Рефераты. Безработица в России: причины, формы, последствия, пути преодоления






Особый феномен - сельская безработица. Официально в середине 1999 г. ее уровень лишь слегка превышал городскую безработицу и составлял 2,8%. Однако региональные различия были весьма велики, в некоторых областях Нечерноземья она достигает 7-9% (Ярославская, Ивановская, Псковская области). Повышена она и в Предуралье, и во многих автономиях. На уровне безработицы в сельской местности сильно сказывается ситуация в областных городах, степень развитости маятниковых трудовых миграций. Вычленить собственно сельскую безработицу можно только в периферийных районах, удаленных от городских мест приложения труда. Именно в таких районах она особенно высока. Например, в полностью сельском Некоузском районе Ярославской области, удаленном от областного центра на 150 км, официально фиксируемый службой занятости района уровень безработицы на селе составлял летом 2000 г. 11%.

Причины сельской безработицы различны. Попытки выжить вынуждают некоторых председателей опираться на надежных и малопьющих работников, что неизбежно ведет к резкому сокращению штатов. Некоторые сами уходят из колхозов или АО, так как зарплата там мала и нерегулярна. В любом случае это феномен парадоксальный, поскольку большинство сельских безработных - это люди, ведущие то же личное хозяйство и часто живущие на доходы от него, которые порой значительно превышают пособие по безработице. Таким образом, тезис о нехватке работников на селе явно не соответствует действительности. Статистический анализ показывает, что наибольшие региональные различия в официальном уровне безработицы по регионам РФ имели место в самом начале реформ (в январе - марте 1998 г.); уже к лету того же г. контрасты несколько сгладились. Следующий пик межрегиональных различий пришелся на осень 1993 г., однако уже весной 1999 г. наметилась некоторая стабилизация этого показателя. Таким образом, в последнее время наметилась хотя и слабая, но постоянная тенденция снижения межрегиональных различий в уровне официальной безработицы. Отмечена определенная связь между уровнем безработицы и отраслевой структурой занятости в промышленности (по данным за 2000 г.).

В целом официально регистрируемая безработица в России имеет тяготение к ареалам сосредоточения легкой промышленности, а также машиностроения и металлообработки, уровень ее ниже в регионах с развитой черной и цветной металлургией. Динамика значений соответствующих коэффициентов корреляции неодинакова: прямая связь уровня безработицы с долей занятых в легкой промышленности растет (0,19 в 1998 г., уже 0,36 в 1999 г. и 0,37 в 2000 г.), с долей машиностроения - неустойчива (0,21; 0,28 и 0,25), обратная с долей черной металлургии - усиливается (-0,21; -0,22 и -0,26), обратная с долей цветной металлургии - неустойчива (-0,14; -0,21 и -0,17). Официально регистрируемая безработица все более уходит из крупных регионов (коэффициент корреляции между уровнем безработицы и численностью занятого населения составлял -0,26 в 1998 г., -0,32 в 1999 г. и -0,38 в 1-ой половине 2000 г.). Вероятно, это связано с большим спектром социальных ролей, который характерен для крупных регионов, а значит, и с возможностью трудоустройства в альтернативных секторах экономики. Уровень безработицы и спад промышленного производства имеют ожидаемую, хотя и неустойчивую во времени положительную связь (соответствующие значения коэффициента корреляции - 0,27 в 1998 г., 0,19 в 1999 и 0,35 в 2000 г.) Высокий уровень официально регистрируемой безработицы, как правило, отмечается в более бедных регионах. Однако корреляционная зависимость между уровнем безработицы и покупательной способностью доходов невелика (значения коэффициентов корреляции: -0,26 в 1998 г., -0,31 в 1999 и -0,28 в 2000 г.)

Скрытая безработица.

Два наиболее характерных проявления скрытой безработицы - перевод работников на неполный рабочий день (неделю) или отправление их в отпуска (именуемые вынужденными или отпусками по инициативе администрации) без сохранения, с полным или частичным сохранением заработной платы. Они имеют довольно сходную картину распространения (коэффициент корреляции между долей занятых неполный рабочий день и долей работников в вынужденных отпусках составил 0,69 для 1999 г. и 0,66 для первого полугодия 2000 г.).

В 1994 г. вынужденные отпуска использовались практически повсеместно в средней полосе Европейской части страны и очагами - в Сибири и на Дальнем Востоке. Как правило, чем выше доля вынужденных отпусков, тем чаще они применяются с сохранением или частичным сохранением заработной платы (коэффициент корреляции для 1-ой половины 1995 г. составляет 0,46). Крупнейший ареал распространения перевода работников на неполный рабочий день (неделю) - это территории к востоку и юго-востоку от столицы, в особенности Волго-Вятский экономический район, Урал и Поволжье, обширные территории южной Сибири. В целом скрытой безработицы почти нет на крайнем севере и северо-востоке России, в регионах нового освоения и на Северном Кавказе, а наиболее сложная ситуация - в старопромышленных регионах европейского центра. В аграрных регионах со слабой промышленностью и небольшими предприятиями скрытая безработица, очевидно, не регистрируется, тем более что у работников есть возможность хоть как-то себя обеспечить во время простоев предприятий личным подсобным хозяйством. На Севере же проявления скрытой безработицы сдерживаются высокой ценой содержания работников. В целом: чем ниже уровень скрытой безработицы в данном регионе, тем дальше к северу, востоку или югу от центра он расположен. Практически нигде восточнее Урала (кроме Еврейской АО) уровни скрытой безработицы и вынужденных отпусков одновременно не поднимаются выше среднероссийской величины (относительно часто здесь практикуется лишь перевод работников на неполный рабочий день). Анализ показал, что в региональной динамике скрытой безработицы можно выделить три временных этапа. Так, в 1993 г. перевод работников на неполный рабочий день был довольно малораспространенным явлением с весьма значительными контрастами между регионами. Руководство предприятий гораздо чаще использовало вынужденные отпуска (8,6%), и это явление было более однородным по России (вариация - 32%). В 1994 г. наблюдался всплеск активности в использовании неполного рабочего дня (недели) с одновременным сокращением межрегиональных различий. Вынужденные отпуска также начинают практиковаться более широко, но межрегиональные различия в их использовании снижались не столь резко. В первом полугодии 1995 г. наблюдается серьезный (в 2-4 раза) откат в использовании обоих форм искусственного поддержания занятости. При этом обе формы становятся практически равнозначны как по среднероссийскому масштабу использования (3,9% и 3,7%), так и по региональной вариации их применения (42% и 39%). В результате в 1995 г. неполный рабочей день как форма сохранения занятости использовался в полтора раза чаще, чем в 1993 г., а вынужденные отпуска - напротив, в два раза реже. При этом применение неполного рабочего дня стало более однородным в территориальном разрезе, тогда как вынужденных отпусков - более контрастным.

Общая безработица.

Уровень общей (официальной плюс скрытой) безработицы определяет ситуацию на региональных рынках труда. Четыре области, три из которых смежные и находятся в самом центре России, характеризуются катастрофическим положением с безработицей - это Ивановская (895% от средне российского уровня), Владимирская (568%), Ярославская (550%) и Кировская области (412%). В целом ситуация с безработицей к востоку от Урала более благополучная, чем к западу от него, а в г. Москве и Якутии - абсолютном рекордсмене по отсутствию безработицы - уровень общей безработицы не превышает 1/10 средне российского показателя.

Связь между официальной и скрытой безработицей неуклонно уменьшается со временем (снижение значений соответствующих коэффициентов корреляции с 0,44 в 1998 г. до 0,37 в 1999 г. и до 0,34 в 1-ой половине 2000 г.). В 1997 г. официальная безработица коррелировала с неполной занятостью и вынужденными отпусками на уровне 0,41; в 1998-99 гг. связь с неполной занятостью снизилась до 0,27-0,23, в то время как с вынужденными отпусками практически стабилизировалась (0,37 и 0,41).

Не удалось обнаружить статистически значимой связи между тенденциями изменения уровня официальной и скрытой безработицы в 1998/97 и 1999/98 гг. (коэффициент корреляции составляет -0,05) и -0,08 для сдвигов 1999/97 гг. Таким образом, краткосрочные изменения со скрытой безработицей в региональном разрезе никак не влияют на уровень безработицы официальной.

В целом безработица в России в наибольшей степени поразила (как в открытой, так и в скрытой форме) наиболее экономически и промышленно развитые регионы с преобладанием легкой промышленности и машиностроения (в первую очередь оборонного). Она не столь характерна для северных, слаборазвитых и/или аграрных регионов. Наиболее благополучная ситуация на рынке труда складывается в г. Москве; на региональном уровне областные (краевые, республиканские) центры также, как правило, находятся в относительно более благополучном положении, чем другие промышленные центры и периферийные районы.

3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулиро­ванию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содей­ствие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.

Государство также предоставляет безработным гражда­нам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдель­ных категорий граждан, в частности инвалидов.

Современное государственное регулирование рынка тру­да включает комплекс экономических, административных законодательных, организационных и иных мер.

Одним из важных направлений регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономический науке выражается посредством кривой Филлипса.

Английский экономист О. Филлипс, используя эмпири­ческие данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нели­нейную зависимость между уровнем безработицы и зара­ботной платой. Чем выше безработица, тем меньше при­рост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.


Ip , %

       8


       6


       4


       2

         0            2         4         6                 8                                                Lue,%


Ip – среднегодовой темп роста цен;

Lue – уровень безработицы, %.


Рис. 1 Кривая Филлипса

Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской тео­рии инфляции, в которой связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кри­вой Филлипса не всегда срабатывали. Это заставило мно­гих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не яв­ляется надежным регулятором в экономике.

Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Подавляющее большинство промышленно развитых стран с со­циально ориентированной рыночной экономикой главной целью в об­ласти политики занятости провозглашают активную политику, на­правленную на содействие полной, продуктивной и свободно избран­ной занятости.

Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.

B развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда вы­ступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные ор­ганы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работода­теля на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования инте­ресов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

·      развитие людских ресурсов для труда;

·        обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской  Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

·        создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

·        поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;

·        обеспечение социальной защиты в области занятости населе­ния, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспе­чению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномочен­ного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в ко­торых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиаци­онных аварий и катастроф);

·        предупреждение массовой и сокращение длительной (более од­ного года) безработицы;

·        поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

·        сочетание самостоятельности органов власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении за­нятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;

·        координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной       политики, включая инвестиционно - структурную политик, социальное       обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;                                              

·        координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;                                     

·        обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

·        международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В соответствии с утвержденной Правительством России Феде­ральной целевой программой содействия занятости населения, основ­ными задачами государственной политики на рынке труда являются следующие три направления:

·        формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стаби­лизацию;

·        повышение качества и конкурентоспособности работников;

·        развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

 Механизм государственного регулирования занятости населения осуществляется через органы исполнительной власти путем составле­ния и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.

Успешное функционирование рынка труда во многом за­висит от эффективной работы системы государственной службы занятости. В Российской Федерации общее руко­водство государственной службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики в об­ласти труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и перепод­готовки кадров, демографической, молодежной и миграци­онной политики. В его систему входят соответствующие ми­нистерства республик в составе Российской Федерации, уп­равления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.

Проведение активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем подготовки и реа­лизации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.

Специальным органом трудоустройства в России явля­ется Федеральная государственная служба занятости.

Основные направления деятельности государственной службы занятости в России:

·        анализ, прогнозирование спроса и предложения на ра­бочую силу и информация о состоянии рынка труда;

·        ведение учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

·        профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдель­ных категорий граждан, в частности инвалидов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.