Рефераты. Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности






Основное звено системы профилактики безнадзорности и беспризорности -сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2002 года в Российской Федерации действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на 1 января 2001 года - 793), 754 стационарных отделения для несовершеннолетних (на 1 января 2001 года - 746), 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей (на 1 января 2001 года - 307). В течение 2001 года указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тыс. несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности учреждений остается работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в нее ребенка по окончании социальной реабилитации. Из 129, 3 тыс.детей, находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возвращены в родные семьи. В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2001 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3, 6 млн. несовершеннолетних (в 2000 году - 3, 2 млн.). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа.

Однако потребности регионов в такого рода учреждениях удовлетворены далеко не полностью. Особенно тревожным положение было в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, Республике Калмыкия, Чеченской Республике, где открыто по 2 - 3 учреждения. Крайне медленно развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют таких учреждений.

Особое внимание уделялось различным методикам реабилитации беспризорных и безнадзорных детей, формированию у них позитивных жизненных навыков, трудовой мотивации и трудовых навыков, профессиональной ориентации. С этой целью за счет средств федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" социозащитные учреждения помимо бытового оборудования и автотранспорта оснащались развивающим оборудованием, в них организовывались комнаты психологической разгрузки, швейные, столярные и автомастерские. Осуществлялась отработка методик создания семейных воспитательных групп, что позволяет проводить социальную реабилитацию несовершеннолетних в условиях семьи.

Особое внимание в 2001 году было уделено созданию и развитию специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, служб перевозки несовершеннолетних по территории Российской Федерации. Принято постановление Минтруда России от 27 августа 2001 г. N 62, которым разъяснены вопросы по осуществлению и финансированию деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений. Проблемным оставался вопрос о возвращении к месту постоянного проживания беспризорных несовершеннолетних из других государств. В целях правового регулирования вопросов возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания МВД России, Минтруд России, Генеральная прокуратура России в течение 2001 года участвовали в разработке проекта соответствующего Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств. В 2001 году продолжилось создание в регионах специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющих прием и перевозку по территории Российской Федерации совершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений, к месту их постоянного проживания. К концу года такие учреждения созданы практически во всех субъектах Российской Федерации. Органами исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Хабаровского края, Белгородской, Смоленской и Оренбургской областей начата работа по созданию транзитных учреждений, осуществляющих перевозку детей в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.

Вместе с тем, оценивая некоторые положительные результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые в 2001 году меры оставались недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности.

Оставались нерешенными в 2001 году вопросы в сфере нормативно-правового обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных детей.

Недостаточно четко определены механизмы и организационно-правовые формы взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности. Координация их действий, направленных на решение конкретных проблем детей, нуждающихся в поддержке государства, недостаточно отработана. Региональные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав пока не могут эту функцию реализовать в полной мере, так как остро нуждаются в скорейшем обновлении правовой базы их деятельности.

В целях совершенствования работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо: федеральным органам исполнительной власти: внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", другие правовые акты в части расширения возможностей органов внутренних дел по реализации профилактических функций в отношении беспризорных детей; подготовить предложения по правовому обеспечению деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по возвращению детей в государства их постоянного проживания; разработать предложения по созданию межведомственной системы социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний; разработать и принять на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) планы дополнительных мер по решению проблем беспризорности и безнадзорности, включающие в себя вопросы по нормативно-правовому, организационно-управленческому, информационному, финансовому обеспечению.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа ситуации в регионе принять меры: по созданию в каждом регионе оптимальной сети учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитию системы образовательных, досуговых и оздоровительных учреждений дополнительного образования детей; по разработке региональных нормативно-правовых актов по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления; межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений; семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по разработке и реализации в полном объеме региональных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, оказанию им необходимой помощи, обеспечению получения ими обязательного основного общего образования; по привлечению дополнительных финансовых, организационно-управленческих, кадровых ресурсов для решения проблемы; по развитию партнерских отношений с неправительственными организациями, коммерческими структурами, активному использованию их потенциала в осуществлении программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. // Юридическая газета (Москва).- 27.08.2003.- 35.- C.13




В 1999 году в России был принят федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принципиально изменивший формы и методы этой работы. Как и в других цивилизованных странах, "карательные" милицейские органы отныне "опекают" лишь тех несовершеннолетних, которые совершили уголовно наказуемые деяния. Заниматься же социальной реабилитацией и перевоспитанием "трудных" подростков призваны гражданские ведомства в лице комиссий по делам несовершеннолетних, органов соцзащиты, образования, опеки и попечительства, по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости. И это правильно. Ребенку из "неблагополучной" семьи нужен не столько милицейский окрик, сколько забота психолога и педагога, помощь в обретении своего места в жизни и обществе. Постановлением главы Хабаровской краевой администрации утверждена программа по борьбе с правонарушениями и безнадзорностью несовершеннолетних на 2001 - 2003 годы. Кирилл ПАРТЫКА СЕМЬ НЯНЕК ДЛЯ НОВЫХ ГАВРОШЕЙ. // Тихоокеанская звезда (Хабаровск).- 21.06.2001.- 106


Следует заметить, что в профилактике детской преступности это играет основную роль. Ведь, к сожалению, в последнее время контингент малолетних правонарушителей значительно "помолодел". На учете районного отдела внутренних дел, а также комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят дети 8-10 лет. Работать с ними очень трудно. Но, несмотря на это, в районе ведется целенаправленная борьба с детской преступностью. А главным в этой борьбе, как известно, является ее профилактика. В.ПРОКОПЧУК, Чернянский район ЗАЩИТИТЬ ОТ НЕЧИСТИ - ДЕЛО НАШЕЙ ЧЕСТИ. // Белгородские известия (Белгород).- 14.01.2003.- 005.- C.3


В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА

Королев Юрий Андреевич - ведущий научный сотрудник отдела по правовому обеспечению сотрудничества государств - участников СНГ ИЗиСП, кандидат юридических наук.

В Российской Федерации, как и в остальных государствах - участниках СНГ, все более опасным становится процесс распространения детской безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в криминальную среду. Эти явления представляют собой один из факторов угрозы национальной безопасности России и всего Содружества.

Число безнадзорных детей все возрастает. По официальным данным социальной статистики РФ, их около 700 тыс., а по неофициальным - до 4 млн. Источник - главным образом неполные и неблагополучные семьи, которых около 20 процентов.

Примерно такую же в процентном отношении картину можно наблюдать и в остальных странах Содружества. Особенно неблагополучно положение в Таджикистане, Азербайджане, Казахстане.

Конечно, такая тревожная ситуация во многом основывается на общем (сложном) экономическом и социальном положении стран Содружества, правовой незащищенности детства. Дети из неблагополучных семей, из сельской местности уезжают в большие города, часто под воздействием фактической бедности, пьянства и побоев со стороны родителей. Пособия на детей крайне незначительны и не обеспечивают прожиточного минимума. Подростки зачастую вынуждены сами добывать питание воровством, попрошайничеством. И это лишь часть причин беспризорности.

Существующие способы охраны интересов брошенных родителями детей или сирот не достигают своей цели из-за недостатка интернатов, спецшкол. Институт приемной семьи, несмотря на его закрепление в Семейном кодексе РФ и кодексах стран СНГ, не нашел должного развития ввиду сложности процесса усыновления. Слабо, иногда во вред юношеству, работают средства массовой информации, поощряющие насилие, жестокость и разврат среди молодежи, показывающие негативные криминальные сюжеты.

Почти нигде, кроме Москвы, не приняты акты о защите детей от вредного воздействия СМИ, чье влияние разрушает их нравственное, психическое и духовное здоровье. Отсутствует педагогическая экспертиза видеопленок, фильмов, литературы. Просачиваются развращающие подростков кинофильмы, мюзиклы.

Все это при дальнейшем развитии может представлять серьезную национальную угрозу государствам Содружества, всему обществу. Поэтому в последние годы в России и в странах СНГ на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними как со стороны родителей, семьи, так и педагогических и правоохранительных органов.

Наряду с общей воспитательной деятельностью всех здоровых сил общества особое значение сегодня имеют правовые средства профилактики, решение проблем девиантного поведения детей и подростков. Причем надо иметь в виду латентный характер целого ряда проступков молодежи и даже преступности, необходимость их учета в органах социальной статистики.

Новый этап противодействующих мероприятий со стороны государства и общества - борьба с распространяющейся криминализацией молодежи, особенно в подростковом возрасте. По инициативе российского Президента к проблемам неблагополучного детства привлечено внимание всех общественных сил.

Исследователи - ученые и практики - отмечают, что жизненное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности, их успешная интеграция в общество в современных условиях протекают крайне тяжело. И особенно тревожно, что в эту заведомо сложную социальную категорию нередко попадают и дети из благополучных семей, обеспеченные и ухоженные дома, но с низким моральным уровнем.

Если же говорить о детях, содержащихся в разного рода воспитательных учреждениях (а такие имеются во всех странах СНГ), то жизнь там подростков обычно крайне тяжела: они не получают достаточно положительных навыков, не встречаются с различными жизненными ситуациями, недостаточно образованны.

В результате девиантное поведение молодежи распространено как в самих этих учреждениях, так и вне их. Социальная компетентность подростков снижена, утеряна способность к маневру, к собственной выживаемости, толерантности. Во многом в результате негативных процессов, происходящих в государствах СНГ, несовершеннолетние не имеют правильного представления о труде и его эффективности, о естественных источниках существования и скатываются на путь бродяжничества, попрошайничества, откуда недалеко и до криминала. Вместе с этим происходит явное ослабление физического и психического здоровья, сопротивляемости негативным воздействиям.

Примеров бесконтрольного поведения подростков немало. В Москве на станции метро "Киевская" были задержаны двое несовершеннолетних, которые в вагоне избили гражданина Таджикистана. С множественными ушибами и черепно-мозговой травмой пострадавший был доставлен в Первую городскую больницу. Как заявляют сотрудники милиции, есть основания полагать, что задержанные принадлежат к экстремистской молодежной организации скинхедов.

В Ростове за участие в массовой драке задержаны 37 подростков. Она произошла в парке. В побоище участвовали две молодежные группировки из числа жителей города. Одна - армянская, а другая - некая "бригада РНЕ", в состав которой входили подростки. В результате драки два человека пострадали. Конфликт удалось локализовать только после того, как к месту происшествия были подтянуты дополнительные силы ростовской милиции.

Таким образом, как свидетельствует практика, только объединив меры воспитательного характера с воздействием правовых факторов, можно бороться с таким негативным социальным явлением, как безнадзорность и беспризорность подростков, ведущим к возникновению криминальной зависимости в поведении детей.

В Семейном кодексе России прямо говорится (ст. 63): "Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей". Это конкретная норма, в ней указано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие детей - физическое, духовное и нравственное. Причем кроме ответственности в семейном законодательстве имеется и ответственность для отдельных случаев, как гражданская, так и уголовная. В кодексах других стран СНГ содержатся аналогичные нормы.

УК РФ (ст. 150, 151, 156, 157) предусматривает уголовную ответственность за вовлечение молодежи в преступную и антиобщественную деятельность, отсутствие воспитания, злостное уклонение от уплаты алиментов. Есть такие статьи и во всех УК стран СНГ.

Основные положения о порядке воспитания молодежи и профилактике криминального поведения изложены в таких нормативных актах, как Федеральный закон "Об основах государственной молодежной политики", в утвержденном распоряжением Правительства РФ в августе 2001 г. Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 гг. Этим же Планом предусматривалось введение института Уполномоченного по правам ребенка в России, но такой закон до сих пор не принят.

В Государственной Думе в октябре 1999 г. обсуждался вопрос о неотложных мерах по предупреждению наркомании и токсикомании среди детей и молодежи. Но это еще не действующие законы. Основное же содержание правовых мер включено в различные ведомственные приказы и инструкции, положения о детских домах и интернатах.

Несомненно, что все эти нормативные или подзаконные акты включают в себя конкретные предложения о способах профилактики и борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью, сосредотачивая главное внимание не на проблемах карательного характера, а на воспитательных мерах в семье, в школе, воспитательных учреждениях и вообще в обществе.

Аналогичные мероприятия предусматриваются и непосредственно в правовой сфере государств - участников СНГ. На первое место в законодательстве выходят методы правильного воспитания молодежи как наиболее эффективного средства противодействия вовлечению ее в криминальные структуры, недопущения безнадзорности и беспризорности. Многие профилактические мероприятия воспитательного плана содержатся, например, в Законе Киргизии "О статусе учителя" от 14 января 2001 г., в Законе Казахстана "Об образовании" от 7 июня 1999 г., то есть в тех актах, которые направлены на профилактику.

Совершенно закономерно профилактика беспризорности и безнадзорности детей начинается с эффективного воспитания в семье и школе, с определения конкретных обязанностей родителей (содержащихся в семейных и уголовных кодексах всех государств СНГ), учителей и воспитателей. Так, в Молдавии действует правительственный акт "О государственной программе развития образования", в котором вопросы предотвращения возникновения безнадзорности школьников и беспризорности занимают значительное место.

Способы профилактики и непосредственной борьбы с негативными социальными явлениями весьма разнообразны, во многом они отвечают уровню развития самого общества и соотношению сил в нем, правовым решениям.

Одно из недавних мероприятий по отвлечению детей от улицы - создание городских кадетских школ-интернатов, которые находят все большее распространение в России и на Украине, в других республиках. Началось это с того, что отдельные воинские части брали так называемых сыновей полка (вначале детей-сирот, чьи родители были военнослужащими). Затем эта практика была продолжена созданием кадетских корпусов после принятия Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах в июне 1996 г. (1) Идет развитие спортивных учреждений, открываются плавательные бассейны, аквапарки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.