Таким образом, Его Второе Пришествие и свидетельство против неверных будет началом или возвратом к изначальной чистой вере и Единой Общине верующих, так как в самом начале времен согласно Корану: “Люди были одной общиной” (сура 2:209). Другой перевод суры более ясно выражает эту мысль так: “Человечество было одной общиной, но потом начался разлад между ними; тогда Аллах воздвиг пророков, как носителей благой вести так и предостережения, и ниспослал с ними Книгу, содержащую Истину, дабы Он мог рассудить между людьми, в чем расходятся они. Но теперь у них возникло разногласие о Книге; и никто не пререкался о ней, кроме тех, кому она была дарована, после того, как ясные знамения были ниспосланы им, из-за зависти друг к другу...” (Сура 2:214)[141]. Роль Исы на Судном дне, при Воскресении из мертвых быть свидетелем-обвинителем, и Он отделит “верных” от “неверных”, так же является восстановителем Единой Общины, которая была еще изначально, но со временем люди стали многобожниками.
Иса-ал-Масих в хадисах.
В Коране имеется интересный текст, который говорит о смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются” (сура 19: 34-35). Перевод с Арабского говорит: “Мир был на мне в день, когда родился я, и мир будет на мне в день смерти моей, и в день когда я восстану опять к жизни. Таков был Иисус, сын Марии. Это есть изложение истины, в котором сомневаются они” (сура 19: 34-35)[142]. Сам Коран ничего не говорит и не растолковывает эти суры. Но позже мы находим толкование в хадисах, написанных после Мухамада. Смерть Исы подразумевают так, что Он умрет после наступления Судного дня. “В мусульманском придании и особенно в мистической литературе насыщаются новыми и новыми подробностями, вариациями, порой весьма экзотическими деталями”, - так отмечает А.В. Журавский в своей работе “ Иисус в Коране”[143]. В Медине, есть вакантное место, где, согласно мусульманскому приданию, будет похоронен Иса после того, как Он выполнит свою миссию во Второе Свое Пришествие. Возьмем также пример из хадиса Хинди: “О посланник Божий (Мухаммад), - сказала Айша, - я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной рядом с тобой”. Он ответил: “Как я могу распорядится местом, где будет только моя могила и будут могилы Абу Бакра и Умара и будет могила Иисуса, сына Марии”[144]. Роль Исы-ал-Масиха намного расширена по сравнению с Кораном в хадисах:
1. Он является победителем ад-Даджжала (то есть дьявола) - это персонаж мусульманских эсхатологических сказаний, аналогичный христианскому антихристу. В Коране отсутствует, но часто упоминается в хадисах и сказаниях о “Грядущем конце света” (фитан, малахим). “Его называют так же ал-Масих ал- Куззаб ( ложный Мессия)”[145].
2. Ад-Даджжал будет искусителем людей в последнее время, перед пришествием Исы-ал-Массиха.
3. Он будет выдавать себя за настоящего Мессию.
4. В данный момент, по преданию, сатана находится прикованный к скале на острове в Индийском океане.
5. И его победит Иса-ал-Масих, спустившийся с небес. Из хадиса и Ибн Маджи: “Я сойду с небес и я его убью”[146].
6. Перед “Концом света” он появится с востока на огромном осле, за ним будут следовать все неверующие и лицемеры.
7. Царствование Исы будет длиться на земле около 40 лет (или 40 дней).
8. Иса установит единую Общину всех истинно верующих и 40 лет на земле будет Царство Мира и справедливости.
Суфийская литература дополняет информацию об Иисусе, например, из “Мекканских откровений” Ибн-ал-Араби, который писал так: “Иисус есть печать вселенской святости, подобно тому, как Мухаммад есть печать пророков. Иисус - единственный, кто обладает полнотой веры во все времена, и во Второе свое пришествие Он будет нашим судьей по закону Мухаммада”[147]. “Когда Иисус придет в конце времен, Он подтвердит закон Мухаммада и восстановит его, потому что не будет больше пророка после пророка Божьего, который судит по закону иному нежели его. Он последний закон и его пророк - печать пророков. Иисус будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни мусульманского султана, ни кади, ни муфти. Бог отнимет у людей знание. Когда Иисус сойдет, Он будет знать по воле Бога - уже на небесах, до своего сошествия все, что ему будет необходимо знать об этом законе, дабы смочь судить по нему, ради других людей, ради своего служения. Верующие соберутся вокруг него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого другого более пригодного, чем он”, - из хадиса ал-Бухари, Муслима[148]. Нужно отметить, что сам Мухаммад в Коране не ссылается на то, что Иисус будет подтверждать закон Мухаммада, скорее всего, наоборот, он утверждает о том, что его свидетельство основано на пророках Мусе (Моисее), Ибрахиме (Аврааме), Исе (Иисусе) и Исхаке (Исааке).
Таким образом, роль Исы намного больше расширяется в эсхатологических мотивах, которые в Коране не отражены, но под влиянием преданий, бытовавших в то время, были записаны в хадисах после смерти Мухаммада. “Художественная форма рассказов о нем свидетельствует как о широком бытовании в Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различной христианской средой, с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений”[149].
Вывод:
Нужно отметить, что по представлению Мухаммада Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся ни иудеем, ни христианином (суры 3:60; 5:15 ).
· Иса в Коране имеет особый статус, так как находим много эпитетов и имен, намного больше, чем у самого Мухаммада. Иисус назван: “Знанием”, “Милосердием” (19:21); “Посланником Аллаха” и “Мессией” (суры 3:40, 4:156, 169, 5:79); “Примером” (43:57); “Славным” (3:40); “Пророком” (суры 2:130, 3:78, 19:31, 33:7); “Благословенным” (19:32); “Словом Аллаха” и “Духом Его” (суры 3:40, 4:169); “Слугой Аллаха” (19:30); “Учителем Торы и Евангелия” (3:44) и “Приближенный к Аллаху” (3:45). “Коранический Иисус - это уже не Иисус докетов, эбионитов или ариан, а Иисус новой религии, нового духовного универсума”[150].
· Иса-ал-Масих - пророк и посланник (сура 5:75), но посланник с особой миссией, “наделенный экстраординарной природой, особыми привилегиями”[151]. Имеются четыре факта Его сверхъестественной природы, отличающие от всех предыдущих пророков:
1. Он был рожден от Девы (сура 19:20-21). “При рождении не коснулся Его сатана”, - так записано в своде хадисов ал-Бухари[152].
2. Сын праведный (чистый, то есть без греха) (сура19:20).
3. Он взят живым на небо (сура 4:157-158).
4. Бог дал ему ясные знамения и укрепил Духом Святым (сура 2:87, 253). “Он - единственный, наделенный прерогативами творить и воскрешать из мертвых, только с соизволения Бога”[153].
· Роль Исы-ал-Масиха в эсхатологических событиях Корана заключается в том, что Он есть признак Второго Пришествия (43:57-64) и судья всех верных и неверных иудеев и христиан (сура 4:41).
· Роль Иисуса Христа расширяется в хадисах. Смерть Иисуса (19:34-35) неверно растолковывается в хадисе Хинди, и что она наступит после Его Второго Пришествия. Далее, Он является победителем Ад-Даджжала и царствование Исы на земле будет сорок дней, или лет.
Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат исторических наук, в своей работе “Иисус в Коране”, “необходимо понять, что в лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе - мусульманском. Как бы ни шокировали нас эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков, посланного Богом к сынам Израиля, больше рядового эпизода в истории пророков, как Второй Адам, Он объемлет все человечество, как знамение для миров и людей, вместе со своею матерью Он освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как знамение часа, Он завершает на земле божественный замысел спасения”[154].
Заключение.
Рассматривая материал об Иисусе Христе в Коране, мы пришли к нескольким этапам развития мессианской идеи в исламе:
I. Мухаммад был склонен понимать Бога, как совершенно трансцендентную Личность и провозглашал монотеизм, то есть ат-Таухид. Эта идея была унаследована от ханифов, которые существовали еще задолго до возникновения ислама, признавая предельное единство Сущего. Символ веры заключается в следующих словах и показывает суть всей вести Мухаммада: “Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!” (сура 112:1-4). Из этого положения следует, что Мессия не может быть Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам” (сура 5:19). Развитию этой идеи способствовало грубое идолопоклонство на Аравийском полуострове. Мухаммад очень часто в Коране говорит о “сотоварищах” и о “сообщниках”, где речь идет об идолах (суры 39:32; 71:24; 71:8,9; 11:54; 26:72; 53:20-24; 22:74; 16:37; 21: 23; 14:36 и другие).
II. Евреи, находившиеся среди арабского населения в городах Мекка и Медина, а также в окрестностях, тех мест, где Мухаммад сталкивался с их учением, и с их мессианскими надеждами, могли повлиять на его понимание о роли Мессии, как о Грядущем, то есть направленное в будущее, с выраженными эсхатологическими чертами.
III. Взгляды христианских еретических течений и их влияние оставило свой след в неверном понимании природы Иисуса Христа:
1. Учение несториан и монофозитов, а особенно их споры между собой запечатлены Мухаммадом в сурах 4:169, 5:76-79, 19:16-36, 43:57.
Историк Л.И. Климович говорит: “А взгляды арабов-несториан, в частности их учение о деве Марии (Марйам) как “человекородице”, а не “богородице”, получили отражение в Коране”[155].
2. Учение докетов, одно из них взгляд Василида или Мани были выявлены в суре 4:156, где говорится о том, что Иисус не был распят, а это только представилось многим. Взгляд Василида описывает историк Дж. Робертсон: “Эон, нисшедший на Иисуса во время крещения, оставил Его перед распятием”[156].
Эту же идею мы находим у Мани, который говорит о том, что небесный Иисус покидает при распятии человека Иисуса, а другая версия, что Иисус - это небесный дух, имеющий призрачную видимость человека.
3. И.Ю. Крачковский в своем комментарии отмечает, что Троица Отца, Сына и Духа Святого была воспринята Мухаммадом, как Бог, Иисус и Мария в сурах 4:169, 5:77, 5:116. К периоду возникновения ислама христианская церковь поклонялась Марии, это могло послужить поводом для неверного понимания истины о триединстве Бога.
Таким образом, мы пришли к выводу, что материал об Иисусе Христе в Коране нужно рассматривать вместе с еретическими учениями, которые были унаследованы мусульманством.
IV. Взгляд ранних суфиев и мутакаллимов (богословов), живших после смерти Мухаммада и современных мусульманских историков, богословов и христианских апологетов, которые рассматривали природу Иисуса Христа в Коране. Сура 43:57-64 указывает на Второе Пришествие Христа, но в хадисах роль Иисуса расширена, благодаря легендам бытовавшим в Аравии, которые несколько отличались от библейской позиции.
Библиография.
1. Абд-Эль-Маши. Аллах в Исламе. Корнталь: Свет на Востоке, 1983.
2. Абд-Эль-Маши. Что ты думаешь о Христе? Корнталь: Свет на Востоке, 1985.
3. Абд-эл-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. Корнталь: Свет на Востоке, 1985.
4. Акбаров Хафез. Вчера и сегодня. Минск: ПИКОРП, 1997.
5. Беленький М.С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1974.
6. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. II, IV. М.: Спасо-Преображенский монастырь, 1994.
7. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т. Ярославль: ТЕРРА, 1990.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983.
9. Васильев А.А., Виппер Р.Ю. История древнего мира и средних веков. М.: Республика, 1993.
10. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории 600-1258 гг. М.: Наука, 1986.
11. Гуревич П.С. Всемирное писание: Сравнительная аналогия священных текстов. М.: Республика, 1995.
12. Джадит Искандер. Крест в Евангелии и в Коране. Корнталь: Свет на Востоке, 1983.
13. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. М.: Наука, 1989.
14. Дубнов С.М. Краткая история евреев. М.: Сварог, 1996.
15. Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.
16. Журавский А.В. Идеологические и социально-культурные проблемы диалога между исламом и христианством: история и современность. М.: Наука, 1979.
17. Журавский А.В. Иисус в Коране.// Россия и мусульманский мир. М., 1997. №12. Бюллетень рефератно-аналитической литературы.
18. Журавский А.В. Христианство и Ислам. М.: Наука, 1990.
19. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.
20. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.
21. Климович Л.И. Книга о Коране и его происхождении. М.: Политиздат, 1986.
22. Крачковский И.Ю. Коран. М.: Наука, 1986.
23. Кузищин В. И. История древнего Востока. М.: Высшая школа, 1988.
24. Кутб Сейд. Будущее принадлежит исламу. М.: Сантлада, 1993.
25. Лидов А.М. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.-Петебург: Издательство “Дмитрий Буланин”, 1994.
26. Мавлютов Р.Р. Ислам. М.: Политиздат, 1974.
27. Маккери Дон. Семья Авраама: исцеление сломанной ветви. Спб.: Библия для всех, 1998.
28. Манфред А.З. Краткая всемирная история. Т.I. М.: Наука, 1967.
29. Медани Бессам М. Библия и Ислам. Как свидетельствовать о Евангелии мусульманину. М.: Благовестник, 1996.
30. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М.: Наука, 1966.
31. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990.
32. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюсель: Жизнь с Богом, 1964.
33. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.
34. Прозоров С. М. Ислам. Историографические очерки. М.: Наука, 1991.
35. Прозоров С. М. Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994.
36. Радлов В.В. История человечества. С.-Петербург: Просвещение, 1909.
37. Робертсон Джеймс С. История христианской церкви. / Перевод проф. Лопухина Л.П./ Т.I. Спб. 1890.
38. Родионов М.А., Серебрякова М.Н. Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М.: Наука, 1992.
39. Cантала Ристо. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических Писаний. С.-Петербург: Библия для всех, 1995.
40. Свенцицкая И.С. Запрещенные Евангелия. М.: Политиздат, 1965.
41. Семюэлс Рут. По тропам еврейской истории. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.
42. Сидорова Н.А. Всемирная история. Т. I. М.: Политиздат,1957.
43. Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. С.-Петербург: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1902.
44. Утченко С.Л. Всемирная история. М.: Политиздат, 1956.
45. Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. Лондон: Аль-Ширкатул Исламийия, 1987.
46. Шантепи де ля Соссей Д.П. Иллюстрированная история религий. Т.I. М.: Спасо-Преображенский монастырь, 1992.
47. Шмеман А. Исторический путь православия. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1954.
48. Щапов Я.Н. Религии мира. М.: Просвещение, 1994.
49. Эберхардт Вальтер. Истинные и ложные пути христианства. Краткий исторический обзор, 1976.
50. Эрл Е. Кернс. Дорогами христианства. М.: Протестант, 1992.
Abdul-Hagg, Akbar A. Sharing Your Faith with a Muslim. Minneapolis, Minesota 554238: Bethany House Publishers, 1980.
1. Eliade, Mircea. The Encyclopedia of Religion. 1 vols. New York: Macmillan Publishing Company, 1987.
2. Geisler, Norman L., Saleeb Abdul I. Ansvering Islam the crescent in the light of the cross. Michigan: A Division of Baker Book House, 1994.
3. Hastings, James, M.A., D.D. Encyclopedia of Religion and Ethics. 1 vols. New York: Charles Scribner’s Sons, 1922.
4. Katch, Abraham I. Judaism in Islam. Biblical and Talmudic backgrounds of the Koran and its commentairies. Suras II and III. Philadelphia: Penna Blok, 1954.
5. Montague, R. J. Apocryphal New Testament. Oxford: At the Clarendon Press, 1926.
6. Montgomery, James A. Arabia and the Bible. Philadelphia: Pennsylvania Press, 1934.
7. Peters, F.E. Judaism, Christianity and Islam: The classical text and their interpretetion. Princeston, NJ: Princeston univ. Press, 1990.
8. Williams, J. A. Islam. New York: George Braziller, 1962.
9. William Whiston, A.M. The works of Josephus. Complete and unabridged. Peabody: Hendrickson Publisytrs, 1987.
[1] Журавский А.В. Иисус в Коране. Россия и мусульманский мир. М., 1997. №12. Бюллетень
рефератно-аналит. лит. С. 95-56.
[2] Там же, с. 96.
[3] Там же, с. 96.
[4] Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990. С. 28.
[5] Журавский А.В. Христианство и Ислам. М., 1990. С. 33.
[6] Грюнебаум Г.Е. Классический Ислам. М. , 1986. С. 25.
[7] Там же, с. 22.
[8] Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 157.
[9] Там же, с. 146.
[10] Там же, с. 239.
[11] Родионов М. А., Серебрякова М.Н. Традиционное мировозрение у народов Передней Азии. М., 1992. С. 14.
[12] Ислам. Энциклопедический словарь. С. 75.
[13] Корейшиты (курейшиты) - это жреческое племя, которое владело ключами от Каабы, передавая из поколения в поколение своим потомкам.
[14] Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. С -Пб., 1902. С.13.
[15] Там же, с.22.
[16] Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу. М., 1994. С.37.
[17] Крачковский И.Ю. Коран. М., 1986. С. 656.
[18] Ислам. Энциклопедический словарь. С. 232.
[19] Климович Л.И. Книга о Коране. М.,1986. С.44.
[20] Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу. М., 1994. С.25.
[21] A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, Bethany House Publishers, 1980, 292.
[22] Там же, с. 26- 27.
[23] Там же, с. 292.
[24] Там же, с. 26.
[25] Там же, с. 30.
[26] Беленький М.С. Иудаизм. М., 1974. С.74-75.
[27] Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу. М. , 1994. С.25.
[28] Климович Л.И. Книга о Коране и его происхождении и мифологии. М.,1988. С.48.
[29] Крачковский И.Ю. Коран. М., 1986. С.552.
[30] Ислам. Энциклопедический словарь. С.239.
[31] A.A.Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, Bethany House Publish., 1980, 11.
[32] Там же, с.15.
[33] Там же, с.17.
[34] Там же, с.13.
[35] Там же, с.13.
[36] Там же, с.13.
[37] Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С.51.
[38] Шантепи де ля Соссей Д.П. Иллюстрированная история религий. С.-Пр. монаст., 1899. С.335.
[39] Бессам М.М. Библия и Ислам. М., 1996. С.69.
[40] Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. IV. С.178.
[41] Там же, с.185.
[42] Там же, с.181.
[43] Там же, с.181.
[44] Там же, с.182.
[45] Там же, с.184.
[46] Там же, с.189.
[47] Там же, с.189.
[48] Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1991. С.202.
[49] Там же, с.201.
[50] Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV. С.190.
[51] Там же, с.190.
[52] Карташев А.В. Вселенские соборы. С.233.
[53] Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. С-Петербург, 1992. Т.40. С.923.
[54] Климович Л.И. Книга о Коране и его происхождении. М., 1986. С.43.
[55] A.A. Abdul-Hagg, “ Sharing Your Faith with a Muslim”, Bethany House Pub., 1980, 11.
[56] Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV. С.244.
[57] Там же, с.249.
[58] Там же, с.249.
[59] Там же, с.251.
[60] Там же, с.252.
[61] Там же, с.253.
[62] Там же, с. 266-268.
[63] Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т.38. С.787.
[64] Там же, с.786.
[65] Крачковский И.Ю. Коран. М., 1986. С.537.
[66] Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. Корнталь., 1985. С.11.
[67] Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 93-94.
[68] Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т. 20. 1991. С. 886.
[69] Там же, с. 886.
[70] Там же, с. 886.
[71] Робертсон Д.С. История христианской церкви. СПБ., 1890, т. 1, с. 43.
[72] Там же, с.45.
[73] Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т.36. С. 541.
[74] Робертсон Д.С. История христианской церкви. Т.1. С.127.
[75] “Относится к христианам”, - так говорит Крачковский И.Ю. Коран. М., 1986. С.536.
[76] Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. Лондон, 1987. С.97.
[77] Журавский А.В. Иисус в Коране. С.115.
[78] A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 13.
[79] Эберхард Вальтер. Истинные и ложные пути христианства . М., 1976. С. 202-203.
[80] A.A.A.Hagg “ Sharing Your Faith with a Muslim”, 315.
[81] Робертсон Д.С. История христианской церкви. Т.1. С. 325.
[82] Лидов А.М. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.-П., 1994. С. 81.
[83] Робертсон Д.С. История христианской церкви. С.327.
[84] Лидов А.М. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.87.
[85] Там же, с.93.
[86] A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 20.
[87] Бессам М.М. Библия и Ислам. М., 1996. С. 64.
[88] A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”,82.
[89] Крачковский И.Ю. Коран. С.530.
[90] R.J. Montague, “Apocryphal New Testament”, Oxford at the Clarendon Press, 1926, 49.
[91] Там же, с.15.
[92] Там же, с.15.
[93] Там же, с. 82.
[94] Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.17.
[95] A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 99.
[96] Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.17.
[97] Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. Лондон, 1987. С. 290.
[98] Абд-эль-Фади. Личность Христа в Коране и в Евангелии. С.8.
[99] Там же, с.8.
[100] Там же, с. 8.
[101] Крачковский И.Ю. Коран. С. 603.
[102] A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 93.
[103] Журавский А.В. Иисус в Коране. С.116.
[104] Ислам. Энциклопедический словарь. С.200.
[105] A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 87.
[106] Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.10.
[107] Там же, с.10.
[108] Там же, с.11.
[109] Там же, с.35.
[110] A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 67.
[111] Там же, с.67.
[112] Там же, с.67.
[113] Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. С. 52.
[114] Крачковский И.Ю. Коран. С. 529.
[115] A.A. Abdul-Hagg, “Sharihg Your Faith with a Muslim”, 68.
[116] Там же, с. 68.
[117] Там же, с.68.
[118] Там же, с.68.
[119] Там же, с.73.
[120] Там же, с.114.
[121] Ислам. Энциклопедический словарь. С.116.
[122] Крачковский И.Ю. Коран. С. 530.
[123] Хазрат Шер-Али. Священный Коран. С. 53.
[124] Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.13.
[125] Там же, с.14.
[126] Там же, с.14.
[127] N.L. Geisler and A. Saleeb, “ Answering Islam”, Michigan, 1994, 243.
[128] Дон Маккери. Семья Авраама: исцеление сломанной ветви. Спб., 1998. С.230.
[129] Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 21.
[130] Там же, с. 22.
[131] Ислам. Энциклопедический словарь. С.163.
[132] Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. С.- Петербург, 1902. С. 43.
[133] Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 117.
[134] Там же, с.118.
[135] Крачковский И.Ю. Коран. С.606.
[136] Журавский А.В. Иисус в Коране. С.118.
[137] Там же, с.119.
[138] Абд-эль-Фади. Личность Христа в Коране и в Евангелии. С.13.
[139] Бердиев И. Мусульманину об Исламе. М., 1992. С. 9.
[140] Там же, с.119.
[141] Хазрат Шер-Али. Священный Коран. С.33.
[142] Хазрат Шер-Али. Священный Коран. С. 291.
[143] Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 89-90.
[144] Там же, с. 89-90.
[145] Акбаров Хафез. Вчера и сегодня. Шеффильд , 1997. С.163.
[146] Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 92-94.
[147] Там же, с. 91-92.
[148] Там же, с. 94-95.
[149] Ислам. Энциклопедический словарь. С.102.
[150] Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 116.
[151] Там же, с. 116.
[152] Там же, с. 116.
[153] Там же, с. 116.
[154] Там же, с. 95.
[155] Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986. С.43.
[156] Робертсон Д.С. История христианской церкви. Спб.,1890. С.46.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7