Рефераты. Формирование умений монологической речи






1. Определение и разъяснение задачи. Сообщение о характере завершающей письменной работы.

2. Работа над текстом, используемым как опора для данного вида работы.

3. Постановка основных вопросов, способствующих раскрытию содержания текста.

 4. Создание языковой базы. Повторение пройденного языкового материала и сообщение нового, необходимого для выполнения данного задания.

5. Устное выполнение задания, сначала коллективно всеми учащимися класса, затем индивидуально.

 6. Письменная работа в течение 5 – 10 минут.

7. Обсуждение работ. Учитель отмечает лучшие работы, особенное внимание уделяет их содержанию (раскрытию темы, последовательности изложения и т. п.)

8. Заключительный рассказ. После исправления ошибок он должен быть сделан в быстром темпе и без ошибок.

9. Дополнение учителя, ставящее цель расширить кругозор школьников и развить навык понимания разговорной речи на слух.

 В заключении необходимо отметить, что школьное обучение не может в достаточной степени обеспечить подлинное овладение устной речью. Поэтому, учитывая условия обучения и характер монологический, в средней школе целесообразно установить 3 уровня овладения: средний, повышенный и высокий с учётом разных условий обучения (разных типов школ). Общеобразовательная школа в своём большинстве может обеспечить средний уровень (его можно назвать базовым), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении и понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. При этом должны обязательно присутствовать такие параметры монологической речи, как связность и логическая последовательность, как уже упоминалось выше.

Повышенный уровень характеризуется усилением внимания к устной речи, дифференциацией обучения в старших классах в зависимости от интересов и склонностей учащихся. Монологическая речь развивается в связи с чтением и слушанием: учащиеся выступают с самостоятельным сообщением по прочитанному (прослушанному) с личной оценкой, а также формируются умения выступать в связи с ситуацией в рамках основных сфер общения – учебно-трудовой, общественной, социально-культурной. На повышенном уровне речь ученика должна обладать такими свойствами, как коммуникативная направленность непрерывность, логичность, относительная смысловая законченность, а также включать основные типы речи – описание, повествование, убеждение. Этот уровень, может быть, достигнут в школах и классах с углубленным изучением иностранного языка, а также в гуманитарных классах, где также ведётся углубленное изучение иностранного языка. Третий – высокий уровень овладения языком – это свободное или почти свободное владение языком не только практически – всеми видами речевой деятельности, что означает для монологической речи выступление с самостоятельными сообщениями, в которых свободно сочетаются разные речевые формы – описание, повествование, аргументируется собственная точка зрения. Речь характеризуется убедительностью и эмоциональным воздействием, синтаксической усложнённостью. Этот уровень отвечает задачам школы с углубленным изучением иностранного языка. В целом всё обучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, что способствует повышению культуры общения и вносит вклад в гуманитарное образование. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний учащихся. Все виды работ, применяемых при обучении монологической речи, должны представлять собой единое целое. Важно добиться стремления учащихся к работе и дать почувствовать свои возможности, своё продвижение вперед. Это повышает интерес к изучению иностранного языка.

 Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:

1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.

 При определении видов монологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

1.вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение)

2.связность и логичность изложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания

3.объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложений

4.степень комбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е. характер речевого творчества)

5.лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность

   Методически важными являются:

1.  характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи

2.  цель высказывания

   Опорами могут быть:

1.наглядность

2.текст

3.ситуация

4.тема (фрагмент темы), проблема

Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор меняется: на среднем этапе: 1. ситуация, 2. наглядность, 3. текст, 4. тема; на старшем этапе: 1. текст, 2. речевые ситуации, 3. наглядность (серия картин, кинофильм), 4. тема, проблема.

Этот порядок работы обусловлен положением о целесообразности формировать сначала ситуативно-контекстную, лишь потом контекстную монологическую речь.

   При формировании контекстной речи главной опорой является письменный или устный текст. Для развития композиционно-структурных компонентов монологических умений может быть использован образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой, состоящей из трех частей – вступление (зачина), основной части и заключения. При этом возможно использование специальной схемы – образца построения монолога.

   К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах.

Этапы обучения:

·        овладение основами монологического высказывания (монологические умения формируются в учебной монологической речи)

·        этап совершенствования монологических умений.

   На начальной стадии на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок после усвоения языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания, как правило, не имеют подлинно коммуникативной ценности, они преследуют учебную цель: употребить изучаемый или ранее усвоенный материал (лексику, грамматические формы и синтаксические конструкции) в самостоятельной связной речи с опорой на наглядно представленные предметы или лица, элементарные речевые ситуации. Так, после овладения речевыми образцами ответов на вопросы в диалогах-переспросах и диалогах-расспросах учащиеся описывают свой класс. Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описание с опорой на картинку. Этот вид опоры (наглядность) сочетается часто с другим видом опоры – письменным или устным текстом. Аудирование связных элементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать также опорой для монологического высказывания учащихся.

   Обучая этим элементарным  высказываниям, учитель обращает внимание на последовательность в изложении мысли, на выбор порядка слов.

   В 6-7 классах, а затем в 8-11 могут использоваться те же опоры – наглядность, ситуация, текст, но уровень владения монологической речью будет более высоким. В старших классах тексты могут послужить материалом для обсуждения. При этом возможны различные трансформации исходного текста: частичная трансформация языковых средств (пересказ близко к тексту), частичная трансформация содержания (пересказ своими словами), комментарий, интерпретация текста при его обсуждении.

   На этом этапе особое значение приобретает работа с (прочитанным) текстом. Проводятся также творческие упражнения, как связанное высказывание об основных идеях отрывка (текста), поступках героев, изложение (возможно, критическое) содержания эпизодов, сцен и т.д. Эти упражнения способствуют развитию творческой монологической речи.

   Упражнения в развитии монологических умений можно классифицировать по:

1. видам опор: - по наглядности - речевой ситуации- теме - мотивам темы - тексту (прочитанному или воспринятому на слух).

2.по объему высказываний: отдельные предложения, краткие связные высказывания, полные тематические связные высказывания (монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение).

В приложении нами были сформулированы конкретные упражнения по формированию умения  монологической речи в процессе работы с печатным текстом, на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения, а также примерные задания по формированию монологического высказывания по “путям сверху и снизу”.










Заключение.

В результате нашей опытно-экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы:

1.     Формирование умений монологической речи – приоритетное направление школы в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей детей, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.

2.     Теоретические основы и методические приемы по формированию монологической речи достаточно разработаны в научной и методической литературе.

3.     Несмотря на оживление работы по формированию монологической речи, ее уровень в школах остается достаточно низким.

4.     Для систематизации работы по формированию монологического высказывания необходим методически правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения.

5.     Целенаправленная и систематическая работа по формированию монологической речи способствует значительному росту умения правильно выражать на данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач.

Подготовка курсовой работы убедила меня в большой важности дальнейшей работы, направленной на формирование умений монологической речи. Именно в умении коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме и заключается во многом смысл овладения иностранным языком.

 Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.










 

Литература

1.         Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке. – М., 1988.

2.           Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969.

3.          Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1988.

4.          Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990.

5.            Заремская С.И.,  Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 1983.

6.             Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991.

7.              Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981.

8.              Методика/ Под ред.А.А. Леонтьева.- М., 1988.

9.              Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1987.

10.                        Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.

11.                        Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989.

12.                        Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995.

13.                        Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988.

14.                        Скалкин В.Л. Английский язык для общения. – М., 1995.

15.                        Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. – Киев, 1983.




Приложение 1

Упражнения и методические приемы для обучения монологической речи

Обучение монологической речи на базе текста


1.     Определите тематическую принадлежность текста

2.     Скажите, кому адресован текст

3.     Определите характер текста(описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение  или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.)

4.     Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты).

5.     Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен  текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию.

6.     Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.

7.     Ответьте на вопросы к тексту.

8.     Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.

9.     Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.

10. Сформулируйте главную мысль текста.

11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.

12. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.

13. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.

14. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.

15. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.

16. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.

17. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.

18. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.

19. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.

20. Просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста.

21. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.

22. Соотнесите группу слов с пунктами плана.

23. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.

24. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.

25. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту.

26. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.

27. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста.

28. Отметьте известную вам и новую  информацию в тексте.

29. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т.д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.

30. Расширьте данное на доске высказывание, используя текст.

31. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.

32. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о … .

33. Скажите, что вы знаете о … ,  используя план, данный на доске.

34. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль.

35. Составьте план к рассказу о … ,  используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о … ,  чтобы не нарушить логику изложения.

36. Расскажите о …, используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания, план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи, как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).

37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам  и событиям.

38. Скажите, как бы поступил персонаж А, если бы персонаж Б поступил бы следующим образом: ….

39. Составьте рассказ по картинке . (Картинка связана с темой текста).

40. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.

41. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.

42. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.

43. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.

44. перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.

45. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.

46. Составьте пословный, портретный пересказ текста, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.

47. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.

48. Дополните дополнение материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интересов к подробной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.