Рефераты. Развитие внешне-экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья в усло...






Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в формах:

¨ долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами;

¨ создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

¨ приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг;

¨ приобретения прав пользования землёй, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

¨ в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь.

Иностранная предпринимательская деятельность, связанная с созданием предприятия, регулируется следующими нормативными актами: Законом “Об иностранных инвестициях”, Законом “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, Законом “О предприятиях” и Законом “Об акционерных обществах”. Для открытия предприятия с иностранным капиталом необходимо пройти государственную регистрацию в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или ином государственном органе, обладающем соответствующими полномочиями (например, банки регистрируются в Национальном банке).

Привлекаемые в республику зарубежные инвестиции (кредиты), как правило, носят целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских товаров. Так, с января по апрель 2001 года инвестиции в основной капитал составили 592,6 млрд. руб., что составляет 93,4% по отношению к данному периоду 2000 года. Приоритетными в этом отношении являются такие отрасли, как машиностроение, химическая и легкая промышленность, стройматериалы, переработка сельскохозяйственной продукции, производство медицинской техники, а также проекты, связанные с энергоснабжением, охраной окружающей среды и конверсией оборонных предприятий.

С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

В последнее время получила развитие новая форма привлечения иностранных инвестиций ¾ свободные экономические зоны (СЭЗ). Основой их создания и развития являются “Концепция организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь” и Указ Президента Республики Беларусь “О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь”. Функционирование СЭЗ связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Для них характерно наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом производственной и хозяйственной деятельности, существующим в Беларуси. Одна из крупнейших свободных экономических зон в республике создана в ее столице — г. Минске и располагается на территории промышленного узла Шабаны.

Государственная политика Республики Беларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.

Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе

После того, как СССР прекратил свое существование, быстро ухудшалось экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования.

В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе. Для стран СНГ данная задача особенно актуальна в связи с тем, что в мировой экономике Беларусь, Россия и другие постсоветские государства занимают весьма скромные позиции. Так, совокупная доля СНГ в мировом экспорте насчитывает чуть более двух процентов (в том числе на Россию приходится 1,2—1,3 процента). В мировой торговле услугами новые государства занимают еще более скромные позиции. На долю РФ приходится примерно 0,8 процента коммерческих услуг, предоставляемых странами друг другу. В перемещении капитала участвует фактически только Россия. Правда, и в этой сфере ее роль совсем незначительна. Приведенные цифры свидетельствуют о чрезвычайно малом вкладе новых стран в формирование мировой экономики.

Важным шагом на пути восстановления разорванных экономических связей между бывшими республиками Союза ССР и их развития на новой основе стало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение 8 государств.

14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств — участников СНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и решение о подготовке соответствующего договора и сопутствующих ему соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по различным направлениям экономической политики, особенно проведению экономических реформ.

Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.

Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.

1. На первой стадии трансформации Договор предусматривает создание платежного союза на базе: взаимного признания и официальных котировок всех республиканских валют; многостороннего клиринга через Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием национальных валют; скоординированных механизмов взаимного кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов; конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим расчетам.

2. Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г. Доля России в его оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять кредиты республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных их счетам в этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьих валютах по решению Совета банка.

3. На следующем этапе предусматривалось трансформация платежного союза в “валютный” союз на базе: плавающих обменных курсов республиканских валют и удержаний колебаний курсов в согласованных пределах; полной конвертируемости этих валют.

4. После достижения валютной “прозрачности” предполагалось преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских валют должен был играть роль общей валюты.

Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов. Однако, несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге. Кстати, многие из документов, подписанных в рамках СНГ, также до сих пор не реализованы. Это свидетельствует о том, что данное образование в значительной степени носит политический, а не экономический характер.

Одной из острейших проблем взаимоотношений стран ближнего зарубежья стала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение является необходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.

Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты во внутриреспубликанском обороте с рублем России в качестве резервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений (поливалютная зона с взаимо-плавающими курсами национальных валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этом Институт исходил из высокой степени вероятности разных скоростей и направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от сторонней инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.

Однако политическое оформление процессов государственного размежевания заметно разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить, что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке Росии (как защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело к реальному прекращению функционированию денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.

Наступил новый этап — разделение на автономные денежные системы, внешне объединенные общим платежным средством — рублем — в начальном денежном обороте (10—15% общего оборота), но различные в своей основе — в безналичном обороте. С учетом этого была предпринята попытка создать Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.

Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 г. шестью государствами — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном и Узбекистаном — соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств — участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.

Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г. Экономического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики государств-членов. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

Для анализа того, в каком направлении должны развиваться связи Беларуси с государствами Содружества, большое значение имеет экономическое положение различных стран СНГ. Его можно проиллюстрировать на примере итогов 2000 г.

Самые высокие темпы экономического роста в 2000 г., как и в 1999 г., продемонстрировала Туркмения (более 10%). В Беларуси продолжался спад, начавшийся в 1999 г. Правда, согласно информации, представленной Статистическим комитетом СНГ, белорусский ВВП вырос в 2000 г. на 6%, а производство промышленной продукции — на 8%. Однако, по данным того же комитета, перевозки грузов (без трубопроводного транспорта) сократилась в Беларуси на 14%, инвестиции в основной капитал — на 3%. В остальных странах СНГ ВВП вырос в среднем на 4—5%.

На протяжении ряда лет стабильным уровнем цен отличается Армения. В 2000 г. индекс цен производителей промышленной продукции повысился здесь на 0,8%, а индекс потребительских цен понизился также на 0,8%. Несколько улучшилась инфляционная обстановка в Беларуси: если в 1999 г. цены выросли здесь в 4 раза, то в 2000 г. — в 2,6—2,9 раза. В большинстве других стран СНГ темпы роста цен выходили за пределы 30%.

В 2000 г. были сделаны определенные попытки подтолкнуть интеграционое строительство на постсоветском пространстве. В октябре 2000 г. Россия вместе с другими странами — участницами Таможенного союза — Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — подписала Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Позитивные изменения в плане развития экономического сотрудничества стран СНГ принес истекший 2001-й год. Так, экономическая интеграция стала отдельной темой на состоявшемся в начале марта с.г. неформальном саммите лидеров государств Содружества в Казахстане. Отмечалась необходимость более тесного экономического союза и активизации усилий по созданию зоны свободной торговли. Достигнута договоренность о взаимодействии в топливно-энергетической сфере. Речь идет о том, — отметил Президент России В.В. Путин — что Россия и Туркменистан, крупнейшие газодобытчики, будут работать на новых условиях с другими странами, которые готовы предоставить свои транспортные системы для доставки газа не только потребителям из СНГ, но и для Европейского Союза, а также азиатских государств.

Особенность функционирования СНГ в ближайшие годы состоит также в том, что он вынужден будет опираться прежде всего на государственные структуры в сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом, поскольку государственная собственность пока является господствующей во всех без исключения странах-участницах подготовки Договора.

Исходя из реальной экономической ситуации в странах Содружества, и строит Республика Беларусь свои взаимоотношения с ними.

Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой составляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота). В структуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.

Следует отметить, что именно создание единого союзного государства должно стать важнейшим фактором для обеспечения прочной интеграции нашей республики в мировое экономическое сообщество. Этот процесс особенно активизировался в прошлом году. Конец 2001 г. ознаменован важными событиями в жизни Союза Беларуси и России. Прошли заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства. А 12 марта нынешнего года в Минске состоялось очередное заседание Высшего Госсовета, на котором принято решение в ближайшее время подписать целый пакет межправительственных соглашений, направленных на создание единых экономических условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Активно ведется в настоящее время подготовка проекта Конституционного акта Союзного государства.

Глава 3. Беларусь как часть мировой экономической системы

Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы относиться к Центральной Европе. Но условное деление производится не столько географически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство, начиная от высоко индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.

Стратегия республики на международной экономической арене определяется ее положением в системе мировых хозяйственных связей. Периферийные страны, к которым относятся Беларусь и другие постсоветские государства, не могут конкурировать на равных с ведущими участниками глобальной интеграции и вынуждены приспосабливаться к ней на правах новичков. Поэтому актуальной задачей становится адаптация национально-хозяйственного комплекса Беларуси к процессу глобализации мировой экономики. Это означает, в первую очередь, необходимость повышения национальной конкурентноспособности, чтобы наша страна смогла занять достойное место в мировом сообществе.

Опыт государств с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

Кредиты международных финансовых организаций являются источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

Сотрудничество с МВФ важно для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предоставляются высококвалифицированные консультации по различным направлениям.

Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть уверен, что страна проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую ситуацию. Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство должно принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляются только под проведение экономических реформ (МВФ не требует ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около 4,5% годовых, что в 1,5—2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудного капитала).

Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Беларуси в июле 1993 г. в виде первой транши кредита по линии фонда системных трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (всего около 200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддержание валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита государственного бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и на финансирование инвестиционных проектов предприятий республики.

В сентябре 1995 г. было принято решение Совета директоров МВФ о предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280 млн. дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. дол, США уже получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики совместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основные направления реформирования экономики страны. Сам факт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация экономической программ являются условием для привлечения кредитных ресурсов по другим линиям.

Однако роль МВФ в обеспечении устойчивости белорусской экономики в течение нескольких последних лет претерпела значительные изменения. Наша страна уже не зависит от кредитов этой организации в такой мере, как в прежние годы. Подчеркивая этот факт, Президент Республики Беларусь А.Г. Лу­ка­шенко отметил, что в последние месяцы у Беларуси сложились самые хорошие отношения с Международным Валютным Фондом. Однако в настоящее время кредитов республика брать не собирается. Они просто не нужны. Хотя несколько лет назад потребность в займах МВФ была.

МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.

За первый квартал 2001 года внешнеторговый оборот (без учета услуг) Республики Беларусь составил $ 3504,1 млн. (экспорт товаров —$1773,5 млн., импорт товаров — $1730,6 млн., сальдо — 42,9). Если сравнить с первым кварталом 2000 года, можно сделать, что экспорт увеличился на 6,4%, а импорт уменьшился на 13,5%.

Характеризуя наши отношения со странами “дальнего” зарубежья, следует отметить, что на первом месте здесь идет Германия, которая является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.

На примере расширяющихся деловых связей Беларуси с фирмами Германии можно показать, как важно знание особенностей сотрудничества с немецким бизнесом для успешного развития отношений с этой страной. Рынок в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленности, машиностроение.

Немецкий рынок является классическим рынком предложения, а не рынком спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепция маркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса. Качество, дизайн и упаковка часто более важны, чем цена товара, а для технических товаров еще и сервис, и соответствие немецким техническим стандартам.

Поэтому в последние годы ключевое значение в Беларуси придается работе по приближению национальных стандартов к мировым требованиям качественных характеристик производимых товаров. Действующий фонд стандартов по машиностроению и приборостроению, изделиям электронной техники и электротехнической продукции уже на 70—80 процентов соответствует международным требованиям.

Мировая практика свидетельствует, что в ходе проведения хозяйственной трансформации ныне успешно действующие страны использовали весь арсенал государственного регулирования экономических отношений с зарубежными партнерами и никогда полностью не полагались на стихию рыночных сил в международном обмене. Как правило, внешнеэкономическая политика современных государств включает сочетание методов обеспечения свободной конкуренции и, где это необходимо, — введение протекционистских средств. Причем такое сочетание предполагает, в первую очередь, учет национальных интересов.

В полном согласии с такой тенденцией нынешние акценты в стратегии западных стран по отношению к Республике Беларусь из сферы военно-полити­ческого противостояния постепенно смещаются в область экономики. Беларусь подвергается ужесточению экономической блокады, а в сотрудничестве с ее главным партнером — Россией — отчетливо прослеживается стремление западных стран к достижению односторонних преимуществ, сдерживанию развития России, скрытому проникновению в стратегически важные для нее отрасли промышленности, устранению с мировых рынков конкурентноспособных российских товаропроизводителей.

Понимание особенностей нынешней системы международных хозяйственных связей, определяющим фактором которых является глобализация мировой экономики, ставит перед нашей республикой задачу выработки новой внешнеэкономической стратегии. Без ее успешного решения и практической реализации невозможно дальнейшее движение вперед по пути социально-экономического прогресса.


Заключение

Вступление человечества в XXI в. ознаменовалось множеством кардинальных перемен во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни. Важнейшая из них — становление глобальной экономики, когда мировое экономическое пространство становится единым полем для крупного бизнеса, когда география размещения производительных сил, отраслевая структура инвестиций, производства и сбыта определяются субъектами хозяйственной жизни с учетом глобальной конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают всемирные масштабы.

В этих условиях, ни одна страна, в том числе и Беларусь, не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал. Опоздать, не приспособиться к реалиям времени — значит безнадежно отстать, оказаться на обочине новой постиндустриальной цивилизации.

Поэтому расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе. Уже сегодня нужно найти эффективные методы преодоления негативных тенденций, препятствующих более тесному включению нашей республики в мировые экономические процессы, приливу иностранных инвестиций в народное хозяйство страны, чтобы отстоять национальные интересы государства, с наименьшими потерями приспособиться к условиям глобального рынка.

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Беларусь и страны мира 2000 / Мин-во статистики и анализа РБ. — Мн., 2000.

3. Беларусь: выбор пути: Национальный отчет о человеческом развитии 2000. — Мн., 2000.

4. Бригадин П.И., Новикова И.В. Тенденции мировой экономики и государственное управление. — Мн., Проблемы управления, 2002, № 1.

5. Богуш О. Опыт сотрудничества стран с переходной экономикой с международными организациями в 90-х гг. и особенности его применения в Республике Беларусь. Вестник ассоциации белорусских банков — Мн., 2001, № 26.

6. Внешняя торговля Республики Беларусь за 2000 год (предварительные данные). — Мн., 2001.

7. Годин Ю. Открытость не в ущерб безопасности. Экономическая интеграция Беларуси и России и мировые процессы глобализации. — Мн., Беларуская думка, 2001, № 2.

8. Дайнеко А. Беларусь и мировая экономика на пороге третьего тысячелетия. — Мн., 1999.

9. Проблемы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь: Тез. докл. Междунр. конф., 28—29 марта 1996 г. — Мн., 1996.

10. Шишков Ю. Внешнеэкономические связи в XX в. — От упадка к глобализации. Мировая экономика и международные отношения. — М., 2001, № 8.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.