Рефераты. Государственная политика в сфере санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха






В Испании вопросами туризма ведает Государственный секрета­риат по торговле, туризму и малому бизнесу, подчиненный Министер­ству экономики. Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются: Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и выработка общих направлений государственной политики в сфере туризма); гостиничная цепь «Paradores» (83 гостиницы, размещенные в зданиях, представляющих историческую ценность); два выставоч­но-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге) и Испанский институт туризма - «Turespaca».

Полномочия Министерства экономики невелики. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стра­тегии развития туристской индустрии, являются прерогативой мест­ных властей. С целью координации их деятельности в стране создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственных органов власти всех уровней и представители частного бизнеса. Решения Совета носят рекомендательный характер.

Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлече­нием иностранных туристов, осуществляя рекламную деятельность продвижение испанских курортов за рубежом. Организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представителей в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из гос­бюджета.

В Великобритании сферу туризма возглавляет Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм,- «British Tourist Authority» (ВТА). ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием внутреннего туризма, а также консультирует правитель­ство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. Явля­ясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубеж­ных рынках (распространение информации туристического содержа­ния, реклама, участие в выставках) предоставляет платные консалтин­говые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издает и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно­информационную продукцию.

Во главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и прези­дент. В штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом в 26 странах мира. Более чем на ⅔ (68%) ВТА финансируется из госбюджета.

В Италии Департамент по туризму входит в состав Министер­ства производственной деятельности. Основные функции Департамен­та сводятся к координации деятельности региональных турадминист­раций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительствен­ные соглашения, взаимоотношения с международными организация­ми и ЕС).

Полномочия местных турадминистраций в Италии также значительно расширены. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности на своей территории, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать и рекламировать свои регионы внутри страны и за рубежом (рекламные мероприятия, участие в выставках и т.п.).

Однако ведущая роль в представлении Италии на международ­ном туристском рынке принадлежит Национальному управлению по туризму (ENIТ), основными функциями которого являются реклам­но-информационная работа, маркетинговые исследования, координа­ция зарубежной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется  из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 16 странах.

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления. Однако для эффективного функционирования этой модели целесообразно государственное финансирование отрасли (по меньшей мере, частичное), что продиктовано необ­ходимостью участия государства в формировании и продвижении национального турпродукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и Про­ведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры и т.д.

IV.Государственная политика международного сотрудничества в сфере туризма и рекреации


Как мы уже сообщали, в пятницу, 23 ноября, в Госдуме РФ состоялись парламентские слушания, посвященные государственной политике в сфере туризма RATA-news № 426 от 26.11.01). Обсуждался проект федерального закона “О туризме”, который представлен депутатами - членами Комитета Госдумы по культуре и туризму. Вчера мы начали рассказывать о дискуссии, возникшей вокруг законопроекта. Сегодня – продолжение темы.

По мнению вице-губернатора Краснодарского края Юрия Дьяченко, не должно складываться такой ситуации, когда у федерального центра оказываются только права, а у регионов – только ответственность. Например, как можно развивать в акватории Черного моря туризм на маломерных судах, если для выхода яхты в море разрешение у пограничников надо получать за сутки?

Эту тему продолжил председатель Комитета по туризму и развитию курортов Санкт-Петербурга Валерий Голубев. Он привел пример из области отношений собственности. Как известно, среди памятников истории и архитектуры Петербурга множество объектов федеральной собственности, и это затрудняет работу с ними, например, реконструкцию некоторых зданий под гостиницы. Ведь путь аренды на условиях инвестиций устраивает далеко не каждого потенциального инвестора. Говоря о законопроекте, г-н Голубев заметил, что в нем, в отличие от действующего закона, даже не расшифровано понятие “туристская индустрия”, и вообще новый документ содержит лишь 20% нормативных положений, необходимых отрасли.

Президент РАТА Сергей Шпилько, отдав должное большой работе по подготовке законопроекта, проделанной депутатами и аппаратом Комитета по культуре и туризму и, в частности, его советником Евгением Писаревским, высказался за разумное разграничение стратегических и тактических задач в развитии туристского законодательства. По мнению г-на Шпилько, создание нового пространного закона прямого действия в любом случае потребует еще немало времени. И лучше это делать без лишней спешки, разрабатывая фактически туристский кодекс страны. Что же касается наиболее срочных задач, то их вполне можно решить путем оперативного проведения поправок к существующему закону “Об основах туристской деятельности”. Тем более что, в основном, они уже содержатся в соответствующем законопроекте, подготовленном Департаментом туризма Минэкономразвития еще в прошлом квартале. Среди них вопросы определения понятий и госрегулирования экскурсионной деятельности, передачи сертификации туристских услуг в компетенцию федерального органа исполнительной власти, введение финансовых гарантий посредством, в частности, страхования гражданско-правовой ответственности туроператоров, возобновление бюджетного финансирования загранпредставительств по туризму и др. Времени для доработки предложений Департамента туризма много не потребуется, и можно успешно использовать отдельные положения законопроекта, подготовленного думским комитетом, касающиеся, например, ведения реестров туристских ресурсов. Что же касается госполитики в области туризма, то, по мнению Сергея Шпилько, благодаря работе того же Департамента и региональных органов управления туризмом, сдвиги здесь есть, и серьезные.

Другое дело, что многие проблемы госрегулирования туристской деятельности относятся к компетенции других министерств и ведомств. Дефискализация визовой политики невозможна без участия МИД России. Сбор доходов от туризма – вопрос больше налоговиков, чем Департамента. Совершенствование статистики – в ведении Госкомстата. Урегулирование отношений с природоохранными органами – Минприроды и т.д. Необходимо найти механизм, который будет стимулировать поддержку работы Департамента со стороны смежных министерств. А для этого, считает президент РАТА, надо создать межведомственную комиссию по туризму. Кроме того, сказал Сергей Шпилько, назрел момент для создания самостоятельного органа управления туризмом на базе Департамента туризма и Росзарубежцентра (бывшего СОДа).

Вице-президент “Центрального совета по туризму и отдыху” Александр Соколов, в свое время возглавлявший Комитет Госдумы по туризму и спорту, поддержал предложение идти путем “прививок “ действующему закону. Он считает, что за последние годы законодательство сильно “подтянулось”, но в закон “Об основах туристской деятельности” ничего нового внесено не было.

Подробнее на тему финансовых гарантий, которые предусмотрены и в действующем законе, и в новом законопроекте, говорила генеральный директор компании “Инна-тур” Инна Бельтюкова. По ее мнению, в форме банковских или иных финансовых гарантий ответственность операторов должна страховаться на сумму порядка $70-100 тыс. Интересно, что, по мнению выступившего, следом президента “Академсервиса ДМС” Леонида Исаковича, для фирм, занимающихся приемом иностранных туристов, эти гарантии должны быть не меньше, чем для “выездных” компаний. Г-н Исакович считает, что вывезти группу иностранных туристов, застрявших, например, на Камчатке или Байкале, ничуть не проще, чем вернуть россиян, например, из Анталии. Говоря о других проблемах организации въездного туризма, Леонид Исакович также коснулся консульского обслуживания иностранцев, желающих посетить Россию с туристскими целями, отмены групповых тарифов на железнодорожном транспорте и т.д. При этом он отметил, что в рамках одного закона эти проблемы решить невозможно, надо идти путем поправок к действующему законодательству. Г-н Исакович также поддержал идею создания межведомственной комиссии по туризму.

Ректор московского Института туризма и гостеприимства Александр Федулин отметил, что в тексте нового закона вопросам подготовки кадров уделено еще меньше внимания, чем в предыдущем. А заместитель генерального директора гостиницы “Балчуг Кемпински” Александр Бобылев сорвал аплодисменты зала за весьма остроумный анализ главы, посвященной гостиничному обслуживанию. Мало того, что он отметил непоследовательность и беспорядочность в терминологии, но также парадоксальность некоторых пунктов, которые противоречат не только здравому смыслу, но и гражданскому кодексу РФ.

Подводя итоги дискуссии, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Владимир Стржалковский сообщил, что работа по созданию межведомственной комиссии по туризму уже ведется, соответствующие предложения разосланы в различные инстанции. Что касается нового закона, то его принятие действительно важно для отрасли, однако, судя по всему, сделать это до лета 2002 года, как планировалось, не удастся. Поэтому г-н Стржалковский считает целесообразным внести поправки в действующий закон «Об основах туристской деятельности», чтобы затем спокойно дорабатывать новый.

Остается добавить, что слушания действительно способствовали выработке федеральной позиции по злободневному вопросу. Вызывает удивление только то, что довольно большое место в дискуссии было уделено рассуждениям, будто туризм является не отраслью экономики, а межотраслевым хозяйственным комплексом. На наш взгляд, с точки зрения разделения труда туризм – это и отрасль экономики, и межотраслевой комплекс. И одно совершенно не противоречит другому.

Проблемы в правовом регулировании туризма в России, устаревшие нормы межправительственного Соглашения с КНР о безвизовых групповых туристических поездках, отсутствие Федеральной Программы развития туризма, непроработанность организации лицензирования – вот проблемы, которые назрели и без их скорейшего развития сложно говорить о дальнейшем развитии отрасли.

Россия – это открытая дверь для туристов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которая помогает им ближе знакомиться с нашей страной.

Наличие морских и речных портов, железнодорожной магистрали, сети аэропортов и автодорог позволяет достаточно широко развивать въездной туризм. И задача региональных администраций, работников туристического бизнеса России привлекать как можно больше туристов.

Однако туристская инфраструктура крайне недостаточна. Необходимо принятие кардинальных мер для наращивания туристической базы. Лишь активное строительство гостинец, культурных центров, отвечающим самым современным требованиям, развитие средств коммуникации позволит увеличить число гостей регионов России из других стран.

Большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными, без государственной поддержки развитие индустрии туризма в России невозможно. Российский туризм без Востока России не может представить собой единого высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, который удовлетворял бы спрос как российских, так и иностранных туристов.

Для того чтобы развивать туризм в комплексе, нужна долгосрочная федеральная Программа его развития с учетом потребностей и особенностей России.

Надеяться, что предложенный сегодня проект Концепции развития туризма в России, подготовленный Координационным советом по туризму Межрегиональной ассоциацией станет основой, частью будущей федеральной программы.

Только при соответствующей государственной поддержке, серьезных инвестициях туристическая отрасль России получит дальнейшее развитие, т он станет более привлекательным регионом для туристов.

С февраля 2004 года Федеральное агентство по туризму не продлило регионам полномочий на лицензирование турагентской деятельности, и само лицензирует туроператорскую и турагентскую деятельность. В результате туристические фирмы растут как грибы, о большинстве из них региональные органы управления туризмом узнают только из рекламных блоков СМИ. Лицензирующий орган – Федеральное агентство по туризму, физически не в силах определить соответствие лицензиатов требования и выполнение ими лицензионных условий.

В этой связи положение изменилось и не лучшую сторону. Только в г. Благовещенск Амурской области за последние полгода 8 вновь созданных организаций получили в Федеральном агентстве лицензии на туроператорскую деятельность. И ни на одну из них не был сделан запрос в орган регионального управления туризмом об их реальном соответствии лицензионным требованиям. А туризм, как показывают некоторые события, связан порой с экстремальными ситуациями.

Департамент экономического развития и внешних связей Администрации Амурской области в 2005 году дважды обращался в Федеральное агентство по туризму с просьбой дать разрешение на проверку деятельности новых турфирм, поскольку в конечном итоге страдают туристы. Однако ответа на получено.

Чтобы не выхолащивать деятельность региональных органов управления туризмом Федеральному агентству по туризму необходимо решить вопрос о передаче полномочий по лицензированию туроператорской и турагентской деятельности регионам.

Сейчас идет период подготовки Федеральным агентством по туризму новых проектов нормативно-правовой базы регулирования турбизнеса России. В этой связи просим рассмотреть наши предложения для включения в законодательные акты:

·                        в целях обеспечения национальной безопасности (в части борьбы с терроризмом, противодействием незаконной миграции и т.д.), сохранить систему лицензирования в сфере туризма, вернувшись к лицензированию международной туристической деятельности;

·                        в целях действенного контроля за соблюдением лицензиатами условий и требований Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности № 95 от 11.02.2002 передать право осуществления лицензирования туристической деятельности региональным органам управления туризмом в субъектах Российской Федерации.

Соглашении между Правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 года.

Проблемы, связанные с реализацией Межправительственного Соглашения, неоднократно обсуждалось на межрегиональных совещаниях, рассматривались  на заседаниях Координационного Совета по туризму Межрегиональной Ассоциации России. Предложение по внесению дополнений и изменений в Соглашение направлялись в Правительство РФ и в Федеральное агентство по туризму.

Предложений порядок отбора туристических организаций для работы в рамках Соглашения нуждается в изменении. На практике мы убедились, какой резонанс вызывает ежегодное утверждение списков турфирм. Считаем, что одного года полномочий туроператорам недостаточно, особенно для начинающих в этом направлении. Заключение договоров с китайскими партнерами, раскрутка маршрутов, анализ и оценка качества предоставляемых услуг, в течение года не реально проделать данную работу.

На сегодняшний день деятельность региональных органов координации свелась к ежемесячным отчетам о работе турфирм в раках Соглашения и к оперативным ответам на запросы Федерального агентству по туризму. С апреля 2004 года не были продлены полномочия по координации деятельности по реализации межправсоглашения. Мы со своей стороны неоднократно направляли свои предложения. Но ответа не получили.

Со своей стороны предлагаем Федеральному агентству по туризму передать в регионы полномочия по координации деятельности туристических организаций в соответствии с требованиями Соглашения сроком на 5 лет. Дать право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять и утверждать список туроператоров, решать совместно с контролирующими органами и ведомствами проблемы с нарушителями, предоставляя при этом Агентству информацию уведомительного характера для оперативного внесения изменений в список турфирм по линии МИД России.

Заключение

Я считаю, что здравницы Федерального агент­ства по здравоохранению и социальному развитию расположены на Чер­норском побережье Кавказа, в Кавказских Минеральных Водах, Мо­сковской и Ленинградской областях, Алтайском крае и Калининградской области.

Здравницы, подведомственные Агентству, являются классическими специализированными санаторно-ку­рортными учреждениями. В настоящее время это преимущественно са­наторно-курортные учреждения, пре­дставляющие услуги для детей (взро­слых с детьми) и противотуберкулез­ные санатории для взрослых и детей.

Всего санаторно-курортных учреж­дений - 65, функционирующих - 63; детских - 35 (в том числе для детей с родителями) - 8175 коек. Бывших санаториев Минтруда - 6 - 1428 коек (круглогодичных - 678) + 4 пансиона­та с лечением. Противотуберкулез­ных - 16 (из них - 3 детских) – 4240 коек (из них - 910 детских), всего 20966 взрослых и 2224 детей проле­чено за 2004 год. Детский реабилита­ционный центр "Лесные поляны» ­100 коек; Курортная больница (Кисло­водск) - 100 коек, детские (35) - мак­симальная ёмкость в год -122 625 че­ловек, взрослые (6) - 21420 человек, Курортная больница - 1500 человек. Всего может быть принято в подве­домственных здравницах около200115 человек.

Действующая нормативно-пра­вовая база для здравниц, подве­домственных агентству: Приказ Министерства здравоохранения Рос­сийской Федерации от 08.12.2000 г. № 427 «О распределении путёвок в детские санатории Минздрава России на 2001-2002 годы»; Приказ Мини­стерства здравоохранения Россий­ской Федерации от 17.03.2004 г. №124 «О совершенствовании организации санаторно-курортной помощи боль­ным в туберкулёзных санаториях»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 авгу­ста 2002 г. NQ250 «О направлении больных на лечение в клиники научно­ исследовательских учреждений курортологии и реабилитации Минздрава России» (Приказ Минздрава России от 13.11.2003 г. № 550 «О вне­сении изменений в приказ Минздрава России от 09.08.2002 г. № 250»); При­каз Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 г. № 155 «О плане распределения пу­тевок в санатории Минздрава России для участников ликвидации послед­ствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2003 и последующие годы»; Приказ Министерства здравоохране­ния и социального развития Россий­ской Федерации от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении порядка пре­доставления набора социальных ус­луг отдельным категориям граждан».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.