Рефераты. Уровень жизни населения России
Особое внимание
будет уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты
и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность
направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с
представителями делового сообщества. Предстоит обеспечить развитие механизмов
частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства
государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные
организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности
на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных
формах.
Конечным
результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач,
должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в
денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.
3. Цель – повышение качества и доступности медицинской
помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения,
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
В рамках
реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические
задачи :
- повышение
эффективности функционирования системы здравоохранения;
- обеспечение
доступности и качества медицинской помощи[7] ;
- улучшение
состояния здоровья детей и матерей 7;
- обеспечение
качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения;
-
предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
3.1.
Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения .
В соответствии
с Бюджетным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной
политике в 2007 году» и перечнем поручений Президента
Российской Федерации от 28 марта 2006 года
№ 488-Пр по вопросам развития российского здравоохранения в 2006-2008 годах
предусматривается:
- завершить на
основе стандартизации отработку финансирования, в первую очередь, стационарных
медицинских учреждений с ориентацией на конечный результат, с поэтапным
переходом на преимущественно одноканальное финансирование;
- определить
источники и порядок финансирования расходов на проведение мероприятий, по
переводу стационарных медицинских учреждений на преимущественно одноканальное
финансирование в пилотных территориях;
- выработать
механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в сфере управления здравоохранением и источников финансирования
здравоохранения на основе системы персонифицированного учета расходов в сфере
социального страхования, связанного с медицинской, санаторно-курортной,
лекарственной помощью населению.
Показателями
задачи «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения»
являются: объем амбулаторно-поликлинической помощи; объем стационарной помощи;
объем помощи в дневных стационарах всех типов; объем оказанной скорой
медицинской помощи; уровень госпитализации; длительность пребывания в
круглосуточных стационарах; доля финансирования здравоохранения через систему
ОМС в общем объеме государственного финансирования здравоохранения.
3.2.
Обеспечение доступности и качества медицинской помощи .
Доступность и
качество медицинской помощи будут обеспечиваться за счет повышения структурной
эффективности функционирования системы здравоохранения, переориентации части
объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап с более широким
развитием ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, развития
первичной медико-санитарной помощи, которая создает условия для улучшения и
сохранения здоровья населения.
На решение
данной задачи направлены мероприятия, осуществляемые в рамках приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения, основные мероприятия и параметры
которого утверждены решениями президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по реализации приоритетных национальных проектов от 21 декабря 2005
года (на 2007 год) и от 27 июня 2006 года (на 2008-2009 годы).
По направлению
«Развитие первичной медико-санитарной помощи» предусматривается:
- осуществление
ежемесячных денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам
участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей
общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров
участковых, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам,
фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи с учетом объема и
качества оказываемой медицинской помощи;
-
дополнительная подготовка врачей по специальностям «общая врачебная практика
(семейная медицина)», «терапия», «педиатрия»;
- оснащение
амбулаторно-поликлинических учреждений муниципального уровня диагностическим
оборудованием, службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом;
- проведение
дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря
профилактических прививок, в том числе против гриппа;
- проведение
мероприятий по профилактике, выявлению и лечению инфицированных вирусом
иммунодефицита человека, гепатитом В и С;
- введение
дополнительных скрининговых программ обследования новорожденных детей на
галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром;
- проведение
диспансеризации работающего населения по дополнительным программам, в том числе
занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными
факторами;
-
дополнительная оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой
работающим гражданам и неработающим пенсионерам.
3.3.
Улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Задача
направлена на создание условий для рождения здоровых детей, сохранение и
укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития, сохранение и
укрепление здоровья женщин, в том числе беременных, репродуктивного здоровья
населения, снижение показателей материнской, младенческой и детской
заболеваемости и смертности, предупреждение инвалидности у детей.
Предусматривается
реализация следующих мероприятий:
- разработка
законодательных, нормативно-правовых и ведомственных актов по приоритетным
направлениям развития службы материнства и детства, охраны репродуктивного
здоровья;
- укрепление
материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения и обеспечение
их специализированным автотранспортом;
-
внедрение новых организационных ресурсосберегающих, перинатальных и
репродуктивных технологий;
- расширение и
интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию
детей, массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;
- развитие
перинатальной помощи, создание сети современных перинатальных центров,
оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь матерям и
детям;
- организация
подготовки, переподготовки и повышения квалификации акушеров-гинекологов,
педиатров, неонатологов, терапевтов, детских хирургов и других специалистов,
оказывающих медицинскую помощь матерям и детям;
-
научно-методическое обеспечение решения проблемы сохранения и укрепления
состояния здоровья детей и матерей;
-
организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение мероприятий,
направленных на сохранение и улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Мероприятия,
направленные на решение данной задачи, включены приоритетный национальный
проект в сфере здравоохранения и в федеральную целевую программу «Дети России
на 2007-2010 годы».
3.4.
Обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения .
В условиях
совершенствования деятельности амбулаторно-поликлинической службы, оптимизации
оказания первичной медико-санитарной помощи на основе ресурсосберегающих
технологий предусматривается обеспечить содействие повышению уровня
удовлетворенного спроса населения на медицинскую продукцию, входящую в
утвержденный перечень. В целом будет совершенствоваться программа
дополнительного лекарственного обеспечения населения, особенно, его
неработающей категории.
В рамках данной
задачи Министерство организует и проводит работу в области:
-
совершенствования перечня лекарственных средств, включая лекарственные
средства, рекомендуемые к амбулаторному отпуску отдельным категориям граждан,
имеющим право на получение государственной помощи в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- развития
программ дополнительного лекарственного обеспечения для различных слоев
населения (определение потребности в лекарственных средствах, внедрение
механизмов реализации дополнительного лекарственного обеспечения, адресного его
предоставления);
- утверждения
порядка хранения, рационального назначения, выписывания рецептов и отпуска
лекарственных средств;
- разработки
нормативных правовых актов по вопросам регистрации и государственного
контроля лекарственных средств;
-
совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам, касающихся
установления порядка аннулирования регистрации лекарственных средств,
признанных некачественными или опасными для жизни и здоровья пациента, и
порядка отзыва из обращения некачественных лекарственных средств.
Достижение
качества и безопасности лекарственных средств обеспечивается за счет внедрения
международных стандартов производства лекарственных средств, лицензирования и
аккредитации в области производства лекарственных средств; усиления мер по
борьбе с фальсифицированными и недоброкачественными лекарственными средствами в
сфере обращения лекарственных средств.
Мероприятия по
решению данной задачи будут включены в ведомственные целевые программы
«Обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных средств»,
«Обеспечение государственного контроля предоставляемой населению медицинской
помощи».
3.5. Предупреждение
болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний .
В соответствии
с указанной задачей Министерством, подведомственными федеральными службами и
федеральными агентствами, совместно с РАМН проводятся:
- комплексные
профилактические мероприятия по снижению уровня заболеваемости неинфекционными
болезнями на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и
факторами среды обитания;
- мероприятия
по снижению заболеваемости инфекционными болезнями, в первую очередь, наиболее массовыми
и управляемыми инфекциями, ликвидация кори и поддержанию статуса Российской
Федерации как страны, свободной от полиомиелита;
- мероприятия
по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за
соблюдением санитарного законодательства;
- мероприятия
по обеспечению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации;
- надзор за
соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты прав
потребителей;
- контроль за
соблюдением правил продажи, отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания
услуг;
-
медико-санитарные мероприятия, направленные на спасение жизни, сохранение
здоровья населения при авариях, катастрофах и других чрезвычайных ситуациях;
- работа по
гигиеническому воспитанию и обучению граждан, включая профессиональную
гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций,
деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и
реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей,
коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
-
лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей
инфекционных заболеваний, а также в области использования источников
ионизирующего излучения;
- регистрация
впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических,
биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально
опасных для человека, а также отдельных видов продукции, представляющих
потенциальную опасность для человека и отдельных видов продукции, в том числе
пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации.
Мероприятия по
решению данной задачи будут включены:
в подпрограммы
«Сахарный диабет», «Туберкулез», «Инфекции, передаваемые половым путем»,
«Вакцинопрофилактика», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Артериальная гипертония» проекта
федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимых
заболеваний (2007-2011 гг.)»; ведомственные целевые программы «Модернизация и
обеспечение деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации (Санитарный щит страны)», «Организация и
обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей в
Российской Федерации (Защита прав потребителей)», «Организация и ведение
социально-гигиенического мониторинга (Соцгигмониторинг)», «Профилактика
массовых неинфекционных заболеваний обусловленных влиянием факторов среды
обитания человека (Гигиена и здоровье)», «Профилактика инфекционных и паразитарных
заболеваний (Стоп инфекция)», «Совершенствование профилактики, усиление мер по
предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа в Российской Федерации
(СПИДу - нет)», «Санитарная охрана территории Российской Федерации
(Санохрана)», «Модернизация и обеспечение функционирования системы
предупреждения вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения»
(«Регистрация для здоровья»), «Обеспечение функционирования системы
государственного регулирования деятельности, связанной с использованием
возбудителей инфекционных заболеваний, и деятельности в области использования
источников ионизирующего излучения (Лицензирование для здоровья)», «Программа
модернизации и совершенствования профессионального отбора работников для особо
опасных производств ядерно-энергетической и оборонных отраслей», «Научная и
промышленная база производства в Российской Федерации лекарственных средств
профилактики и лечения поражений радиационной и химической природы».
4. Цель – повышение
эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в
первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
Тактическими
задачами Министерства,
направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:
- оптимизация
системы оказания социальных услуг, развитие организационно-правовых форм
учреждений социального обслуживания;
Повышение
гарантий доступности и качества социальных услуг потребует новых моделей
управления социальной инфраструктурой, развития рыночных механизмов,
конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и
бизнеса. Для решения данной задачи будут определены приоритеты предоставления
социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким
(одиноко проживающим) пожилым гражданам, по уходу на дому. Предусмотрено
проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями
для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные
социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений
социального обслуживания. Активизируется процесс разукрупнения
домов-интернатов, создания геронтологических центров и домов-интернатов малой
вместимости.
-
повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной
интеграции инвалидов;
Для повышения
качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции
инвалидов необходимо совершенствование систем медико-социальной экспертизы,
реабилитации и социальной интеграции инвалидов, реализация мероприятий по
обеспечению доступности для инвалидов возводимого жилья, объектов социальной
инфрастуктуры, транспорта.
Требуется
создать инфраструктуру реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную
реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе,
активизировать формирование реабилитационной индустрии по выпуску современных
технических средств реабилитации, разработать для каждого инвалида
индивидуальную программу реабилитации, включающую меры по медицинской,
профессиональной и социальной реабилитации.
- осуществление
обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным
категориям граждан.
Указанная
тактическая задача направлена на полное обеспечение расходных обязательств
государства по осуществлению выплат:
ежемесячных
денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью, гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф;
денежных
компенсаций в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг
членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних
дел и других федеральных органов исполнительной власти;
ежемесячного
пособия детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих (по призыву) и
проведению их оздоровления;
единовременного
пособия потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства.
по погашению
задолженности по судебным решениям, вступившим в законную силу.
Результатом
реализации данной задачи будет полный охват этими выплатами всех граждан,
имеющих право на их получение.
5. Цель - содействие продуктивной занятости населения,
обеспечение защиты прав граждан в области труда .
Программой
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы) предусмотрено принять конкретные меры для того,
чтобы:
- создать
условия для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
- развивать
эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и
обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
- повысить
мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с
учетом потребностей рынка труда.
- обеспечивать
доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от
безработицы, трудовой миграции, урегулирования коллективных трудовых споров;
- модернизировать
механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер,
способствующих повышению качества человеческого капитала;
- создать
условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.
В рамках
реализации указанной цели решаются следующие тактические задачи:
- содействие
эффективной занятости населения;
- сокращение
количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по
оплате труда;
- обеспечение
безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;
- содействие
развитию социального партнерства;
- обеспечение
реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную
гражданскую службу.
5.1.
Содействие эффективной занятости населения .
В соответствии
с Федеральным законом от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти
субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению контроля за
обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, по
регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и
безработных граждан, оказанию в соответствии с законодательством о занятости
населения ряда государственных услуг, по реализации территориальных программ,
предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая
программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а
также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы.
Министерство с
участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет
реализовывать следующие мероприятия:
- мониторинг
ситуации на рынке труда, разработка прогноза потребности в трудовых ресурсах;
- регулирование
распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения
территориальной мобильности рабочей силы, регулирование привлечения и
использования иностранной рабочей силы;
- разработка и
реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда,
профессиональной ориентации молодежи, проектов, направленных на популяризацию
рабочих профессий;
- разработка и
реализация адресных программ содействия занятости работников, высвобождаемых
при реструктуризации градообразующих предприятий, включающих меры по
опережающему профессиональному обучению и содействию в переезде в другую
местность в целях трудоустройства.
5.2.
Сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь
задолженности по оплате труда .
Реализация данной
задачи направлена на обеспечение гарантий Конституции Российской Федерации и
Трудового кодекса Российской Федерации в области трудовых прав граждан, в том
числе:
- права граждан
на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37
Конституции Российской Федерации);
- права
работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной
платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его
семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты
труда (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации);
- права граждан
на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном
порядке (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Решение
указанной задачи предполагает предупреждение, выявление и устранение нарушенных
трудовых прав работников, включая сокращение задолженности по выплате
заработной плате.
5.3.
Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда .
Данная задача
направлена на обеспечение реализации права граждан на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции Российской
Федерации и ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В рамках данной
задачи Министерство устанавливает правила, процедуры и критерии, направленные
на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Предполагается проведение следующих мероприятий:
-
совершенствование механизмов экономического стимулирования работодателей по
созданию безопасных условий труда;
- создание
эффективного механизма проведения государственной экспертизы условий труда;
- осуществление
надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и государственных
нормативных требований охраны труда.
Реализация
данной задачи, которая является одной из основных в деятельности
Федеральной службы по труду и занятости, способствует профилактике
профессиональных отравлений и заболеваний, улучшению гигиены труда.
5.4. Содействие
развитию социального партнерства .
Данная задача
реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В рамках данной
задачи реализуются следующие мероприятия:
- содействие
развитию принципов социального партнерства и формированию института досудебного
разрешения трудовых конфликтов;
- формирование
эффективного механизма разрешения коллективных трудовых споров, оказание
консультативной и правовой помощи и информирование работников и работодателей.
5.5.
Обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой .
осуществление
проверок исполнения законодательства об альтернативной гражданской службе
работодателями и гражданами.
Данная задача
является одним из направлений деятельности Федеральной службы по труду и
занятости, которая:
- осуществляет
контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и
увольнением с нее;
- принимает
решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из
одной организации в другую;
- осуществляет
подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу.
Реализуемые
мероприятия направлены на:
- совершенствование
системы контроля за соблюдением законодательства об альтернативной гражданской
службе, включая:
- организацию
контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и
увольнения с нее;
- организацию
учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня
жизни населения.
Министерство
планирует в 2007-2008 годах улучшить систему прогнозирования, оценки и учета
показателей работы отрасли.
Министерством
решается задача улучшения показателей прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации, включение в них социальных параметров, влияющих
на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу
предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда
работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий,
минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с
величиной прожиточного минимума.
Основными
показателями, характеризующими
уровень достижения поставленных целей, являются:[12]
Показатель
Год
Значение
Цель 1.
Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации
Число
родившихся, чел. на 1000 человек населения
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое
значение
10,4
10,2
10,3
10,5-10,6
10,8 -11,0
11,0 -11,4
17,0
Число
умерших, чел. на 1000 человек населения
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое
значение
16,0
16,1
16,3-16,0
16,3 -15,8
16,3 -15,6
16,4 -15,4
10,0
Цель 2.
Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по
денежным доходам населения
Удельный вес
населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности
населения)
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое
значение
17,6%
18,4%
15,8%
14,3%
12,4%
11,2%
8-10%
Цель 3.
Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного
обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия
Ожидаемая
продолжительность жизни при рождении, лет
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое
значение
65,3
65,3
66,0
66,1
66,2
66,3
70
Средняя
продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания,
лет
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое
значение
8,5
10
11,5
12,5
13,5
14
15
Цель 4.
Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания,
в первую очередь пожилых граждан и инвалидов
Удельный вес
граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений
социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого
возраста и инвалидов, %
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое
значение
67,2%
70,6%
75,9%
81%
85%
88%
100%
Цель 5. Содействие продуктивной занятости
населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда
Уровень общей
безработицы, в % к экономически активному населению
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое
значение
8,3%
7,7%
7,6%
7,4%
7,3%
7,0%
6-7%