Рефераты. Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки






          Исследователь смотрит, насколько эмоционально и ярко ребята передают предложенный им образ, как они чувствуют музыку и умеют ее передать в движении.

          Высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения.

          Средняя оценка – если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся.

          Низкая оценка - если ребенок не верно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.


          Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкального вкуса, представленных в таблице № 1.

Таблица №1

Критерии развития музыкального вкуса

Высокий

Средний

Низкий

- адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;

- точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;

- стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;

- умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;

- умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.

- достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;

- осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;

- стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;

- анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;

- при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

- отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;

- восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;

- способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;

- в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

          В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:

          Дети с высоким уровнем музыкального вкуса характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице № 2 и в виде диаграммы (Приложение 2).

Таблица №2

Результаты констатирующего эксперимента

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10 %

20 %

70 %

          Результаты констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграммы. (Приложение №2)

Вывод: вкусы детей очень разнообразны, они охватывают стили и направления как современной, так и классической музыки. Но не у всех детей развит музыкальный вкус. Многие не знают какая музыка им нравится, не знают о том, какая музыка вообще существует, какую роль играет в жизни человека. Поэтому необходимо провести формирующий эксперимент, где познакомить детей с развитием музыки и ее гениальными творцами.


II.2 Характеристика формирующего эксперимента

 

На основании вывода по констатирующему эксперименту мы подготовили формирующий эксперимент. Для этого разработали уроки музыки, которые помогли детям заинтересоваться историей музыки, творчеством композиторов-классиков.

Урок 1. «Путешествие в мир музыки»

Цель: познакомить учащихся с различными музыкальными направлениями: от истоков музыки к современным ритмам.

Задачи:

§        формирование музыкальной культуры учащихся;

§        развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее;

§        приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной музыки.


Содержание урока:

- Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы совершим путешествие в Мир Музыки, в страну Музыкалию и познакомимся с музыкой разных эпох, времен. Эта чудесная страна. В ней все прекрасно, красиво. В этой стране живет музыка. Она очень разнообразна и, как все в этой стране, прекрасна, пронизана разнообразной гаммой красок, оттенков, чувств. Чтобы наше путешествие прошло интересно, я предлагаю вам отправиться в эту страну на машине времени. Путь нам предстоит долгий. Мы побываем с вами в гостях у музыки разных эпох, стилей, направлений. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, я хотел бы узнать, какая музыка нравится вам. Быть может нам удастся встретиться и с ней. (…).

- Мне бы хотелось задать еще один вопрос. А откуда произошла музыка? Кто-нибудь знает? (…). Мне очень понравились ваши рассуждения. А давайте с помощью машины времени узнаем, откуда же на самом деле берет свое начало музыка, где ее истоки. Итак, если вы готовы начать путешествие, то в путь!

Вставать никуда не надо, будем все сидеть на своих местах. Необходимо лишь закрыть глаза и представить образно, куда же перенесет нас машина времени. Итак, давайте закроем глаза и полетим. (учащиеся закрывают глаза, звучит музыка «перелета» - «Интродукция» А.Губина. Во время «полета» выставляется бутафорское дерево, различные первобытные инструменты).

- Вот мы и прилетели. Наверное здесь мы сможем найти ответ на наш вопрос. Ребята, посмотрите, что у нас здесь. Это дерево, но какое оно странное, какие необычные на нем листочки (берусь за один из листков, он отрывается). Какая жалость, лист оторвался. Ой, а ведь здесь что-то написано: «Происхождение музыки». Наверное здесь и кроется вся разгадка. Давайте же узнаем о возникновении музыки (рассказываю содержание листочка. Во время повествования звучит спокойная музыка).

«О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Ее изобретение нельзя приписать какому-либо одному конкретному человеку. Первая музыка – это ветер. Матери, напевая укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами. Ребята, а вы знаете как кричали индейцы, выступая в бой. Давайте все вместе попробуем, только не очень громко (детям разрешается покричать). Когда кто-то умирал, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.

В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира – крики птиц, диких зверей (звучит аудио запись с голосами природы). Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте.

Первобытные люди научились сопровождать песни ударами в ладоши или притопыванием. Давайте и мы с вами попробуем похлопать как наши далекие предки (выполнение разных хлопков для получения разнообразных звуков). Но вскоре они заметили, что куски дерева или камни при ударе издавали значительно более громкие и главное – разнообразные звуки. Они собственно и стали первыми музыкальными инструментами. Люди заметили, что туго натянутая тетива лука, если ее тронуть пальцем, издавала музыкальный звук. Потом научились извлекать мелодичный свист из стебля тростника».

- Да, очень интересно листик нам рассказал об истоках музыки, ее возникновении. Что вам больше всего запомнилось? (…). Ребята, а вам интересно, что же было потом, как же дальше развивалась музыка? (…) Тогда я предлагаю снова отправиться в путь. Не забывайте, что нужно закрыть глаза, только честно, а то по дороге кто-нибудь потеряется (закрывают глаза. Музыка «передвижения». В это время декорации меняются, но дерево остается).

- Вот и опять мы прилетели. Куда же на этот раз? Смотрите все как будто изменилось, но это дерево по-прежнему тут. Ребята, может кто-нибудь догадался, куда мы попали? (…). Я думаю, что мы попали с вами в древний мир, а именно – в Древнюю Грецию. Может быть волшебное дерево и в этот раз нам поможет? (отрываю листок). Здесь тоже написана удивительная история (рассказываю):

«Древние греки считали музыку великим даром богов, бога Аполлона, покровителя искусств и особенно музыки. В Древней Греции музыка звучала и в театральных представлениях, и на народных праздниках, и просто в повседневной жизни. Как известно, древнегреческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре, знаменитых предках современной арфы. Ребята, а кто-нибудь из вас знает об этих музыкальных инструментах? (…) Существует много легенд, но наиболее известная об Орфее. Посмотрите: вот лира, на которой играл этот герой (показываю макет). Орфей – сын Аполлона и музы Каллионы. Своим пением и игрой на лире успокаивал волны, передвигал скалы и деревья, усмирял лютых зверей и очищал людей от вражды и злобы. Но и ему не удалось вывести из царства мертвых погибшую Эвридику. С тех пор плач о ней наполнил его музыку.

Нетерпимый к печали Деонис и его спутницы – вакханки пробовали завлечь Орфея в свои вакханалии. Потерпев неудачу, захотели расправиться с ним. Но, покорные его музыке, ни камни, ни палки не причиняли Орфею вреда.

Лишь заглушив звуки его голоса и его лиры шумом и визгом, ревом труб и грохотом барабанов, они растерзали Орфея. Природа долго и безутешно рыдала…»

- Да, это очень грустная история. Но из нее видно, что все очень любили музыку, слушали ее. Она оказывала благоприятное воздействие на добрые, открытые сердца.

До нашего времени из музыки Древней Греции дошло только несколько отрывков песен и гимнов, но и это большая удача (звучит отрывок «На берегу тайном»). Вот что было написано на этом листике. А что же дальше, ведь развитие музыки на этом не заканчивается? Чтобы узнать еще что-то, нужно вновь отправиться в путь (закрываем глаза, «перемещаемся» в другую эпоху).

- Снова нас машина времени куда-то привезла. И опять все то же дерево, но обстановка совсем другая. Появился какой-то портрет, свеча, перо. Откуда они, и чей это портрет? В какую эпоху мы попали на этот раз? (…) Да, это портрет Моцарта, а попали мы с вами в эпоху классической музыки. А кто знает, почему эта музыка называется классической ? (…) Классическая музыка – это музыка самая лучшая, представляющая собой образец. А наиболее ярким представителем этой эпохи является Вольфганг Амадей Моцарт.

Родился он в Австрии, в г. Зальцбурге. Музыкальные способности проявились у Моцарта в 3 года. В 6 лет он уже сочинял небольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте. Отец Моцарта был очень удивлен и решил показать детей знати при императорских и королевских дворах и в больших городах. Все восхищались талантом маленького Моцарта. Юный музыкант постоянно совершенствовал свое мастерство. Он усердно занимается игрой на скрипке, органе, клавесине, учится искусству сочинения музыки, изучает иностранные языки. Огромное значение для развития творчества Моцарта имела его двухлетняя поездка в Италию. В 1769 г. Моцарт был назначен придворным музыкантом у Зайсбургского архиепископа. Архиепископ и придворные не очень уважительно относились к Моцарту и он подал в отставку. К 14 годам Моцартом написано много произведений. Он каждый день работал с утра до ночи. Моцарт написал 626 произведений. Самое последнее – «Реквием». Он его не закончил. Умер он на 36 году жизни. Похороны его были бедными, похоронен в общей могиле. Во всех жанрах, в которых работал Моцарт, он оставил шедевры. Он поистине был великим композитором.

Сейчас я вам поставлю пластинку и мы послушаем отрывок из 40 симфонии Моцарта. Я думаю, что это произведение вам знакомо, вы его где-нибудь слышали, но послушайте еще раз (слушаем).

Ребята, так как мы с вами находимся в гостях у классической музыки, давайте вспомним и других композиторов-классиков, кто еще писал классическую музыку? (…)

Вот и здесь мы узнали много нового и интересного. Ведь как разнообразна музыка! Давайте снова отправимся в путь и узнаем, что же было дальше? (закрываем глаза, музыка «передвижения». Меняются «декорации» - вешаются портреты группы «Битлз»).

- Ребята, мне кажется, что мы с вами уже приближаемся и к нашему времени. Посмотрите, кто узнал эту известную ливерпульскую четверку? (…). Да, это группа «Битлз» (идет рассказ об этой группе, представление одного из их произведений – «Вчера»).

Ребята, а какие музыкальные стили существуют сейчас? Какую вы знаете музыку? (…) Существует очень много стилей: и рок, и металл, и хард-рок, и поп-музыка, и многое-многое другое. А как вы думаете, музыка изменилась с тех пор, как она зародилась? А какая музыка у нас сейчас? А каких вы знаете исполнителей и группы? Да, их очень много. А давайте немного подвигаемся под одну из известных вам песен, а какую, вы мне сейчас скажете (по нескольким аккордам ребята отгадывают песню «Облака» А.Губина).

Анализ урока: ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были и что слушали (…). Да, мы проследили развитие музыки с ее зарождения и до наших дней. Я думая, что каждый из вас отметил для себя что-то важное из нашего путешествия, быть может впервые узнал о музыке.


Урок 2. Композиторы нашего столетия.

Цель: приобщить к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами  - классиками и их музыку, развивать музыкальный вкус.

Задачи:

§        формирование музыкальной культуры учащихся;

§        развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее.


Содержание урока:

Композиторы были во все времена, с тех пор как живут люди. Было много неизвестных, тех, кто сочинил песни, знакомые каждому, которые теперь называются народными. Это очень старые песни. Есть композиторы, которых мы помним и чтим, хотя эти композиторы жили очень давно. И в наше время, в нашей стране труд композитора почетен, имена творцов музыки известны всему народу.

Композиторы пишут о нашей жизни, о героическом труде и военных подвигах народа. Многие композиторы пишут музыку и для детей.

Писать музыку, ребята, очень сложно. А сочинять ее для вас еще сложнее. А почему? Да потому, что у взрослых совсем другие занятия и заботы, чем у вас. Взрослые знают, из чего делают куклу, но укачать и положить ее в постель не могут. Взрослые умеют готовить  вкусные вещи, могут сделать игрушки, одежду, но не все взрослые понимают, как в лесу может жить Баба – Яга, как Дед Мороз может приносить в ночь под Новый год подарки. Для того, чтобы написать для вас музыку или стихи, взрослому нужно вспомнить детство.

Многие наши композиторы пишут хорошую детскую музыку.

Первые произведения, которые мы будем слушать, написаны композитором С.С. Прокофьевым. Замечательный советский композитор Прокофьев писал музыку с самого раннего детства. Первые сочинения написаны им в 4 года.

Детство Прокофьева прошло в деревне на юге, недалеко от Азовского моря. Изредка его возил в большие города – Харьков, Москву. И вот однажды в Москве мама повела его в музыкальный театр – оперу. Театр поразил Сережу. Несколько дней он ходил сам не свой, ничего не видя перед собой, хотя глаза были так широко раскрыты. Будто он только что увидел Колдуна или Змея –Горыныча. Под этим впечатлением он возвращается домой и начинает писать оперу. Спектакли исполнялись дома самим Сережей и родными, а зрителями были гости. Так уже с детства любовь к театру была очень сильной, и композитор часто писал потом музыку для театра, а позднее и для кино. Вот мы сейчас и послушаем произведения С.С. Прокофьева, которые называются «Марш» и «Сказочка». (Приложение №3).

Когда человек плачет, то на глаза навертываются слезы. Ну, а когда смеется? Как будто ничего, только рот приоткрывается – улыбается, значит. На самом деле у нас есть смешинки. Смешинки невидимы, как воздух. Они похожи на узенькие лучики робкого весеннего солнца. Всегда ли бывают смешинки? Не всегда. Вот ударил забияка девчонку и смеется. А смешинок нет. И смех не добрый, кислый, как гнилое яблоко. А сказочный Ванюша – дурачок, когда на печке по городу едет к царю, смешон, да душа у него добрая. И мы весело смеемся и радуемся за своего любимого героя. Смешинки так и распирают наши складки губ, рот, щеки. И на лице у нас появляется улыбка.

Музыкой можно передать улыбку, веселое настроение, а можно и  смешинки. Вот «вальс – шутка» Д.Д. Шостаковича и получился похожим на смешинки. Послушайте его. (Приложение 4).

На параде солдаты идут под марш. В пути туристы запевают походную песню. Работа спорится благодаря песне. По праздникам поют и танцуют. Веселая музыка звучит на торжествах. Послушайте «Польку» Д.Д. Шостаковича. (Приложение 5).

На этом кончается наша беседа и музыке  советский композиторов.


Урок 3. Творчество П.И. Чайковского

Цель: прививать любовь к творчеству  П.И. Чайковского, развивать музыкальный вкус

Задачи:

·        Воспитывать слушательскую культуру

·        Развивать певческие навыки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.