|||
|
4) Неисполнение бюджетов |
Бюджеты могут не выполнятся либо потому, что они были некачественно спланированы, либо компания (подразделение) работала неэффективно, либо то и другое одновременно. Неэффективная работа подразделений, и соответственно невыполнение бюджетов, может быть обусловлена следующими причинами: - подразделения являются только исполнителями бюджетов, не принимая участия в процессе бюджетирования; - дисбаланс между полномочиями и ответственностью. Недостаточная ответственность может привести к тому, что подразделения не проявят нужного стремления для выполнения бюджетов; - отсутствие финансовой ответственности за исполнение бюджетов – премии и штрафы. |
||
2) Проблемы регламентации бюджетирования |
1) Отсутствие или неэффективный регламент бюджетирования |
Регламент бюджетирования нужен для того, чтобы эффективно организовать взаимодействие большого количества участников бюджетирования, при котором все бюджеты появлялись бы в нужные сроки и при этом были бы составлены качественно. |
||
2) Невыполнение регламента |
Причины невыполнения регламента: - неэффективность регламента или его противоречивость; - отсутствие ответственности за исполнение регламента бюджетирования |
|||
3) Небольшой период планирования |
Короткий период планирования не дает возможности оценить, как повлияют на финансово-экономическое состояние компании решения, которые нужно принимать сейчас, но результаты этих решений в полной мере проявят себя только через несколько месяцев |
|||
4. Период финансового планирования меньше стратегического |
В компании должны быть финансовые планы, составленные на тот же период, что и стратегический план. Количество долгосрочных бюджетов может быть меньше, чем при оперативном бюджетировании. При долгосрочном бюджетировании можно ограничится только финансовыми и инвестиционными бюджетами. |
|||
|
5. Отсутствие ответственности за исполнение регламента. |
|
||
3) Проблемы финансового моделирования системы бюджетирования
|
1) Отсутствие интегрированной финансовой модели |
Интегрированность финансовой модели проявляется в необходимости составления трех основных бюджетов: БДиР, БДДС и расчетного баланса. Не имея всех трех основных бюджетов, невозможно добиться полной управляемости финансово-экономического состояния компании. Интегрированность важна также при внесении изменений в проекты бюджетов. Эти изменения обязательно должны коснуться всех показателей в тех бюджетах, с которыми они должны быть связаны. |
||
2) Не описана управленческая учетная политика |
Учетная политика определяет правила, основываясь на которых должны формироваться значения финансово-экономических показателей бюджетов. В зависимости от принятой учетной политики одни и те же события и решения, которые с ними связаны, будут по-разному отражаться на бюджетных показателях и соответственно финансово-экономическое состояние компании будет разным |
|||
3) Не описана классификация затрат |
Классификация затрат важна при анализе решений, при оценке эффективности выделенных объектов бюджетирования, для которых можно рассчитать прямой финансовый результат, при формировании бюджетов и схем мотивации |
|||
4) Не описана методика планирования и учета бюджетов |
Методики планирования и учетов бюджетов определяют способ формирования плановых и фактических значений статей бюджетов. Наличие методик значительно бы упростило автоматизацию бюджетирования, т.к. по сути методики были бы частью технического задания для внедрения информационной системы, поддерживающей процесс бюджетирования |
|||
5) Искажение информации бюджетов |
|
|||
6) Финансовая модель не автоматизирована |
|
|||
4) Проблемы финансовой структуризации компании |
1) Бюджетирование не связано с системой мотивации |
|
||
2) Не описана финансовая ответственность за исполнение бюджетов |
|
|||
3) Дисбаланс между полномочиями и ответственностью |
|
|||
5) Проблемы организации участников процесса бюджетирования |
1) Генеральный директор не является активным участником процесса бюджетирования |
|
||
2) Подразделения фактически не являются участниками процесса бюджетирования |
|
|||
3) Отсутствие бюджетного комитета |
|
|||
6) Проблемы постановки бюджетирования |
1) Низкий приоритет решения задачи постановки бюджетирования |
|
||
2) Отсутствие комплексного подхода при внедрении бюджетирования |
|
|||
3) Работа выполняется в рамках текущей деятельности (по остаточному принципу) |
|
|||
4) Отсутствие мотивации работы по постановке бюджетирования |
|
|||
3.3. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии
Применение бюджетирования дает эффект независимо от того, планирует фирма значительно увеличить финансовые показатели или нет. Самое главное, бюджетирование позволяет эффективно управлять бизнесом и, в первую очередь, финансовой его частью.
При составлении бюджета движения денежных средств (как важнейшего инструмента управления для финансового менеджера) для ООО «Слава» выяснилось, что, несмотря на значительную прибыль по итогам года, у предприятия в течение нескольких месяцев было отрицательное сальдо денежных средств. Для устранения этого обстоятельства мною было предложено взять кредит, который предприятие сможет погасить до конца года, т.к. наибольшая концентрация денежных поступлений планируется в последние месяцы планируемого периода. Отсутствие планирования привело бы к некоторым финансовым затруднениям.
Также при помощи бюджетирования можно рассмотреть эффективность не только в целом по предприятию, но и по отдельным подразделениям (бизнес-единицам, группам товаров), что в свою очередь позволяет влиять на ассортиментную и ценовую политику.
Для определения экономического эффекта от бюджетирования можно воспользоваться той же методикой, которая применялась в разделе 2.3.
Как видно из аналитической баланса (табл.16), улучшились основные показатели баланса: значительно увеличилась денежная наличность – на 1591 тыс. руб. или на 333%, уменьшилась дебиторская задолженность на 39%. В пассиве баланса сократилась кредиторская задолженность на 57,5%, и увеличились капитал и резервы за счет увеличения прибыли на 75%.
Существенно поменялась в лучшую сторону структура баланса. При практически не изменившейся величине ресурсов доля запасов уменьшилась на 16%, дебиторская задолженность – почти на 6%, сократилась и доля внеоборотных активов на 23% за счет списания износа основного оборудования. Актив увеличился только за счет денежных средств на 45%.
В части источников образования ресурсов структура также поменялась. Капитал и резервы (собственный капитал) увеличились на 32%, на эту же величину сократилась кредиторская задолженность.
Таблица 16
Анализ баланса после внедрения бюджетирования
Наименование статей
Абсолютные значения
Относительные значения (в %)
Изменения
2007
2008 (план)
2007
2008 (план)
В абсолютных величинах
По структуре
В процентах к величине 2007 г.
В процентах к общему изменению
I. Внеоборотные активы,
в том числе:
1650
824
46,4
23,3
-826
-23,1
-50
7509
Основные средства
-
824
23,3
-
Незавершенное строительство
1650
-
46,4
-
-
II. Оборотные активы,
в том числе:
1905
2720
25,3
76,8
815
51,5
42,8
-7409,1
Запасы
898
330
25,3
9,3
-568
-16
-63,3
5164
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
529
321
14,9
9,1
-208
-5,8
-39,3
1891
Денежные средства
478
2069
13,4
58,4
1591
45
332,8
-14463,6
Баланс (ВБ)
3555
3544
100
100
-11
-
-0,3
100
III. Капитал и резервы
В том числе:
1538
2687
43,3
75,8
1149
32,5
74,7
-10445,5
Уставный капитал
10
10
0,3
0
0
-
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
1528
2677
43
75,5
1149
32,2
75,2
-10445,5
IV. Долгосрочные обязательства
-
-
V. Краткосрочные обязательства
2017
857
56,7
24,2
-1160
-32,5
-57,5
10545,5
Кредиторская задолженность
2017
857
56,7
24,2
-1160
-32,5
-57,5
10545,5
Баланс (ВБ)
3555
3544
100
100
-11
-
61,1
100
Для наглядности структура расчетного баланса показана в рис. 13.
Динамика активов баланса представлена на рис. 14, динамика пассивов - на рис. 14.
Рис. 13 Структура баланса после внедрения бюджетирования
Как видно из рисунка структура активов и пассивов баланса значительно улучшилась.
Рис. 14 Динамика активов после внедрения бюджетирования
Рис. 15 Динамика пассивов после внедрения бюджетирования
Бюджет доходов и расходов на 2008 составлен по международным стандартам, где отличительной особенностью является наличие показателя «маржинальная прибыль». Маржинальная прибыль – это разница между чистыми продажами и прямыми затратами. Этот показатель крайне важен с точки зрения финансового менеджмента, без него нельзя рассчитать точку безубыточности, управлять маржинальным доходом и принимать другие важные для управления финансами компании решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.