Рефераты. Учет поступления материалов и анализ обеспеченности организации материальными ресурсами






Для оценки ритмичности поставок используются следующие показатели:

- коэффициент ритмичности;

- число аритмичности;

- среднее квадратичное отклонение;

- коэффициент неравномерности;

- коэффициент вариации.

Коэффициент ритмичности и число аритмичности определяются по данным, приведенным в таблице 3.8.

Таблица 3.8. Анализ ритмичности поставок ДВП ТС т.3,2 мм на ОАО «Слониммебель» за 4 квартал 2005г.

Месяцы

План поставки, млн.руб.

Фактически поставлено. млн.руб.

Индекс выполнения плана поставок, коэффициент

Принимается в зачет ритмичности

Отклонение индекса выполнения плана поставок от 1

индекс

поставка материалов

положи-тельное

отрица-тельное

1

2

3

4

5

6

7

8

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

ИТОГО:

15,744

24,06

24,25

64,054

15,306

24,06

24,242

63,608

0,97

1

0,99

0,99

0,97

1

0,99

0,99

15,306

24,06

24,242

63,608

-

-

-

-

0,03

-

0,01

0,04

П р и м е ч а н и е. Источник : собственная разработка


В зачет ритмичности принимается фактическая поставка в пределах поставки, предусмотренной планом. Коэффициент ритмичности можно рассчитать двумя способами:

1) как среднеарифметическое по данным графы 5 таблицы 2: (0,97+1+0,99):3=0,99;

2) как отношение объема поставок, принятого в зачет, к плановому: 63,608 : 64,054=0,99

Итоги граф 7 и 8 являются относительными линейными оценками числа аритмичности. Общее число аритмичности равняется их сумме и по данным таблицы 3.8. составило 0,04. На его величину оказывают влияние не только отрицательные, но и положительные отклонения индексов выполнения плана поставок от 1. Чем ближе число аритмичности к нулю, тем ритмичнее организация обеспечивалась материальными ресурсами. Этот показатель может принять значение, равное нулю, только при условии 100%-го выполнения плана поставок.

Анализ неравномерности поставок рекомендуется осуществлять при помощи приема математической статистики (таб.3.9.).

Среднее квадратичное отклонение σ исчисляется по формуле:


∑(х - х)2 f

σ =  √   ––––––––– ,                                               (3.7.)

                                                    ∑f


где х - среднее значение признака а.

Таблица 3.9. Анализ неравномерности поставок ДВП ТС т.3,2 мм на ОАО «Слониммебель» за 4 квартал 2005 года

Месяцы

План поставки, млн.руб.

(а0)

Фактически поставлено, млн.руб. (а1)

Откло-нение от плана, млн.руб.

(∆а)

Квадрат суммы откло-нений (∆а2)

Выпол-нение плана поставки, % (х)

Отклонение фактического уровня от планового, % (х-100)


(х-100)2

Вес (f) гр.2,

сокраще-нный в 100 раз


(х-100)2f

(гр8*гр.9)


х -х


(х-х)2


(х-х)2f

(гр.12*гр.9)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

ИТОГО:

15,744

24,06

24,25

∑ а0 =

=64,054

15,306

24,06

24,242

∑ а1 =

=63,608

- 0,438

-

- 0,008

∑ ∆а =

=- 0,446

0,192

-

0,000

∑ (∆а2 =

=0,192

97

100

99

х

- 3

-

-1

х

9

-

1

х

0,157

0,241

0,242

∑f =

=0,640

1,413

-

0,242

∑(х-100)2f =

=1,655

- 2,3

+0,7

-0,3

х

5,29

0,49

0,09

х

0,831

0,118

0,022

∑(х-х)2f =

=0,971

П р и м е ч а н и е. Источник : собственная разработка


     ∑ а1                           63,608

х = ––––––– * 100 = ––––––– * 100 = 99,3%              (3.8.)

     ∑ а0                           64,054


В анализируемой организации среднее квадратичное отклонение составило:

      0,971

±1,517% [–––––].

      0,640

 

Коэффициент неравномерности поставок материалов рассчитывается по формуле:

      ∑(х - 100)2 f             1,655

Кнер =  √   ––––––––––––– =  √  ––––––– = ±2,586%            (3.9.)

      ∑f                  0,640


Коэффициент вариации определяется по следующему алгоритму:


     ∑∆а2

Квар =  √   ––––––– : в,                                        (3.10)

        к


где к – количество наблюдений (в нашем примере к=3);

                                                                                            ∑а0

в – среднемесячная поставка материала по плану ([в=––––]

                                                                                       к

и составила в организации 21,351 млн.руб.(64,054 : 3)).

                                                                                                 0,192

Коэффициент вариации в отчетном году был равен 0,012 (√   –––––– : 21,351)

                                                                                           3

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что средний размер отклонений фактического процента выполнения плана от 100 составил 1,517%, что говорит о хорошей организации работы в ОАО «Слониммебель».

3.3.         Анализ состояния материальных ресурсов

Особое внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают запасы:

- текущие;

- сезонные;

- страховые.

Величина текущего запаса зависит от интервала поставки (в днях) и среднесуточного расхода i-го материала:


Зтек = Ип х Рсут ,                                        (3.11.)

 

где Зтек - текущий запас;

Ип - интервал поставки, в днях;

Рсут - среднесуточного расхода i-го материала.

В процессе анализа проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов материалов нормативному. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материалов в натуре и среднесуточном расходе рассчитывают фактическую обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной (таб.3.10.).


Таблица 3.10. Анализ состояния запасов ДСП и ДВП на ОАО «Слониммебель» за 2005г.

Материалы

Единицы измерения

Средне- суточный расход, к-во

Фактический запас

Норма запаса, дни

Отклонение от максимальной нормы

дни

к-во.

максим.

миним.

дни

к-во.

А

1

2

3

4

5

6

7

8

1.ДСП т.16 мм

2.ДВП ТС т.3,2 мм

м2

м2

511,1

389,4

10

15

5111

5841

6

3

5

2

1

1

511,1

389,4

П р и м е ч а н и е. Источник : собственная разработка

Изучается также состояние запасов материальных ресурсов с целью выявления лишних и ненужных. Их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если по каким-либо материалам нет расхода на протяжении года и более, то их относят в группу неходовых и подсчитывают общую стоимость. К данной организации это не относится.

Управление запасами – это очень важный и ответственный участок работы. От оптимальности запасов зависят все конечные результаты деятельности организации. Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть капитала, реинвестировать его в другие активы.

Искусство управления запасами заключается:

- в оптимизации общего размера и структуры запасов ТМЦ;

- минимизации затрат по их обслуживанию;

- обеспечение эффективного контроля за их движением.

Для оптимизации текущих запасов в зарубежных странах используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного заказа» (EOQ-model).

Расчетный механизм этой модели основан на минимизации совокупных затрат по закупке и хранению запасов в организации. Эти затраты делятся на две группы:

- сумма затрат по завозу товаров, включая расходы по транспортировке и приемке товаров;

- сумма затрат по хранению товаров на складе организации.

Модель EOQ позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами затрат таким образом, чтобы сумма затрат была минимальной [29, с.197-199].

Математическая модель EOQ выражается следующей формулой:


        2хVППхЦрз

EOQ =  √   –––––––––––                                                  (3.12.)

    Схр

где EOQ – оптимальный средний размер партии поставки.

Отсюда оптимальный средний размер производственного запаса определяется так:

   EOQ

ПЗопт = –––––                                               (3.13.)

     2




3.4.          Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов повышения эффективности материальных ресурсов

В результате анализа установлено, что:

- потребность организации в ДСП и ДВП на 2005 год составляет 787 143,054 тыс.руб., а однодневный расход – 131 429,238 тыс.руб. (табл.3.1.);

- на незавершенное производство требуется леса круг. дуб 8,56 м3 на сумму 2396,38 млн.руб. (табл.3.2.);

- средняя потребность в материалах по сборочному цеху при серийном производстве - 1,4 дня (табл.3.3.);

- отдел материально-технического снабжения работает с опережением графика поставки материальных ресурсов (табл.3.4.);

- по ДВП ТС т.3,2 мм не выполнен договор поставки (табл.3.5.);

- за 1 квартал недопоставлено 167,75 м2, за 2 – 36,85 м2, за 3 – 32,55 м2, а в 4 квартале было поставлено больше на 64,95 м2 плиты ДВП ТС т.3,2 мм, чем предусмотрено договором. В общем по договорам недопоставлено 172,2 м2 (табл.3.6.);

- расчеты с поставщиком были произведены в полном объеме. Из этого можно сделать вывод, что недопоставка плиты ДВП ТС т.3,2 мм произошла по вине поставщика. ОАО «Витебскдрев» были нарушены сроки поставки, оговоренные в договоре, в результате чего ОАО «Слониммебель» вовремя недополучило необходимые материалы (табл.3.7.);

- коэффициент ритмичности равен 0,99, а число аритмичности составило 0,04 (табл.3.8.);

- в анализируемой организации среднее квадратичное отклонение составило ±1,517%, коэффициент неравномерности поставок материалов - ±2,586%, коэффициент вариации при количестве наблюдений к=3 и среднемесячной поставке материалов по плану 21,351 млн.руб. в отчетном году был равен 0,012. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что средний размер отклонений фактического процента выполнения плана от 100 составил 1,517%, что говорит о хорошей организации работы на ОАО «Слониммебель» (табл.3.9.);

- по результатам анализа состояния материальных ресурсов можно сделать вывод, что на организация лишних и ненужных запасов нет, т.е. фактический запас материалов находится в пределах нормативного.

Управление запасами – это очень важный и ответственный участок работы. От оптимальности запасов зависят все конечные результаты деятельности организации. Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть капитала, реинвестировать его в другие активы.

Для оптимизации текущих запасов в организации можно воспользоваться математической моделью EOQ («Модель экономически обоснованного заказа»), которая позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами затрат таким образом, чтобы сумма затрат была минимальной.

На завершающей стадии анализа обеспеченности материальными ресурсами необходимо установить возможности снижения расходов материалов и материальных затрат на незавершенное производство. Изучение конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации позволяет сделать вывод о том, что такие возможности в организации есть. В частности, имеются все условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно-технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющие обеспечить сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечном счете, экономию материальных ресурсов.

Одним из условий совершенствования является улучшение работы отдела материально-технического снабжения, разработка графиков поставки необходимых материалов, тесное сотрудничество с основными поставщиками. Важную роль в бесперебойном поступление материальных ресурсов является своевременная оплата, согласно договорам поставок.

Выявленные потенциальные возможности должны быть учтены при разработке планов оргтехмероприятий и внедрения новой техники, а также при планировании соответствующих показателей на предстоящий год.

заключение

Материальные ценности являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта (выполнения работ, оказания услуг). В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою первоначальную форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.

В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обусловливается постоянным расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на услуги.

В условиях рыночной экономики важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования материальных ценностей (снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции, всемерная экономия и т.д.). Эту задачу можно решить путем применения более прогрессивных конструкционных материалов, металлических порошков и пластмасс, замены дорогостоящих материалов более дешевыми, синтетическими без снижения качества продукции, сокращения отходов и потерь в производстве, комплексного использования природных и материальных ресурсов, максимального устранения потерь и непроизводительных расходов, широкого вовлечения  в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов.

Рыночные отношения предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов.

На основании приведенного исследования организации учета поступления материалов и анализа обеспеченности организации материальными ресурсами установлено, что организация учета поступления и движения материалов в ОАО «Слониммебель» осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами.

В нашей стране создана достаточная нормативная база, регулирующая учет поступления материальных ресурсов. Нормативная документация постоянно пересматривается, обновляется и изменяется.

В дипломной работе были рассмотрены теоретические основы и сформулированы основные задачи анализа хозяйственной деятельности. Учет поступления материалов обеспечивает контроль за их сохранностью и своевременностью оформления всех операций, а анализ обеспеченности организации материальными ресурсами дает возможность выявить внутрипроизводственные резервы экономии материалов и разработать конкретные мероприятия по их использованию.

В ходе выполнения работы был проведен анализ обеспеченности организации материальными ресурсами. В ходе данного анализа было установлено, что:

- потребность организации в ДСП и ДВП на 2005 год составляет 787 143,054 тыс.руб., а однодневный расход – 131 429,238 тыс.руб. (табл.3.1.);

- на незавершенное производство требуется леса круг. дуб 8,56 м3 на сумму 2396,38 млн.руб. (табл.3.2.);

- средняя потребность в материалах по сборочному цеху при серийном производстве - 1,4 дня (табл.3.3.);

- отдел материально-технического снабжения работает с опережением графика поставки материальных ресурсов (табл.3.4.);

- по ДВП ТС т.3,2 мм не выполнен договор поставки (табл.3.5.);

- за 1 квартал недопоставлено 167,75 м2, за 2 – 36,85 м2, за 3 – 32,55 м2, а в 4 квартале было поставлено больше на 64,95 м2 плиты ДВП ТС т.3,2 мм, чем предусмотрено договором. В общем по договорам недопоставлено 172,2 м2 (табл.3.6.);

- расчеты с поставщиком были произведены в полном объеме. Из этого можно сделать вывод, что недопоставка плиты ДВП ТС т.3,2 мм произошла по вине поставщика. ОАО «Витебскдрев» были нарушены сроки поставки, оговоренные в договоре, в результате чего организация вовремя недополучило необходимые материалы (табл.3.7.);

- коэффициент ритмичности равен 0,99, а число аритмичности составило 0,04 (табл.3.8.);

- в анализируемой организации среднее квадратичное отклонение составило ±1,517%, коэффициент неравномерности поставок материалов - ±2,586%, коэффициент вариации при количестве наблюдений к=3 и среднемесячной поставке материалов по плану 21,351 млн.руб. в отчетном году был равен 0,012. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что средний размер отклонений фактического процента выполнения плана от 100 составил 1,517% (табл.3.9.);

- по результатам анализа состояния материальных ресурсов можно сделать вывод, что в организации лишних и ненужных запасов нет, т.е. фактический запас материалов находится в пределах нормативного.

Для оптимизации текущих запасов в органиазции можно воспользоваться математической моделью EOQ («Модель экономически обоснованного заказа»), которая позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами затрат таким образом, чтобы сумма затрат была минимальной.

Изучение конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Слониммебель» позволяет сделать вывод о том, что на предприятии есть возможности снижения расходов материалов и материальных затрат на незавершенное производство. В частности, имеются все условия для внедрения в производственный процесс комплекса организационно-технических мероприятий и мероприятий по новой технике, позволяющие обеспечить сокращение норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и, в конечном счете, экономию материальных ресурсов.

Одним из условий совершенствования является улучшение работы отдела материально-технического снабжения, разработка графиков поставки необходимых материалов, тесное сотрудничество с основными поставщиками. Важную роль в бесперебойном поступление материальных ресурсов является своевременная оплата, согласно договорам поставок.

Для обеспечения оперативности обработки информации в ОАО «Слониммебель» необходимо совершенствовать имеющуюся базу данных, создавать новые, и внедрять в производство системы аналитической обработки информации.

Если говорить о сегодняшнем «секрете успеха» организации, то можно упомянуть о высоком качестве продукции, квалифицированном управлении процессом, бережном отношении к своим сотрудникам, о наличии прямых договоров и хороших деловых связей с крупными и средними клиентами, о способности в срок исполнять взятые на себя обязательства, о длительной истории и традициях организации, о ее имени, пользующемся у потребителей заслуженным уважением.

список использованных источников

1.     Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В. Толкач и др.; Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. 576 с.

2.     Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник; под общ. ред. В.И. Стражева. - 6-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2005. 480 с.

3.     Бизнес-план ОАО «Слониммебель» на 2006 г.

4.     Бухгалтерский учет: Учеб. для вузов/ Под ред. проф. Ю,А,Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 476 с.

5.     Бухгалтерский учет: Учеб. пособие/ Под общ. ред. В.Ф.Бабыны. – Мн.: Выш. школа, 2002. 304 с.

6.     Бухгалтерский учет/ Под общей редакцией Н.И.Ладутько. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. 742 с.

7.     Бухгалтерский учет/ Под общ.ред. И.Е.Тишкова, 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. школа, 2001. 685 с.

8.     Бухгалтерский учет в промышленности/ Под общей редакцией Н.И.Ладутько. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2005. 688 с.

9.     Бухгалтерский учет в зарубежных странах: Учеб./ Отв.ред. Ф.Ф.Бутылец – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 664 с.

10. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом: Учеб. пособие/ Д,А,Панков. – 2-е изд. – М: Новое знание, 2003. 251 с.

11. Гоголев А.К. Бухгалтерский учет на компьютере. Практическое пособие по организации учета с использованием компьютера. – М.: ИНФРА-М, 1997. 208 с.

12. Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 25.06.2001г. № 42-3. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №63. С.28-36.

13. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. 439 с.

14. Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организаций промышленности. Утверждена постановлением Минфина, Минэкономики РБ от 31.12.2003 г. №191/263.

15. Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Утверждена постановления МНС РБ от 31.01.2004 г. № 16.

16. Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней. Утверждена постановлением Минфина Республики Беларусь от 15.03.2004г. №34.

17. Инструкция по заполнению международной товарно-транспортной накладной «СМК». Утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.07.2004г. №23.

18. Информационные системы бухгалтерского учета: Учебн./ Под ред. В.И. Подольского. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998.

19. Королев Ю. Направления переориентации бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами // Главный бухгалтер. 2001. №2. С. 90-91.

20. Методологические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РБ от 05.12.1998 г.

21. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. 472 с.

22. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Утверждено постановление Минфина РБ от 17.04.2002 г. №62.

23. Положение «О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь». Утверждено постановлением Совета Министров РБ от 04.05.1998 г. №694 с учетом дополнений от 09.07.2003 г. №922.

24. Положение о приеме товаров по количеству и качеству. Утверждено постановлением кабинета Министров Республики Беларусь от 26.04.1996г. №285.

25. Положение о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов. Утверждено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.05.2002г. №74.

26. Положение об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств. Утверждено постановлением Минфина Республики Беларусь от 23.03.2004г. №41.

27. Разъяснения Министерства финансов Республики Беларусь от 15.07.2004г. №15-9/138 «О порядке применения товарно-транспортных накладных и товарных накладных».

28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2000. 688 с.

29. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. – 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. 640 с.

30. Технология автоматизированной обработки учетно-аналитической информации: Учеб. пособие / Ю.Ю.Королев, Л.А.Попкова, Т.В.Прохорова и др. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002. 352с.

31. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. Утвержденный постановлением Минфина РБ от 30.05.2003г. № 89.

32. Учет по международным стандартам: Учебное пособие.- 3-е изд./ Под ред. Л.В. Горбатовой – М.: Фонд Развития Бухгалтерского Учета, Изд. Дом «Бухгалтерский учет», 2003. 504 с.

33. Экономика предприятия: Учеб.пособие/ Под общ.ред. Л.Н.Нехорошевой. – 3-е изд. –Мн.: Выш.шк., 2005. 383 с.

34. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандора. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. – ЮНИТИ – ДАНА, 2003. 718 с.

35. Экономическая теория: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. 550 с.

36. 1С: Предприятие. Версия 7.7. Бухгалтерский учет. Руководство пользователя.- М.: Фирма 1С, 1999. 458с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.