Рефераты. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем






2.2. Характеристика субъективных признаков преступлений, предусмотренных статьями 174 УК РФ и 174.1 УК РФ

Субъектом легализации (отмывания) большинство авторов признают физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет[11], граждан России, иностранцев, лиц без гражданства. Выше было отмечено, что действия, составляющие объективную сторону легализации (финансовые операции и сделки), могут осу­ществляться виновным как лично, так и через посредника (подстав­ное лицо). Для того чтобы отдать посреднику распоряжение осуществить финансовую операцию или сделку с «грязными» деньгами или имуществом, дееспособность лицу не требуется. Поэтому свя­зывать признаки субъекта легализации с его дееспособностью нет необходимости. Недееспособное лицо (в силу своей недееспособно­сти) не в состоянии само совершить действия, составляющие объек­тивную сторону легализации. Однако отсутствие дееспособности не может помешать ему дать соответствующее поручение посреднику.

Владелец «грязных» денег или имущества может действовать через посредника не только из-за своей недееспособности, но и в силу иных причин, например, в связи с нежеланием привлекать к се­бе лишнее внимание со стороны правоохранительных или контро­лирующих органов. В любом случае, в его действиях содержится посредственное исполнение преступления, т. е. совершение престу­пления посредством другого лица, за что он и должен нести ответст­венность (если, конечно, достиг требуемого возраста и вменяем). Если же его недееспособность обусловлена каким-либо психиче­ским заболеванием, исключающим вменяемость, он не может быть субъектом преступления именно в связи с отсутствием вменяемости, а не в силу недееспособности.

Таким образом, вопрос о дееспособности лица не имеет прин­ципиального значения для признания его субъектом легализации (отмывания), поскольку финансовую операцию или сделку он может совершить не только лично, но и через посредника. Например, несо­вершеннолетний, не имея по закону права лично совершить финан­совую операцию или другую сделку, поручает ее совершение взрос­лому, вменяемому субъекту. Представляется, что было бы несправедливым освобождать лицо от уголовной ответственности только из-за того, что оно не достигло возраста полной дееспособ­ности (18 лет).

Пунктом «б» ч. 2 ст. 174 (1741) УК РФ предусмотрена ответст­венность лица, совершающего легализацию (отмывание) с исполь­зованием своего служебного положения.

Понятие «должностное лицо» раскрывается в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ, однако, согласно закону, данное определение рас­пространяется лишь на статьи главы 30 УК[12]. Между тем нормы об ответственности должностных лиц содержатся не только в этой гла­ве (например, ст. 140 УК предусматривает ответственность должно­стного лица за неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации). Для определения понятия «лицо, использующее свое служебное положение» при легализации, необходимо прибегнуть к системному анализу норм УК РФ, в которых, так или иначе, упоми­наются должностные лица, а также лица, занимающие какое-либо служебное положение. Исходя из этого, субъектом преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 174 (1741) УК РФ, следует при­знать:

1)  лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняю­щих организационно-распорядительные, административно-хозяйст­венные функции в государственных органах, органах местного са­моуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой­сках и воинских формированиях Российской Федерации (Примеча­ние 1 к ст. 285 УК РФ);

2)  лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными зако­нами для непосредственного исполнения полномочий государствен­ных органов (Примечание 2 к ст. 285 УК РФ);

3)   лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые конституциями или уста­вами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Примечание 3 к ст.285 УК РФ);

4) государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц (Приме­чание 4 к ст. 285 УК РФ);

5)  лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, т. е. лиц, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой орга­низации, не являющейся государственным органом, органом мест­ного самоуправления, государственным или муниципальным учреж­дением (Примечание 1 к ст. 201 УК РФ).

Сюда же можно отнести еще одну категорию лиц - служащих коммерческих и иных организаций, не являющихся должностными лицами. На наш взгляд, является очевидным тот факт, что каждый служащий коммерческой или иной организации, не являющийся должностным лицом, занимает, тем не менее, опре­деленное служебное положение. Термин «лицо, занимающее слу­жебное положение» намного шире термина «должностное лицо» и полностью его охватывает. В качестве специального субъекта лега­лизации в законе также указано лицо, использующее свое служебное положение, а не должностное лицо. Поэтому любого служащего коммерческих и иных организаций, даже не являющегося должност­ным лицом, но использующего свое служебное положение для лега­лизации, следует признавать субъектом преступления, предусмот­ренного п. «б» ч. 2 ст. 174 (1741) УК РФ.

Лицо, принадлежащее к вышеперечисленным категориям, мо­жет являться специальным субъектом легализации (отмывания). Ос­тальные лица, участвовавшие в легализации вместе с ним, могут не­сти уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя или пособника. Подробнее вопросы соучастия (в том числе со специальным субъектом) будут рассмот­рены ниже, при анализе квалифицирующих признаков легализации.

Во время действия первой редакции ст. 174 УК РФ (до 1 февра­ля 2002 г.) большинство авторов указывали, что легализация может быть совершена только с прямым умыслом. После того, как с 1 февраля 2002 г. в ст. 174 УК РФ появилось указание на цель действий виновного, следует признать, что законо­датель считает квалификацию по ней возможной только в том слу­чае, если виновный действовал с прямым умыслом. Рассмотрим, од­нако, насколько это обоснованно.

Прямой умысел при легализации означает, что лицо, совершая финансовые операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, сознает общественную опасность и противоправный характер своих действий, предвидит наступление общественно опасных последст­вий и желает эти действия совершить, желает наступления вредных последствий.

«Заведомость» означает, что лицу было достоверно известно о преступном пути их приобретения другими лицами. О преступном пути приобретения виновный может узнать как от самих «приобре­тателей», так и догадаться сам, исходя из количественных и качест­венных характеристик предметов легализации, обстоятельств пере­дачи ему денежных средств или иного имущества и т. д. На преступный характер происхождения предметов легализации (отмывания) могут указывать и признаки самих предметов: например, большое количество мелких денежных купюр, движимое или не­движимое имущество без документов о праве собственности, вещи со следами крови, пулевыми отверстиями и т. п.

Слово «заведомый» означает «хорошо известный, несомненный (о чем-нибудь отрицательном)» и произошло от «ведать» (устар.) - «знать»[13].

Решающее значение для понимания заведомости имеет обще­правовая презумпция добропорядочности граждан, согласно кото­рой «изначально предполагается, что гражданин соблюдает, не на­рушает гражданское, трудовое, налоговое, уголовное и др. законодательство»[14], а также общеотраслевая презумпция знания закона, предполагающая, что «лицо знало о противоправности со­вершаемого им деяния, которое как общественно опасное запрещено под угрозой наказания опубликованным и действующим уголовным законом, и в силу этого оно подлежит уголовной ответственности.

То же самое происходит при легализа­ции: совершая финансовую операцию или сделку с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, виновный может сознательно допускать либо относиться безразлично к факту их легализации. Например, вкладывая «гряз­ные» деньги в недвижимость или покупая на них иностранную ва­люту, виновный может специально и не преследовать цели придания таким деньгам правомерного вида. Он желает, например, лишь за­щитить их от инфляции или же просто считает подобный способ вложения капитала наиболее выгодным. При этом виновный отно­сится безразлично к тому, что при совершении финансовых опера­ций или сделок с деньгами или имуществом объективно происходит затруднение их последующего обнаружения, маскировка, придание им правомерного вида и т. п. Поэтому справедливо мне­ние о том, что данное преступление (легализация) может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом, невзирая на то, что комментируемый состав относится к так называемым формальным. Тем более что «при отсутствии объективного проявления умысла (что можно наблюдать и при лега­лизации) возникают непреодолимые сложности его уточне­ния. В такой ситуации получается, что виновный будет нести ответ­ственность только за то,  в чем он  признается». Между тем виновный может даже не знать таких слов - «цель легализации». Как быть тогда с прямым умыслом?

Установление любого уголовно-правового запрета всегда преследует определенную цель. Вместе с тем указание на цель дей­ствий виновного имеется далеко не во всех нормах УК. Обусловлено это тем, что зачастую в этом нет какой-либо необходимости, так как эта цель и без того очевидна. Например, целью криминализации преступлений против собственности является защита имуществен­ных интересов собственника, однако не сформулирован же состав кражи как «тайное хищение чужого имущества, с целью причинения материального ущерба потерпевшему». Несмотря на то, что похити­тель преследует лишь цель личного обогащения, тем не менее, при­чинение материального ущерба потерпевшему происходит объек­тивно, независимо от того, желал ли виновный его нанести. То же самое - и при умышленном убийстве из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженном с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Например, чтобы завладеть кошельком потерпевшего, виновный лишает его жизни. В этом слу­чае причинение смерти не является для виновного самоцелью, по­скольку основная его цель - имущество потерпевшего. К факту же его смерти виновный может относиться безразлично. Причинение смерти в этом случае является лишь способом достижения постав­ленной цели. Конечно, нельзя утверждать, что виновный вообще не желал смерти потерпевшего, но, полагаем, это та ситуация, когда «эти последствия являются побочными (вынужденными) по отношению к содержанию основной мотивации или к результатам иной мотивации». На наш взгляд, это касается и легализации. При со­вершении финансовых операций или сделок с денежными средства­ми или имуществом, приобретенными преступным путем, в любом случае, так или иначе, происходит введение их в легальный оборот, придание им правомерного вида, маскировка, затруднение после­дующего обнаружения и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод, что, в соответствии с ны­не действующими редакциями ст. 174, 1741 УК РФ, легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, может быть совершена только с прямым умыслом. Необходим, однако, поиск такой законодательной конструкции данного состава, которая позволяла бы охватывать действия виновного, если бы он действовал и с косвенным умыслом. Обусловлено это тем, что при совершении любых действий с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, объективно, так или иначе, происходит придание им правомерного вида, введение их в легальный оборот, независимо от того, преследовал ли виновный такую цель.

2.3. Квалифицированные виды легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, предусмотренные статьями 174УК РФ и 174.1 УК РФ 50

Квалифицированным видом преступления по ч.2 ст.174 УК признается легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, совершенная группой лиц по предварительному сговору (п. “а”), неоднократно (п. “б”) или лицом с использованием своего служебного положения (п. “в”).

Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в ней участвовали два и более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Данный квалифицирующий признак распространяется только на деяния, предусмотренные частями второй и третьей статей 174 и 1741 УК РФ. Фактически легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем либо приобретенных лицом в результате совершения им преступления, может быть совершена организованной группой только при условии совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом на сумму, превышающую один миллион рублей. Установление необходимости наличия крупного размера в один миллион рублей для квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества как совершенных организованной группой, представляется неверным. Один миллион рублей является чрезмерно большой суммой, что повлечет непривлечение к уголовной ответственности членов организованных групп, которые совершают финансовые операции и иные сделки с целью легализации, на значительную сумму, но не достигающую одного миллион рублей[15].

В ходе опроса юристов[16], только 32 % респондентов указали, что преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, могут быть совершены одним лицом (рис. 1). Большинство же опрошенных юристов отметили, что минимальным количеством лиц, которые совершают криминальные банкротства, является два и более человека.

Рисунок 1. Количество лиц, принимающих участие в совершении легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: 1 - минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - 1 человек; 2 – минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741, - 2 человека; 3 – минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - 3 человека; 4 – минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - 4 человека; 5 – минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - 5 человек; 6 - минимальное количество лиц, имеющих возможность совершить преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 1741 УК РФ, - более 5 человек.

Для характеристики легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, совершаемой организованными преступными группами, важную роль играет последовательность этапов организованной преступной деятельности. Эти этапы связаны с главной целью организованных преступных групп – получением преступных сверхдоходов и их последующей легализацией. Можно выделить следующие этапы организованной преступной деятельности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем:

·           создание организованной преступной группы с целью получения доходов;

·           разработка плана совершения экономических преступлений;

·           получение преступных доходов;

·           сокрытие следов, обеспечение безопасности преступного бизнеса с помощью коррупционных связей;

·           легализация полученных доходов.

Затем, естественно, разрабатываются свои способы и методы легализации преступных доходов.

Закон (ст. 16 УК) определяет неоднократность как совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК, т.е. ст. 174. Вместе с тем совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями УК, может признаваться неоднократным в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Наличие этого признака охватывает как те случаи, когда лицо было судимо за ранее совершенное преступление, так и те, когда оно не было судимо и одновременно привлекается за это преступление к уголовной ответственности. Если к моменту совершения рассматриваемого преступления судимость за прежнее преступление снята или погашена в установленном законом порядке или истекли сроки давности уголовного преследования за прежнее преступление, то неоднократности не будет.

Под использованием лицом своего служебного положения понимается легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, совершенная должностным лицом органа государственной власти, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Особо квалифицированные виды рассматриваемого преступления образуют его совершение организованной группой или в крупном размере (ч.3 ст.174 УК).

Поскольку в уголовном законе понятие крупного размера легализации (отмывания) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем не определено, его установление осуществляется судом исходя из конкретных обстоятельств содеянного, с ориентиром на примечание к ст.171 УК.


Глава 3. Криминологическая характеристика и правовые средства противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

3.1. Причины и условия, способствующие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Структура процесса отмывания денег, полученных преступным путем. Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных операций, совершаемых разнообразными методами, которые постоянно совершенствуются. Прежде, чем привести описание причин и условий, способствующих отмыванию доходов, полученных преступным путем, рассмотрим одну из выявленных документированных схем отмывания.

Модели отмывания криминальных фондов денежных средств:

·           Трехфазовая модель. Она является наиболее распространенной и предполагает выделение в процессе легализации следующих стадий: Размещение (рlасеment) - это физическое размещение наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от мест их происхождения (рис.2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.