Рефераты. Учет и анализ oсновных средств торгового предприятия на примере ООО "Универмаг"






01 «Основные средства» (активный);

02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Счёт 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении основных фондов организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Оприходование основных средств, внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставной капитал отражается следующим образом:

Дебет счёта 75 «Расчёты с учредителями»

Кредит счёта 80 «Уставной капитал».

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставной капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

Дебет счёта 08 «Вложение во внеоборотные активы»

Кредит счёта 75 «Расчёты с учредителями»

Основные средства, приобретённые за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают:

Дебет счёта 01 «Основные средства»

Кредит счёта 08 «Вложение в нематериальные активы» 

Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа в соответствии с новым Планом счетов приходуют по:

Дебет счётов 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счёта 98 «Доходы будущих периодов»

(субсчёт 98-2 «Безвозмездные поступления»)

при этом стоимость безвозмездно принятых основных средств можно отражать на финансовых результатах двумя способами:

1.     в момент принятия основных средств к учёту в первоначальной стоимости;

2.     по мере начисления амортизации по принятым основным средствам

Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

На первоначальную стоимость

Дебет счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» 

Кредит счёта 98 «Доходы будущих периодов»

Дебет счёта 01 «Основные средства»

Кредит счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Ежемесячно на сумму амортизации

Дебет счетов учёта затрат (25, 26)

Кредит счёта 02 «Амортизация основных средств»

Дебет счёта «Доходы будущих периодов»

Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»   

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счёта 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объекта).

Таким образом, на счёте 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. По окончанию отчётного периода определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборота и по каждому субсчёту счёта 91 и списывают её на счёт 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счёта 99 и кредиту счёта 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым – по дебету счёта 91 и кредиту счёта 99.

При выбытии основных фондов накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счёт 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счёт 01 «основные средства».

Бухгалтерские записи по списанию основных средств:

На сумму амортизации объекта

Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств»

Кредит счёта 01 «Основные средства»

На остаточную стоимость объекта

Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счёта 01 «Основные средства»

На стоимость полученных от списания объектов материалов

Дебет счёта 10 «Материалы»

Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»

Неучтённые объекты основных средств, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью:

Дебет счёта 01 «Основные средства»

Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы»

Аналитический учет основных средств ведут по объектам и материально-ответственным лицам в книге формы № К-26, которая одновременно является и оборотной ведомостью по счетам аналитического учета.

В книге ф. № К-26, которую ведут 4 года, каждый объект ос­новных средств записывают в отдельной строке. На левой стороне разворота книги по каждому предмету указывают: его наимено­вание, дату ввода в

эксплуатацию и краткую индивидуальную ха­рактеристику. Так, по зданиям и сооружениям указывают материа­лы, из которых сделаны стены, кровля, объем по наружному обме­ру, общую площадь и другие данные (этажность, протяженность и т. д.). По машинам и оборудованию записывают дату выпуска, тип, марку, заводской номер и другие важнейшие признаки, харак­теризующие объект и. его мощность. Для животных отмечают дату рождения, породу, масть, кличку и другие признаки.

В отдельной графе записывают балансовую стоимость каждого объекта. Учетную стоимость объектов округляют до целых рублей. Обороты по поступлению и выбытию объектов основных средств записывают на вкладных листах книги. Для записи оборотов по  каждому предмету предусмотрены две строки:  на верхней строке записываются дебетовые, на нижней — кредитовые обороты. Общую сумму оборотов подсчитывают по кварталам, а сальдо   (ос­таток) выводят два раза в год на 1 июля и на 1 января.

Итоги оборотов и сальдо (остаток) подсчитывают по материально ответственным лицам и в целом по балансовому счету. Та­ким образом,


 записи в книге заменяют собой оборотную ведомость по счету № 01 «Основные средства».

На правой стороне книги ф. № К-26 приводят справочные показатели: сумму износа на 1 января 1972 г., отметки о произведен­ных капитальных ремонтах, расчетные данные для начисления амортизации за год; указывают год, месяц и причину выбытия.

Данные учета движения основных средств в книге ф. № К-26 суммарно сверяют с данными синтетического учета основных средств, и они служат основанием для заполнения отчетности о дви­жении основных средств.

  

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

1.

 Начислена заработная плата работникам ООО "Универмаг" за февраль 2005 года

08

70

8070-00

44/2

70

321799-24

69

70

6924-76

2.

Удержания с заработной платы за февраль 2005 года в ООО "Универмаг"

70

68

36428-00

70

76

6021-47


2.6 Амортизация основных средств.


Под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации основные средства постепенно утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, подвергаясь физическому и моральному износу. В результате уменьшается реальная балансовая стоимость основных фондов, которая возмещается, в соответствии с ПБУ 6/01, путём начисления амортизации в течении срока полезного использования объектов.

Амортизация – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.

В издержки производства и обращения включаются суммы на частичное погашение стоимости объекта основных средств – амортизационные отчисления, величина которых зависит от его балансовой стоимости и нормы амортизации.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учёту. Согласно Налоговому кодексу РФ всё амортизируемое имущество подразделяется в зависимости от срока полезного использования на 10 групп. Из его состава исключают объекты, первоначальная стоимость которых менее 10 тыс.руб. Они включаются в состав материальных расходов организации в полной сумме с момента ввода в эксплуатацию.

В течение срока полезного использования объекта начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трёх месяцев.

Сумма амортизационных отчислений основных фондов должна быть достаточной для строительства или приобретения новых объектов после выбытия действующих, но не выше первоначальной стоимости объектов с учётом их переоценки.  

Здесь стоит отметить, что не подлежат амортизации объекты основных фондов, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования).

Важно также подчеркнуть, что амортизационные отчисления по объекту начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учёту, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с бухгалтерского учёта.

Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

В настоящее время начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

·          линейный способ – амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

·          способ уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной в зависимости от срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ (1,5 или 2,0);

·          способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся

·          способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчётном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объёма продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

Расчёт сумм амортизации ООО «Универмаг» производят ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы амортизации по выбывшим и вновь поступившим средствам и оформляют специальной разработочной таблицей «Расчёт амортизации основных средств» (при журнально-ордерной форме учёта) или машинограммой аналогичного содержания. Эти регистры служат основанием для отражения амортизации и износа основных фондов на соответствующих счетах бухгалтерского учёта.

ü           При линейном способе годовая сумма амортизации исчисляется по формуле:

А = Сп * Н / 100%,       где

Сп – первоначальная восстановительная стоимость; Н – норма амортизации.

ü           При способе уменьшаемого остатка годовая сумма определяется по формуле:

А = Со * Н /100%,  где

Со – остаточная стоимость основного средства на начало года.

ü           Как правило, способом списания стоимости пропорционально объему работ, услуг рассчитывается амортизация в автотранспорте по формуле:

А = Сп * Н * ПФ / 100% * Ппр,    где

Пф  - пробег фактически автотранспортного средства;

Ппр – предполагаемый пробег за весь срок полезного использования.

     Для учёта амортизации основных средств используют пассивный счёт         02 «Амортизация основных средств». Этот счёт предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.  

Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам отражаются в бухгалтерском учёте следующим образом:

Дебет счётов 20 «Основное производство»,

23 «Вспомогательное производство»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

Кредит счёта 02 «Амортизация основных средств».

По основным средств, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по:

Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств».

Говоря об амортизации, стоит также упомянуть, что сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется. При поступлении же в организацию основных фондов, ране бывших в эксплуатации, срок полезного их использования у нового собственника определяют вычитанием из срока полезного пользования, установленных для новых объектов, срока их фактической эксплуатации у прежнего собственника (Письмо Минэкономики РФ от 29.12.99 № МВ-890/6-16).

В ООО «Универмаг» амортизация начисляется линейным способом.

Например: первоначальная стоимость холодильной витрины 30 000руб, % износа – 10%. Начислить сумму амортизации.

1.                30 000 * 10% = 3000 руб. – годовая сумма амортизации

2.                3000 / 12мес. = 250 руб. – сумма амортизации за месяц.

Первоначальная стоимость здания «Универмаг» 2 328 775 руб.,  % износа 1,2%. Начислить сумму амортизации за месяц.

1.                2 328 775 * 1,2% = 27 945-30 руб. – годовая сумма амортизации

2.                27 945-30 / 12мес. = 2328-77 руб. – месячная сумма амортизации

Дебет  счета 44, кредит счета 02   на сумму 250 руб.     


                        Учет ремонта основных средств

В процессе эксплуатации основных средств, не зависимо от их назначения в процессе производства, постоянно изнашиваются. Для поддержания в рабочем состоянии они требуют ремонта.

По характеру и объему ремонтных работ различают следующие виды ремонтов:

ü           Текущий ремонт – рассматривается с двух позиций: периодичности проведения, характера работ. По периодичности текущий ремонт производится в пределах 1 года. Характер работ предусматривает текущую профилактику объекта, связанную со сменой отдельных узлов.

ü           Средний ремонт по сложности и периодичности проведения (более 1 года) приближается к капитальному и связан с необходимостью восстановления или замены отдельных деталей путем частичной разборки объекта.

ü           Капитальный ремонт является продолжительным по времени (более 1 года). Связан с полной разборкой ремонтируемого объекта. Такой ремонт чаще производится специализированными подрядными организациями.

Все три вида ремонта имеют систему планово – предупредительного ремонта.

Отнесение ремонтных работ к соответствующему виду подтверждается необходимыми документами: сметной документацией; договором на проведение ремонта; внутренними распорядительными документами; приказом руководителя. Наличие их подтверждает обоснованность включения расходов на ремонт в состав производственных издержек.

Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, то есть силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

Если капитальный ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряды-заказы.

Расходы по ремонту основных средств относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли.

Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту объектов основных фондов, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных, расчётных счетов (счета 10 «Материалы», 70 «Расчёт с персоналом по оплате труда»). На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут отражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.).

Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для учёта ремонтного фонда целесообразно открывать субсчёт «Ремонтный фонд» по пассивному счёту 96 «Резервы предстоящий расходов». Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта.

Отчисления в ремонтный фонд оформляются следующей бухгалтерской записью:

Дебет счёта 25 «Общепроизводственные расходы»(и других счетов производственных затрат)

Кредит счёта 96 «Резервы предстоящих расходов».

При образовании ремонтного фонда операции по учёту ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом  счёте 23 «Вспомогательные производства». По дебету этого счёта учитывают фактические затраты по проведённому капитальному и текущему ремонтам, а с кредита фактическую себестоимость ремонтных работ списывают за счёт ремонтного фонда.

Приёмка отремонтированного объекта из капитального ремонта в ООО «Универмаг» оформляется актом приёмки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. (ф.№ОС-3). По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведённых работах. Кроме того, акт о приёмке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

Списания фактической себестоимости ремонта, осуществлённого хозяйственным способом с использованием счёта 23, оформляют следующей записью:

Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»

Кредит счёта 23 «Вспомогательные производства».

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приёмка законченного капитального ремонта оформляется актом приёмки-сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчёта сметной стоимости их фактического объёма. На стоимость законченных капитальных работ подрядчики представляют заказчику счета, акцепт которых оформляется следующей записью:

Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»,

субсчёт «Ремонтный фонд»

Кредит счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с кредита счёта 60 в дебет счетов издержек производства и обращения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.