Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.
Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей и др.).
Все виды проектов, если это международные проекты, ведутся на иностранном, в большинстве своем английском языке, и потому предстаатяют помимо возможности реализации дидактических или методических задач дополнительный интерес, поскольку они создают условия .для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка.
Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы.
Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом.
1. Организационный
Он включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.
2. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта Включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом), обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам получить определенную информацию, приобрести необходимые навыки, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время
Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или но сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактен. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций.
4, Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов
Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
5. Работа над проектом
Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2 — 5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.
6, Подведение итогов, оформление результатов
На этом этапе группы (в отдельности или совместно с партнерами, по заранее достигнутой договоренности) обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта
Готовый и оформленный проект должен пройти заключительный этап презентации в классе, телеконференции в Интернет, на школьной конференции, как решат участники проекта. Конечно, речь идет о более или менее крупных проектах или даже программах, которые выполняются не на одном - двух уроках, а занимают достаточно продолжительный отрезок времени. Результаты такого проекта вместе с его описанием могут быть размещены на специальной Web-страницс своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация всегда подразумевает дискуссию, возможность для участников презентации задавать любые вопросы по теме исследования, творческой работы и получать аргументированные ответы со стороны разработчиков.
2.2. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях
Если учитель'приступает к организации телекоммуникационных проектов, ему следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Проекты могут идти в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они будут активизировать широкий круг . познавательных и творческих интересов учащихся. Немаловажным является также процесс соотнесения интересов учителей и учеников, выбирающих тему для проведения проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Иначе: необходимо понять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта являются актуальными для школы, района (города, региона и т.д.), где живут учащиеся, будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые учащиеся получат в процессе работы над проектом.
Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать подобный политематический, междисциплинарный проект можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся. Предположим, что кто-то из учащихся увлекается именно тем предметом, который ведет учитель — организатор телекоммуникационного проекта, а следовательно, с удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся, обладающие, например, литературными, музыкальными или художественными способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или в самостоятельном проекте, третьи выразят готовность попробовать свои силы в решении каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каждом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.
Если учитель стремится уделить значительно большее внимание самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в рамках традиционного урока, то ему придется использовать другие формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Так, при проведении телекоммуникационных проектов хорошо зарекомендовала себя система докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебной дисциплины. Интересная и продуктивная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и международными, может быть организована на базе научных обществ детей, литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии.
Как правило, учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Необходимо так организовать работу, чтобы те учащиеся, которым нужны определенные условия для выполнения работ, имели бы возможность проводить какие-то замеры, опыты и другие действия непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков.
Некоторые из подобных проектов могут быть предложены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат телекоммуникации.
Это особенно оказывается полезно в научном и социальном планах, если речь идет об экологии, социологических проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим работам, учитель, проводящий проект, осознает необходимость расширения географии и сферы сотрудничества.
При использовании телекоммуникаций в отечественной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали многие разнообразные формы совместной деятельности.
Это — интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников; межшкольные литературные журналы, газеты и др.; совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных и др.; экологические проекты; совместное литературное творчество (написание стихов, рассказов и др.).
Кроме того, сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран; статистическая работа; организация совместных полевых работ; изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий; совместное решение разнообразных актуальных проблем; разработка проектов путешествий, туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств, правил обмена валюты и т.п.
Если возникли небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенные какой-то общей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.
По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже наметил для себя, какой характер будет носить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школьников следует вести с учетом выбора типа проекта. Необходимо, чтобы была ориентация не только на интересы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).
Для этого учителю необходимо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, своем регионе, но и в том регионе или стране, где мог оказаться ваши потенциальные партнеры.
Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску партнеров по отобранным идеям (это еще не сформулированные темы, а только идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти партнера по сети?
Вспомните, вы когда-нибудь в своей жизни попадал в незнакомую компанию? Вот и новичок, попадающий новую для себя телекоммуникационную среду, не сразу может сориентироваться и определить «кто есть кто» тем более что в сети пользователи, как правило, не видят друг друга (если они не работают в видеоконференции), а воспринимают информацию о другом человек лишь в эпистолярной форме.
Очень эффективным и простым решением являете посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авто рам, заинтересовавшим его, письмо, содержащее рас сказ о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие письма, называемые представительскими, очень популярны в сети. Цель представительских писем — не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь, заинтересовать потенциального партнера по переписке, вызвать у него желание ответить на ваше письмо. Поэтому чем ярче и интереснее будет письмо, тем больше шансов получить на него ответ.
По сложившейся в сети традиции при переписке учителей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:
Что из себя представляет ваша школа: ее специализация и наиболее интересные черты?
Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?
Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке? Почему?
Ваши личные и профессиональные интересы?
Ваше хобби?
Можно также разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится. Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо действующему сетевому проекту или программе. Далее происходит обмен приветственными письмами со школой-партнером. Аналогичными письмами должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друг друга. Выше уже говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения со всех уголков планеты. У ребят множество идей, насущных проблем, к решению которых они приглашают всех заинтересованных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не приходит в голову в настоящий момент что-то особенно интересное, а имеется лишь желание попробовать свои силы в телекоммуникационном проекте, региональном или даже международном, то можно просто откликнуться на предложения, размещенные в сетях Интернет, и присоединиться к готовому, иногда уже действующему проекту. Так, известный проект Дж. Гезергуда из Иллинойса «Шекспировский семинар» длится в сетях уже более 8 лет и каждый год к нему присоединяются все новые и новые ребята из более чем 30 стран мира.
Когда учитель получит ответное письмо-приветствие, он может приступать к планированию работы. Каждая группа, участвующая в общем проекте, выдвигает собственные гипотезы решения этой проблемы. Когда все гипотезы обсуждены и приняты всеми группами как действительно существенные для решения обшей проблемы, учителя определяют для каждой группы с обеих сторон четкие задачи по поиску доказательности одной - двух гипотез, все вместе намечают этапы работы и определяют конкретные даты обмена письмами. Затем корректируются планы с партнерской школой, и начинается основная работа над проектом.
Как только учитель получит встречные предложения, он может приступать к следующему этапу работы: назначить встречу с учащимися для обсуждения конкретных вопросов работы по проекту. На этой встрече необходимо договориться об окончательной формулировке темы проекта с учетом интересов партнера, уточнить методы совместной работы, наметить этапы, точное время первой связи и возможное содержание первого диалога. Желательно здесь же выбрать лидера группы с каждой из участвующих сторон.
Выборы лидера должны вестись самими учащимися с учетом таких приоритетных критериев, как знания в предметной области проекта, личные качества, организаторские данные, необходимые для организации и координации совместной деятельности партнеров по проекту.
Стоит обратить внимание на то. что при общении с зарубежными партнерами вся переписка ведется на английском или каком-либо другом иностранном языке. Кроме того, учитель может столкнуться с такими проблемами, как различия школьных программ, учебных планов отечественных и зарубежных школ, различия в образовательных стандартах, трудности в нахождении общих тем для переписки, несовпадение по срокам каникул и т.д.
Если же учитель заинтересован в организации большого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Учителю потребуется подготовить так называемый культурный пакет. Что это такое? Это предложения партнеру в отношении выдвинутой учителями и учащимися отдельной школы идеи: в чем суть идеи, ее содержание, возможные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть уже какой-то опыт и практические результаты по проектной работе, то их можно тоже включить в «культурный пакет» (это могут быть любые формы работ, выполненные учащимися, — план-проспект, слайды, видео и пр.). «Культурные пакеты» можно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте либо по местным средствам массовой информации (в местных печати, радио, телевидении). Эти пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного образования с просьбой передать ваши предложения каким-либо школам, заинтересованным в подобной работе. В каких-то случаях «культурные пакеты» могут быть размещены на школьных страницах в среде World Wide Web.
Когда наметились исследовательские группы, найдены партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно очевидно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реальные очертания, можно обратиться к следующему организационному вопросу — знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.
Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов следует начать целенаправленную работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.
Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся будет спецсеминар. на котором учитель достаточно подробно расскажет ребятам о специфике научного поиска о том, как и где можно искать информацию по данной теме и как ее следует анализировать.
Очень эффективны проекты, при выполнении которых учитель смог привлечь к работе с учащимися сотрудников какого-либо научного центра или творческого объединения. Они могут заинтересоваться работой учащихся, подсказать им интересные вещи, дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе или даже выступить в роли скрытого координатора. Надо обязательно показать учащимся, какие существуют способы обработки результатов, в том числе современными средствами новых информационных технологий. Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить учащихся к современным технологиям, широко используемым в цивилизованном обществе, как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности. Учащиеся должны научиться пользоваться многообразными возможностями компьютерной техники для подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных, использованию мультимедийных средств.
На этих же семинарах следует целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой работе можно привлекать специалистов по другим предметам, прежде всего словесников, которые профессионально владеют многими приемами развития речи, коммуникации как устной, так и письменной (эта работа должна вестись систематически на уроках, не обязательно на семинарах). Важно не забывать о правилах хорошего тона, о чем будет уместно систематически напоминать ребятам, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр. Это не праздный вопрос. Если проследить ведущиеся в настоящее время в Интернет свободные беседы (chats) пользователей, то низкий уровень коммуникативной культуры просто поражает. Поэтому процессу формирования культуры общения, как на родном, так и на иностранном языке следует уделять особое внимание и все время держать под пристальным контролем.
В ходе работы над телекоммуникационными проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как «мозговая атака». Метод «мозговой атаки» очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет быстро принять решение по какому-либо актуальному для всех вопросу пли быстро решить проблему. Осуществляется данный метод следующим образом. С помощью телекоммуникационной связи (электронной почты, телеконференции, в режиме 1RC) партнеры каждой группы передаю!
лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.
После окончания «мозговой атаки» участники группы под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5