Рефераты. Эволюция макроэкономической политики государства в США: от Ф. Рузвельта до Р.Рейгана






Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Рабочее законодательство 30-х гг. - серьезный успех борьбы американских рабочих.

Все меры, проведенные "Новым курс", сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.

В результате политики "Нового курса" в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики - промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.




4. ЭКОНОМИКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Продолжительный и стабильный рост экономика США демонстрировала в 1940-е - начале 1950-х годов. Его главной причиной была Вторая Мировая война: несмотря на беспрецедентное повышение налогов (некоторые из них доходили до 96%) и урезание социальных расходов, проведенное президентом Франклином. Соединенным Штатам Америки мировые войны всегда служили ступеньками к экономическому и политическому лидерству в капиталистическом мире. Отделенные от центров военных действий двумя океанами, США не переживали разрушений на своей территории. Людские потери страны были незначительными. В то же время, наживаясь на военных поставках и пользуясь временным ослаблением конкурентов, американские империалисты добивались беспрецедентного укрепления своих позиций.

 С началом Второй Мировой войны экономика США начала бурный подъем: практически исчезла безработица и ВВП в последующее десятилетие увеличивался, в среднем, на 5.01% в год - доселе не побитый рекорд (во время Второй Мировой войны рост составлял 17% в год). За годы воины национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировали обновление основного капитала. Правда, производственные мощности страны наращивались гораздо медленнее - их расширение составило приблизительно 30%. Война ускорила процесс интенсификации сельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Война существенно повлияла не только на масштабы, но и на структуру американской экономики. Опережающими темпами росли производственные мощности в цветной металлургии и металлообрабатывающей промышленности. Заметно, увеличился удельный вес технически передовых отраслей: производство алюминия, например, выросло за годы войны в 6 раз, выпуск самолетов - более чем в 16, а синтетического каучука - более чем в 400 раз. Одним из важнейших итогов второй мировой войны явилось создание в США крупной военной промышленности, сохраняющей важное значение не только в экономической, но и в политической жизни страды.

Вторая мировая война чрезвычайно усилила процесс концентрации производства в США. Количество крупнейших предприятий с числом рабочих свыше 10 тыс. человек увеличилось в 7 раз. В 1944 г. на них было занято 30,4% всех рабочих обрабатывающей промышленности США. Концентрация производства сопровождалась концентрацией и централизацией капитала, усилением могущества крупнейших монополий. Именно крупнейшие корпорации пользовались во время войны особыми привилегиями - им доставались военные заказы правительства, предоставлялось право на получение дефицитных материалов и сырья, устанавливались исключительно выгодные условия амортизации. Безвозмездно или за минимальную плату монополии получали в эксплуатацию предприятия, построенные за государственный счет. В результате чистая прибыль корпораций была во время войны в 3 раза больше, чем до нее, а доля 100 крупнейших корпораций в продукции обрабатывающей промышленности США выросла за годы войны с 30 до 70%.

Война ускорила процесс интенсификации сельскохозяйственного производства. Огромный спрос на продукты американского сельского хозяйства со стороны государства (для снабжения вооруженных сил США и поставок по ленд-лизу) и отчасти населения (в связи с ростом занятости) изменил соотношение цен в пользу фермеров. За время войны индекс сельскохозяйственного производства вырос почти -на 40%. Однако плодами высоких цен и интенсификации производства сумели воспользоваться лишь менее половины американских ферм: механизация и химизация сельского хозяйства усилили позиции крупных производителей, ускорили процесс «вымывания» мелких и отчасти средних хозяйств.

На период войны американская экономика оказалась застрахованной не только от затяжного аграрного, но и от циклических кризисов перепроизводства. В этой связи, а также вследствие тяжелого урона, нанесенного экономическому потенциалу других участников «войны, доля США в мировом капиталистическом производстве выросла в 1937--1947 гг. с 35 до 56%, а в мировом капиталистическом экспорте -с 14 до 33%. Экспорт американских товаров в воюющие страны способствовал золотому «ожирению» США - к концу войны там сконцентрировалось около 2/3 мировых запасов золота.

Отражением непререкаемого лидерства США в первые послевоенные годы явилось приобретение долларом привилегированного положения резервной валюты. Закрепленная решениями Бреттонвудсской международной валютно-финансовой конференции (1944 г.) роль доллара как главной валюты международных платежей и расчетов, а также сохранявшийся долгие годы искусственно завышенный курс доллара способствовали вывозу капитала из США, росту их заграничной «империи».

Задача перевода военизированной американской экономики на мирные рельсы в полный рост встала уже в 1944 г. Государственное управление военной мобилизации и реконверсии направило свои усилия на решение возникших проблем к максимальной выгоде для крупного капитала. В связи с отменой контроля за ценами прибыль монополий резко возросла - в 1946 г. она оказалась в 1,5 раза выше самых высоких прибылей военного времени. Обогащению крупнейших корпораций способствовало и решение о распродаже 2800 государственных заводов, построенных в годы войны. Государственные предприятия перешли в руки ведущих монополий в среднем за 60% их номинальной цены. Реконверсия хозяйства в соответствии с нуждами мирного времени явилась главной причиной сокращения производства в 1945-1946 гг., вследствие чего занятость в промышленности и на транспорте заметно снизилась. Ряды безработных пополнили и тысячи демобилизованных из вооруженных сил США.

В основе, последовавшего за периодом реконверсии экономического подъема лежала накопленная за годы войны потребность в обновлении основного капитала гражданских отраслей. Росту объема производства способствовали также рекордное увеличение товарного экспорта в разоренные войной страны Европы, «отложенный» спрос населения США на потребительские товары (включая жилье и автомобили) и расширение потребительского кредита. Тем не менее уже в 1948 г. экономика США вступила в кризис перепроизводства, завершивший затянувшийся экономический цикл 1937-1948 гг.

Некоторому смягчению кризиса 1948-1949 гг., развитию последующего промышленного подъема способствовал и так называемый «план Маршалла» (по имени государственного секретаря тех лет) - крупномасштабный план экономической «помощи» пострадавшим в войне странам Западной Европы. В течение четырех лет (1948-1952 гг.) туда было вывезено товаров и капиталов на общую сумму 17 млрд. долл. (около 4% национального дохода этих стран). Соединенные Штаты стремились изобразить «план Маршалла» как чисто экономическое и даже филантропическое мероприятие. На самом деле, однако, его значение имело преимущественно военно-политический характер: укрепление не только экономического, но и политического влияния США в Европе, содействие восстановлению экономического потенциала и ремилитаризации Германии, непосредственная подготовка к объединению капиталистической Европы в агрессивный военный союз под эгидой США, к созданию НАТО.

Промышленный подъем начала 1950-х гг. подстегивался взвинчиванием военных расходов правительства США в связи с интервенцией в Корее - почти в 4 раза с 1950 по 1953 г. Валовая продукция обрабатывающей промышленности увеличилась за это время на 40%. Тем не менее подъем оказался непродолжительным - уже в 1953 г. начался очередной кризис перепроизводства.

Наступление кризиса совпало по времени с окончанием войны в Корее. Сокращение военных расходов, однако, было незначительным и не могло оказать определяющего воздействия на динамику производства. Кризис носил циклический характер, по глубине. падения промышленного производства был близок к кризису 1948-1949 гг. (9,1%), а по продолжительности даже превосходил его (13 месяцев). Особенностью последовавших за кризисом 1953-1954 гг. оживления и подъема в экономике было сравнительно незначительное сокращение армии безработных. С середины 1950-х гг. в США возобновилась хроническая безработица.

Начавшийся в 1957 г. циклический кризис оказался самым тяжелым за весь предшествовавший послевоенный период. Падение промышленного производства составило 12,6%. Фаза кризиса продлилась 9 месяцев, однако докризисный уровень оказался восстановленным лишь через два года и два месяца. Необычным было «поведение» цен - впервые в истории циклических кризисов они не только не падали, но и продолжали расти, препятствуя рассасыванию товарных излишков. Инфляция наряду с хронической безработицей стала постоянным спутником капитализма. Характерно и то, что в 1957-1958 гг. кризис переживали не только США, но и другие капиталистические страны. Это затрудняло процесс выхода из кризиса.

Итак, для США на втором этапе общего кризиса капитализма характерным было усиление неравномерности экономического развития. За 15 послевоенных лет кризисы перепроизводства поражали национальную промышленность 4 раза, хотя и отличались от довоенных несколько меньшей глубиной и продолжительностью падения производства. В сельском хозяйстве США постепенно возобновился хронический аграрный кризис. Цены на продукцию фермерских хозяйств снова начали падать. Фермерам вновь выплачивались специальные премии за сокращение посевных площадей. Примерно 80% отпускаемых правительством средств попадало в руки наиболее зажиточной части фермерства. В то же время продолжался начавшийся еще в годы войны технический переворот в сельскохозяйственном производстве. Производительность труда росла здесь опережающими темпами по сравнению с другими основными сферами материального производства. Индустриализация сельского хозяйства США ускорила массовое разорение фермеров, привела к дальнейшему сокращению сельского населения - в 1955 г. оно составляло уже 11,6% от общей численности населения США против 18% в 1945 г. и 23% в 1940 г.

Обострению экономических проблем США способствовала характерная для послевоенного периода милитаризация экономики. За первые 15 послевоенных лет США израсходовали на военные нужды более 500 млрд. долл. Это примерно в 40 раз больше, чем за 15 лет, предшествовавших второй мировой войне. Широкое развитие получила система военных баз США за рубежом. Кроме того, США потратили много миллиардов долларов на вооружение других капиталистических государств - членов НАТО.

Военные расходы финансировались в значительной мере за счет роста государственной задолженности, возросшей с 1939 по 1960 г. в 9 раз. Этот фактор наряду с другими (монополистическая практика ценообразования, кредитная политика правительства и т. д.) вызвал быструю инфляцию. Со времени второй мировой войны покупательная способность доллара непрерывно падала и к 1955 г. уже едва превышала 50% от уровня 1939 г. Милитаризация в большой мере содействовала и обострению проблемы хронической безработицы, во-первых, потому, что отвлечение крупных материальных ресурсов на непроизводительные цели тормозило общие темпы экономического роста страны, во-вторых, потому, что органическое строение капитала в военных отраслях было гораздо выше, чем в гражданских. В то же время в годы второго этапа общего кризиса капитализма продолжалось укрепление позиций США в мировом капиталистическом хозяйстве. Именно в 1940-1950-е гг. сложился «технологический отрыв» США от стран Западной Европы и Японии, хотя доля США в промышленном производстве капиталистического мира уже в 1950-е гг. начала сокращаться (с 54,5% в 1950 г. до 46 %в1960 г.).

Уже в годы войны и сразу после ее окончания США расходовали значительные средства на научные исследования и разработки. Примерно на 10 лет раньше, чем в других ведущих капиталистических странах, в США получили развитие многие новые прогрессивные отрасли: производство электроники, многих видов пластмасс, синтетических материалов и      т. д. Обобщающим показателем сложившегося научно-технического превосходства США над их основными конкурентами является уровень производительности труда. В 1955 г. средняя производительность труда в Великобритании и ФРГ составляла примерно 40% от производительности труда в США, во Франции-44, а в Японии-всего 17%.

Свой «технологический отрыв», а также статус доллара как главной резервной валюты США активно использовали в интересах внешнеэкономической экспансии. Инвестиции американских трестов и концернов за. рубежом росли в послевоенные годы в 1,5 раза быстрее, чем внутри страны. Сумма поступлений от заграничных инвестиций США выросла в течение 15 послевоенных лет более чем в 4 раза. США превратились в родину крупнейших в мире транснациональных корпораций (ТНК). Последние при поддержке правительства взяли курс на снабжение, страны дешевым импортным сырьем ценой жестокой неоколониальной эксплуатации развивающихся стран. Поэтому американский капитал вкладывался в этот период главным образом в добывающую промышленность развивающихся стран. На первом месте стояли инвестиции в нефтяную промышленность Латинской Америки и Ближнего Востока. Транснациональными стали в этот период не только крупнейшие промышленные, но и ведущие банковские монополии США: в 1960 г. 9 американских банков имели уже около 100 иностранных филиалов.

В 1960-е гг., несмотря на благоприятную внутриэкономическую конъюнктуру, началось заметное ухудшение внешнеэкономических позиций США. Страны Западной Европы и Япония, закончив послевоенное восстановление, значительно опережали США не только по темпам экономического роста, но и по темпам роста эффективности производства. «Технологический отрыв» США от основных конкурентов начал сокращаться. Этому способствовало, в частности, наиболее тяжелое бремя милитаризации, тормозившее технический прогресс в гражданских отраслях экономики США. Отрицательно влияли на конкурентоспособность американских товаров и более высокие темпы инфляции внутри страны. В результате с середины 1960-х гг. торговый баланс США постоянно ухудшался, а в 1971 г. впервые с 1893 г. был сведен с дефицитом. Доля США в мировом капиталистическом экспорте упала с 33% в 1947 г. до 15,5% в 1970 г. Особенно остро встала проблема дефицита платежного баланса. Главной причиной ее возникновения явились непомерные притязания США на мировое господство, милитаризм. Хронический дефицит платежного баланса привел к рассасыванию золотых запасов США. К концу 1960-х гг. сложились, таким образом, решающие предпосылки «кризиса» доллара как главной резервной валюты.

В то же время именно 1960-е гг. впервые показали, что огромные военные расходы не в силах укрепить внешнеполитические позиции американского империализма. Победоносная революция на Кубе, безуспешная война во Вьетнаме, рост антиамериканских настроений во многих развивающихся странах убедительно продемонстрировали это. В 1960-е гг. 3/4 прямых зарубежных инвестиций США направлялось уже в более «надежные» промышленно развитые страны и лишь 1/4 - в развивающиеся. Тем не менее развивающиеся страны по-прежнему оставались основным источником получения огромных прибылей от зарубежных инвестиций США.

С 1962 по 1966 г. длился промышленный подъем, а с 1967 г. началось постепенное втягивание в очередной циклический кризис. Однако резкое увеличение военных расходов в связи с агрессией США во Вьетнаме и активная государственная политика стимулирования экономического роста позволили оттянуть его наступление вплоть до 1969 г. Таким образом, 60-е гг. представляли собой период сравнительно устойчивого экономического роста.

В 1961—1962 гг. правительству Кеннеди удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе "новых рубежей". Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол. В арсенале средств государственного регулирования администрация широко использовала рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. В 1962 г. был сокращен срок амортизации основного капитала для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвестиций.

Начало президентства Кеннеди совпало с фазой циклического подъема в экономике. Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась: темпы роста замедлились, уровень безработицы замер на отметке 5,5 %, уменьшился объем капиталовложений. В мае этого же года произошло самое сильное с 1929 г. падение акций на бирже. Отчасти это было вызвано недовольством верхушки крупного капитала политикой "ориентиров" в области цен. В конечном счете президент вынужден был пойти на некоторую переориентацию своей политики в угоду крупному бизнесу.

В 1965 году президент Линдон Джонсон (был президентом в 1963-1969 годах), занявший этот пост после убийства Джона Кеннеди,  приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн. бедняков, что составило около 20 % населения. Наступление на проблему бедности было обусловлено объективными причинами. Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в условиях НТР. Во-вторых, она создавала почву для расовых конфликтов, обострения социальных проблем, роста преступности, безработицы и т.д.

Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 дол. в час. Всего же на "борьбу с бедностью" за период 1964—1968 гг. было израсходовано 10 млрд дол., общая сумма социальных расходов составила к концу 60-х гг. около 40 % расходной части федерального бюджета. Выделение этих средств стало возможным благодаря экономическому росту: в 1961—1966 гг. ВНП возрос на 4— 6 % в год. Среди основных факторов, способствовавших сравнительно быстрому экономическому развитию США в этот период, были: а) высокий уровень капиталовложений, необходимый для обновления основного капитала в условиях НТР; 6) рост потребительских расходов населения; в) возрастание роли и масштабов государственного регулирования.

С осени 1969 г. началось резкое падение промышленного производства, составившее за год 8 %. Оно затронуло как традиционные, так и новые, порожденные НТР отрасли промышленности. Уровень безработицы превысил отметку в 6 % рабочей силы, что составило около 5 млн. человек. Покатились вниз стоимость акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, их курс упал на 300 млрд дол. Сократились прибыли корпораций, начались банкротства крупных фирм. Особенностями спада стали рост цен и нарастающая инфляция.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.