Рефераты. Развитие новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии






Четвертую азиатскую группу составляют страны с закрытой экономикой, слабо развитыми и жестко контролируемыми фондо­выми рынками и отсутствием системы свободной конвертации на­циональной валюты — Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Монголия, Мьян-ма. Изолированность национальных финансовых систем от внешнего мира предотвратила распространение азиатского финансового кризи­са на эти государства. Однако общее ухудшение региональной конъюнктуры и возросшая осторожность в поведении иностранного капитала на развивающихся рынках замедлили темпы роста стран этой группы. Их ВВП вырос в 1998 году на 2—7% (соответственно в Камбодже и Лаосе), а инфляция составила 12—20% (соответственно в Камбодже и Лаосе) и 67% в Мьянме.

В пятую группу входят страны с развитой экономикой и дос­таточно эффективными и открытыми финансовыми системами — Австралия и Новая Зеландия. Эти страны, так же как и закры­тые экономики, выдержали прямой финансовый удар из Юго-Восточной Азии и Южной Кореи, но испытали негативные кос­венные последствия кризиса. ВВП Австралии увеличился на 5%, тогда как в Новой Зеландии его показатель уменьшился на 0,7%, инфляция составила соответственно 1,3 и 1,7%.

3.6 Меры по выходу из кризиса.

Комплекс мер по преодолению финансового кризиса в Азии включает опирающиеся на помощь МВФ и разработанные под давлением МВФ меры финансового, социально-экономического, пропагандистского, внутри- и внешнеполитического характера. Философской основой политики оздоровления стала концеп­ция усиления роли государства в стабилизации национальных финансовых рынков при ставке на косвенные методы регулиро­вания и недопущении прямого административного вмешательства в экономику.

Финансовые меры преодоления кризиса включают:

• отказ от привязки национальных валют к доллару и пре­доставление возможности обменным курсам упасть до "естест­венного уровня";

• временное повышение ставки рефинансирования в целях укрепления национальной валюты;

• проведение жесткой фискальной политики, направленной на уменьшение дефицита государственного бюджета азиатских стран;

• урегулирование проблемы частной задолженности нацио­нальных финансовых и хозяйственных институтов посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о вариантах рест­руктуризации долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны государства (в том числе на сред­ства, полученные от МВФ) в погашении внешнего долга;

• оздоровление банковской системы путем (а) ликвидации безнадежных банков или их национализации с последующей про­дажей крупным национальным или иностранным финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, про­блемных, но потенциально жизнеспособных банков с более креп­кими, (в) списания плохих частных кредитов и их приобретения государством с последующей рекапитализацией. Для практиче­ского осуществления политики банковского оздоровления в НИС созданы специальные государственные агентства по оценке на­дежности финансовых институтов и разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих" банков. Частные финансовые ин­ституты должны стать прозрачными для контроля государства и международных финансовых организаций;

• полное выполнение обязательств банков перед физиче­скими лицами;

• открытие финансового рынка для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации нацио­нальных экономик;

• осуществление на практике реального, а не только декла­рируемого — как это существует в Азии — принципа незави­симости центральных банков;

• предотвращение перегрева, то есть необоснованного взду­вания цен на акции, национального фондового рынка и рынка недвижимости.

Меры социально-экономического характера предполагают свертывание дорогостоящих экономических проектов и отмену государственных субсидий на любые товары; изменение взаимо­отношений в треугольнике бизнес — профсоюзы — политическая власть, направленное, с одной стороны, на борьбу с коррупцией, клановыми (в Южной Корее и Таиланде) и семейными (в Индоне­зии) финансовыми льготами, а с другой — на отмену системы по­жизненного найма и развитие государственного социального стра­хования; реформирование внутри корпоративных связей (особенно в Южной Корее), с тем чтобы устранить сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри промышленно-финансовых групп и тем самым заблокировать лазейки для появления "плохих" кредитов; ускорение научно-технического прогресса и повышение уровня наукоемкости национального производства, лидером здесь выступает Южная Корея, активно использующая тайваньский опыт создания небольших, но не за бюрократизированных вен­чурных фондов для освоения новых технологий.

Прошедший в ноябре 1998 года неофициальный саммит фору­ма Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Куала-Лумпуре выявил новые подходы к преодолению финансового кризиса и их последствий. Исходя из того понима­ния, что нынешний кризис одновременно является структурным и финансовым, азиатские страны, во-первых, пошли на коррек­тировку экспортно-ориентированной стратегии экономического развития, сделав больший упор на рост внутреннего спроса — пусть даже за счет дополнительной денежной эмиссии и увеличе­ния дефицита национальных бюджетов. Во-вторых, была призна­на необходимость координации, экономической и финансовой политики стран на региональном уровне.

Последнее, впрочем, представляет большую проблему для азиатских государств, продолжающих "ценить" независимость больше экономической выгоды. Дело не только в отсутствии у АТЭС механизмов согласования финансовой и экономической по­литики, но и в психологической боязни лидеров стран потерять суверенитет вследствие координации национальной стратегии развития с региональными партнерами. На саммите в Малайзии само слово "координация" было даже заменено более нейтраль­ным, но и менее ясным: "концертирование".

Важной составной частью мер по преодолению кризиса в ази­атских странах стало пропагандистское обеспечение реформ. Акцент делается на:

• пропаганду идеи сплоченности нации перед лицом общей опасности. В Таиланде и Южной Корее с успехом прошли кам­пании по сбору золота в государственные фонды, что позволи­ло этим странам увеличить объем экспорта и пополнить золо­товалютные резервы. В Малайзии возымели действие призывы экономить продукты питания;

• критику и возложение вины за кризис на предыдущие администрации. В Южной Корее перед судом предстали мини­стры из бывшего правительства, был арестован бывший ми­нистр финансов, начато расследование против бывшего прези­дента. В Индонезии финансовые провалы списаны на происки семьи Сухарто.

В то же время в Индонезии (отчасти и в Малайзии) негатив­ной стороной пропагандисткой кампании, явно или неявно по­догреваемой властями, стали притеснения и погромы китайского населения, обнаружившего иммунитет к финансовым встряскам и тем самым вызвавшего ненависть местного населения. Руково­дству стран не удалось погасить и раздражение граждан тем, что международный капитал, США и МВФ, а не национальные поли­тики играют главную роль в осуществлении экономических ре­форм.

Политическая составляющая комплекса мер связана с пре­одолением кризиса власти, последовавшего за финансовыми по­трясениями. Во всех попавших в финансовый кризис странах, за исключением Малайзии, произошла смена высших руководите­лей. Новое руководство НИС не могло не реагировать на застаре­лые политические проблемы, обострившиеся во время финансово­го кризиса, и вынуждено было провозгласить политические ре­формы. В Индонезии новое руководство заявило о готовности дать больше прав регионам, а в январе 1999 года повело речь о предоставлении независимости Восточному Тимору. На расшире­ние полномочий местных органов власти и ослабление зависимости политиков от крупного капитала направлена начатая в сере­дине 1998 года политическая реформа в Южной Корее. В Таи­ланде власти решают вопрос, как — в интересах финансовой ре­формы — ограничить авторитет королевской семьи и власть во­енных, контролирующих два крупнейших, но нерентабельных, банка страны.

Внешнеполитическое обеспечение реформ включало ставку на укрепление отношений с США, имеющих наиболее весомое слово в МВФ, и с Японией, главным донором НИС; присоедине­ние к международному давлению на Китай в целях предотвра­тить девальвацию юаня, чреватую новой волной азиатского кри­зиса, а также на Токио с требованием оживить японскую эконо­мику и открыть ее для азиатских экспортеров; игру на китайско-тайваньском международном соперничестве, позволившую НИС получить около 4 млрд. долларов помощи от Тайбея и около 7 млрд. долларов от Пекина; стремление к усилению политического согласия в рамках АСЕАН, несмотря на обнаружившиеся в ходе Ханойского (декабрь 1998 г.) саммита разногласия по поводу при­нятия в АСЕАН Камбоджи и права стран-членов обсуждать внут­ренние дела других участников Ассоциации в случае обострения там внутриполитической ситуации.


3.7 Перспективы преодоления кризиса.

Перспективы выхода азиатских стран из кризиса выгля­дят неоднозначно. Наиболее оптимистичным кажется ближайшее будущее Южной Кореи, вставшей на путь структурных реформ промышленности и достигшей прогресса в санации банковской системы, увеличении (до 45 млрд. долларов) валютных запасов и обеспечении положительного сальдо текущего платежного балан­са. ВВП страны в 1999 году, по разным прогнозам, либо окажет­ся на нулевой отметке, либо возрастет на 2—3%. Примерно на 1% возрастет ВВП Таиланда, на 2,5% — Филиппин. Индонезии в 1999 году не удастся преодолеть спад — ВВП страны сократиться на 3—4%. Перед сложной дилеммой окажется Малайзия. В сен­тябре истекает срок годичного моратория на вывоз из страны иностранных капиталов. Если Малайзия отменит запрет, это бу­дет чревато бегством из страны иностранного капитала, недо­вольного предпринятыми в отношении его принудительными ме­рами. Если жесткий курс сохранится, то вряд ли это будет сти­мулом к новым иностранным вложениям в экономику страны. В любом случае ВВП Малайзии, по прогнозам, сократится на 2— 3%. На 1% уменьшится ВВП Сингапура, сильно зависящего от региональных финансовых потоков. На 4% возрастет ВВП устой­чивой тайваньской экономики. Под давлением неблагоприятной региональной финансовой конъюнктуры замедлятся либо станут нулевыми темпы роста закрытых экономик (из четвертой груп­пы), а также Австралии, Новой Зеландии.

Рискну предположить замедление экономического роста Ки­тая. Наряду с дефляцией и торможением финансовых и эконо­мических преобразований наиболее уязвимым местом китайской экономики станет Гонконг. Экономика Гонконга, построенная на фондовых спекуляциях и реэкспорте, продолжает функциониро­вать под давлением стагнирутощих азиатских рынков. В годы экономического подъема Гонконг мог бы способствовать привле­чению иностранных капиталов в Китай. Однако в условиях фи­нансового кризиса в Азии и оттока международных капиталов с рынков развивающихся стран Гонконг, чей ВВП в 1999 году сократится, по прогнозам, на 2—3%, превращается в угрозу эконо­мической стабильности Китая.

Имеет шансы выйти на положительные (0,5—1%) темпы эко­номического роста Япония. Помимо спасения наиболее крупных частных банков за счет государственных средств, но при полном соблюдении интересов вкладчиков, а также создания механизма государственного контроля на предмет выявления ошибок в кре­дитной политике Минфина и частных банков, оздоровительные мероприятия японского правительства включают:

• уменьшение налогов на население и процентных ставок в целях оживления спроса и стимулирования инвестиций;

• выделение больших средств на проведение общественных работ, с тем чтобы уменьшить безработицу и, опять же, ожи­вить спрос;

• поиск вариантов развития региональной интеграции по примеру Западной Европы и Северной Америки. Первый проб­ный шар — с идеей о создании общего рынка — был послан Южной Корее осенью 1998 года. Две другие идеи подразуме­вают создание в Азии неновой валютной зоны и формирование азиатского экономического союза.

От успеха экономических реформ в Японии зависит будущее остальных азиатских экономик. Если Токио удастся подтолкнуть внутренний спрос, укрепить иену и открыть внутренний рынок, это может стимулировать выход из экономического кризиса ос­тальных стран Азии. Если иена будет продолжать падать, а япон­ская экономика стагнировать, то Азии трудно будет избежать девальвации юаня и второй волны финансового кризиса.


3.8 Влияние финансового кризиса новых индустриальных стран на мировую экономику.


Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии оказывает существенное влияние на мировую экономику. Можно выделить следующие каналы его воздействия на другие страны:

1. Подрыв доверия к частным ценным бумагам (к частным заемщикам) и соответствующие коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего с сокращением вложений в частные бумаги на emerging markets и переходом к вложениям в более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран, а также лавинным сокращением ссуд, предоставляемых частным клиентам.

2. Падение цен фондовых активов и девальвация валют новых индустриальных стран сказались на состоянии фондовых бирж в США и других развитых странах, тесно связанных торговыми и финансовыми отношениями с данным регионом. И все же кризисные процессы на фондовых рынках промышленно развитых стран оказались гораздо менее разрушительными, чем в странах, входящих в группу emerging markets. 28 октября 1997г. большинство крупнейших фондовых бирж прекратило свою работу на несколько часов. Индекс Dow Jones Industrial Average Index упал на 554,51 пункта (падение составило 7,18%). Падение котировок акций на фондовых рынках Европы было менее сильным, чем в Азии и США.

Вместе с тем, сильное падение курсов и на американской бирже оказалось не слишком продолжительным. Упоминавшееся выше семи процентное падение индекса Dow Jones Industrial Average произошло в основном за счет компаний, тесно связанных   с   юго-восточным   регионом,   а   среди   них   преобладали высокотехнологичные корпорации, например, IBM, Intel, Motorola, Compaq, Dell, и Hewlett Packard. В момент падения руководство этих компаний, уверенное в своем устойчивом финансовом положении, воспользовалось ситуацией и выкупило на рынке значительные пакеты своих акций по низким ценам. Оправившись от шока, инвесторы как в США, так и в других странах, стали рассматривать американские ценные бумаги как один из наименее рискованных в сложившихся условиях способ инвестирования. К тому же с начала 1998г. в движении индекса Доу-Джонса явно преобладала тенденция к повышению (к 7 апреля 1998г. значение этого индекса достигло нового "рекорда", превысив 9000). 3. Замедление объемов внешней торговли и темпов экономического роста, что, в первую очередь, касается стран непосредственно охваченных кризисом. В среднем эффективный обменный курс в странах ОЭСР, учитывая структуру торговли, уменьшился на 6%.

Таблиа 6. Эффективное повышение обменных ставок валют стран ОЭСР вследствие колебаний курсов валют стран Юго-Восточной Азии (в %)

 

Изменение между 1 мая и 3 ноября 1997 г.

Американский доллар

+2,0

Японская йена

+5,8

Немецкая марка

+0,6

Английский фунт стерлингов

+0,7

Австралийский доллар

+4,7

Южно корейский вон

+1,2

Источник: Perspectives economiques de 1'OCDE, 62, decembre 1997


Если бы экспортеры новых индустриальных стран переложили все выгоды, обеспечиваемые девальвацией национальных валют, в цены, то их конкурентоспособность могла бы сейчас возрасти на 30-40%. Однако, учитывая достаточно большой "объем присутствия" товаров из этих стран на рынках стран ОЭСР, некоторые экономисты прогнозируют примерно 15%-ное снижение экспортных цен.

После девальвации валют стран-"тигров" еще более ухудшились позиции товаров, экспортируемых из развитых стран, на рынках Юго-Восточной Азии, таким образом замедление экономического роста в Юго-Восточной Азии приводит к снижению экспорта развитых стран в этот регион. Такое положение по прогнозу ОЭСР приведет снижению темпов роста ВВП в странах ОЭСР на 1-2% (за 2-3 года).

Таблица 7. Потенциальное воздействие финансового кризиса в новых индустриальных Азии на экономику стран ОЭСР

 

Реальный ВВП

Сальдо торгового баланса

Инфляция

 

1997г.

1998 г.

1997г.

1998г.

1997г.

1998г.

США

-0,3

-0,7

-0,1

-0, 3

0,0

-0,3

Япония

-0,6

-1,4

-0,2

-0,5

0,0

-0,9

Европейский Союз

-0,3

-0,8

-0,2

-0,5

0,0

-0,3

Корея, Австралия, Новая Зеландия

-0,5

-1,4

-0,3

-0,7

-0,1

-0,5

Всего OCDE

-0,3

-0,9

-0,2

-0,5

0,0

-0.5

Источник: Perspectives economiques de I'OCDE, 62, December 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.