Рефераты. Эффективность координированного управления






Меняется роль информационных систем в управлении предприятиями. Они должны выполнять не только функции автоматизации процессов учета, но и функции стратегического управления, а также обеспечивать конку­рентное преимущество предприятия.


1.3.                  Классификация информационных систем


Информационные системы управления ИС классифицируют обычно по следующим признакам:

•        по типу объекта управления (ИС управления технологическим
процессом, ИС организационного управления);

•        по степени интеграции (локальные, интегрированные);

•        по     уровню     автоматизации     управления     (информационно-
справочные системы, системы обработки данных, информацион­
но-советующие системы, системы принятия решений, эксперт­
ные системы);

•        по уровню управления (информационные системы   управления
предприятием, корпорацией, отраслью);

•        по характеру протекания технологических процессов на объекте
управления (автоматизированная система управления дискрет­
ным  производством,   автоматизированная   система  управления
непрерывным производством).

В организации выделяют следующие уровни управления:

•            эксплуатационный;

•            уровень знаний;

•            тактический уровень;

•            стратегический уровень.

В соответствии с этим за рубежом разработаны шесть основ­ных типов информационных систем.

Организация имеет исполнительные системы поддержки руководства -Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие информационные системы - Management Information Systems (MIS) и сис­темы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS) на тактическом (управленческом) уровне; системы управления знаниями -Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводст­ва - Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и системы обра­ботки транзакций - Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатаци­онном уровне.

Отметим, что наиболее эффективны интегрированные ИС, объединяющие функции всех функциональных подсистем и различных уровней управления.

Фирма использует ИТ на трех различных уровнях конкурентной стра­тегии:

   · уровень бизнеса;

   · уровень фирмы;

   · уровень отрасли.

Нет ни одной стратегической ИС, охватывающей все уровни стратегии. Для различных уровней используются различные системы. Для каждого уровня бизнес-стратегии существует стратегия использования ИС, и для каждого уровня существует модель для анализа и оценки использования ИС.

Особую важность приобретает стадия принятия решений, включающая следующие операции: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, реализация, обратная связь.

Обратная связь или система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, которые руко­водитель надеялся получить. Обратная связь — т. е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руково­дителю скорректировать процесс в соответствии с функцией цели. Оценка решения руководством осуществляется, прежде всего, с помощью функции контроля.



2. Корпоративные информационные системы


Рассматривая классификацию информационных систем, мы отмечали, что наибольший эффект дает применение интегрированных систем, охва­тывающих все сферы деятельности предприятия, и что информационная система дает положительные результаты, если на предприятии успешно работает система управления. В последнее время интегрированные системы управления предприятиями называют корпоративными информационными сис­темами.

Корпоративная система управления (КИС) предприятием построена на управ­ленческой  идеологии, объединяющей бизнес-стратегию предприятия  и передовые информационные технологии. Ведущую роль здесь играет система управления, а автомати­зация выполняет второстепенную роль. «Корпоративность» в определении КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру.


2.1. Стандартизация и интеграция систем


Специальных стандартов, регламентирующих функции КИС, не существует, но такие системы ориентируются на широко распро­страненные методологии MRPII и ERP, фактически являющиеся стандар­тами управления бизнесом. Данные стандарты разработаны американским обществом по контролю за производством и запасами (American Production and Inventory Control Society, APICS).

Исходным стандартом систем управления предприятием стал стандарт MRP (Material Requirements Planning), появившейся в 70-х годах. Он вклю­чает в себя планирование материалов для производства.

Следующим был MRP II (Manufacturing Resource Planning), позволяю­щий планировать все производственные ресурсы предприятия (сырьё, ма­териалы, оборудование и т.д.).

Его развитием стала концепция стандарта ERP (Enterprise Resource Planning). В нем интегрировалось управление всеми ресурсами предпри­ятия с добавлением управления заказами, финансами и т.д.

Последней появилась концепция стандарта CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), регламентирующая взаимодействие с кли­ентом, субподрядчиком — выходя из рамок внутренней во внешнюю дея­тельность предприятия.

В настоящее время на мировом рынке существует около 500 систем, соответст­вующих стандартам MRP II и ERP и всего лишь единицы из них разработаны в России. Количество успешных инсталляций систем данного класса на российских предприятиях не превышает трех сотен.

На российском рынке информационных систем управления предприятием можно выделить три группы.

Первая группа — это крупные интегрированные пакеты зарубежных разработчиков класса MRP II/ERP/ERP II, ориентированные на управление на ос­нове бизнес-процессов..

Данную группу образуют комплексы интегрированных приложений для автоматизации всей деятельности предприятия различного уровня: от крупной корпорации до среднего предприятия. К данной группе относятся продукты обладающие богатым функционалом от SAP AG (R/3), ORACLE (Oracle Ap­plication), BAAN (BAAN V), Microsoft Dynamics AX и др. Поставщики внедряют свои сис­темы как самостоятельно, так и с помощью российских партнеров. Форми­рование стоимости систем трехуровневое и включает стоимость лицензии на инсталляцию, стоимость консалтинга и обучения персонала, стоимость настройки и внедрения. Причем, стоимость настройки и внедрения в три-четыре раза выше стоимости инсталляции системы.

Вторая группа это интегрированные пакеты отечественных разработчиков класса MRP II/ERP  такие, как Галактика, Парус, БОСС-Корпорация, М3. Используя запад­ные базы данных, например СУБД ORACLE или MS SQL, российские производители предлагают свои корпоративные системы управления, превосходящие за­падные по двум основным параметрам — доступным ценам и учету рос­сийской специфики уже в исходных модулях. Однако, они еще не достигли полной реализации технологий MRPII/ERP.

Третья малые интегрированные и локальные пакеты отечественных разработчиков.

Крупные КИС не являются готовым продуктом, но представ­ляют собой совокупность программных модулей и баз данных, с заложенной идеологией, а также техноло­гию их настройки и применения. В связи с высокой стоимостью и сложностью таких систем, они доступны только крупным предприятиям. Процесс внедрения КИС на предприятии обычно занимает от 6 месяцев до нескольких лет. При этом предпола­гается, что предприятие имеет четко определенную структуру управления, ко­торая не подвержена резким изменениям. Модель этой организационной струк­туры закладывается в основу информационной системы. Предприятие, находя­щееся на этапе выбора стратегии развития, не имеющее четко определенной эффективной организационной структуры, не в состоянии внедрить КИС. Таким предприятиям нужны легко настраиваемые недорогие средства оперативного управления и поддержки принятия решений.


2.2. Примеры информационных систем управления предприятием


SAP R/3. SAP R/3 (разработчик германская фирма SAP AG) — наибо­лее широко используемое в мире стандартное решение класса ERP, слу­жащее для электронной обработки информации на основе архитектуры «клиент-сервер». Система позволяет обеспечить одновременную работу до 30 тысяч пользователей.

Все компоненты системы R/3 настраиваются на конкретное предпри­ятие и позволяют обеспечивать внедрение эволюционным путем. Заказчик может выбрать оптимальную конфигурацию из более чем 800 готовых бизнес-процессов. В состав системы входят следующие подсистемы, по­строенные по модульному принципу: IS - отраслевые решения; WF -управление информационными потоками; PS - проекты; AM - основные средства; СО - контроллинг; FI - финансы; SD - сбыт; ММ - управление материальными потоками; РР - планирование производства; QM - управ­ление качеством; РМ - техническое обслуживание и ремонт оборудования; HR - управление персоналом.

BAAN V. ВAAN V ( разработка одноименной фирмы) — комплексная система ERP-класса, охватывающая следующие виды управленческих за­дач:

BAAN-Моделирование предприятия;

BAAN-Производство;

BAAN—Процесс;

BAAN-Финансы;

BAAN-Сбыт, Снабжение;

BAAN-Проект;

BAAN—Администратор деятельности предприятия;

BAAN-Транспорт;

BAAN-Cepвuc.

Система BAAN является открытой и позволяет пользователю допол­нять существующую функциональность собственными разработками: от удобных экранных форм и рапортов до описания полноценных бизнес-процессов. Для этого предназначен «Инструментарий», в который входят средства работы с программными компонентами системы: меню, экран­ными формами, рапортами, сеансами, таблицами, программными скрипта­ми и библиотеками.

Внедрения: «Нижфарм», УралАЗ, КамАЗ, БелАЗ, Челябинский трак­торный завод, Иркутское авиационное производственное предприятие, Шелеховский алюминиевый завод и др.

ORACLE E-BUSINESS SUITE. Разработчик — фирма Огасlе. Oracle Е-Business Suite - это полный интегрированный комплекс приложений для электронного бизнеса, работающий в корпоративном Интернете и гло­бальном Интернете. Сегодня комплекс включает все приложения, необхо­димые предприятию: маркетинг, продажи, снабжение, производство, об­служивание заказчиков, бухгалтерия, учет кадров и пр.

Современную версию Oracle E-Business Suite Hi можно условно разде­лить на три функциональных блока:

•        Oracle ERP (Enterprise Resource Planning);

•        Oracle CRM (Customer Relationship Management;

•        Oracle E-Hub (Электронная коммерция).

Комплекс приложений Oracle для построения ERP (Enterprise Resource Planning) системы на предприятии (более известный под торговой маркой Oracle Applications) объединяет приложения для оптимизации и автомати­зации внутрихозяйственных процессов предприятия (производство, фи­нансы, снабжение, управление персоналом и др.). Он включает в себя бо­лее 90 модулей, которые позволяют предприятию решать основные биз­нес-задачи, связанные с финансовыми и материальными потоками: плани­рование производства, снабжение, управление запасами, взаимодействие с поставщиками, управление персоналом и расчеты по заработной плате, финансовое планирование, управленческий учет и др. Комплекс ERP-приложения Oracle включает: Управление производством; Управление финансами; Управление персоналом; Логистика; Управление проектами.

БОСС-КОРПОРАЦИЯ. Разработчик — компания АйТи, Россия. БОСС-КОРПОРАЦИЯ — отечественная система для крупных организа­ций.

Разработана для автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельности корпораций, производственных и торговых объединений на базе Oracle 7 Server. В состав системы входят модуль "Администратор" и подсистемы, содержащие следующие модули: Управление финансами, производством, закупками, запасами и реализацией, персоналом, основными средствами и оборудованием.

1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0. (Компания 1C, Россия). Система "1С:Предприятие": комплексная конфигурация "Бухгалтерия; Торговля; Склад; Зарплата; Кадры" представляет собой универсальную программу — конструктор, которая позволяет вести учет в одной информационной базе от имени нескольких организаций.

"1C" продвигается в класс малых корпоративных систем.

КИС «М3». Разработчик - «КСТ» - российская система ERP класса.

Разработана для учета Финансво-хозяйственной деятельности предприятия. Включает модули: Логистика, Производство, Управление проектами, Бюджетирование, Управленческий учет, Финансы, Бухгалтерский учет, Кадровый учет, Документооборот.


2.3. Технология и системы поддержки корпоративного

планирования и аналитических исследований


Рыночные отношения заставили руководителей большинст­ва предприятий пристальнее изучать мировой опыт. Обращаясь к практике деятельности западных фирм, нельзя не отметить, что вопросам финансо­вого анализа и планирования там уделяется существенное внимание. Эффективное управление фирмой, ее ре­сурсами — процесс поиска оптимальных управленческих решений во взаимосвязи с внешним окружением и имеющимися возможностями. С од­ной стороны, оно предполагает использование своего опыта, интуиции и логики, с другой — требует применения в повседневной практике форма­лизованных методов управления, основанных на обработке информации.

Системы управления проектами применяются для планирования и контроля исполнения работ. Они поддерживают организационную дея­тельность руководителей различных уровней.

В основе систем этого класса лежат алгоритмы сетевого планирования и расчета временных параметров проекта по методу критического пути. Они позволяют представить проект в виде сети, рассчитать ранние и позд­ние даты начала и окончания работ проекта и отобразить работы на вре­менной оси в виде диаграммы Ганта. Кроме того, имеются возможности ресурсного и стоимостного планирования, контроля над ходом выполне­ния работ.

Обычно выделяют две группы систем управления проектами: системы "высшего" класса (стоимостью свыше $1000) и более простые системы (продающиеся по цене ниже $1000). Стоимостные различия определяются полнотой и гибкостью функций, необходимых для разработки плана и оперативного управления проектом, а также качеством представления ин­формации по проекту (диаграммы Ганта и PERT) и количественными ха­рактеристиками пакета, такими, как скорость вычислений, печати, измене­ния экранов.

Microsoft Project. Разработчик Microsoft, USA. Наиболее распростра­ненный в мире инструмент планирования работ, доступный для начинаю­щих пользователей. Обладает достаточными возможностями для планиро­вания несложных комплексов работ, групповой работы над проектом, управления ресурсами.

Time Line 6.5. Разработчик Time Line Solutions. Применяется для раз­работки проектов средней сложности или комплекса малых проектов. Не имеет ограничений на размерность проекта. Позволяет хранить все дан­ные, касающиеся проектов организации в единой SQL базе данных.

Primavera Project Planner (P3). Разработчик Primavera Systems, Inc. Хорошо известен в среде профессиональных менеджеров проектов во всем мире. Сегодня РЗ применяется для управления средними и крупными про­ектами в самых различных областях, хотя наибольшее распространение

данный продукт получил в сфере управления строительными и инженер­ными проектами.

Системы поддержки аналитических исследований представлены двумя классами программ: для фи­нансового анализа предприятий и для оценки эффективности инвестиций. Такое деление отражает различие как в перечне решаемых задач, так и в источниках используемой при анализе информации.

Программы финансового анализа предприятий ориентированы на ком­плексную оценку прошедшей и текущей деятельности. Они позволяют полу­чить оценки общего финансового состояния, включая оценки показателей финансовой устойчивости, ликвидности, эффективности использования капитала, оценки имущества и др.

Источником информации служат документы бухгалтерской отчетности, которые составляются по единым формам независимо от типа собственности и включают собственно бух­галтерский баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их ис­пользовании, отчет о состоянии имущества предприятия и отчет о наличии и движении денежных средств. Практически все программы предполагают специальные приемы корректировки статей баланса, позволяющие форми­ровать баланс-нетто и использовать его для последующей аналитической обработки. Даже предварительное знакомство с балансом может дать спе­циалисту достаточно информации, чтобы понять общую картину текущего состояния предприятия, его устойчивости и перспектив развития.

Среди программ данного класса можно выделить следующие: Audit-Expert фирмы PRO-INVEST Consulting, ЭДИП фирмы "ЦентрИнвест-Софт", "Альт-Финансы" фирмы "Альт", "Финансовый анализ" фирмы "Инфософт", АФСП фирмы ИНЭК.

Другой класс компьютерных программ ориентирован на оценку эф­фективности капиталовложений и в качестве методической основы ис­пользуют хорошо известную специалистам так называемую методику ЮНИДО (Организация объединенных наций по промышленному разви­тию).

Методика ЮНИДО адаптирована к российским условиям и с ее помощью разработаны программы: "Project Expert" фирмы PRO-INVEST Consulting, FOCCAL фирмы "ЦентрИнвестСофт".

Существует также особый класс универсальных компьютерных про­грамм для проведения комплексного сравнительного анализа объектов ка­питаловложений. В ходе анализа учитывается и предыстория развития предприятия, реализующего проект, и прогноз его будущей деятельности. К этой группе можно отнести программный комплекс "Инвестор" фирмы "ИнЭк".

Фирма PRO-INVEST Consulting разработала комплекс аналитиче­ских программ, позволяющих получить оценку деятельности за прошлые периоды и разработать прогноз на будущее.

Audit Expert - программа оценки финансового состояния предприятия. На основе, включенных в систему стандартных (или настроенных пользо­вателем) сценариев анализа, позволяет преобразовать российские бухгал­терские отчеты в аналитические таблицы, соответст­вующие требованиям Международных Стандартов Бухгалтерского Учета. Содержит специальный модуль переоценки стоимости предприятия.

Questionnaire&Risk экспертная система анализа рисков на стадии подготовки проекта.

Forecast Expert система прикладного прогнозирования. Позволяет получить достоверный прогноз любых событий, которые можно описать рядом чисел (изменение курса акций, цены на различные товары и т.д.), учесть сезонные колебания и влияние других факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.