Рефераты. Совершенствование организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками






Дело в том, что при значительном отвлечении средств предприятия из оборота, появляется невозможность гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и внутренний аудит расчетов.

Для проведения внутреннего контроля используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Необходимость внутреннего контроля связана, прежде всего, с увеличением объектов и данных в бухгалтерском учете предприятия.

По мере роста масштаба деятельности предприятия и расширения аппарата управления возникают проблемы, связанные с обменом информацией, затрудняется контроль за различными подразделениями предприятия со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

Основными функциями внутреннего контроля являются: осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию [27].

Кроме того, в компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средств управления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их проведением.

Многие предприятия страдают от неэффективного использования разного рода ресурсов от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны работников.

Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля.

На службу внутреннего контроля организации возложено выполнение следующих функций:

-                   контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;

-                   контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;

-                   контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;

-                   контроль за деятельностью различных звеньев управления;

-                   контроль за эффективностью механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах и структурных подразделениях экономического субъекта;

-                   контроль за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;

-                   контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

-                   проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;

-                   разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышению эффективности управления.

В число общих задач отдела внутреннего аудита также входит проверка:

-                   достоверности и правильности информации, а также источников информации;

-                   систем, предназначенных для реализации задач и планов и соблюдения процедур, законодательных актов и инструкций, а также их выполнения сотрудниками компании;

-                   сохранности активов;

-                   оценка эффективности использования ресурсов, и т.д.

Рассмотрим расчетные операции, по которым наиболее часто возникают ошибки у бухгалтеров при отражении их бухгалтерскими проводками и оформлении документами.

В соответствии со статьей 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Таблица 1.1

Содержание и признаки нарушений при оформлении документов


Содержание нарушений

Признаки нарушений

1

2

1. При оправдательном документе

отсутствует распоряжение на

осуществление операций

Отсутствие подписей руководителей, выписок из приказов, решений совета директоров, учредителей

2.При распорядительном

документе нет оправдательного

Операция по каким-то причинам не совершилась или пропущена

3.Документы составлены с нарушением установленной формы

Доверенности, счета, акты и т.п. составлены по произвольной форме

4.В одном и том же документе не совпадают реквизиты

Документы составлены от имени одной организации, а печать- другой

5.В документах полностью или частично отсутствуют реквизиты

Отсутствие обязательных реквизитов, содержание операции сформулировано некорректно

6.При документах отсутствуют приложения. На которые имеются ссылки

В документах указаны приложения, а в действительности их нет

7.Документы подписаны лицами, не имеющими на это право

Денежные документы подписывает кассир, накладные- заведующий складом

8.Подделка подписей, наличие подчисток, дописок, исправлений

Следы подчисток, исправлений, дописок и т.д.

9.Отсутствие на соответствующих документах штампа, печати

Доверенности, товарные чеки, квитанции и др. без печати или штампа

10. В документах письменные реквизиты указывают на несвойственные для данной организации операции

В документах содержатся операции, которые на самом деле необоснованны (недействительны)

11.Прослеживание данных расчетных и платежных документов по одним и тем же сделкам показывает их несоответствие

Данные предъявленных счетов-фактур за оказанные услуги и платежных поручений по оплате этих счетов не совпадают

12. Операции, проведенные по документам, недействительны

Расход товарно-материальных ценностей не подтверждается отпуском их со склада. Перечисление денежных средств за оказанные услуги без предъявления счета-фактуры и без договора


Некорректное оформление документов, подтверждающих произведенный взаимозачет, может привести, например, к тому, что суммы НДС, возмещенные из бюджета в результате этой операции, не будут приняты налоговыми органами, а это может повлечь за собой взыскание сумм штрафов и пеней в бюджет.

Зачастую скрытую материальную ценность списывают на счет
76 «Расчеты по претензиям».

В последнем случае необходимо установить реальность сумм претензий, а так же то, обусловлены ли претензии: несоответствием цен и тарифов договорным обязательствам; выявленными арифметическими ошибками на счетах; несоответствием качества товара (услуг) стандартам или техническим условиям; недостачей груза в пути сверх норм естественной убыли; браком по вине поставщиков и подрядчиков.

Большое количество ошибок допускают бухгалтеры при проведении взаимозачетов, составлении актов сверки.

Отсутствие разногласий по поводу взаимозачета должно быть подтверждено выверкой взаиморасчетов и оформленным по ее результатам двусторонним актом сверки расчетов, где необходимо указать основание возникновения встречных задолженностей, дату проведения взаимозачета, документы, подтверждающие возникновение задолженностей (номера и даты составленных счетов-фактур), суммы задолженностей, а также суммы зачтенных требований, обязательно с выделением сумм НДС.

Аудиторская практика показывает, что стороны часто допускают следующую ошибку при составлении акта сверки взаимных расчетов. Предприятия ограничиваются составлением акта, в котором указываются все необходимые показатели, позволяющие определить наименование, количество, стоимость, даты совершенных поставок, дату составления документа. Однако из текста такого акта сверки следует лишь то, что стороны выявили сумму взаимных задолженностей, но не выразили своего волеизъявления о погашении этих задолженностей зачетом встречных требований или иным способом, например, оплатой денежными средствами.

Наличие акта сверки взаимных поставок без указания в нем факта погашения сторонами взаимных задолженностей не прекращает обязательства сторон и не освобождает их от необходимости погашения указанных задолженностей в дальнейшем.

При заключении договора по товарообменным операциям, когда обмен неравноценный типичны ошибки такого рода: стороны не указывают в договоре мены, что обмен неравноценный и одна из сторон сделки должна сделать доплату. А затем такая доплата производится. Тогда она отражается в учете получателя как внереализационный доход, увеличивая налогооблагаемую прибыль. Поэтому бухгалтеру нужно следить за правильностью составленного договора.

Для улучшения состояния расчетов:

-                   необходимо следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

-                   контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

-                   постоянно контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности;

-                   производить классификацию покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

-                   имея оперативные данные по просроченной задолженности, необходимо начинать претензионную работу, т.е. высылать уведомления - претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность;

-                   разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.

Глава 2. Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «ТФ Культторг»

 

2.1. Краткая характеристика ОАО «ТФ Культторг»

 

ОАО «Торговая Фирма Культторг» зарегистрировано Постановлением Главы администрации Советского района города Челябинска № 190 от 04.02.1993 года.

Учредителями ОАО «ТФ Культторг» являются: физические лица - граждане РФ. Основная деятельность предприятия согласно Устава и лицензий - торгово-закупочная деятельность.

Целью деятельности общества является получение прибыли. Уставный капитал составляет 29800 рублей.

Он составляется из номинальной стоимости 5960 именных акций номинальной стоимостью 5 рублей каждая.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество вправе открывать банковские счета, иметь круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием.

Численность организации составляет 10 человек:

-                   директор,

-                   главный бухгалтер, бухгалтер,

-                   главный менеджер, старший менеджер,

-                   зав. складом, старший кладовщик,

-                   старший водитель - экспедитор, водитель – экспедитор,

-                   продавцы,

-                   грузчики.

Организационная структура ОАО«ТФ Культторг» представлена на рис.1.

Рис. 1. Организационная структура ОАО «ТФ Культторг»


ОАО «Торговая фирма Культторг» по организационно-правовой форме  является открытым акционерным обществом. В Уставе ОАО «ТФ Культторг» зарегистрировано несколько сфер деятельности, но основным видом деятельности является оптово-розничная торговля, в связи с этим номенклатура основной продукции ОАО «ТФ Культторг» представлена в виде канцтоваров и детских игрушек.

Численность работников предприятия 11 человек.

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность прерии государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Бухгалтерия, возглавляемая Главным бухгалтером, осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Состав бухгалтерской службы – 4 человека: главный бухгалтер, 2 бухгалтера по расчетам с дебиторами и кредиторами; бухгалтер по учету денежных операций.

Руководителем технического отдела является старший водитель-экспедитор, в его подчинении находятся: водитель-экспедитор и грузчики. Данный отдел занимается снабжением предприятия, организовывает мероприятия по снабжению компании транспортом, а также разрабатывает схему маршрутов автотранспорта.

Коммерческий отдел – производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой продукции, приобретением необходимого сырья, топлива, материалов и т.д. В задачи этого отдела входит также получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.

Учет на предприятии ведется с применением компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 7.7.», метод определения выручки- по отгрузке.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и другим нормативно- инструктивным документам с учетом последующих дополнений и изменений в них.

Предприятием, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998года №60н, разработана учетная политика. На 2006 г. учетная политика принята  Приказом по предприятию №1 от 31.12.2005. Она в  полном объеме раскрывает способы веления бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности; а именно: способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, признание прибыли от реализации продукции и другие способы, без знания, о применении которых пользователем бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота и результатов деятельности предприятия

Бухгалтер по учету денежных операций занимается составлением первичных учетных документов, кассовой книги, авансовых отчетов, ведение банковских операций, осуществляет контроль за кассовой дисциплиной в организации. Также в обязанности бухгалтера по учету денежных операций входят следующие операции: складской учет, списание материалов, контроль за правильностью списания горюче-смазочных материалов водителями. Данные ежемесячно предоставляются главному бухгалтеру.

Бухгалтер по расчетам с дебиторами и кредиторами рассчитывает заработную плату работников, составляет и сдает ежемесячно Единый социальный налоги ежеквартально Фонд социального страхования, статистическую отчетность, заполняет книгу доходов и расходов для субъектов малого предпринимательств и ведет расчеты по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Данные ежеквартально предоставляются главному бухгалтеру.

Главный бухгалтер  на основании этих данных составляет квартальную отчетность, начисляет налоги и высчитывает полученную прибыль. Не позднее 5 числа каждого квартала, следующего за отчетным, главный бухгалтер предоставляет отчетность генеральному директору для проведения анализа, а также предоставляет данные в налоговые органы. По распоряжению генерального директора составляет прогнозные показатели прибыльности, рентабельности, формирует учетную политику на следующий год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.