Наглядно результаты
исследования представлены на графике (см. рис. 2.).
Рис. 2. Предпочитаемость
стратегии
В результате
исследования с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного поведения» было
доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными личностями и
большинство испытуемых предпочитают стратегию компромисса (42 %). Зная эти
данные, можно избежать излишних конфликтов. Учитывая стиль поведения человека и
зная свой, можно избежать возникновения конфликтных ситуаций и разрастания
конфликта. В результате проведенного нами исследования мы пришли к выводу о
том, что каждая стратегия эффективна только в определенных условиях. Каждый
участник конфликтной ситуации должен уметь эффективно использовать все
стратегии, делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также складом характера
оппонентов. Предпочитать одни стратегии другим – естественно, но жесткое
предпочтение ограничивает возможности конфликтующих сторон. Важно определиться
с приоритетами и возможными альтернативными вариантами, это позволит оппонентам
быть более свободными в выборе при столкновении с конкретными конфликтными
ситуациями.
2.2.
Анализ тактик поведения в конфликте
На втором этапе нашего
исследования испытуемым был предложен тест «Тактика поведения в конфликте» (см.
Приложение 4).
Стратегии в конфликте
реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso – выстраиваю
войска) – это совокупность приемов воздействия на оппонента.
Тест «Тактика поведения
в конфликте» направлен на выявление определенного типа поведения в конфликте.
Он помогает лучше разобраться в характере человека. Тест «Тактика поведения в
конфликте» содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом».
Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да»
или «нет». За ответ «да» начисляется 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Испытуемые
должны выбрать один из предложенных ответов. Затем подсчитываются и
складываются те баллы, которые набрали испытуемые. Обработка ответов (в
соответствии с ключом) позволяет установить, как выражены тактики «Избегающий
конфликта» и «Действующий напролом». Определены следующие параметры: тактика не
выражена, средне выражена, ярко выражена.
Результаты, полученные
после подсчета баллов, набранных испытуемыми, представлены в Приложении 5.
Количество баллов дает
представление о выраженности тенденции к конфликтности. Обработка полученных
данных представлена нами в табл. 2, которая показывает соотношение количества
человек со степенью выраженности конкретной тактики в процентном отношении.
Таблица 2.
Итоговый результат
№
Тактика поведения в конфликте
Количество человек, в соответствии со
степенью выраженности тактики
Низкая степень выраженности, %
Средняя степень выраженности, %
Высокая степень выраженности,%
1
«Избегающий конфликта»
27
67
6
2
«Действующий напролом»
67
33
0
Наглядно результаты представлены
на графике (см. рис. 3).
Рис. 3. Соотношение
количества человек в соответствии со степенью выраженности тактик поведения
В результате
исследования с применением теста «Тактика поведения в конфликте» было доказано,
что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к
конфликтности, практически у всех, средняя и ниже среднего. Каждому участнику
конфликтной ситуации следует более осознанно делать выбор в пользу той или иной
тактики, спокойнее реагировать на конфликты.
Заключение
В ходе проведенного
теоретического исследования было установлено, что не существует единой
универсальной теории конфликта. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта
своим содержанием. Одни ученые считают, что конфликт - одна из форм
нор¬мального человеческого взаимодействия, конфликты помогают сплотиться
окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов,
улучшить морально-психологический климат в коллективе (Ч. Ликсон, Н.В. Гришина,
Г.М. Андреева, Л. Козер, Г. Зиммель). Другие ученые полагают, что следует не
допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать (Т. Парсонс, Р.
Дарендорф, А. Смолл, К. Левин). В некоторых ситуациях столкновение между
людьми, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить,
осудить и не допустить неправильное поведение, чем не реагировать, опасаясь
испортить отношения.
Анализ причин поведения
сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои
интересы, отстаивать ценности в конфликте, реализовать свои цели и потребности.
Далеко не всегда цели полностью осознаются участниками ситуации и тем более
формулируются в терминах достижения конкретных результатов. Образ желательного
исхода конфликта становится регулятором конкретных действий участни¬ков
конфликтной ситуации. Происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на
его конструктивный или деструктивный исход, на разрешение конфликта и на его
последствия. Оценка ситуации в качестве конфликтной дает основания и обязывает
действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Быстрота
пресечения возникающего конфликта зависит от характера конфликтной ситуации и
от поведения участников конфликта.
Универсальной реакцией
каждого человека на возникающие противоречия, конфликты, дезинтеграцию является
стремление преодолеть эту дисгармонию. Установка на определенные формы
поведения в ситуации конфликта, ориентация личности (группы) по отношению к
конфликту рассматриваются как стратегии поведения в конфликте. В основе
двухмерной моде¬ли стратегий поведений личности (избегание (уход),
приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс), разработан-ной К.
Томасом и Р. Киллменом, лежат ориентации участников конфликта на свои интересы
и ин¬тересы противоположной стороны. Каждая модель поведения может быть
оптимальной и обеспечить наилучший эффект в зависимости от конкретных условий
возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество,
конструктивная модель поведения в конфликте в наибольшей степени соответствуют
современным представления о наилучшем взаимодействии между людьми.
В результате
исследования группы студентов с применением теста К. Томаса «Стиль конфликтного
поведения» было доказано, что большинство испытуемых не являются конфликтными
личностями и предпочитают стратегию компромисса и сотрудничества. Учитывая
стиль поведения оппонента и зная свой, можно избежать возникновения конфликтной
ситуации и разрастания конфликта. В результате проведенного исследования с
применением теста «Тактика поведения в конфликте» были получены данные о том,
что большинство испытуемых являются не конфликтными личностями и тенденция к
конфликтности практически у всех средняя и ниже среднего. Также в результате
исследования была получена информация о том, что каждый человек в какой – то
степени использует все стили поведения, но в определенных условиях (ситуациях),
люди отдают предпочтение тому или иному стилю. Некоторые стратегии поведения
могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.
Если участник конфликта в большей мере приспосабливается к другим участникам,
чем отстаивает собственное мнение, то ему следует поработать над увеличением
напористости и укреплении воли, в соответствующих ситуациях применять стиль конкуренции.
Если участник конфликтной ситуации слишком часто соглашается на компромисс,
будучи нетерпеливым человеком, то ему необходимо научиться терпению. Всем
участникам конфликта следует более спокойно и осознанно реагировать на
конфликтные ситуации.
Таким образом, в
результате исследования была достигнута цель работы: теоретическое и
экспериментальное исследование типов поведения участников конфликтной ситуации.
Также были решены задачи исследования: проведен анализ современных зарубежных и
отечественных исследований по проблеме конфликта, изучены конфликтные ситуации
и стратегии поведения в конфликте, проведен эмпирический анализ моделей
поведения личности в конфликте. Была доказана гипотеза исследования,
заключающаяся в том, что типы поведения участников конфликтных ситуаций и
разрешение конфликта зависят от выбранной тактики и стратегии поведения в
конфликте.