|
130 |
147 |
103 |
74 |
112 |
98 |
66,1 |
65,7 |
||
9 |
103 |
103 |
125 |
129 |
70 |
83 |
88 |
98 |
90,7 |
100,9 |
10 |
80 |
98 |
120 |
139 |
81 |
123 |
94 |
128 |
75,2 |
125,4 |
11 |
103 |
120 |
115 |
136 |
80 |
93 |
92 |
107 |
94,8 |
128,4 |
12 |
81 |
72 |
127 |
152 |
80 |
78 |
96 |
103 |
77,8 |
74,2 |
13 |
76 |
75 |
116 |
144 |
71 |
80 |
86 |
101 |
65,4 |
75,8 |
14 |
81 |
72 |
130 |
144 |
82 |
131 |
98 |
135 |
79,4 |
97,2 |
15 |
83 |
80 |
126 |
131 |
82 |
79 |
97 |
96 |
80,2 |
77,1 |
16 |
93 |
89 |
116 |
130 |
72 |
79 |
87 |
96 |
80,9 |
85,4 |
17 |
66 |
62 |
116 |
137 |
85 |
79 |
95 |
98 |
62,7 |
60,8 |
18 |
72 |
66 |
101 |
99 |
59 |
61 |
73 |
74 |
52,6 |
48,8 |
19 |
91 |
80 |
103 |
106 |
72 |
68 |
82 |
81 |
74,6 |
64,8 |
20 |
109 |
106 |
155 |
141 |
99 |
98 |
118 |
112 |
128,6 |
118,7 |
21 |
81 |
80 |
125 |
130 |
86 |
78 |
99 |
95 |
80,2 |
76,0 |
22 |
106 |
101 |
136 |
131 |
89 |
91 |
105 |
104 |
111,3 |
105,0 |
23 |
93 |
98 |
120 |
129 |
84 |
79 |
96 |
96 |
89,3 |
94,1 |
24 |
80 |
72 |
120 |
109 |
82 |
84 |
95 |
92 |
76,0 |
66,2 |
25 |
101 |
101 |
115 |
117 |
80 |
87 |
92 |
97 |
92,9 |
98,0 |
26 |
83 |
85 |
134 |
145 |
83 |
90 |
100 |
108 |
83,0 |
91,8 |
27 |
65 |
68 |
120 |
123 |
75 |
82 |
90 |
96 |
58,5 |
65,2 |
28 |
60 |
65 |
130 |
138 |
92 |
94 |
105 |
109 |
63,0 |
70,9 |
29 |
81 |
68 |
119 |
127 |
74 |
80 |
89 |
96 |
72,1 |
65,2 |
30 |
87 |
68 |
96 |
100 |
73 |
69 |
81 |
79 |
70,5 |
53,7 |
Ср. |
84,3 ± 2,5 |
84,4 ± 3,0 |
121,4 ± 2,1 |
129,3 ± 2,5 |
77,8 ± 1,9 |
82,9 ± 2,8 |
92,4 ± 1,8 |
98,2 ± 2,4 |
78,0 ± 2,9 |
83,5 ± 4,2 |
График 1
Графики реакции организма на ортостатическую пробу
График 2
Графики реакции организма на психологический стресс
График
3
Графики реакции организма на физиологический стресс
Таблица 4
Изменение показателей сердечно-сосудистой системы при
ортостатической пробе (М±m, n=30)
Показатели
До пробы
После пробы
Изменение (%)
Р
Частота
сердечных
сокращений
70,4±2,1
84,3±2,5
19,7
<0,001
Систолическое артериальное давление
113,6±2,0
121,4±2,1
6,7
<0,01
Диастолическое артериальное давление
64,2±1,5
77,8±1,9
21,1
<0,02
Среднее
артериальное давление
80,6±1,5
92,4±1,8
14,6
<0,001
Индекс
Робинсона
(ДП)
57,5±2,5
78,0±2,9
35,6
<0,001
Значение Р определяется по таблице достоверности,
на основании результата - t- Стьюдента:
М большее – М меньшее
t = ------------------- , где М – показатели сердечно-сосудистой системы,
(m12 + m22)1/2 а m1 и m2 – статистические ошибки.
Таблица 5
Изменение показателей сердечно-сосудистой системы при воздействии на организм психологического стресса (М±m, n=30)
Показатели
До пробы
После пробы
Изменение (%)
Р
Частота
сердечных
сокращений
84,3±2,5
85,7±2,7
1,7
>0,5
Систолическое артериальное давление
121,1±1,6
129,0±2,2
6,5
<0,01
Диастолическое артериальное давление
76,2±1,6
86,4±2,8
13,3
<0,01
Среднее
артериальное давление
90.8±1,5
100,8±2,6
11,0
<0,01
Индекс
Робинсона
(ДП)
75,0±2,1
87,5±4,1
16,7
<0,02
Значение Р определяется по таблице достоверности,
на основании результата - t- Стьюдента:
М большее – М меньшее
t = ------------------- , где М – показатели сердечно-сосудистой системы,
(m12 + m22)1/2 а m1 и m2 – статистические ошибки.
Таблица 6
Изменение показателей сердечно-сосудистой системы при воздействии на организм физиологического стресса (М±m, n=30)
Показатели
До пробы
После пробы
Изменение (%)
Р
Частота
сердечных сокращений
84,3±2,5
84,4±3,0
0,1
>0,5
Систолическое артериальное давление
121,4±2,1
129,3±2,5
6,5
<0,05
Диастолическое артериальное давление
76,5±1,7
84,4±2,7
10,3
<0,02
Среднее
артериальное давление
90,8±1,5
99,8±2,3
9,9
<0,01
Индекс
Робинсона
(ДП)
75,0±2,1
85,8±4,1
14,4
<0,05
Значение Р определяется по таблице достоверности,
на основании результата - t- Стьюдента:
М большее – М меньшее
t = ------------------- , где М – показатели сердечно-сосудистой системы,
(m12 + m22)1/2 а m1 и m2 – статистические ошибки.
4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Реакция сердечно-сосудистой системы организма на психологический и физиологический стресс в целом адекватна реакции, описанной в доступной литературе.
Расхождение проявилось в двух случаях:
1. В результатах нашего исследования систолическое артериальное давление в среднем повысилось на 6,5 % , в доступной же литературе говорится о нейтральной реакции (в некоторых случаях и о понижении показателей) на стрессовое воздействие.
2. Частота сердечных сокращений при воздействии стресса, в нашем исследовании меняется незначительно (1,7 % в среднем при воздействии психологического стресса и 0,1 % в среднем при воздействии физиологического стресса). В доступной литературе говорится о повышении частоты сердечных сокращений, при воздействии стресса, на 8 – 19 ударов в минуту.
Диастолическое артериальное давление и индекс Робинсона, как и описано в доступной литературе, повышались. При психологическом стрессе диастолическое артериальное давление повышалось в среднем 13,3 %, а индекс Робинсона увеличивался на 16,7 %. При воздействии физиологического стресса диастолическое давление повышалось на 10,3 %, а индекс Робинсона увеличивался на 14,4 %.
Из тридцати исследуемых я выделил три человека склонных к гиперреакции на психологический стресс (исследуемые №2 –Шутова, 25 лет; №7- Чиндарев, 26 лет; №27- Михайлов, 34 года) (см. таблицу 2, график 2).
Также мною были выделены трое испытуемых склонных к гиперреакции на физиологический стресс (исследуемые №7- Чиндарев; №10- Акимов и №14- Утин) (см. таблицу 3, график 3).
Чтобы наглядно отразить изменения параметров сердечно-сосудистой системы отобранных военнослужащих, я составил гистограммы на которых явно видно их чрезмерная реакция на психологический и физиологический стресс (см. график 5,6).
График 4
Исследуемые с гиперреакцией на психологический стресс
График 5
Исследуемые с гиперреакцией на физиологический стресс
Исследуемые, параметры сердечно-сосудистой системы которых отображены на графике 4 и 5, потенциально входят в “группу риска”. Их сердечно-сосудистая система чрезвычайно подвержена влиянию стресса.
На графиках 4 и 5 я отразил изменения параметров систолического артериального давления, диастолического артериального давления и индекса Робинсона.
При психологическом стрессе, у выделенной группы исследуемых, АД систолическое возросло у №2 Шутовой на 30 %, №27 Михайлова - на 23 %, №7 Чиндарева – на 11 %. АД диастолическое возросло у Шутовой на 97 %, Михайлова – на 57 %, Чиндарева – на 44 %. Индекс Робинсона соответственно увеличился на 133 % (!), 40 % и 21 % (см. график 4).
При физиологическом стрессе, у выделенной группы исследуемых, АД систолическое возросло у №7 Чиндарева на 17 %, №10 Акимова – на 16 %, №14 Утина – на 11 %. АД диастолическое возросло у Чиндарева на 41 %, Акимова – на 52 %, Утина – на 60 %. Индекс Робинсона повысился на 60 %, 67 % и 23 % соответственно (показатель ДП Утина относителен, так как ЧСС у него снизилась с 81 ударов в минуту до 72 ударов, после воздействия стресса).
Хотелось бы отдельно выделить исследуемую №2 – Шутову, 25 лет. Девушка долгое время занималась гимнастикой, кандидат в мастера спорта. На данный момент она поддерживает организм в хорошей физической форме. Регулярно занимается физическими упражнениями, ходит в сауну и бассейн. Показатель параметров сердечно-сосудистой системы в ответ на физиологический стресс у нее очень хороший и стабильный. Но в ответ на эмоциональный стресс у ней выраженная гиперреакция. Частота сердечных сокращений, при воздействии стресса, возросла на 42 %. АД систолическое увеличилось на 30 %. АД диастолическое стало выше на 97 %, соответственно индекс Робинсона возрос на 133(!) %. Эту пробу я повторял несколько раз и во всех случаях результат был похожий. Наверное, рекомендацией для нее будет выполнение постоянных умеренных умственных нагрузок для адаптации организма к воздействию психологического стресса, при условии сохранения физической активности.
5. Выводы
1. В повседневной жизни человека выделяют два типа стресса – эустресс и дистресс; эустресс сочетается с желательным эффектом, дистресс – с нежелательным. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом.
2. Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.
3. Стресс многолик: это не только повреждения и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы.
4. Стресс может быть вызван как физическим, так и психологическим воздействием на организм.
5. Определяющую роль в развитии стресса играет центральная нервная система.
6. Возможность тестирования параметров организма при воздействии стресса стало возможностью изучить влияние психологического и физиологического стресса на параметры сердечно-сосудистой системы.
7. Реакция на стресс у каждого человека индивидуальная, у одних параметры сердечно-сосудистой системы при воздействии стресса изменяются сильней, у других – меньше.
8. Склонность к гиперреакции на психологический или физиологический стресс можно выявить в любом возрастном периоде и у любого человека.
9. Выявив, на ранних стадиях, склонность к гиперреакции на психологический или физиологический стресс есть возможность бороться с пагубными воздействиями на организм дистресса.
10. Зная свою предрасположенность к гиперреакции на психологический или физиологический стресс, каждый может эффективно бороться с ним, не допуская стрессовых ситуаций подобного характера или искусственно создавая легкие стрессовые ситуации и адаптируясь к ним.
6. Список литературы
1. Айрапетянц М. Г., Вейн А.М. Неврозы в эксперименте и в клинике. - М., Наука, 1982.
2. Бабский Е. Б. Физиология человека. – М. Медицина, 1972.
3. Васильев В.Н., Чугунов В.С. Симпатико-адреналиновая активность при различных функциональных состояниях человека. – М., Медицина, 1985.
4. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. - М., Высшая школа, 1974.
5. Горизонтов П.И., Белоусова О.И., Федотова М. И. Стресс и система крови. – М., Медицина, 1983.
6. Карпман В. Л. Тестирование в спортивной медицине. – М., ФиС., 1988.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., Наука, 1983.
8. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. – М., Медицина, 1988.
9. Мишин Г. И. Три причины стресса. – Лениздат, 1990.
10. Попова Л. М. Стресс жизни понять, противостоять и управлять им. – Санкт-Петербург, 1994.
11. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса. – М., ФиС., 1990.
12. Тарнавский Ю. Б. Срыва можно избежать. – М., Медицина, 1990.
13. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. – М., Наука, 1988.
14. Фурдуй Ф. И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром воздействии стресс факторов. - Кишинев, Штиинца, 1986.
15. Чирков Ю. Г. Стресс без стресса. – М., ФиС., 1988.
16. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс, природа и лечение. – М., Медицина, 1985.
17. Ягодка П. Н. Жизнь в мире неведомого. – М., Советская Россия, 1970.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.