Рефераты. Христос в Масульманстве






Таким образом, Его Второе Пришествие и свидетельство против неверных будет началом или возвратом к изначальной чистой вере и Единой Общине верующих, так как в самом начале времен согласно Корану: “Люди были  одной общиной” (сура 2:209). Другой перевод суры более ясно выражает эту мысль так: “Человечество было одной общиной, но потом начался разлад между ними; тогда Аллах воздвиг пророков, как носителей благой вести так и предостережения, и ниспослал с ними Книгу, содержащую Истину, дабы Он мог рассудить между людьми, в чем расходятся они. Но теперь у них возникло разногласие о Книге; и никто не пререкался о ней, кроме тех, кому она была дарована, после того, как ясные знамения были ниспосланы им, из-за зависти друг к другу...” (Сура 2:214)[141]. Роль Исы на Судном дне, при  Воскресении из мертвых быть свидетелем-обвинителем, и Он отделит “верных” от “неверных”, так же является восстановителем Единой Общины, которая была еще изначально, но со временем люди стали многобожниками.

Иса-ал-Масих  в хадисах.


В Коране имеется интересный текст, который говорит о смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются” (сура 19: 34-35). Перевод с Арабского говорит: “Мир был на мне в день, когда родился я, и мир будет на мне в день смерти моей, и в день когда я восстану опять к жизни. Таков был Иисус, сын Марии. Это есть изложение истины, в котором сомневаются они” (сура 19: 34-35)[142]. Сам Коран ничего не говорит и не растолковывает эти суры. Но позже мы находим толкование в хадисах, написанных после Мухамада. Смерть Исы подразумевают так, что Он умрет после наступления Судного дня.  “В мусульманском придании и особенно в мистической литературе насыщаются новыми и новыми подробностями, вариациями, порой весьма экзотическими деталями”, - так отмечает А.В. Журавский в своей работе “ Иисус в Коране”[143]. В Медине, есть вакантное место, где, согласно мусульманскому приданию, будет похоронен Иса после того, как Он выполнит свою миссию во Второе Свое Пришествие. Возьмем также пример из хадиса Хинди: “О посланник Божий (Мухаммад), - сказала Айша, - я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной рядом с тобой”. Он ответил: “Как я могу распорядится местом, где будет только моя могила и будут могилы Абу Бакра и Умара и будет могила Иисуса, сына Марии”[144].  Роль Исы-ал-Масиха намного расширена по сравнению с Кораном в хадисах:

1.   Он является победителем  ад-Даджжала (то есть дьявола) - это персонаж мусульманских эсхатологических сказаний, аналогичный христианскому антихристу. В Коране  отсутствует, но часто упоминается в хадисах и сказаниях о “Грядущем конце света” (фитан, малахим). “Его называют так же ал-Масих  ал- Куззаб ( ложный Мессия)”[145].

2.   Ад-Даджжал будет искусителем людей в последнее время, перед пришествием Исы-ал-Массиха.

3.   Он будет выдавать себя за настоящего Мессию.

4.   В данный момент, по преданию, сатана находится прикованный к скале на острове в Индийском океане.

5.   И его победит Иса-ал-Масих, спустившийся с небес. Из хадиса и Ибн Маджи: “Я сойду с небес и я его убью”[146].

6.    Перед “Концом света” он появится с востока на огромном осле, за ним будут следовать все неверующие и лицемеры.

7.    Царствование Исы будет длиться на земле около 40 лет (или 40 дней).

8.    Иса установит единую Общину всех истинно верующих и 40 лет на земле будет      Царство Мира и справедливости.

 Суфийская литература дополняет информацию об Иисусе, например, из “Мекканских откровений” Ибн-ал-Араби, который писал так: “Иисус есть печать вселенской святости, подобно тому,  как Мухаммад есть печать пророков. Иисус - единственный, кто обладает полнотой веры во все времена, и во Второе свое пришествие Он будет нашим судьей по закону Мухаммада”[147]. “Когда Иисус придет в конце времен, Он подтвердит закон Мухаммада и восстановит его, потому что не будет больше пророка после пророка Божьего, который судит по закону иному нежели его. Он последний закон и его пророк - печать пророков.  Иисус будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни мусульманского султана, ни кади, ни муфти. Бог отнимет у людей знание. Когда Иисус сойдет, Он будет знать по воле Бога - уже на небесах, до своего сошествия все, что ему будет необходимо знать об этом законе, дабы смочь судить по нему, ради других людей, ради своего служения. Верующие соберутся вокруг него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого другого более пригодного, чем он”, - из хадиса ал-Бухари, Муслима[148]. Нужно отметить, что сам Мухаммад в Коране не ссылается на то, что Иисус будет подтверждать закон Мухаммада, скорее всего, наоборот, он утверждает о том, что его свидетельство основано на пророках Мусе (Моисее), Ибрахиме (Аврааме), Исе (Иисусе) и Исхаке (Исааке).

Таким образом, роль Исы намного больше расширяется в эсхатологических мотивах, которые в Коране не отражены, но под влиянием преданий, бытовавших в то время, были записаны в хадисах после смерти Мухаммада. “Художественная форма рассказов о нем свидетельствует как о широком бытовании в Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различной христианской средой, с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений”[149].


Вывод:


Нужно отметить, что по представлению Мухаммада Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся ни иудеем, ни христианином (суры 3:60; 5:15 ).

·     Иса в Коране имеет особый статус, так как находим много эпитетов и имен, намного больше, чем у самого Мухаммада. Иисус назван: “Знанием”, “Милосердием” (19:21);  “Посланником Аллаха” и “Мессией” (суры 3:40, 4:156, 169, 5:79); “Примером” (43:57); “Славным”  (3:40); “Пророком” (суры 2:130, 3:78, 19:31, 33:7);   “Благословенным” (19:32);  “Словом   Аллаха”  и  “Духом  Его”   (суры 3:40, 4:169); “Слугой Аллаха” (19:30);  “Учителем Торы и Евангелия” (3:44) и “Приближенный к Аллаху” (3:45). “Коранический Иисус - это уже не Иисус докетов, эбионитов или ариан, а Иисус новой религии, нового духовного универсума”[150].

· Иса-ал-Масих - пророк  и  посланник (сура 5:75), но посланник с особой миссией, “наделенный  экстраординарной природой, особыми привилегиями”[151]. Имеются четыре факта Его сверхъестественной природы, отличающие от всех предыдущих пророков:

1.   Он был рожден от Девы (сура 19:20-21). “При рождении не коснулся Его сатана”,  - так записано в своде хадисов ал-Бухари[152].

2.   Сын праведный (чистый, то есть без греха) (сура19:20).

3.   Он взят живым на небо (сура 4:157-158).

4.   Бог дал ему ясные знамения и укрепил Духом Святым (сура 2:87, 253). “Он - единственный, наделенный прерогативами творить и воскрешать из мертвых, только с соизволения Бога”[153].

·     Роль Исы-ал-Масиха в эсхатологических событиях Корана заключается в том, что Он есть признак Второго Пришествия (43:57-64) и судья всех верных и неверных иудеев и христиан (сура 4:41).

·     Роль Иисуса Христа расширяется в хадисах. Смерть Иисуса (19:34-35) неверно растолковывается в хадисе Хинди, и что она наступит после Его Второго Пришествия. Далее, Он является победителем Ад-Даджжала и царствование Исы на земле будет сорок дней, или лет.

Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат исторических наук, в своей работе “Иисус в Коране”,  “необходимо понять, что в лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует  с христианством по поводу Христа, стремясь, как  это представляется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе - мусульманском. Как бы ни шокировали нас эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков, посланного Богом к сынам Израиля, больше рядового эпизода в истории пророков, как Второй Адам,  Он объемлет  все человечество, как знамение для миров и людей,  вместе со своею матерью Он освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как знамение часа, Он завершает на земле божественный замысел спасения”[154].

Заключение.


Рассматривая материал об Иисусе Христе в Коране, мы пришли к нескольким этапам развития  мессианской  идеи  в  исламе:

I. Мухаммад  был склонен понимать Бога, как совершенно трансцендентную Личность и провозглашал монотеизм, то есть ат-Таухид. Эта идея была унаследована от ханифов, которые существовали еще задолго до возникновения ислама, признавая предельное единство Сущего. Символ веры заключается в следующих словах и показывает  суть всей вести Мухаммада: “Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не  был Ему равным ни один!”  (сура 112:1-4). Из этого положения следует, что Мессия не может быть Богом.  “Не веруют те, которые говорят, что Аллах  – это Мессия, сын Марйам” (сура 5:19). Развитию этой идеи способствовало грубое идолопоклонство на Аравийском   полуострове. Мухаммад очень часто в Коране говорит о “сотоварищах” и о “сообщниках”, где речь идет об идолах  (суры 39:32; 71:24; 71:8,9; 11:54; 26:72; 53:20-24; 22:74; 16:37; 21: 23; 14:36 и другие).

II. Евреи,  находившиеся среди арабского населения  в городах Мекка и Медина, а также в окрестностях, тех  мест, где Мухаммад сталкивался с их учением, и с их мессианскими надеждами, могли повлиять на его понимание о роли Мессии, как о Грядущем, то есть направленное в будущее, с выраженными эсхатологическими чертами. 

III. Взгляды  христианских еретических течений и их влияние  оставило свой след в неверном понимании природы Иисуса Христа:

1. Учение несториан и монофозитов, а особенно их споры между собой  запечатлены Мухаммадом  в сурах   4:169,  5:76-79,  19:16-36,  43:57.

Историк Л.И. Климович говорит: “А взгляды арабов-несториан, в частности их учение о деве Марии (Марйам)   как “человекородице”,  а  не “богородице”, получили  отражение в Коране”[155].

2. Учение докетов, одно из них взгляд Василида или Мани были выявлены в суре 4:156, где говорится о том, что Иисус не был распят, а это только представилось многим.   Взгляд Василида описывает историк  Дж. Робертсон: “Эон,  нисшедший  на Иисуса  во время крещения, оставил Его перед распятием”[156].

Эту же идею мы находим у Мани, который говорит о том, что небесный Иисус покидает при распятии человека Иисуса, а другая версия, что Иисус - это небесный дух, имеющий  призрачную видимость человека.

3.  И.Ю. Крачковский в своем комментарии отмечает, что Троица Отца, Сына и Духа Святого была воспринята Мухаммадом, как Бог, Иисус и Мария в сурах  4:169, 5:77, 5:116. К периоду возникновения ислама христианская церковь  поклонялась Марии, это могло послужить поводом для неверного понимания  истины о триединстве Бога.

Таким образом, мы пришли к выводу, что материал об Иисусе Христе в Коране нужно рассматривать вместе с еретическими учениями, которые были унаследованы мусульманством. 

IV.  Взгляд   ранних суфиев и мутакаллимов (богословов), живших после смерти Мухаммада и современных мусульманских историков, богословов и  христианских  апологетов, которые рассматривали природу Иисуса Христа в Коране. Сура 43:57-64 указывает на Второе Пришествие Христа, но в хадисах роль Иисуса расширена, благодаря легендам бытовавшим в Аравии, которые несколько отличались от библейской позиции.

Библиография.


1.   Абд-Эль-Маши. Аллах в Исламе. Корнталь: Свет на Востоке, 1983.

2.   Абд-Эль-Маши. Что ты думаешь о Христе? Корнталь: Свет на Востоке, 1985.

3.   Абд-эл-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. Корнталь: Свет на Востоке, 1985.

4.   Акбаров Хафез. Вчера и сегодня. Минск: ПИКОРП, 1997.

5.   Беленький М.С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1974.

6.   Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. II, IV. М.: Спасо-Преображенский монастырь, 1994.

7.   Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т. Ярославль: ТЕРРА, 1990.

8.   Васильев Л.С.  История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983.

9.   Васильев А.А., Виппер Р.Ю. История древнего мира и средних веков. М.: Республика, 1993.

10. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории 600-1258 гг. М.: Наука, 1986.

11. Гуревич П.С. Всемирное писание: Сравнительная аналогия священных текстов. М.: Республика, 1995.

12. Джадит Искандер. Крест в Евангелии и в Коране. Корнталь: Свет на Востоке, 1983.

13. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. М.: Наука, 1989.

14. Дубнов С.М. Краткая история евреев. М.: Сварог, 1996.

15. Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.

16. Журавский А.В. Идеологические и социально-культурные проблемы диалога между исламом и христианством: история и современность. М.: Наука, 1979.

17.  Журавский А.В. Иисус в Коране.// Россия и мусульманский мир. М., 1997. №12.  Бюллетень рефератно-аналитической литературы.

18. Журавский А.В. Христианство и Ислам. М.: Наука, 1990.

19. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.

20. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.

21. Климович Л.И. Книга о Коране и его происхождении. М.: Политиздат, 1986.

22. Крачковский И.Ю. Коран. М.: Наука, 1986.

23. Кузищин В. И. История древнего Востока. М.: Высшая школа, 1988.

24. Кутб Сейд. Будущее принадлежит исламу. М.: Сантлада, 1993.

25. Лидов А.М. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.-Петебург: Издательство “Дмитрий Буланин”, 1994.

26. Мавлютов Р.Р. Ислам. М.: Политиздат, 1974.

27. Маккери Дон. Семья Авраама: исцеление сломанной ветви. Спб.: Библия для всех, 1998.

28.  Манфред А.З. Краткая всемирная история. Т.I. М.: Наука, 1967.

29. Медани Бессам М. Библия и Ислам. Как свидетельствовать о Евангелии мусульманину. М.: Благовестник, 1996.

30.  Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М.: Наука, 1966.

31. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990. 

32. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюсель: Жизнь с Богом, 1964.

33. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.

34. Прозоров С. М.  Ислам. Историографические очерки. М.: Наука, 1991.

35. Прозоров С. М.  Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994.

36. Радлов В.В. История человечества. С.-Петербург: Просвещение, 1909.

37. Робертсон Джеймс С. История христианской церкви. / Перевод проф. Лопухина Л.П./ Т.I. Спб. 1890.

38. Родионов М.А., Серебрякова М.Н. Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М.: Наука, 1992.

39. Cантала Ристо. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических Писаний. С.-Петербург: Библия для всех, 1995.

40. Свенцицкая И.С. Запрещенные Евангелия. М.: Политиздат, 1965.

41. Семюэлс Рут. По тропам еврейской истории. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.

42. Сидорова Н.А. Всемирная история.  Т. I. М.: Политиздат,1957.

43. Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. С.-Петербург: Тип. Ю.Н.Эрлих, 1902.

44. Утченко С.Л. Всемирная история. М.: Политиздат, 1956.

45. Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. Лондон: Аль-Ширкатул Исламийия, 1987.

46.  Шантепи де ля Соссей Д.П. Иллюстрированная история религий. Т.I.  М.: Спасо-Преображенский монастырь, 1992.

47. Шмеман А. Исторический путь православия. Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1954.

48.  Щапов Я.Н. Религии мира. М.: Просвещение, 1994.

49. Эберхардт Вальтер. Истинные и  ложные пути христианства. Краткий исторический обзор, 1976.

50. Эрл Е. Кернс. Дорогами христианства. М.: Протестант, 1992.

Abdul-Hagg, Akbar A. Sharing Your Faith with a Muslim. Minneapolis, Minesota 554238: Bethany House Publishers, 1980.

1.   Eliade, Mircea. The Encyclopedia of Religion. 1 vols. New York: Macmillan Publishing Company, 1987.

2.   Geisler, Norman L., Saleeb Abdul I. Ansvering Islam the crescent in the light of  the cross. Michigan: A Division of Baker Book House, 1994.

3.   Hastings, James, M.A., D.D. Encyclopedia of Religion and Ethics. 1 vols. New York: Charles Scribner’s Sons, 1922.

4.   Katch, Abraham I. Judaism in Islam. Biblical and Talmudic backgrounds of the Koran and its commentairies. Suras II and III. Philadelphia: Penna Blok, 1954.

5.   Montague, R. J. Apocryphal New Testament. Oxford: At the Clarendon Press, 1926.

6.   Montgomery, James A. Arabia and the Bible. Philadelphia: Pennsylvania Press, 1934.

7.   Peters, F.E. Judaism, Christianity and Islam: The classical text and their interpretetion. Princeston, NJ: Princeston univ. Press, 1990.

8.   Williams, J. A. Islam. New York: George Braziller, 1962.

9.    William Whiston, A.M. The works of Josephus. Complete and unabridged. Peabody: Hendrickson Publisytrs, 1987.


[1]  Журавский А.В. Иисус в Коране.  Россия и мусульманский мир. М., 1997. №12. Бюллетень

рефератно-аналит. лит.  С. 95-56. 

[2]    Там же, с. 96.

[3]    Там же, с. 96.

[4]     Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990. С. 28.

[5]    Журавский А.В.  Христианство и Ислам.  М., 1990. С. 33.

[6]    Грюнебаум  Г.Е.  Классический  Ислам. М. , 1986. С. 25.

[7]    Там  же,  с. 22.

 

[8]    Ислам: Энциклопедический  словарь. -  М.: Наука. Главная редакция восточной литературы,  1991. С. 157.

[9]    Там  же,  с. 146.

[10]    Там  же,   с. 239.

[11]   Родионов М. А., Серебрякова М.Н. Традиционное мировозрение у народов Передней Азии. М., 1992. С. 14.

[12]   Ислам. Энциклопедический  словарь. С. 75.




[13]    Корейшиты (курейшиты) - это жреческое  племя,  которое  владело ключами  от  Каабы,  передавая   из поколения в поколение своим  потомкам.

[14]     Соловьев В.С.  Магомет. Его  жизнь  и  религиозное учение.  С -Пб., 1902. С.13.

[15]    Там  же,  с.22.

[16]   Прозоров С.М.  Хрестоматия по исламу.  М., 1994. С.37.

[17]   Крачковский И.Ю. Коран.  М., 1986. С. 656.

[18]   Ислам. Энциклопедический  словарь. С. 232.

[19]    Климович Л.И. Книга о Коране. М.,1986.  С.44.

[20]    Прозоров С.М. Хрестоматия  по  исламу. М.,  1994. С.25.

[21]    A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, Bethany House Publishers, 1980,  292.

[22]   Там же,  с.  26- 27.

[23]   Там же,  с.  292.

[24]   Там же,  с. 26.

[25]   Там  же,  с. 30.

[26]   Беленький  М.С.  Иудаизм. М., 1974.  С.74-75.

[27]   Прозоров С.М. Хрестоматия  по  исламу. М. , 1994.   С.25.

[28]   Климович  Л.И.  Книга  о  Коране  и  его  происхождении  и  мифологии.   М.,1988. С.48.

[29]    Крачковский И.Ю.  Коран.  М., 1986. С.552.

[30]    Ислам. Энциклопедический  словарь. С.239.

[31]    A.A.Abdul-Hagg, “Sharing  Your   Faith  with  a  Muslim”, Bethany House Publish., 1980, 11.  

[32]   Там же,  с.15.

[33]   Там же,  с.17.

[34]     Там же, с.13.

[35]     Там же, с.13.

[36]     Там же, с.13.

[37]   Еремеев Д.Е.  Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С.51.

[38]   Шантепи де ля Соссей Д.П.  Иллюстрированная история  религий. С.-Пр. монаст., 1899. С.335.

[39]   Бессам М.М.  Библия и Ислам. М., 1996. С.69.

[40]    Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. IV. С.178.

[41]    Там же, с.185.

[42]    Там же, с.181.

[43]    Там же,  с.181.

[44]    Там же, с.182.

[45]    Там же, с.184.

[46]    Там же, с.189.

[47]    Там же, с.189.

[48]   Карташев А.В.  Вселенские соборы. М., 1991. С.202.

[49]   Там же,  с.201.

[50]   Болотов В.В. Лекции по истории древней  церкви. Т. IV. С.190.

[51]   Там же, с.190.

[52]   Карташев А.В.  Вселенские соборы. С.233.

[53]   Брокгауз Ф.А.  Энциклопедический  словарь. С-Петербург,  1992. Т.40.  С.923.

[54]   Климович Л.И. Книга о Коране и его происхождении. М., 1986. С.43.

[55]   A.A. Abdul-Hagg,  “ Sharing  Your Faith  with  a  Muslim”, Bethany House Pub., 1980, 11.

[56]   Болотов В.В.  Лекции по истории древней церкви. Т. IV. С.244.

[57]   Там же, с.249.

[58]   Там же, с.249.

[59]   Там же, с.251.

[60]   Там же,  с.252.

[61]   Там же,  с.253.

[62]   Там  же, с. 266-268.

[63]   Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т.38.  С.787.

[64]   Там же,  с.786.

[65]   Крачковский И.Ю. Коран. М., 1986. С.537.

[66]   Абд-эль-Фади.  Личность Христа в Евангелии и в Коране. Корнталь., 1985. С.11.

[67]   Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 93-94.

[68]   Брокгауз Ф.А.  Энциклопедический  словарь. Т.  20. 1991. С. 886.

[69]   Там же, с. 886.

[70]    Там же, с. 886.

[71]    Робертсон  Д.С. История христианской  церкви. СПБ., 1890, т. 1, с. 43.

[72]    Там же,  с.45.

[73]   Брокгауз Ф.А. Энциклопедический  словарь. Т.36. С. 541.

[74]    Робертсон Д.С.  История христианской церкви. Т.1. С.127.

[75]   “Относится к христианам”, - так говорит  Крачковский И.Ю.  Коран.  М.,  1986.  С.536.


[76]   Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский  текст с  русским  переводом.  Лондон, 1987. С.97.


[77]   Журавский  А.В.  Иисус  в  Коране.  С.115.

[78]   A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith  with  a  Muslim”, 13.

[79]   Эберхард Вальтер. Истинные и ложные пути христианства .  М., 1976.  С. 202-203.

[80]   A.A.A.Hagg  “ Sharing  Your  Faith  with a  Muslim”, 315.

[81]   Робертсон Д.С. История христианской церкви. Т.1. С. 325.

[82]    Лидов А.М.  Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.-П., 1994. С. 81.

[83]     Робертсон Д.С. История христианской церкви. С.327.

[84]    Лидов А.М. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.87.

[85]    Там же, с.93.

[86]    A.A. Abdul-Hagg,  “Sharing Your Faith with  a Muslim”, 20.

[87]   Бессам  М.М.  Библия и Ислам. М., 1996. С. 64.

[88]   A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith  with  a Muslim”,82.

[89]   Крачковский И.Ю. Коран. С.530.

[90]   R.J. Montague, “Apocryphal  New Testament”, Oxford at the Clarendon  Press, 1926, 49.

[91]   Там же, с.15.

[92]   Там же, с.15.

[93]   Там же, с. 82.

[94]  Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.17.

[95]  A.A. Abdul-Hagg, “Sharing  Your Faith with a  Muslim”, 99.

[96]   Абд-эль-Фади.  Личность  Христа  в Евангелии и в Коране.  С.17.

[97]   Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст  с русским переводом.  Лондон, 1987. С. 290.

[98]   Абд-эль-Фади. Личность Христа в Коране и  в Евангелии. С.8.

[99]   Там же, с.8.

[100]  Там же, с. 8.

[101]   Крачковский И.Ю. Коран. С. 603.

[102]   A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith  with a Muslim”, 93.

[103]   Журавский А.В. Иисус в Коране. С.116.

[104]   Ислам. Энциклопедический  словарь.  С.200.

[105]   A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 87.

[106]   Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.10.

[107]   Там же, с.10.

[108]   Там же, с.11.

[109]    Там же, с.35.

[110]   A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 67.

[111]   Там же, с.67.

[112]   Там же, с.67.

[113]   Хазрат  Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. С. 52.

[114]   Крачковский И.Ю. Коран.  С. 529.

[115]   A.A. Abdul-Hagg, “Sharihg Your Faith  with a Muslim”, 68.

[116]   Там же, с. 68.

[117]   Там же, с.68.

[118]   Там же, с.68.

[119]   Там же, с.73.

[120]    Там же, с.114.

[121]   Ислам. Энциклопедический словарь. С.116.

[122]   Крачковский И.Ю. Коран. С. 530.

[123]   Хазрат Шер-Али. Священный Коран. С. 53.

[124]   Абд-эль-Фади.  Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.13.

[125]   Там же, с.14.

[126]   Там же, с.14.

[127]   N.L. Geisler  and  A. Saleeb, “ Answering  Islam”, Michigan, 1994, 243.

[128]   Дон  Маккери.  Семья Авраама: исцеление сломанной ветви. Спб., 1998. С.230.

[129]   Абд-эль-Фади.  Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 21.

[130]   Там же, с. 22.

[131]   Ислам. Энциклопедический словарь.  С.163.

[132]   Соловьев В.С. Магомет. Его  жизнь  и религиозное  учение. С.- Петербург, 1902. С. 43.

[133]   Журавский А.В. Иисус  в Коране.  С. 117.

[134]    Там же, с.118.

[135]    Крачковский И.Ю. Коран.  С.606.

[136]   Журавский А.В. Иисус в Коране. С.118.

[137]    Там же, с.119.

[138]    Абд-эль-Фади. Личность Христа в Коране и в Евангелии. С.13.

[139]    Бердиев И. Мусульманину об Исламе. М., 1992. С. 9.

[140]    Там же, с.119.

[141]    Хазрат  Шер-Али. Священный Коран.  С.33.

[142]   Хазрат Шер-Али. Священный Коран. С. 291.

[143]   Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 89-90.

[144]   Там  же, с. 89-90.

[145]  Акбаров Хафез. Вчера и сегодня. Шеффильд , 1997. С.163.

[146]  Журавский А.В. Иисус в Коране. С. 92-94.

[147]   Там же, с. 91-92.

[148]   Там же, с. 94-95. 

[149]   Ислам. Энциклопедический словарь.  С.102.

[150]   Журавский А.В.  Иисус в Коране. С. 116.

[151]   Там же, с. 116.

[152]   Там же, с. 116.

[153]   Там же, с. 116.

[154]   Там же, с. 95.

[155]  Климович Л.И.  Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986. С.43.

[156]  Робертсон Д.С. История христианской церкви. Спб.,1890. С.46.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.