Рефераты. Роль казачества в военной истории России






На Волге бои продолжались более шести месяцев и положили начало коренному перелому в войне. Казаки в составе советских формирований наступали, нанося противнику ощутимые удары. Дважды в Приказах Главнокомандующего отмечался 5-й Гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус. За бои под Корсунь-Шевченковском он был награжден вторым орденом Красного Знамени. 11-я Гвардейская Дон­ская казачья дивизия - орденом Богдана Хмельницкого, 12-я Краснознаменная казачьи дивизия и 63-я кавалерийская дивизия с двумя казачьими полками в нём получили почётное звание «Корсуньских». Звание Героя Советского Союза получил донской казак Рыжов Александр Петрович, помощник наводчика противотанкового орудия. В ночь на 27.09.1943г. под огнём противника он  в числе первых переправился через Днепр у д. Нивки (Гомельской обл.) и, подобравшись к вражеской траншее, забросал её гранатами, тем самым способст­вовал переправе всего полка через Днепр.

К сожалению, в годы войны не обошлось без территориальных переделов. Много­страдальные казачьи территории Терека вновь были перекроены: Кизлярский округ был передан во вновь образованную Грозненскую область, а Моздокский район - в образованную из области Северо-Осетинскую АССР.

В 1944г. казачьи корпуса отличились на украинско-венгерском направлении. В Приказе Сталина было отмечено: «В боях за овладение городом Ньиредъхаза отличились кубанские и донские казаки».  В январе 1945 года в боях между озером Веленце и Дунаем отличились казаки 5-го Гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса и 37-го Гвардейского казачьего нолка

В 1-й Гвардейской Донской казачьей дивизии 220 казаков удостоены правительственных наград.

Казаков старались направлять, прежде всего, в кавалерийские ча­сти и соединения, многие из кото­рых получали наименование «ка­зачьих» и традиционную казачью форму. В их составе воевали доб­ровольцы из донских, кубанских, терских и других казачьих ста­ниц. Среди бойцов было немало участников первой мировой и гражданской войн. Кавалерийские соединения часто использовались в составе конно-механизированных групп, включавших помимо кавалерийских механизированные и танковые соединения. Многие из кавалерийских дивизий и кор­пусов стали гвардейскими, в их числе 4-й Кубанский и 5-й Донской казачьи кавалерийские кор­пуса. Само появление казаков на том или ином участке фронта за­частую повергало противника в ужас, а стремительные атаки на врага побуждали того обращаться в бегство.

Из кубанских и терских каза­ков была создана пешая пластун­ская дивизия, которую использо­вали только с разрешения Ставки Верховного Главнокомандова­ния - так высоко ценились бое­вые качества казаков-пластунов.

Но большая часть казаков во­евала в составе общевойсковых со­единений. Так, одним из лучших летчиков-асов был дважды Герой Советского Союза донской казак Н. Д. Гулаев. Он не имел себе равных по числу крупных побед, так как в одном воздушном бою зачастую сбивал от двух до пяти вражеских самолетов. И общий счет - 57 сбитых вражеских само­летов - мог быть значительно большим, но почти за год до окон­чания войны Гулаева направили на учебу в военную академию.

Трагически завершилась судь­ба выдающегося военного инженера, сибирского казака Героя Совет­ского Союза генерала Д. М. Кар­бышева, который, попав в немец­кий плен, отверг всякие попытки склонить его к сотрудни­честву с врагами. В концлагере его преврати­ли в ледяную статую, об­ливая на морозе водой.

Из казаков вышло немало прекрасных ко­мандиров, показавших образцы военного искус­ства. В первые дни вой­ны немцы наткнулись на ожесточенное сопротив­ление Брестской крепос­ти, которую защищали части стрелкового кор­пуса под командованием донского казака Василия Попова, закончившего войну генерал-пол­ковником и Героем Советского Союза. Его же армия и освобож­дала потом Брест, а закончила войну встречей с союзниками-аме­риканцами на Эльбе в побежден­ной Германии.

В июне 1941 года, в районе го­родов Луцк и Дубно, развернулось крупнейшее танковое сражение, в котором успешно действовал механизированный корпус генерал-лейтенанта Д. И. Рябышева, на не­сколько дней задержавший продвижение немцев. Впоследствии он ко­мандовал армиями, фронтом.

Первым командующим Ленин­градским фронтом был донской казак Маркиан Попов, впоследст­вии ставший генералом армии и Героем Советского Союза. В годы войны, возглавляемые им группы армий, успешно действовали под Сталинградом и в Донбассе. Брянский фронт, которым он ко­мандовал, в ходе Курской битвы летом 1943 года освободил город Орел, и в Москве по этому слу­чаю был произведен первый в хо­де Великой Отечественной войны праздничный салют[1, С. 214].

Продвигаясь даль­ше, Маркиан Попов осуществил одну из са­мых оригинальных, ставшую классикой опе­рацию по освобождению города Брянска. Встре­тив упорное сопротивле­ние врага на своем фронте, и посоветовав­шись с уже упоминав­шимся нами генералом Василием Поповым, ко­торый командовал арми­ей на соседнем фронте, Маркиан Попов принял решение нанести удар по врагу с боевых позиций армии генерала Василия Попова, где немцы ниче­го подобного не ожидали и к уда­ру готовы не были. В образовавшийся прорыв был введен кавале­рийский корпус еще одного каза­ка - впоследствии генерал-лейте­нанта и Героя Советского Союза В. В. Крюкова. Спланированная своего рода маленьким казачьим фронтовым землячеством опера­ция завершилась успешно.

Командующий армией гене­рал-полковник Герой Советского Союза донской казак Н. Е. Чиби­сов провел очень искусную опера­цию по взятию Лютежского плац­дарма на правобережье Днепра, что позволило в ноябре 1943 года освободить от немцев Киев - «мать городов русских». Была особенность, объединявшая почти всех упомянутых генералов: они стремились воевать так, чтобы из­бежать крупных людских потерь в подчиненных им частях и соеди­нениях, что соответствовало сло­жившемуся веками у казаков опы­ту и миропониманию.

Но в этой войне в Красной Армии с собственными потерями, к сожалению, особенно не счита­лись. Более того, масштаб поне­сенного урона становился зачас­тую критерием труднодостижи­мости одержанных побед и коман­дир, лишившийся большего числа бойцов, нередко мог претендовать на более высокие награды и отли­чия, чем тот, кто берег жизни. Маркиана Попова понизили в должности и звании, боевого гене­рала Чибисова перевели на преподавательскую  работу.   Этот  пере­чень можно продолжить.

Слава, заслуженная казаками в ходе Великой Отечественной войны, была так велика, что ста­линский режим, репрессировав­ший целые народы по обвинению в сотрудничестве с немецко-фа­шистскими оккупантами, казаков не тронул. Впервые за всю исто­рию советской власти военные су­ды не обвиняли всех казаков пого­ловно, а наказывали только тех, кто пособничал врагу или воевал против Родины. И это справедливо.

Трудно переоценить подвиг казаков в годы военных испытаний. Их мужество, беззаветная преданность воинскому долгу всегда будут примером для потомков. Ведь совсем не случайно в казачьем фольклоре до наших дней сохранились пословицы и поговорки о военной доблести казаков: «Будешь чужда держава с Россией шершава – казаки тебя мигом выгладят», «Казака можно убить, но нельзя победить!» [1, С. 82-83].    

 

 

 

Заключение

 

История народов складывается тысячелетиями. Мир знает их забвение и возрождение.

Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда ни один народ не исчезает и не погибает полностью. Народы как волны океана: то прибывают к берегу, то отдаляются от него». Известный казаковед В.А.Потто  в конце XIX - нач. XX вв. писал: «На широком просторе южнорусских степей развилась и воспиталась эта мощная сила, которою справедливо гордится русский народ, которая на протяжении столетий делала без шума, медленно, непрестанно и честно великое государственное дело...казаки... были тем летучим авангардом, за которым сомкнутым строем медленно ползли вереницы русских пахарей.»[28, С. 12.]

 На 90-е гг. ХХ в. пришлось возрождение незаслуженно замалчиваемого в России народа - казаков. В изучении его истории мы опирались на политические, экономические и социально-культурные особенности этого русскоязычного субэтноса.

Развитие народности протекало под влиянием географического, природно-климатического, геополитического, экономического, и социального факторов, а также под воздействием взаимоотношений с соседями, взаимообогащением материальной и духовной культуры.

Этническая принадлежность - личный выбор. Каждый относит себя по родовым корням к определенному народу, компактно проживающему на той или иной территории, обладающему языковыми и социально-культурными особенностями.

Прошлое и настоящее переплетаются. Политики, порой, во имя узких интересов вторгаются в этническую историю и географию, обрекая на забвение целые этносы. В результате - отдельные народы представлялись приоритетными по сравнению с другими. Так случилось с казаками, которым в нач. XX в. властями упорно отводилась роль изгоя, даже не народности, а сословия. Их обрекли на вымирание, отобрав территории и передав народам -соседям, невзирая на вековые традиции, уклад, языковые особенности. Но в казаках «сработал» инстинкт самосохранения. Часть их в 1920-е гг. эмигрировала в зарубежье. Они приложили все силы к сохранению своей этничности: селились станицами, берегли уникальную культуру, тем самым сохраняли главное - статус народности.

Русский этнос, как сложная органическая, динамически развивающаяся система, включает в себя немногие родственные субэтносы, между которыми существует тесная взаимосвязь, субординированность и координированность в пространстве и времени. Все они абсолютно равноценны, как равноценны части единого целого. Политикам было удобно «привязать» казака обращением его в сословный статус. Казаки по этому поводу бунтовали, но не отделяли себя от народа русского, как не отделяют себя от аварцев в Дагестане авароязычные народы (цезы, багулалы...), а от лезгин - лезгиноязычные (рутулы, цахуры...).

Русский историк Василий Осипович Ключевский в курсе лекций «История сословий в России», не пытался вместить казаков в «прокрустово ложе» сословности, дав четкое определение этому: « Сословие - термин государственного права и обозначает известный ряд политических учреждений. Сословиями мы называем классы, на которые делится общество по правам и обязанностям...» Т. о., сословиями мы называем классы (бедных и богатых, духовенства и военных, ремесленников и т.д.). К классам относились россияне графского, дворянского, помещичьего сословий. Среди казаков, как и среди других народов России, были представители почти всех сословий. Сословного статуса можно лишить, например дворянского, как это было с декабристами. Но как лишить казака его этнической принадлежности? Народ живёт на исторически сложившейся территории, обладает языковыми особенностями (диалектом), сохраняет и передает из поколения в поколение свою культуру, обрядность и традиции. В 1904 г. о казаках писал историк-этнограф Василий Львович Величко: «... с другой стороны, казачество, опутанное сетью циркуляров и сложных, законов, затруднено в выполнении своей национальной задачи»[15, С. 117]. На Современном этапе истории активно происходит становление казачьего народа, в местах компактного проживания. В специальных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, кадетских корпусах) введен курс культуры и истории казачества.

Эта часть истории государства, нашей истории, истории казачества. Здесь очень много спорных вопросов, но одно ясно – казачество сыграло огромную роль в становлении российской государственности и, прежде всего, как военная сила, военная социальная организация.

Уникальность этой военной организации, ее способность выживать и побеждать вызывает уважение и гордость. Военное искусство казаков, система подготовки будущих воинов, организация военных операций – все это вызывает восхищение.

В ходе исследования стало очевидно, что военные успехи казачества были бы немыслимы без особого социального уклада жизни, самоуправления, воспитания самоуважения, коллективной ответственности, культа Родины, товарищества и жертвенности во имя своих идеалов и убеждений, верности долгу. Это особое мировоззрение - мировоззрение воина, защитника Отечества.

Несмотря на полную веротерпи­мость казаков, несмотря на по­стулат «каждый волен держать свой закон», основу казачьей ду­ховной жизни составляло Право­славие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней.

Веками вырабатывае­мое народное казачье со­знание опиралось в своих духовных поисках на православные каноны, тем же путем шли каза­чьи «законоучители» - всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода.

Казак    считал себя защит­ником   Веры.   При этом не имело значе­ния, где происходит сражение и кого казак защищает.

Уделом справедливости счита­лась Родина, но не географиче­ская, хотя границы ее должны быть неприкосновенны. Эту Родину казак защищал в любой точке мира.

В настоящее время казачество активно возрождается, этому способствуют проводимые правительством мероприятия в области законодательства. В подготовленном на федеральном уровне законе о казачестве разработана программа его развития на 2004-2009 гг., в которой должно быть предусмотрено отношение государства и Президента к народу. Государственная Дума Ставропольского края приняла краевой Закон «О казачестве в Ставропольском крае». За период возрождения издано более 30 документов. Если бы все они работали, государство получало бы огромную пользу, ведь старин­ная пословица до сих пор жива: «Дерево сильно корнями, а Русь - казаками!» По состоянию на 1июля 2003г. в составе Терского Казачьего Войска состояло реестровых 59620 казаков. Не пожелавшие вой­ти в госреестр казаки не были учтены, а их достаточно много. Произойдет ли факти­ческое объединение земель ТКВ в России, которой терцы еще в 1577г. присягнули служить верой и правдой? Но каковы бы ни были отрицательные стороны казачест­ва и его теперешнего быта, оно представляет положительную силу, и песня его да­леко не спета. Как бы ни пытались ее заглушить, придётся решать проблемы его ста­новления и развития. Проще и более результативно их решать на местах, не отмахи­ваясь, а грамотно увязывая традиции с современностью, личные интересы граждан казачьего рода с местными, региональными и общегосударственными интересами, нисколько не забывая о том, что за полтора десятка лет своего возрождения казаче­ство России показало себя самым законопослушным народом из всех многочислен­ных малых народов в регионах с компактным их проживанием. Особое значение приобретает закон о казачестве. Он  способствует ста­новлению казачьих общин на государственном уровне, регулированию их взаимо­отношений с местным управлением, разрешит многие другие назревшие проблемы.

Литература

 

1.                 Алмазов Б.А. Казаки. – Спб., 1999.

2.                 Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. – М.,1889.

3.                 Браламберг И. Кавказская рукопись. Переиздание. – Ставрополь, 1992.

4.                 Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. – Ростов-на - Дону, 2001.

5.                 Венков А.В. Система управления и самоуправления. Очерки традиционной культуры казачеств России. Т.I, гл. 3-6. – Москва-Краснодар, 2000.

6.                 Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Савенко С.Н. О Шелкозаводском городище… на Тереке. Материалы исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.I.- Армавир, 2003.

7.                 Гордеев А.А. История казаков. Т. II. – М., 1991.

8.                 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.,1993.

9.                 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., АСТ, 2003.

10.            Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии.- Спб, 2002.

11.            Гумилев Л.Н. От Руси до России.- М., 2003.

12.            Дудко А.М. Велесова книга. Славянские веды.- М., 2002.

13.            Егоров-Хоперский В.Н., Немиров Ю.А. Сокровища «старого города». – Ростов-на-Дону, 1981.

14.            Желтова В.П., Иванова Н.А. Российское законодательство о казачьем сословии XVIII-XIX вв. Проблемы казачьего возрождения. Сборник научных статей. - Ч.II. – Ростов-на-Дону, 1996.

15.            Заседателева Л.Б. Терские казаки. Середина XVI- нач. XX вв. Историко-этнографические очерки. – М., МГУ, 1974.

16.            Ивонин А.Р. Колупаев Д.В. Казаки на Алтае в XVIII-XIX столетиях. – Барнаул, 2003.

17.            История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века.- М., 1988.

18.            Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Париж, 1928.

19.            Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. – Владикавказ, 1912.

20.            Клычников Ю.Ю. Сбор российскими офицерами сведений о Северном Кавказе в конце 20-х- начале 30-х гг. XIX в. Актуальные проблемы всемирной российской истории. Ученые записки. Вып. 1.- Пятигорск, ПГЛУ, 2002.

21.            Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества. – Спб., 1996.

22.            Мамонтов В.Ф. История казачества России. – Екатеринбург-Челябинск, 1995.

23.            Матвеев О.В. Самосознание и самоназвание. Очерки традиционной культуры казачества России. Т.I, гл. 3,5.

24.            Нарожный Е.И., Емельянов О.Б. «Городки» и «Станицы» на Тереке. Чечено-Ингушетия в составе России в конце XVIII- середине XIX века. Тезисы докладов научно-пропагандистской конференции.- Грозный, 1989.

25.            Никоновская летопись, ПСРЛ XII.- М., 1965.

26.            Омельченко И.Л. Терское казачество.- ИР, Владикавказ, 1991.

27.            Попов А. История о Донском войске. – Спб., 1814.

28.            Потто В.А. Два века терского казачества. 1577-1801. Репринт, 1912. Ставрополь, 1991.

29.            Савельев Е.П. Древняя история казачества. – Новочеркасск, 1915. Переиздание. М., Вече, 2002.

30.            Трут В.П. Противоречия ряда основных положений миграционной теории происхождения казачества и конкретно-исторических условий. Возникновение казачества и становление казачьей культуры.- Ростов-наДону, 1999.

31.            Шенк В.К., Казин В.Х. Казачьи войска. Главная Книга Императорской Квартиры. – Спб.,1912. Репринт. – Спб., 1992.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.