Рефераты. Учет готовой продукции и анализ реализации продукции на производственных предприятиях






Отгружая продукцию, поставщик несет расходы по ее доставке на станцию отправления, погрузке в транспортные средства, пере­возке по железной дороге или другим видом транспорта. При от­грузке продукции эти расходы оплачивает поставщик, но не всегда за свой счет. В договоре должно быть оговорено, за чей счет производится оплата этих расходов: поставщика или покупателя. Распре­деление расходов по отгрузке готовой продукции между поставщи­ком и покупателем устанавливается определенным видом «франко-цены», который предусматривается в договоре поставки.

Слово «франко» в переводе с итальянского означает «свобод­ный», т. е. с какого места отгрузки продукции поставщик (покупа­тель) освобождается от соответствующих расходов. Различают сле­дующие виды «франко-цен»:

франко-склад поставщика означает, что все расходы, связан­ные с отгрузкой продукции, оплачивает покупатель;

франко-станция отправления означает, что поставщик опла­чивает расходы только по погрузке готовой продукции в ва­гоны, остальные расходы несет покупатель;

франко-вагон станция отправления, когда поставщик оплачи­вает все расходы по погрузке готовой продукции до станции отправления и погрузке ее в вагоны, а в счет поставщику включает отдельной суммой только стоимость железнодорож­ного тарифа от станции отправления до станции назначения;

франко-станция назначения, когда все расходы по отгрузке продукции до станции назначения поставщик включает в от­пускную цену готовой продукции;

франко-склад покупателя, когда поставщик оплачивает все расходы по транспортировке, погрузке и разгрузке продук­ции вплоть до склада покупателя.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада служат приказы отдела сбыта организации.

На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписываются в нескольких экземплярах платежные поручения или платежные требования для расчетов с покупателями через банк.

В платежном поручении или требовании указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателям, сумму НДС, выделяемую отдельной строкой.

Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). в ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используют при определении выручки по отгрузке, а № 16а – при определении выручки по оплате.

Продукция считается проданной при переходе права собствен­ности на нее от продавца к покупателю, от производителя к потре­бителю. Момент перехода права собственности на продукцию, това­ры и услуги определяется условиями договора, заключенного между поставщиком и покупателем. По договорам поставки (ст. 506 – 524 Гражданского кодекса РФ), как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных документов.

Порядок учета продажи продукции зависит от выбранного орга­низацией метода учета. Конкретный метод учета продажи продук­ции организация определяет самостоятельно в соответствии со сво­ей учетной политикой. Это либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по момен­ту отгрузки продукции и предъявления платежных документов по­купателю (заказчику) или транспортной организации.

Статья 167 Налогового кодекса РФ определяет дату продажи то­варов, работ и услуг:

Ø     для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке» – день отгрузки или передача права собственности на товар, день оплаты товаров, работ и услуг;

Ø     для организаций, выбравших метод продажи «по оплате» – по мере поступления денежных средств.

Синтетический учет продажи продукции осуществляется на ак­тивно-пассивном сч. 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычны­ми видами деятельности организации, а также для определения фи­нансового результата по ним. На этом счете отражаются, например, выручка и себестоимость по:

ü     готовой продукции и полуфабрикатам собственного произ­водства;

ü     работам и услугам промышленного характера;

ü     работам и услугам непромышленного характера;

ü     покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

ü     строительным, монтажным, проектно-изыскательским, гео­лого-разве-дочным, научно-исследовательским и подобным работам;

ü     товарам;

ü     услугам по перевозке грузов и пассажиров;

ü     транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

ü     услугам связи и др.

К сч. 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:

90/1 «Выручка» – для учета поступления выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

90/2 «Себестоимость продажи» – для учета себестоимости про­даж, по которым на субсчете 90/1 «Выручка» признана выручка;

90/3 «Налог на добавленную стоимость» – для учета суммы нало­га на добавленную стоимость, причитающейся к получению от по­купателя (заказчика);

90/4 «Акцизы» – для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции, товаров, работ и услуг;

90/5 «Экспортные пошлины» – открывают организации–пла­тельщики сумм экспортных пошлин;

90/9 «Прибыль/убыток от продажи» – для выявления финансо­вого результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость про­даж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» про­изводят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопос­тавлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/ 2 «Се­бестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90/ 1 «Выручка» опре­деляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключи­тельными оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убы­ток от продаж» на сч. 99 «Прибыли и убытки». Поэтому синтетиче­ский сч. 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Записи оборота по дебету сч. 90 «Продажи» отражают:

– стоимость проданной продукции по учетным ценам (плано­вая или нормативная себестоимость, отпускная цена);

– разницу между фактической себестоимостью и стоимостью по учетным ценам;

– расходы на продажу;

– управленческие расходы;

– акциз;

– налог на добавленную стоимость;

– налог с продаж;

– прибыль от продажи продукции (при превышении стоимости по продажным ценам над себестоимостью проданной про­дукции).

Записи оборота по кредиту сч. 90 «Продажи» отражают:

– сумму к получению от покупателей (стоимость продукции по продажным ценам, акциз, налог на добавленную стоимость, налог с продаж);

– убыток (при превышении себестоимости над стоимостью по продажным ценам).

Для определения выручки для целей налогообложения методом «по отгрузке» делаются следующие бухгалтерские записи:

на сумму стоимости отгруженной покупателю продукции:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи»;

на  сумму стоимости  предъявленной  покупателю  продукции списывается:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 41 «Товары»

К-т сч. 43 «Готовая продукция»;

начисляется НДС по реализованной продукции (товарам):

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

получена оплата за проданную продукцию:

Д-т сч. 50 «Касса»

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

на сумму списанных расходов на продажу:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 44 «Расходы на продажу»;

выявляется финансовый результат от продажи:

а) прибыль от реализации:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 99 «Прибыль и убытки»;

б) убыток от реализации:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 90 «Продажи».

Для определения суммы выручки для целей налогообложения методом «по оплате» делаются следующие бухгалтерские записи:

на сумму стоимости отгруженной покупателю продукции:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90 «Продажи»;

на сумму стоимости предъявленной покупателю продукции списывается:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 41 «Товары»

К-т сч. 43 «Готовая продукция»;

начисляется НДС по отгруженной продукции, товарам (подле­жит перечислению в бюджет после получения оплаты):

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

получена оплата за проданную продукцию:

Д-т сч. 50 «Касса»

Д-т сч. 51 «Расчетный счет»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

начисленный ранее НДС подлежит к уплате в бюджет:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

на сумму списанных расходов на продажу:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 44 «Расходы на продажу»;

списывается финансовый результат от продажи:

а)  прибыль от реализации:

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 99 «Прибыль и убытки»;

б)  убыток от реализации:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 90 «Продажи».

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к сч. 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»), за­крываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль/убы­ток от продаж».

Аналитический учет по сч. 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказан­ных услуг и т. д.

 

2.3 Отчетность материально ответственных лиц


Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером орга­низации. С кладовщиком заключается по установленной форме ти­повой договор о полной индивидуальной материальной ответствен­ности.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия с обязательным заклю­чением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден толь­ко после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценнос­тей (ТМЦ) и передачи их по акту, утвержденному руководителем орга­низации.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик запол­няет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения готовой продукции. В ярлыке указывают наименование продукции, номен­клатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия продукции.

Учет движения и остатков готовой продукции осуществляют в карточ­ках учета материалов. На каждый номенклатурный номер откры­вают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка готовой продукции.

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток готовой продукции. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов.

Ведение учета готовой продукции допускается также в книгах учета ма­териалов, которые содержат те же реквизиты, что и карточки склад­ского учета.

В условиях автоматизации учетных работ и автоматизированно­го складского хозяйства вместо карточек складского учета применя­ют систематически составляемые машинограммы-ведомости движе­ния и остатков готовой продукции. В них на основании первичных докумен­тов отражают те же данные, что и в карточках складского учета. Однако в отличие от многочисленных карточек машинограммы-ведомости ведут лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоя­нием готовой продукции на складе и оперативного управления производ­ством.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных предприяти­ях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (за­ведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют ме­сячные отчеты о наличии движения материальных ценностей и представляют их в бухгалтерию.

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОДУКЦИИ

 

3.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и

реализации продукции


Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных про­изводственных возможностей и неограниченного спроса приори­тет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конку­ренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производ­ственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из­держек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

• оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

•  определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражать­ся в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности пред­приятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего исполь­зуют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке про­дукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоста­вимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной эконо­мики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производ­ственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции {штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продук­ции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применя­ются для обобщенной характеристики объемов производства про­дукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предпри­ятиях – количество условных ремонтов и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщен­ной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется воз­можным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. При этом объемы производства и реализации продук­ции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу ко­торых принимаются цены базисного периода.

Базисные темпы роста определяются отношением каждого сле­дующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные –  к предыдущему.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или сред­неарифметической взвешенной.

Тпр = Твп – 100

где Твп – темп роста выпуска продукции;

       Тпр – темп прироста.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуще­ствляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.            

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбы­та продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организа­ций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, коопе­рированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции не­обходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он опреде­ляется величиной возможного материального и морального ущер­ба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции ока­жется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребо­ванности продукции, необходимо изучить факторы ее возникно­вения с целью поиска путей недопущения или минимизации по­терь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спро­са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкуренто­способности продукции в результате низкого качества сырья, обо­рудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продук­ции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повыше­ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на пре­одолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополни­тельные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превы­шают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым,) и наоборот.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.